Консультация для родителей
консультация (средняя группа)

Шашкова Ирина Евгеньевна

Консультация для родителей "Поиграйте с детьми в сказку"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация20.33 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Играем в сказку»

Без зачатков положительного и

прекрасного нельзя выходить

человеку в жизнь из детства,

без зачатков положительного и

прекрасного нельзя пускать

поколения в путь.

Ф.М. Достоевский

Сказка – неизменный спутник детства- играет особую роль в жизни ребенка. Воображаемая ситуация роднит сказку с игрой – главным видом деятельности дошкольника. Ребенок сопереживает героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказки. Ему легче установить ассоциативные связи с любимыми и понятными сказочными персонажами. Через сказку не только знакомят с окружающим миром, но и обучают выполнять различные игровые задания, способствующие интеллектуальному развитию.

Ведь сказки, и злые, и добрые, - как считал Дж. Родари, - могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить критически воспринимать окружающее…

В последнее время возрастает интерес к аспектам личностного и речевого развития. Читая сказки детям, не задумываешься (а вернее, не помнишь, как много они значат для ребенка, впервые осознающего жизнь такой, какая она есть. Их значение для маленького ребенка велико: из обычных слов и рассказов родителей дети еще не в состоянии воспринимать необходимые знания, а с помощью ярких образов и сюжетов сказок, в которых каждый ребенок ищет себя, проще усваивать жизненные ценности и приобретать необходимые навыки. Герои, ситуации, неизменное противостояние добра и зла неосознанно переносятся детьми из сказок в реальную действительность.

Сказки – это образное изображение жизненных реалий. События, происходящие в них, могут случиться в жизни каждого из нас, но только не в буквальном смысле. Можно сказать, что жизненные сценарии, закладывающиеся в раннем детстве, так или иначе основываются на тех сказках, которые каждому из нас читали родители, которые сами не осознавая влияния прочитанного, с помощью них программируют поведенческие и психологические реакции своих детей.

С помощью сказочных сюжетов маленький ребенок впервые в своей жизни усваивает основные жизненные принципы, узнает, что такое хорошо и что такое плохо. Окружающих он делит на отрицательных и положительных людей. Пройдет немало времени, прежде чем ребенок сможет постигнуть сложность этих понятий. Такие понятия индивидуальны, так как у каждого свое понимание идеала.

Сказкотерапия ориентирована на детей дошкольного возраста, так как малыши, еще не оценивая событий, происходящих в их жизни, не могут посмотреть на этот мир со стороны, обнаружить и проанализировать возникающие проблемы, а тем более попытаться решить их самостоятельно. Дети нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых. Но последние в свою очередь не всегда могут понять, что в жизни ребенка что-то не так. По поведению можно заметить, что проблемы появились, но с точностью сказать, что именно вызвало ответную реакцию ребенка, взрослый не в состоянии, так же как и попытаться ее решить.

Играя в сказку, ребенок раскрепощается и может спокойно рассказать вам о своих чувствах и мыслях, проецируя свои поступки на действия сказочных героев или наоборот. Усвоение необходимых для него моделей поведения, реагирование на жизненные ситуации, повышение уровня знаний о себе и окружающем мире посредством сказок происходит намного быстрее, так как, во-первых, они более понятны детям, чем высказывания взрослых, во-вторых, в сказках нет того негатива, который дети видят в нравоучениях и рекомендациях со стороны родителей.

Сказки обучают и воспитывают детей. В процессе обучения ребенок готовится к вхождению в новые для себя виды деятельности, а в процессе воспитания – в систему еще не освоенных общественных отношений. В процессе воспитания основное воздействие оказывается на систему смыслообразующих мотивов и ценностных ориентаций человека.

Также сказки играют очень важную роль в нравственном воспитании личности, влияя на ее представления и предпочтения, направляя развитие чувств, желаний и поступков. Сказки опираются на то хорошее, что уже есть в ребенке. Каждый человек именно из них узнает, что добро всегда побеждает зло и последнее остается наказанным за все свои действия, противоречащие простым человеческим законам.

Сказка - это всегда обращение к душе человека, к тому ребенку, что находится внутри каждого из нас. Если мы будем помнить о своем «детском начале», которое скрывается за маской обыденной жизни, повседневными проблемами, то сможет понять и помочь детям. И это не обязательно будет ваш ребенок.

Знания, полученные из прочитанной сказки, будут находиться в пассивном состоянии, т. е. не будут использоваться ребенком в дальнейшем. Если же сказку еще и обсудить с ним, выяснить, что он понял или, наоборот, что осталось для него непонятным, то это составит основной груз практических знаний, с которыми он будет идти по жизни. Обсуждение, в отличие от прочтения, поможет ему лучше усвоить уроки, которые преподносит нам жизнь, научит, поначалу с родителями, а в дальнейшем и самостоятельно, искать параллели с реальной жизнью, видеть причинно-следственные связи между событиями. Такое обсуждение прочитанного материала может оказаться полезным не только для самого ребенка, но и для родителей.

В любом случае, будет сказка просто прочитана или еще и обсуждена с родителями, педагогами, психологами или даже в группе сверстников, она составит необходимый ресурс для дальнейшей социализации ребенка.

Подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод, что сказкотерапия является не просто «детским» методом, предназначенным только для детей и направленным на проведение досуга, а действительно имеет большое значение для становления личности ребенка, для решения его проблем, а также помощи взрослым людям в решении их уже более сложных трудностей.

Но не следует забывать, что сказкотерапия – это не просто однократный сеанс, это продолжительная работа с заранее поставленными целями. Невозможно сразу решить какую-либо проблему, с ней необходимо справляться постепенно, именно для этого нужны сказки. Они дают человеку то, что ему необходимо. В большинстве случаев это свобода, свобода мыслей, действий, желаний.

Сказки выполняют множество функций: они помогают человеку побороть страхи, сомнения, стать более уверенным в себе и в своих близких, расти над собой и над своими проблемами, справляться с возникающими трудностями, неординарно мыслить и фантазировать, а самое главное – смотреть на жизнь другими глазами, понимать, что нет непреодолимых трудностей, все подвластно человеку.

Не забывайте: никто не знает вас и вашего ребенка так, как знаете его вы, и никто не поможет ему так, как вы. Рано или поздно ваш ребенок столкнется со всеми проблемами, которые подстерегают его в жизни, поэтому чем раньше вы начнете с ним говорить об этом, пусть даже на «сказочном» языке, тем проще ему будет жить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...