КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КАК ОБУЧИТЬ ДЕТЕЙ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
консультация

Осипова Наталья Вениаминовна

материал для родителей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx22.24 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«КАК ОБУЧИТЬ ДЕТЕЙ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

Программа «Финансовая грамотность» – состоит из 4 блоков: «Труд-деньги», «Деньги, цена, стоимость», «Реклама: желания и возможности», «Полезные навыки и привычки в быту – тоже экономика».

Пока что малышам достаточно уяснить, что деньги не бесконечны. Не стоит подробно рассказывать как трудно достаются деньги семье. Важен, сам принцип много работал — получил зарплату. Понимание того, что значит, денег много не бывает, придет не сразу.
Основам финансовой грамотности дошколят лучше учить дома в спокойной обстановке. Вариант подробного объяснения в магазине, почему мама не может сейчас купить вертолет не удачный.
У малышей дошкольного возраста критерии выбора пока отсутствуют. Поэтому не стоит их вести в магазин для выбора игрушки. Правильное решение — обсудить дома и купить без присутствия малыша.

Гражданский кодекс позволяет детям совершать покупки на небольшие суммы уже с 6 лет. Как показывает практика, к этому возрасту, дети уже довольно активно проявляют свою самостоятельность и хотят, чтобы взрослые поддерживали это их стремление. Именно поэтому уже сейчас перед родителями встает очень важная и непростая задача научить ребенка правильному обращению с финансами.

Каждый ответственный родитель усердно трудится, чтобы у его ребенка было счастливое и беззаботное детство. Однако психологи утверждают, что уже с раннего возраста детей нужно обучать основам финансовой грамотности. Этот подход имеет массу плюсов. Дети станут ответственными, неизбалованными, трудолюбивыми и целеустремленными. А в этом, кажется и есть суть любого воспитания. Как научить ребенка финансовой грамотности?

В английской пословице сказано, что не нужно пытаться воспитывать детей. Следует воспитывать себя, а дети все равно будут похожи на родителей. Отталкиваясь от этого мудрого суждения, постарайтесь быть хорошим примером для своего ребенка в экономических (и не только) вопросах.

Для этого, родители, вам надо сделать следующие шаги:

1. Рассказать, что такое бартер (или обмен товарами), и рассказать про универсальность денег.

 2. Познакомить ребенка с номиналами купюр и монет, ввести в арифметику счета.

 3. Рассказать, как вы зарабатываете деньги и на что их тратите.

 4. объяснить, что ребенок уже сейчас может заработать деньги (за работу по дому, к примеру).

 5. Объяснить разницу между потребностями и пожеланиями.

 6. При покупке подарка, дать возможность ребенку делать выбор самому.

 7. Объяснить принцип накопления денег.

Совет 1. Начните с себя.

Психологи утверждают, что в раннем возрасте дети очень часто обезьянничают — например, копируют поведение своих родителей. И если вы не выпускаете из рук телефон, а ребенку запрещаете это делать — будет ли такой запрет иметь смысл? Это касается и финансового воспитания. Поэтому, прежде чем просвещать ребенка, тщательно проанализируете свое отношение к деньгам, тратам, накоплениям и всему, что с этим связано.

Совет 2. Не превращайте деньги в высшую ценность.

Раз и навсегда дайте ребенку понять, что деньги — это всего лишь ресурс. Да, ресурс необходимый, но становиться единственным смыслом жизни деньги не должны. Их можно сравнить с водой в кране. Мы все знаем, что она должна быть, но праздновать, заметив, что напор больше, чем обычно, или рвать на себе волосы, когда ее на 10 минут отключают — довольно странно, не правда ли?

Совет 3. Дайте ребенку понять, откуда деньги берутся и куда деваются.

Покажите своим детям, как вы планируете семейный бюджет. Подробно распишите все доходы, и особенно тщательно объясните свои расходы. Все шутки про то, что деньги растут на деревьях, услышанные от родителей, дети часто воспринимают буквально, особенно в раннем возрасте. Обязательно поясните ребенку, что деньги надо уметь считать и расходы важно планировать заранее. Предложите ребенку принять участие в планировании. Можно воспользоваться одной из многочисленных программ для формирования семейного бюджета для смартфонов и компьютеров. Тогда ребенку будет наглядно видно, что если прямо сейчас потратить половину семейных денег на новый гироскутер, то в следующие пару месяцев придется отказаться от многих привычных блюд и от любимого сладкого.

