Консультация для родителей: "Все о развитии детской речи."
консультация (младшая группа)

Елена Геннадьевна Струкова

Советы родителям, как развивать речь ребенка в младшем дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Все о развитии детской речи19.26 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Все о развитии детской речи»

Воспитатель: Струкова Е.Г., МАДОУ № 2, г. Южно-Сахалинск.

     Благодаря играм со сверстниками, общению в семье интенсивно развиваются умственные способности детей. Приобщая ребенка к совместному труду по дому, на огороде, в саду, вы разговариваете с ним: «Здесь мы посадим огурчики…», «На этом кустике созреет малина». Обращаясь, вы помогаете, чтобы слова обрели смысл.

     По мере обогащения его опыта, появления новых наблюдений развиваются его умственные способности, происходит развитие речи. Он учится сопоставлять, находить сходство, различие между предметами, делать выводы.

     Речь его обогащается новыми словами. К пяти годам ребенок начинает строить длинные и достаточно сложные фразы, много и охотно рассказывает об увиденном и услышанном. Он может запоминать и обобщать полученную информацию.

      Детский мозг обладает прекрасной способностью впитывать информацию. Малыш с жадностью запоминает то. Что ему интересно. Он обожает, когда вы читаете ему сказки, стихи, небольшие рассказы о животных, растениях, о таких же мальчиках и девочках, как он сам…

      Ваш ребенок слушает их по многу раз и запоминает. Если вы читаете не внимательно и торопливо, малыш поправляет вас. Затем ему становится интересна какая-нибудь одна история, и он хочет прочитать ее сам. Сопоставляя услышанную историю с картинками в книжке, он «читает» книжку, аккуратно следуя за буквами, которых еще не знает.

      К трем годам, осознав себя как личность, он научился говорить «я». Позднее, включившись в коллективные игры, пополнил речевой запас местоимениями «ты» и « он». Во время игр дети много и охотно разговаривают, шумно подражают товарищам по игре, старшим членам семьи, персонажам увиденных фильмов…

      Девочки разговаривают с куклами: ласкают, бранят, учат (совсем как мама). Мальчики кричат на машины, понукают, призывают трогаться с места.

      В 3-4 года с ребенком уже можно беседовать, вести диалог. Он будет говорить непрерывно, торопиться. Старайтесь говорить с ним ровным, спокойным голосом, чтобы  успокоить, «погасить» ненужную торопливость. К пяти годам речь ребенка должна быть полностью сформирована. Сложности могут быть лишь с некоторыми звуками (например «р». «л»).

     Еще в старину были придуманы скороговорки – род складной речи с повторением  и перестановкой  одних и тех же букв и слогов, трудных для произношения. Позанимайтесь с ребенком скороговорками, умерьте торопливость его речи. Ему наверняка понравятся эти забавные и короткие стишки.

Скороговорки для развития речи:

Вез корабль карамель,

Наскочил корабль на мель

И матросы две недели

Карамель на мели ели.

Говорит попугай попугаю:

-Я тебя попугай, попугаю!

-Попугай ты меня, попугай,-

Говорит попугай попугаю.

Леня лез по лесенке,

Срывал Леня персики.

С песенками, с персиками

Скатился Леня с лесенки!

У маленькой машины  цвет мышиный.

И шины шуршат, как мыши.

Встретил в чаще еж ежа:

- Как погода, еж?

- Свежа.

И пошли домой, дрожа,

Сгорбясь, съежась, два ежа

Ткет ткач ткани на юбку Тане.

У Потапки на лапках по тапку.

Купил в лавке по тапку Потапка.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон.

Как в капюшоне он смешон!

Купили каракатице

Кружевное платьице.

Ходит каракатица,

Хвастается платьицем.

Моль пальто себе купила,

Чтобы чем питаться было.

У Ивашки рубашка,

У рубашки кармашки.

Хороши кармашки

На рубашке Ивашки.

Маланья болтушка

Молоко болтала-болтала,

Да не выболтала.

     Ребенок должен правильно произносить все звуки и уметь четко выражать свои мысли. Если какой-то звук (особенно часто «р») ему не дается, он его совсем опускает и произносит не правильно, родителям не рекомендуется его поправлять, заставлять многократно произносить различные слова, в которых содержится неудачно произносимый звук. Важно при ребенке самим говорить правильно, четко, и обычно он сам справляется со своим недостатком.

     Произношение звуков, по мнению специалистов, самостоятельно исправляется до пятилетнего возраста. Если же этого не произошло, следует обратиться в детскую поликлинику к специалисту – логопеду. Чем раньше это будет сделано, тем лучше будет для будущего школьника. Опыт показывает, что дети, неправильно произносящие отдельные звуки, и пишут неправильно. До 6 лет практически можно исправить почти все недостатки произношения.

     Правильно говорить – это одна сторона дела. С ребенком, не посещающим дошкольное учреждение, необходимо дома проводить занятия, способствующие развитию речи. Следует добиваться сознательного усвоения значения слов, доступных для детского понимания, обращать внимание на тонкое восприятие оттенков их значения, на образное их употребление.

     Очень важно научить ребенка внимательно слушать, улавливать смысл услышанного и отвечать на соответствующие вопросы. Поэтому не стоит стремиться читать ребенку больше. Лучше с ним чаще беседовать о прочитанном, научить пересказывать услышанное, точно выражать свои мысли, высказывать отношение к прочитанному. Полезно и  упражнять память ребенка, предлагая ему заучивать небольшие стихотворения, потешки.

     Для развития связной речи желательно развивать у детей способность придумывать небольшие рассказы по сюжетным картинкам, правильно их составлять. Взрослый может наводящим вопросом подтолкнуть в нужном направлении детскую мысль.

     Для развития речи дошкольников целесообразно практиковать и такое задание, как придумывание конца недочитанного рассказа, чтение которого прервано на интересном месте. Такое эффективное средство развития детской фантазии заставляет ребенка логически мыслить, побуждает к активности.

     Нет необходимости каждый раз читать детям и рассказывать что-то новое. Они охотно встречают прочитанные ранее произведения, активно вспоминают и стараются подсказать, что будет дальше, поправляют, если рассказчик допустил какую-то неточность. При этом ребенок учится проявлять высокую активность.

                                                                                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Все о развитии детской речи»

Воспитатели:Кужугет Ч. Х.,Ойнарова А.О....

Консультация для родителей: "Всё о развитии детской речи"

Консультация для родителей: "Всё о развитии детской речи"...

Консультация для родителей «Всё о развитии детской речи»

Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык ребенок входит в жизнь окружающих его людей. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими,...

Консультация для родителей "Все о развитии детской речи 5-7 лет"

Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык ребенок входит в жизнь окружающих его людей. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими,...

Консультация для родителей "Все о развитии детской речи"

Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык ребенок входит в жизнь окружающих его людей. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими,...

Консультация для родителей «Все о развитии детской речи в старшей группе»

В возрасте 5-6 лет детские высказывания становятся более пространными, в речи проявляется логика изложения. Рассказывая что-либо, дети начинают фантазировать, придумывать различные сцены, которых не с...

Консультация для родителей «Все о развитии детской речи в старшей группе»

В возрасте 5-6 лет детские высказывания становятся более пространными, в речи проявляется логика изложения. Рассказывая что-либо, дети начинают фантазировать, придумывать различные сцены, которых не с...