Влияние детско-родительских отношений на развитие ребенка
консультация

Зайцева Лариса Валерьевна

Пристальное внимание, которое уделяется в настоящее время проблемам детско-родительских отношений, обусловлено той ролью, которую они играют в становлении и функционировании человеческой личности. Нет практически ни одной области развития ребенка, которую бы не затрагивали отношения с родителями. Центральной в изучении закономерностей развития личности проблема детско-родительских отношений, качества материнского ухода и типа воспитания стала благодаря психоанализу. В пределах классического психоанализа 3. Фрейда воздействие со стороны взрослых на психическое развитие ребенка выдвигается на передний план, в первую очередь в связи с изучением невротических расстройств, истоки которых Фрейд находит в детских переживаниях. Только положительный опыт взаимодействия с близким взрослым позволяет ребенку вырасти гармоничной и психически здоровой личностью. В гуманистической психологии (Э. Фромм, К. Роджерс, А. Маслоу) также родительское отношение (принятие, любовь, внимание) рассматривается в качестве фундаментальной основы развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_detsko.docx30.85 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние детско-родительских отношений на развитие ребенка

Содержание

1.

Описание

2.

Влияние на эмоциональное состояние ребенка 

3.

Влияние на самооценку ребенка 

4.

Влияние на отношение к миру. Привязанность к близкому взрослому 

5.

Влияние на познавательное развитие ребенка

6.

Характер коммуникации со взрослыми и сверстниками.

Пристальное внимание, которое уделяется в настоящее время проблемам детско-родительских отношений, обусловлено той ролью, которую они играют в становлении и функционировании человеческой личности. Нет практически ни одной области развития ребенка, которую бы не затрагивали отношения с родителями. Центральной в изучении закономерностей развития личности проблема детско-родительских отношений, качества материнского ухода и типа воспитания стала благодаря психоанализу. В пределах классического психоанализа 3. Фрейда воздействие со стороны взрослых на психическое развитие ребенка выдвигается на передний план, в первую очередь в связи с изучением невротических расстройств, истоки которых Фрейд находит в детских переживаниях. Только положительный опыт взаимодействия с близким взрослым позволяет ребенку вырасти гармоничной и психически здоровой личностью. В гуманистической психологии (Э. Фромм, К. Роджерс, А. Маслоу) также родительское отношение (принятие, любовь, внимание) рассматривается в качестве фундаментальной основы развития ребенка.

В настоящее время характер воздействия детско-родительских отношений широко обсуждается. Обобщая многочисленные подходы и исследования, можно выделить несколько направлений этого влияния.

Влияние на эмоциональное состояние ребенка 

Поскольку родительское отношение является источником психологического благополучия ребенка, в первую очередь приходится говорить о его связи с эмоциональным состоянием. Существует несколько взглядов на то, что дает ребенку родительская любовь – удовлетворение телесных потребностей, чувство принадлежности социуму, защищенность – но в любом случае возможность ее потерять рождает тревогу. Базальная тревога описывается К. Хорни как чувство «собственной незащищенности, слабости, беспомощности, незначительности в этом предательском, атакующем, унижающем, злом, полном зависти и брани мире». Все эти чувства появляются в детстве, когда родители обделяют ребенка теплом и вниманием.

Согласно социокультурной теории личности К. Хорни в детстве одной из основных является потребность в безопасности, и в этом отношении ребенок полностью зависим от родителей. Если данная потребность не удовлетворяется (в результате неустойчивого поведения родителей, чрезмерной опеки), у ребенка развивается установка базальной враждебности, ребенок зависит от родителей и в то же время испытывает по отношению к ним обиду и негодование, что составляет основу базисного невротического конфликта. Естественная потребность ребенка в любви становится, таким образом, невротической, и человек на всю жизнь делается чрезмерно чувствительным к ситуациям ее фрустрации.