Совет 4. Контролируйте траты детей.

Контролировать траты ребенка надо, но так, чтобы это не превращалось в слежку. Доверие со стороны взрослых так же важно, как и ответственность со стороны детей. Ошибки и бездумные траты непременно будут, но за ними должны следовать полезные уроки — такова цена финансовой грамотности.

Совет 5. Научите ребенка копить.

«У меня есть цель, я ограничиваю себя в чем-то ради нее, я действую последовательно, я достигаю цели» — примерно такая цепочка должна сложиться в голове у ребенка. Для детей помладше можно использовать классическую копилку, детям постарше удобнее будет откладывать деньги на карту или в электронный кошелек.

У некоторых детей иногда возникает желание иметь копилку.  При этом часто инициаторами являются сами родители. «Заведи копилку, соберёшь побольше денег – купишь, что захочешь». Иногда  такое решение заканчивается нежелательными последствиями. Ребёнок начинает выпрашивать у родителей, бабушки деньги, лишь бы бросить в копилку, не зная, зачем они ему нужны. Поэтому я советую родителям, что в каждом конкретном случае должно быть принято своё решение, заводить копилку или нет.

Совет . Научите ребенка быть бережливым.

ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ. Тут все просто. Покажите ребенку все (по возможности) номиналы купюр и монет валюты страны, в которой вы живете. Расскажите, что у большинства стран своя валюта, и она в основном состоит из похожих монет и купюр. Расскажите про ценность каждого номинала, и потренируйтесь вместе простой денежной арифметике.

1. Положите перед ребенком кучку монет: пусть ребенок разложит их в группы по номиналу (так он(а) научится быстрее отличать монеты разного номинала) .

2. Расскажите ребенку, какие названия есть у монет и купюр, расскажите, что можно купить за каждый номинал (у ребенка сложится понятие о ценности каждой монеты и купюры).

3. Попросите ребенка сложить разные суммы: «как собрать 6 рублей?» или «какие монеты и купюры ты бы взял, чтобы заплатить 131 рубль, 67 копеек?».

 4. Наконец, чтоб закрепить знания, пойдите в магазин в незагруженное время и позвольте ребенку самому расплатиться за покупку.

Лучше всего – платить ему за выполнение поручений, не балуя при этом подарками без повода. Если ребенок привык, что родители каждый день приносят ему подарки, выполняют любую прихоть, во взрослой жизни такому малышу придется трудно. Он ведь знает, что родители все купят и решат любую проблему. Зачем тогда работать и напрягаться?Какие же платные поручения можно давать, чтобы заработок не превратился в шантаж?

Стоит объяснить, что у каждого члена семьи есть платные и бесплатные обязанности. Так, уборка, приготовление обеда, шитье – обязанности мамы, которые она выполняет для всех членов семьи бесплатно, иначе все будут ходить голодные и грязные.

Папа помогает нести тяжелые сумки, исправляет, если что-то в доме сломалось. Это мужские обязанности. Что должен делать ребенок? Он может застелить свою постель и убрать игрушки. Пусть порядок в детской будет его бесплатной обязанностью.

А вот официальная работа родителей – это общественные обязанности, за которые платят. И если они выполняют работу хорошо или делают ее за кого-то, получают премию.

Премируйте и своего ребенка!

Игра «Хочу - надо»

Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».

Правила: определить, к какому понятию — «хочу» или «надо», — относится изображенный на карточке предмет, и приклеить картинку на соответствующее панно.

ТСО: карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т.п.; игровое поле.

Игра «Купи другу подарок»

Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка.

Правила: выбрать подарок, определить стоимость и выбрать соответствующие монеты. Покупает тот, кто заплатит за товар соответствующую цену.

ТСО: карточка с «подарками» и ценниками, монеты разного достоинства, карандаши разного цвета.

«Кто что делает?»

Цель: расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.

Правила: Дети подбирают инструменты (картинки), которые необходимы для работы людей тех профессий, которые изображены на сюжетных картинках.

ТСО: карточки с изображением профессии (продавец, повар, кассир, художник, банкир) и трудового действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др.).

«Угадай, где продаются»

Цель: научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.

Правила: Устанавливают зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем продаются.

ТСО: картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т.д.