Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе "Готовность речи ребёнка к школе"
методическая разработка (подготовительная группа)

Проскурина Инесса Анатольевна

конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx51.45 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в  подготовительной группе

 Тема: «Готовность речи ребёнка к школе»

Цель: раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребенка.
Задачи:

- познакомить родителей с особенностями развития речи ребенка старшего дошкольного возраста, методами и приемами ее развития;

- познакомить с технологией интеллект – карт и речевыми играми, в которые полезно играть с ребенком дома;

- вовлекать родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

Участники: родители, воспитатели, учитель-логопед.
Место проведения: групповое помещение.

 

Ход собрания:

- Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарим Вас, что вы нашли время и пришли к нам на встречу. Мы рады всех вас видеть. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания.

Итак, тема нашей встречи «Готовность речи ребёнка к школе»

Известно, что хорошо развитая речь открывает большие возможности для психического и интеллектуального развития ребенка. Если ребёнок владеет речью в соответствии с возрастными нормами, у него расширяется кругозор, обогащаются знания об окружающем мире. Он может связно излагать свои мысли, что позволяет полноценно общаться с окружающими. Современные родители понимают, что в век технологий живое общение часто заменяют гаджеты. Поэтому их волнуют вопрос, как обеспечить полноценное развитие своему малышу?  Какие причины влияют на появление речевых проблем?

Психологи заявляют, что у дошколят, поступающих в школу, часто обнаруживаются речевые проблемы, которые мешают им успешно обучаться. Наиболее серьезными из них считаются:

- односложность и невыразительность речи, построенной из элементарных предложений;

- скупость словарного запаса;

- применение жаргонных словечек, нелитературных фраз;

- неумение передать своими словами содержание текста;

- невнятная дикция;

- низкая грамотность (неправильно поставленные ударения, ошибки в падежных окончаниях, неверно выбранный род существительных).

Если у дошкольника нет речевой патологии, то причиной появления таких проблем, по мнению специалистов, становится поведение взрослых, окружающих ребенка, которые:

- мало общаются с ребенком, само общение сводится только к удовлетворению потребностей, связанных с едой, гигиеной, режимом;

- вводят запреты: «не мешай, я занят», «мне некогда с тобой играть», «займись сам своим делом», «без меня ничего не трогай»;

- в семье разговаривают в повышенном тоне, употребляют сленг;

- не придают значения тому, что ребенок постоянно занят компьютерными играми;

- мало читают, не обсуждают с малышом прочитанное;

- дома не принято обсуждать семейные события;

скудная детская библиотечка;

- ребенку не хватает полноценного общения со сверстниками;

- взрослые считают, что достаточно посещения детского сада или группы, а дома проводить речевые занятия необязательно.

Можно найти еще много причин такого рода, которые тормозят развитие речи дошкольника. О них необходимо знать родителям, так как они должны понимать, что речь взрослых, манера общения в семье служат образцом для подражания детям. Во многом от них зависит, как будет их малыш разговаривать. Чем лучше у ребёнка будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

Навыки правильной речи приобретаются в семье, однако большую часть времени ребёнок проводит в иной среде – в детском саду. И мы глубоко убеждены, что для формирования полноценного, гармоничного речевого развития, необходимо взаимопонимание и взаимодействие педагогов, работающих с ребёнком и семьи, воспитывающей его.

Как должны быть развиты компоненты речевой системы к моменту поступления ребёнка в первый класс? И чему должны учить ребёнка на протяжении дошкольного возраста?

                   Формирование звуковой культуры речи.

В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам.

К 6-7 годам ребёнок должен уметь:

-  различать звуки на слух и в произношении;

- слышать и выделять первый и последний звук в слове;

- определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);

- определять количество и последовательность звуков в слове;

- называть слова с заданным звуком;

- определять количество слогов в слове, отбирать картинки с заданным количеством слогов;

- уметь составлять слова из звуков.

 Приходя в школу, ребёнок должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.

 

 Обогащение словарного запаса.