На возможность того, что переживание тревоги в связи с особенностями детско-родительских отношений станет причиной невротического пути развития ребенка, многократно указывали специалисты в области психотерапии неврозов (3. Фрейд, А.С. Спиваковская, А. И. Захаров, Э. Г. Эйдемиллер). Особенности семейных отношений являются источником психогений у подростков. Возникновение их, по мнению авторов, связано с фрустрацией потребности в эмоциональной поддержке, любви, симпатии.

Недостаток искренних, доверительных, теплых эмоциональных отношений является одной из причин возникновения неврозов у детей, считает А. И. Захаров. Именно острое переживание отсутствия безусловной родительской любви предопределяет невротический путь его развития. Переживание тревоги в связи с условным родительским принятием, по мнению А. Л. Венгера, приводит к становлению тревожности как черты личности. Автор обсуждает ситуации, когда страх потерять родительскую любовь возникает у ребенка в связи с успехами в учебной деятельности. В случае условности родительской любви у школьника появляется устойчивый страх неуспеха, недовольства родителей.

Устойчивое переживание тревоги приводит к формированию тревожности как черты личности. А. И. Захаров считает, что тревожность осложняет становление автономии, самостоятельности. В данном случае причиной тревоги ребенка становится непоследовательность родительского воспитания. Она, как указывает автор, препятствует формированию устойчивого чувства «Я» и создает, таким образом, у ребенка состояние тревожного ожидания и неуверенности в себе.

В связи с тревожностью приходится говорить и о высокой вероятности возникновения депрессивных состояний. По мнению Эллой, возможно говорить об особом виде депрессии беспомощности. Последняя рассматривается как серьезная причина депрессии. Она определяется как негативное ожидание сильно желаемого исхода событий, помноженное на чувство беспомощности относительно своих возможностей изменить вероятный ход этих событий. Предположительно, депрессия безнадежности имеет характерные симптомы, включающие: аффект печали, апатии, замедления реагирования, рассеянность внимания и нарушение сна.

Как тревожность, так и депрессивные состояния являются серьезными препятствиями в адаптивных процессах. При тревожности мысли об угрозе и опасности вызывают искажения когнитивных процессов, а при депрессии к тому же результату приводит ожидание потери и неудачи.

Влияние на самооценку ребенка 

Важнейшим процессом личностного развития ребенка является становление его самосознания. И здесь семейные отношения играют ведущую роль, поскольку одной из основных функций семьи считается психотерапевтическая – обеспечение психологической защищенности, развитие личности и формирование позитивной Я-концепции всех ее членов. Представление о себе, отношение к себе складываются у человека исключительно в процессе социального взаимодействия. Американский психиатр Г. Салливен пишет о том, что «самооценка и самоуважение первоначально складываются из отношения к нам тех, кто заботится о нас в ранние годы нашей жизни, определяя впоследствии наше отношение к окружающим. Однако некоторые модификации могут быть внесены и конкретными людьми (к лучшему или худшему), в частности родителями, друзьями и наставниками – в этом смысле самость является суммой отраженных оценок». 

Происходит это в связи с тем, что долгое время у ребенка отсутствует возможность оценивать себя, ограниченность познавательных возможностей не позволяет ему проявлять критичность. Оценку и себя, и продуктов своей деятельности он получает извне и полностью на нее полагается. Таким образом, безусловное принятие родителями способствует формированию позитивного «образа Я», а неприятие, отвержение порождают низкое самоуважение. Оно проявляется в безразличном отношении к своему внешнему виду (особенно у девочек), халатности, неаккуратности. Безразличие родителей, эмоциональное отвержение способствуют формированию у ребенка таких личностных черт, как сварливость, неспособность к настойчивости и сосредоточенности в учебе, у них нередки конфликты с родителями и школой.  Существует мнение, что самым неблагоприятным для детского развития является не рассмотренное выше негативное отношение к ребенку, а вообще отсутствие какого-то бы ни было отношения к нему. Эмоциональные контакты родителей с ребенком в этом случае уплощены, поверхностны. 

