Родительское собрание в первой младшей группе « Развитие речи детей в детском саду и дома»
учебно-методический материал (младшая группа)

Удавихина Наталья Анатольевна

Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей раннего  возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx20.39 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

В первой младшей группе

« Развитие речи детей в детском саду и дома»

   

 Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.

 Задачи: познакомить родителей с особенностями речевого развития детей раннего  возраста; проанализировать речевое развитие детей группы; познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома; способствовать развитию коммуникативных качеств детей; воспитывать культуру общения; вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

                                                         Ход мероприятия

 1. Предварительный этап.

 - Приглашение родителей на собрание.

 - Экспресс – опрос «Для чего нам нужна речь? »

 2. Организационный этап.

 - Оформление выставки методической литературы по теме семинара.

 3. Вступительный этап.

                                                     (Родители рассаживаются полукругом)

 Воспитатель: Добрый вечер! Я рада встрече с вами. Спасибо, что нашли время и пришли на нашу встречу. Хотелось бы начать сегодняшнюю встречу со следующих  строк.

 Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,

 Бежит среди камней чиста, нетороплива,

 И ты готов внимать её поток

 И восклицать: - О! Как же ты красива.

4. Основной этап.

         Тема нашей встречи «Развитие речи детей в детском саду и дома».

                                            Игра «Вопрос – ответ»

 А сейчас предлагаю вам ответить на мои вопросы.

 - Поднимите руку те родители, которые заинтересованы в том, чтобы их ребёнок говорил правильно.

                ( Очень приятно видеть внимательных и заботливых родителей. )

 - А теперь предлагаю поднять руку тем родителям, которые считают, что его ребёнок говорит чисто, внятно, правильно.

   ( Посмотрите, как  мало рук.  Действительно, в этом возрасте дети говорят неправильно, звукопроизношение у них не сформировано – и это физиологическая норма, т. е. свойственно возрасту.)

 - Предлагаю теперь поднять руки тем из вас, кто дома постоянно читает своим детям небольшие стихотворения, заучивает их; читает рассказы и сказки и ведёт беседу о прочитанном произведении.

( В нашей группе не так много родителей, которые постоянно знакомят детей с произведениями художественной литературы.)

 - Поднимите руку те родители, которым тема нашей встречи интересна.

( Ваша реакция показала, что тема нашей встречи актуальна и значима.)

Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям:

Во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками.

 Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

 Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способности общаться.

 Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.

 Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.

Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказыванию ребёнка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, уровнем умственного, эстетического и эмоционального развития. Обучение родному языку предоставляет возможности и для нравственного воспитания.

 Таким образом, овладение родным языком рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка, который представляет  большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

 Как Вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чем мы должны заниматься с ребёнком? (Предложить высказаться родителям)

 • Воспитание звуковой культуры речи.

 • Формирование грамматического строя речи.

 • Обогащение словарного запаса.

 • Обучение рассказыванию, связной речи.

 • Развитие выразительности речи.

 Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности ; в повседневной жизни.

         Анализ речи детей группы. (результаты даются в обобщённом виде)

 Большое значение для развития речи детей раннего возраста имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой. Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребёнка. Отправляясь с ребёнком на прогулку мы,  можем:

 - поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано, какое сейчас время года;

 - в холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведение и повадками; посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает;

 Но мы, взрослые, сами должны видеть окружающий мир, чтобы научить и ребёнка видеть, наблюдать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами.

 Замечательные возможности представляет для развития речи детей ознакомление с художественной литературой.

 Стихи, сказки, рассказы которые вы читаете ребёнку должны быть небольшие по объёму, несложные по содержанию, доступные для понимания.

 «Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело!

 Одно и то же произведение дети любят слушать несколько раз;

 Учите с детьми стихи, потешки, загадки наизусть.

 Спрашивайте, о чём говориться, что происходит с главными героями;

 Учите пересказывать сказки, начиная задавать вопросы по содержанию; передавая содержание, ребёнок учится чётко, точно, полно, последовательно излагать свои мысли;

 Как сделать чтение книжек ребёнку более полезным и интересным? Для этого нужно, чтобы ребёнок активно участвовал в этом процессе. Как это сделать?

 - Задавайте вопросы. Книжные герои могут помочь малышам развивать умения понимать и наблюдать. Во время чтения задавайте им различные вопросы.

 -Озвучьте рассказ. Придумайте вместе с ребёнком, какие звуки присутствуют в сказку, и воспроизведите их. Представьте, как завывает ветер в зимнем лесу, как звучит весенняя капель, как разговаривают птицы и звери.

 -Изобразите прочитанное литературное произведение. Если вашему ребёнку наскучило чтение, попросите его изобразить прочитанное. Пусть он, например, покажет, как Машенька примеряла стульчики по росту в сказке о трёх медведях или как дед тащил репку.

 -Отступайте от рассказа. Попробуйте прочитать несколько строчек или страниц известной ребёнку сказки или рассказа, а потом попросите его придумать продолжение, тем самым вы стимулируете воображение ребёнка, а также помогаете расширить словарный запас и научиться принимать решения в различных ситуациях.

 - Загадайте загадки по сказкам.

-В хорошо знакомые сказки можно и поиграть. Сделайте пальчиковый театр: нарисуйте рожицы фломастерами на пальцах или отрежьте пальчики от старой перчатки и украсьте их глазками и ушками. Если любите вязать крючком, то сделать несколько маленьких игрушек вам не составит труда. Можно сшить героев сказки из фетра или лоскутов ткани, а можно даже склеить из бумаги - ребенок будет рад любому варианту.