Словарный запас ребенка интенсивно увеличивается при речевой деятельности и ознакомлении с окружающим миром. Словарный запас может быть активным и пассивным. Активный запас слов включает используемые в устной речи и письме слова, а пассивный - слова, которые человек узнаёт при чтении и на слух, но не применяет в речи или письме. Как правило, пассивный запас слов превышает активный в несколько раз. К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас до 3500 слов.

-  Активно использовать все части речи (существительные, прилагательные,

   глаголы, наречия).

- Подбирать синонимы, антонимы, омонимы.

- Понимать переносное значение слов (пословицы, фразеологические обороты).

- Подбирать обобщающие понятия для группы предметов.

- Владеть навыками словообразования образовывать прилагательные от существительных.

 Формирование грамматического строя речи.

В старшем дошкольном возрасте ребёнок должен иметь грамматически правильно оформленную речь:

 - пользоваться различными способами словоизменения и словообразования (стол – столик, ковер - коврик, варенье из вишни вишневое, сок из ананаса- ананасовый);

 - образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе (ухо - уши, лист - листья много карандашей, пней лис);

- согласовывать имена существительные с именами прилагательными (коричневая юбка, коричневое пальто), числительные  с существительными  (одно яйцо, двое сапог), правильно употреблять в речи относительные и притяжательные прилагательные (лисий хвост, медвежье ухо)

- уметь употреблять не только простые, но и сложные предлоги и т. д. (из-под стола, из-за дерева).

Развитие связной речи.

Связная речь ребенка—это результат овладения им всеми сторонами родного языка: фонетикой, лексикой, грамматикой. Требования, предъявляемые начальной школой к уровню развития связной речи первоклассника, очень высоки, так как на уроке он должен уметь пересказать прочитанное, рассказать, как он решил ту или иную задачу.
К 7 годам ребёнок должен уметь:

- пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки из 8 – 10 предложений, сохраняя последовательность и смысл;

- составлять рассказ по сюжетной картинке, из личного опыта;

- составлять рассказ по серии из 3 – 6 сюжетных картинок;

- отвечать на вопросы по тексту.

При пересказе (рассказе) обращается внимание:

- на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ);

- на лексику (полнота и точность использования слов);

- на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения);

- на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль)

Большую роль в развитии речи детей играет развитие интонационной выразительности речи. Интонационной выразительностью дети овладевают к пяти годам. Но, как правило, в детском саду при разучивании стихов, песен,

инсценировок мы сталкиваемся с монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему.  При чтении произведений детям обращать внимание на выразительность, темп своей речи, объяснять ребёнку, что интонация помогает точно передать свои мысли и чувства, отношение к другим людям.

Речевая коммуникация

Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, использованием соответствующего словарного запаса и форм общения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Ребёнок должен быть достаточно активен в общении, уметь слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета.

 

Итак, вооруженные всеми этими знаниями, вы легче осилите дорогу к школе. Однако помните: самое главное для первоклашки – не умения и навыки, а уверенность в своих силах и в родительской поддержке, что бы ни происходило в школе. Удачи!

 

 Заканчивая разговор о необходимости речевой подготовки детей к школе, хочется подчеркнуть, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности, тем полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми. И наоборот, неясная, плохо развитая речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения со сверстниками, нередко откладывает отпечаток на характер ребенка, препятствует успешному обучению в школе.

 И напоследок хочется вам пожелать: «Любите своих детей и помогайте им. Дети – это самое дорогое, что у Вас есть!».

 

Большое спасибо за то, что Вы сегодня приняли участие в нашей беседе.      

Благодарим за внимание, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Готовность ребёнка к школе»

Цель:  организация совместной работы детского сада и семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению....

Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Ваш ребёнок - будущий школьник»

Расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей, вовлечение родителей в процесс воспит...

Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Ваш ребёнок - будущий школьник»

Родительское собрание в подготовительной к школе группе«Ваш ребёнок - будущий школьник»...

Родительское собрание в подготовительной группе на тему: "Готовность ребёнка к школе"

Цель: повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах готовности ребёнка к школьному обучению;информирование родителей о результатах диагностики готовности к школе....