Чаще всего в фокусе внимания оказывается условное принятие. Ребенок бессознательно начинает ощущать, что его любят за «что-то» и он может в любую минуту потерять эту любовь. Эта ситуация рождает неуверенность в ценности собственного «Я», низкое самоуважение.

М. И. Лисина проследила развитие самосознания младших школьников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни. В то же время встречается и завышенная самооценка. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят и за любые, даже мелкие достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают редко, система требования очень мягкая.

По мнению В. В. Лебединского, материнская поддержка эмоций ребенка в процессе достижения целей участвует в формировании его уровня притязаний. Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем, ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.

Особенности детско-родительских отношений часто являются причиной возникновения другого искажения в развитии личности ребенка, тесно связанного с самооценкой, – застенчивости. Она связана с тем, что у некоторых родителей отношение к ребенку зависит от уровня его возможностей и достижений. Ребенку в таких семьях не дарована безусловная-любовь. Чтобы быть любимым, ценным, желанным, он должен демонстрировать требуемые достижения.

Влияние на отношение к миру. Привязанность к близкому взрослому 

В системе детско-родительских отношений рождается личное отношение ребенка как к близким людям, так и к окружающему миру в целом. Как уже говорилось, характер отношений с родителями определяет характер той эмоциональной связи, которая станет связующим звеном между субъектом и близким его окружением. Не получая достаточного внимания, ребенок испытывает беспокойство, так как не чувствует себя в безопасности. Он не может рассчитывать на то, что родитель в нужный момент придет ему на помощь, предотвратит опасность. Такая ситуация определяет характер привязанности ребенка к матери. Наблюдаются существенные различия в степени выраженности указанной потребности у детей.

Ненадежная привязанность, постоянное стремление к близости с родителем, не находящее своего удовлетворения, приводит к эмоциональной неустойчивости, неуверенности в себе. Было показано, что ненадежная привязанность ведет к нарушениям развития «Я», низкой самооценке и самопринятию, высокой эмоциональной неустойчивости, страхам, высокой тревожности, депрессии, росту делинквентности поведения.

В отечественной психологии развитие привязанности изучалось в системе рассмотрения аффективно-личностных связей ребенка со взрослым (М. И. Лисина, Е.О. Смирнова и др.). Исследователи приходят к выводу о том, что «сложившись в той или иной форме, привязанность к матери, по сути, становится базовым личностным образованием, опосредствующим формирование других, более поздних новообразований, а также собственно процесс накопления у ребенка внутреннего опыта. Глубокие качественные различия между надежным и ненадежными типами привязанности во многом обусловливают типологическое своеобразие “траекторий” индивидуального хода возрастного развития» (Бурменская). Результаты исследования позволяют зафиксировать их связь с целым рядом личностных качеств.

Привязанность и автономия. В рамках теории привязанности сепарация ребенка от матери рассматривается через отношения, обеспечивающие оптимальную автономию в контексте эмоциональной поддержки. То есть безопасная, надежная привязанность ребенка к матери способствует формированию автономии. Младшие школьники с безопасной привязанностью, к примеру, скорее становятся самостоятельными. Ненадежная привязанность (в частности, амбивалентно-тревожная), напротив, создает предпосылки для развития пассивности, неуверенности ребенка в себе, зависимости, что препятствует формированию автономии (самостоятельности) ребенка.

Несколько иная картина зафиксирована в исследовании Е. Пупыревой. Большинство (две трети) выборки обследованных младших школьников составили дети с надежной привязанностью к матери (В), треть детей имели ненадежные  типы (А и С) привязанности. Последние считают матерей недостаточно чуткими и внимательными; не воспринимают мать как источник поддержки в стрессовой ситуации. Анализ результатов показал, что большая самостоятельность у детей с ненадежными типами привязанности прежде всего отражает их стремление дистанцироваться от матери, поскольку взаимодействие с ней часто сопряжено с эмоциональным напряжением. В этом случае автономия оказывается как бы преждевременной и вынужденной. 