 Разыграйте колобка, репку, теремок, курочку Рябу и другие знакомые ребенку истории.

 Можно придумать с ребёнком свою сказку.

Многие специалисты считают, что на развитие речи ребенка особое влияние оказывает развитие рук, особенно пальцев. Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга. » (Предложить родителям поиграть в пальчиковые игры)

                                                         Апельсин.

 Мы делили апельсин.

 Много нас, а он один. ( сжимают и разжимают пальцы обеих рук в кулаки.)

 Эта долька - для ежа.

 Эта долька - для стрижа.

 Эта долька - для утят.

 Эта долька - для котят.

Эта долька - для бобра. (По очереди загибают пальцы, начиная с большого.)

 А для волка - кожура. (Сжимают пальцы обеих рук в кулаки)

 Он сердит на нас - беда;

 Разбегайтесь – Кто куда! (Резко разжимают пальцы, сжатые в кулаки)

Нередко ребёнок неправильно произносит те или иные звуки, потому что у него пока ещё «непослушный язычок» Есть простые упражнения, помогающие отработать артикуляцию. Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5-10 минут. (провести с родителями артикуляционную гимнастику)

 «Как едет лошадка» Предложите ребёнку пощёлкать язычком, прижимая кончик к верхним зубам. Для имитации звука придумайте игру, например: «Вот идёт лошадка, цокает копытцами: цок – цок-цок. Слышишь, она побежала. А теперь она бежит быстро – быстро! » Ребёнок щёлкает язычком, ускоряя темп.

 Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры. (Провести с родителями игры на звукопроизношение)

 Речевая игра «Вьюга» (показать картинку, на которой нарисована вьюга)

 «Вьюга начинается» - ребёнок тихо говорит «У-У-У… »; по сигналу: «сильная вьюга» - говорит громче; по сигналу- «вьюга кончается» говорит тише; по сигналу «вьюга кончилась»- замолкает.

Чистоговорки:

 Вы можете и сами могут придумывать шутливые фразы, типа:

 "да-да-да - в огороде лебеда",

"ду-ду-ду - растут яблоки в саду",

"жа-жа-жа - есть иголки у ежа"

"чи-чи-чи - прилетели к нам грачи"

"жу-жу-жу - я на солнышке лежу". ну и так далее.

В таких произношениях ребенок может уловить разницу между словом и звуком.

Чтобы правильно развивать речь ребёнка, нужно придерживаться некоторых советов:

 • Речь взрослых должна быть чёткой, неторопливой, грамматически и фонематически правильно оформленной, не следует искажать слова, имитировать детскую речь: никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым; главное – говорить медленно, ясно и громко.

 • Обращать внимание детей на то, как они согласовывают слова в предложении, поправляйте ребёнка (исправляйте допущенные ошибки) .

 • Играя с ребёнком, упражняйте его в согласовывании имён существительных с разными частями речи, например с глаголами. Возьмите куклу и спросите: «Кто к нам приехал? » и, ребёнок даёт полный ответ: «К нам в гости приехала кукла».

 • Используйте игрушку для обучения предлогам. (Ребёнок отвечает на вопрос «Где игрушка? », используя предлоги.

 • Учите ребёнка самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно поставить яркую игрушку перед ребёнком, предложить её рассмотреть, затем задать вопросы.

 - Что это? (Кто это)

 -Какого цвета?

 - Что есть у зайки? (Что это у зайки)

 - Как можно назвать зайку?

 - Что можно с ним делать?

 Поощряйте в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструированием, играм с мозаикой, играйте с ним в различные игры: словесные, речевые, пальчиковые; делайте артикуляционную гимнастику.

 5. Подведение итогов собрания

 А сейчас есть возможность сказать свое слово о развитии речи дошкольников всем желающим в слове – эстафете. Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен (должна…

 Перед вами дерево. Его нужно украсить красивыми листочками. Если вам понравилось наше мероприятие, вы получили новые знания, были активными участниками, украсьте дерево зеленым листочком. Если вам не понравилась наша встреча, вы считаете, что потеряли время, украсьте дерево желтым листочком.

 (Звучит тихая, спокойная музыка, родители проводят оценку данного мероприятия. Принятие решения собрания. Решение текущих вопросов)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание во второй младшей группе: " Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

Знакомство родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; проанализировать речевое развитие детей группы; знакомство с речевыми играми, в которые полезно играть с реб...

Родительское собрание во 2 младшей группе"Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

Собрание  во 2 младшей группе проходит  в форме  семинара - практикума...

Родительское собрание в первой младшей группе «Развитие речи детей двух-трех лет»

Познакомить родителей с теоретическими основами и применяемыми практическими методами работы с детьми по развитию речи....

Родительское собрание в первой младшей группе «Развитие речи детей двух-трех лет»

Познакомить родителей с теоретическими основами и применяемыми практическими методами работы с детьми по развитию речи....

Родительское собрание в первой младшей группе «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка....

Конспект родительского собрания в первой младшей группе «Итоги адаптации детей к детскому саду. Возрастные особенности детей 2-3 лет»

В конспекте родительского собрания представлен материал по адаптации детей к детскому саду, возрастные особенности детей 2-3 лет, а так же практические задания для родителей, например: Задание дл...