Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
консультация

Трошкова Татьяна Михайловна
консультация педагога - психолога для родителей и воспитателей "Синдром дефицита внимания с гиперактивностью"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley_-giperaktivnost.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Синдром дефицита внимания

 с гиперактивностью

Многие родители сталкиваются с проблемой «трудных» детей. Но кто они, эти «трудные» дети? Всегда ли мы, взрослые, понимаем их сложности и вовремя приходим на помощь? Виноваты ли сами дети в том, что их считают «трудными» ?

Самой распространенной формой хронических нарушений поведения в детском возрасте является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). По данным большинства эпидемиологических исследований, его частота среди детей дошкольного и школьного возрастов составляет от 0,4 до 9,5%.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью проявляется расстройствами внимания, двигательной расторможенностью (гиперактивностью), импульсивностью поведения и сопровождается двигательной неловкостью, неуклюжестью. Его симптомы всегда отмечаются в возрасте до семи лет, обычно — начиная с четырёхлетнего возраста. Но когда ребёнок становится старше и поступает в школу, у него возникают новые сложности: трудности освоения школьных предметов, слабая успеваемость, неуверенность в себе, заниженная самооценка, проблемы во взаимоотношениях с окружающими, в том числе с одноклассниками и учителем, усиливаются отклонения в поведении.

В подростковом возрасте эти трудности возрастают. Подросткам с таким синдромом свойственны бунтарский дух, отрицание авторитетов, незрелое и безответственное поведение, нарушение семейных и общественных правил, затруднения в выборе и освоении профессии. У многих из них наблюдается тяга к употреблению алкоголя и наркотиков. В связи с этим усилия специалистов должны быть направлены на своевременное выявление и коррекцию дефицита внимания с гиперактивностью, сведение к минимуму действия факторов, усугубляющих его проявление.

Ниже приводятся некоторые примеры проявления у детей синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и советы родителям, воспитателям, педагогам.

Диагностические критерии синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.

НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ.

1. Ребёнок часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.

2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

3. Часто складывается впечатление, что не слушает обращённую к нему речь.

4. Часто не в состоянии следовать предлагаемым инструкциям и справиться со школьным заданием, домашней работой или обязанностями на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).

5. Часто испытывает сложности в самоорганизации на выполнение заданий и других видов деятельности.

6. Обычно избегает заниматься тем, что требует длительного умственного напряжения (например, подготовка школьных заданий, домашняя работа) иливысказывает недовольство по этому поводу.

7. Часто теряет вещи (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).

8. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

9. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ.

1. Часто беспокоен в движениях; сидя на стуле, ёрзает, вертится.

2. Часто встаёт со своего места во время уроков или В других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.

3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, пытается куда-то залезть, причём в ситуациях, когда это неприемлемо.

4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.

5. Часто бывает болтливым.

ИМПУЛЬСИВНОСТЬ.

1. Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца.

2. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.

3. Часто мешает другим, пристаёт к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).

Приёмы модификации поведения для родителей и педагогов

В воспитании ребёнка с гиперактивностью родителям необходимо избегать двух крайностей: проявления чрезмерной мягкости, с одной стороны, и постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, — с другой, в сочетании с излишней пунктуальностью, жёсткостью и наказаниями. Частое изменение указаний и колебания настроения родителей оказывают на него гораздо более глубокое негативное воздействие, нежели на здоровых детей.

Родителям нельзя допускать вседозволенности в отношении детей. Однако количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму. Невозможно требовать от ребёнка планомерного выполнения сложных заданий. На более простых делах нужно учить его правильно распределять свои силы, не бросаться от одного занятия к другому, на наглядных повседневных примерах показывая, как поэтапно прийти к желаемому результату.

Хорошие отношения, установившиеся между ребёнком и родителями, когда малыш видит их любовь и испытывает чувство вины за непослушание, способствуют тому, что он начинает лучше контролировать своё поведение. Обстановка дома должна быть доброжелательной и спокойной. Для ребёнка желательна отдельная комната с преобладанием в интерьере спокойной цветовой гаммы, без отвлекающих и раздражающих предметов. Поведение его будет более последовательным и уравновешенным, если родители следят за режимом дня. Лучше, если жизнь малыша будет строиться по стереотипному (что не означает скучному!) распорядку, чтобы он строго в определенное время питался, делал уроки, играл, выполнял доступную для него работу по дому, смотрел телепередачи и т.д.

(По материалам книги Н.Н.Заваденко «Как понять ребёнка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания” )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

Здесь вы найдете ответ на вопрос что такое сдвг....

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (СДВГ). - основные проявления.

синдром  дефицита  внимания и гиперактивность у детей....

СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) советы по выявлению и дальнейшей коррекции данного нарушения у школьников.

В статье представлены указания и рекомендации по выявлению данного синдрома и его дальнейшей успешной коррекции...

Гиперактивные дети (Синдром дефицита внимания с гиперактивностью)

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) также называют гиперактивностью.Нет простого решения, как обращаться с гиперактивным ребенком  дома. В конечном счете, эффективность любого воз...

Советы родителям гиперактивного ребенка. Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный? Давайте разграничим эти понятия.

Активный ребенок:- Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и тот же ...

Советы родителям гиперактивного ребенка Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный?

Активный ребенок:- Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но, если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и тот же...

Синдром дефицита внимания, синдром гиперактивности и другие «дефициты» . Как помочь детям?

Что такое «СДВ» и «СГДВ» ?Что отличает детей с СДВГ?Темпераментные малыши.Проблемы,  с которыми сталкиваются родители....