Для понимания логики развития автономии в онтогенезе необходимо различать ее виды – эмоциональная автономия, поведенческая, ценностная/когнитивная. Надежная привязанность в отношениях с близкими людьми не исключает отсутствие эмоциональной автономии, особенно в детском возрасте. В исследовании О. А. Карабановой, Н. Н. Поскребышевой показана гетерохронность развития личностной автономии в составе эмоционального, когнитивного, поведенческого, ценностного компонентов. Выявлено опережающее развитие когнитивного и ценностного компонентов по сравнению с эмоциональным и поведенческим. Формирование эмоциональной автономии запаздывает в развитии относительно других видов автономии.

Привязанность и самооценка. Формирование самооценки зависит от разных факторов, доминирование которых меняется соответственно возрасту, но база самооценки создается ранней привязанностью. Применительно к раннему и дошкольному возрасту было установлено, что характер привязанности к матери оказывает влияние на самовосприятие и самоотношение ребенка. Так, Майн с коллегами оценивал эффекты привязанности на самооценку детей в возрасте 6 лет. Дети, имевшие безопасную привязанность (В), показывали, что воспринимают себя в позитивном свете и способны осознать не самые лучшие свои качества. Дети с небезопасной избегающей привязанностью (А) представляют себя как полное совершенство, тогда как небезопасно амбивалентно-привязанные дети (С) не демонстрируют определенных представлений. Небезопасно привязанные с дезорганизацией (D) судят о себе наиболее негативно. Дети безопасно привязанные имели высокие самооценки, демонстрировали большую когнитивную компетентность и гармоничные отношения со сверстниками.

Связь привязанности и самооценки подтверждается многими исследованиями в отношении старших возрастов, подростков. К. Бартоломей, сопоставляя степень привязанности, уровень самооценки, самопринятие и дружеские отношения, показывает, что лица с безопасным типом привязанности характеризуются устойчивой верой в себя. Лица с избегающим типом привязанности характеризуются самоуверенностью при низкой способности выражать свои эмоции. Тревожный тип привязанности негативно связан с самоуверенностью.

Результаты исследования И. А. Борисовой обнаружили яркие качественные различия в самооценке у детей с надежным (В) и ненадежными (А и С) типами привязанности. Значимое снижение самооценки у детей с ненадежной привязанностью отмечалось по таким ее параметрам, как популярность и успешность в общении со сверстниками, умение правильно себя вести, а главное – по уровню общего самопринятия. Наиболее сильно привязанность к матери влияет на такие аспекты эксплицитной самооценки, как внешняя привлекательность, общее самопринятие и компетентность в поведении.

Привязанность и мировоззрение. Идея о том, что отношение с матерью становится основой отношения ребенка к миру (базовое доверие/недоверие к миру), было сформулировано в работах Э. Эриксона. Чувствительность и отзывчивость матери, своевременно избавляющей ребенка от дискомфорта, создает у ребенка уверенность в безопасности окружающего его мира. Эриксон пишет о том, что «степень доверия, вынесенного из самого раннего младенческого опыта, зависит не от абсолютного количества пищи или проявлений любви к малышу, а скорее от качества материнских отношений с ребенком. Возникающее у ребенка чувство доверия образует базис чувства идентичности, которое позволяет считать, что у него “все в порядке”».

Предположение о возможном влиянии семейного контекста на общее мировосприятие подростков основывалось на результатах серии исследований онтогенетической роли привязанности детей и подростков к матери. В них было показано, что характер базовых эмоциональных связей ребенка с матерью может играть роль опосредствующего фактора не только в сфере построения социальных взаимоотношений ребенка, но и в процессе формирования обобщенных образов людей, представлений о социальных институтах и мире в целом. Тип привязанности к матери оказывает влияние на особенности общей картины мира, в силу чего подростки с ненадежной привязанностью склонны воспринимать мир более негативно, а подростки с надежной – более оптимистично и позитивно.

Влияние на познавательное развитие ребенка

Влияние детско-родительских отношений на интеллектуальное развитие ребенка определяется ролью общения со взрослым. Взрослый не только раскрывает ребенку содержание человеческой культуры, но и способствует процессу вхождения в нее, подкрепляя усилия ребенка, направляя, поддерживая и корректируя их. Особую роль здесь играет эмоциональная составляющая взаимодействия. Безэмоциональный характер общения имеет своим последствием интеллектуальное отставание. Общение, окрашенное положительными эмоциями, создает целый ряд условий, способствующих познавательному развитию ребенка:

• снижает тревожность, создавая ощущение безопасности окружающего мира;

• повышает познавательную мотивацию, активность в познании мира;

• поддерживает стремление к сотрудничеству со взрослым.

Если окружающий мир воспринимается как угрожающий,  враждебный, то резко снижается стремление приблизиться к нему, угнетается познавательная и коммуникативная потребность. 

О связи познавательной и речевой активности ребенка с материнской компетентностью в общении пишет в своей работе Е. Попцова. В зарубежной традиции эта связь также рассматривается в рамках теории привязанности. Поскольку нарушения отношений привязанности наиболее сказываются в поисковом, исследовательском поведении и стиле решения задач, прямым следствием этого становится отставание когнитивного развития. Ранняя безопасная привязанность обеспечивает более сложные формы исследовательского поведения. Дети проявляли повышенный интерес, упорство и удовольствие при решении проблемных ситуаций. Подобное поведение редко встречается у 2-летних детей, имевших небезопасную привязанность. Любовь и забота, теплое, принимающее, уважительное отношение матери к ребенку создают необходимую установку доверия и стимулируют его самостоятельную активность.

Характер коммуникации со взрослыми и сверстниками.

Среди множества человеческих способностей во взаимодействии с родителями ребенок приобретает коммуникативную компетентность, научается распознавать эмоциональные проявления, понимать, какие переживания за ними стоят. Он научается выражать свои чувства и переживания, сообщать о своих нуждах, обращаться за помощью. Если родители уклоняются от общения со своим ребенком, эмоционально отвергают его, то он может вырасти человеком, не способным ориентироваться в социальной сфере и устанавливать многообразные отношения с окружающими людьми, прочные эмоциональные связи. Ребенку чрезвычайно трудно ориентироваться в чувствах других людей и их переживаниях. Ему трудно поставить себя на место другого и почувствовать чужую боль, обиду, радость. Результатом такой неуверенности могут стать замкнутость ребенка, затрудняющая его общение со сверстниками, нерешительность, определяемая позицией «как бы чего не вышло». Такие дети встречаются с серьезными сложностями в конфликтной ситуации, медленнее реагируют на неожиданное разворачивание ситуации.

Помехой в овладении способности к коммуникации с другими людьми может стать и чрезмерная насыщенность эмоционального общения ребенка с родителями. Родители, не знающие меры в своем стремлении оберегать ребенка, готовности в любой момент прийти на помощь и разрешить все проблемы, реально недооценивают его способности и возможности практической деятельности. Такая чрезмерная опека становится причиной инфантилизма и неспособности к самостоятельности, некритичного отношения к себе, также затрудняющего общение.

Во взаимодействии с родителями складывается отношение к миру, включающее в себя отношение к другим людям. Родители становятся первыми представителями социального окружения для ребенка, опыт общения с ними позволяет ребенку судить о людях в целом.

Лишенные родительской привязанности дети неизменно испытывают на себе неприязнь, враждебность, а вследствие этого непоследовательность воспитательных воздействий, жестокость наказаний. В ситуации эмоционального дефицита воспитательные воздействия, воспринимаемые родителями как нормальные, переживаются ребенком как насилие. Неспособность привлечь внимание родителей заставляет их обращать на себя внимание другими доступными средствами – истерикой, грубостью, агрессией. В конце концов, они теряют надежду на любовь без насилия. Это способствует развитию агрессии, возникновению асоциального поведения. Таким образом, родительское отношение является важнейшим предиктором морального развития ребенка. В исследовании Кёниг показана связь родительского отношения с особенностями проявления пятилетними детьми просоциального и асоциального поведения. Так, дети из благополучных семей демонстрировали большую склонность к просоциальному поведению. Дети из семей, где используется физическое насилие как воспитательная мера, чаще демонстрировали асоциальное поведение, внешнюю агрессию по отношению к другим участникам ситуации. Группа отверженных детей продемонстрировала большую отдаленность от участников ситуации.

Ближайшим последствием семейных отношений становится характер отношения детей к сверстникам. Уже в дошкольном возрасте можно наблюдать такие особенности детей, как агрессивность, обидчивость, застенчивость и демонстративность, значительно затрудняющие коммуникацию. Дети, имевшие в младенчестве безопасную привязанность, более популярны среди сверстников, чем дети, имевшие небезопасную привязанность.  Подобная связь между ранней привязанностью и более поздней компетентностью в дружбе существует у дошкольников и детей начальной школы. 

Д.Лайбл с коллегами прослеживает и более далекие последствия. На основе полученных данных они сделали вывод, что ранняя привязанность и привязанность к сверстникам у подростков взаимосвязаны между собой и оказывают разнообразное непосредственное и опосредованное (через механизмы эмпатии, социально нормированное поведение, динамику агрессивного поведения) влияние на самооценку. Описанные результаты находят подтверждение в работе Е. М. Ижвановой, где исследуется связь родительского отношения к подростку младшего школьного возраста с особенностями его взаимодействия со сверстниками. Автор полагает, что умение взаимодействовать со сверстниками в основном формируется в младшем подростковом возрасте. Научившись в семье определенному характеру взаимодействия, свои собственные отношения с окружающим его миром он строит по такому же принципу. Проведенное эмпирическое исследование показало, что подростки, воспитывающиеся демократичными матерями, имеют нормальный уровень коммуникабельности. Они любознательны, охотно слушают интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости, без неприятных переживаний идут на встречу с новыми людьми. Подростки гиперопекающих и авторитарных матерей имеют более низкую среднюю коммуникативность. Они могут быть замкнутыми, неразговорчивыми, многие из них предпочитают одиночество и имеют немного друзей. Автор делает заключение о том, что материнская гиперопека мешает коммуникативной успешности ребенка, а авторитарность родителя препятствует развитию у него организаторских умений.

Источник: Психология семьи:учебник / [Н.В. Гребенникова, Е.В. Гурова, Е.И.Захарова]; под ред. Е.Г. Сурковой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Одной из самых значительных и актуальных тем в психологии можно считать проблему становления самосознания и самооценки личности. В психологической литературе представлено большое количество работ...

Влияние детско-родительских отношений на развитие социального интеллекта ребенка старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается  влияние детско-родительских отношений на развитие социального интеллекта ребенка. Подчеркивается важность развития социального интеллекта в старшем дошкольно...

План - конспект родительского собрания по социально-коммуникативному развитию детей старшей группы. Тема : "Влияние детско - родительских отношений на становление различных сторон личности ребёнка - дошкольника"

Цель:   Укрепление детско - родительских  отношений, создание  безопасной  и благоприятной  обстановки  в семье  в  ходе повышения уровня  педагогичес...

Влияние детско-родительских отношений в семье на межличностные отношения дошкольников

: Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитате...

Статья на тему: «Влияние детско-родительских отношений на развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста»

Статья об актуальности темы детско-родительских отношений для детей дошкольного возраста с рекомендациями....

Влияние детско-родительских отношений на развитие личности ребенка с ОВЗ

В статье рассматривается вопрос об особенностях влияния детско-родительских отношений на развитие личности ребенка. Описано, что участие родителей в развитии ребенка имеет значительное влияние. Акцент...