Программа "Малышок"
рабочая программа (младшая группа)

Бурданова Ольга Александровна

Обязательная программа группы кратковременного пребывания от 1.5 до 3 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_malyshok_gkp_2020-2021.docx82.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Белоярского района «Детский сад комбинированного вида «Березка» г. Белоярский»

(МАДОУ «Детский сад «Березка» г. Белоярский»)

Образовательная программа

группы кратковременного пребывания детей от 1,5 до 3-х лет

муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Белоярского района «Детский сад комбинированного вида «Березка» г. Белоярский»

(МАДОУ «Детский сад «Березка» г. Белоярский»)

                     

               

Автор программы:

Воспитатель:

Бурданова Ольга Александровна

г. Белоярский, 2020 год

 СОДЕРЖАНИЕ

1. Целевой раздел

3

1.1. Пояснительная записка.

3

1.1.2. Цель и задачи

4

     1.1.3. Возрастные особенности детей раннего возраста (от 1,5 до 3-х лет)

4

1.2.Ожидаемые результаты освоения Программы      

6

2.Содержательный раздел

8

2.1.Содержание психолого-педагогической работы по образовательным областям

8

2.2. Особенности организации образовательного процесса в группе кратковременного пребывания для детей от 1,5до 3-х лет.

9

2.3.Взаимодействие с семьей

11

3. Организационный раздел

12

3.1. Организация жизнедеятельности детей в группах  кратковременного пребывания   от 1,5до 3-х лет.

12

3.1.1. Особенности организации режима пребывания детей  от 1,5 до 3-х лет в группе кратковременного содержания.

12

3.1.2. Система физкультурно-оздоровительной работы

13

3.2.Условия реализации рабочей образовательной программы

14

3.2.1. Особенности организация предметно-пространственной среды

14

4. Методическая литература

19

Приложение 1

20

Приложение 2

26

Приложение 3

28

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой ее ступени – к системе дошкольного образования[1]. Отмечается тенденция увеличения спроса родителей по предоставлению услуг дошкольного образования, общедоступность которого гарантирована государством. Однако удовлетворить спрос в полной мере по ряду объективных причин не всегда возможно.

Государственная политика в области образования на современном этапе диктует освоение образовательными учреждениями вариативных форм образования, которые являются перспективным способом развития дошкольных образовательных учреждений.

Одна из вариативных организационных форм дошкольного образования – группы кратковременного пребывания в детском саду. Эти группы, с одной стороны, обеспечивают запросы родителей, не имеющих возможности или не стремящихся по каким-либо причинам отдавать ребенка в детский сад на полный день; с другой стороны, - призваны обеспечить детям дошкольного возраста необходимые условия для развития. 

Согласно данным переписи детского населения от 1,5 до 3-х лет, проживающих на закрепленной территории, в 2014 году было выявлено, 14 детей в возрасте до 3-х лет не охвачены дошкольным образованием. В ходе опроса родителей была выявлена их заинтересованность в получении педагогической помощи в вопросах развития детей, и в тоже время, отсутствие стремления оформить ребенка в детский сад на целый день.

В связи с этим возникла необходимость внедрения и развития вариативных форм дошкольного образования - современных моделей, направленных на наиболее полное удовлетворение спроса населения по предоставлению общедоступных образовательных услуг в дошкольный период.

С целью предоставления возможности получения дошкольного образования детям данной категории, в МАДОУ «Детский сад «Березка» г. Белоярский» разработана программа «Малышок» группы кратковременного пребывания детей от 1,5 до 3-х лет (далее – Программа).

Программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384);
  • Письмо Министерства образования и науки РФ и Департамента общего образования от 28 февраля 2014 года № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049- 13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (c изменениями от 27.08.2015 г. № 41) и Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 г. № 16 г. Москва от «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);
  • Уставом МАДОУ «Детский сад «Березка» г. Белоярский», утвержденный распоряжением Комитета по образованию администрации Белоярского района от 22.08.2014 № 255.

1.1.1. Данная программа характеризует условия для получения дошкольного образования детьми раннего возраста и сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными ФГОС ДО[2].

1.1.2. Цель и задачи Программы

Цель создание условий для успешной социализации и полноценного развития детей, не посещающих дошкольное учреждение.

Задачи: 

  • формировать стремление к взаимопониманию в общении со взрослыми и сверстниками;
  • развивать познавательный интерес детей раннего дошкольного возраста;
  • формировать обследовательские действия в первоначальном виде;  
  • формировать представления о сенсорных свойствах и качествах предметов окружающего мира;
  • формировать речевую культуру, обогащать словарь;
  • формировать умения создавать (в совместной с педагогом деятельности и самостоятельно) несложные изображения в рисовании, лепки, аппликации, конструировании;
  • обогащать эстетические чувства и впечатления детей;
  • формировать у детей потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании;
  • актуализировать потребность родителей в повышении педагогической компетентности.

1.1.3. Возрастные особенности детей раннего возраста (от 1,5 до 3-х лет)

Программа реализуются с учетом возрастных особенностей детей от 1,5 до 3-х лет.

Период раннего детства имеет ряд качественных физиологических и психических особенностей, которые требуют создания специальных условий для развития детей этого возраста.

Помимо того, что период раннего детства один из самых насыщенных в познавательном аспекте из всех возрастных периодов, в настоящее время наблюдается заметная акселерация развития, которая отражается на результатах развития детей раннего возраста. Многие дети имеют более высокие показатели уже к моменту рождения, раньше начинаются процессы прорезывания зубов, хождения, говорения. Опережающим отмечается и социальное развитие - значительно раньше отмечается кризис трёх лет.

Повышенная ранимость организма ребенка, недостаточная морфологическая и функциональная зрелость органов и систем (быстрый темп развития осуществляется на весьма неблагоприятном фоне - при незрелости психофизиологических функций организма, а это повышает ранимость). Малыши в большей степени подвержены заболеваниям из-за несовершенства деятельности внутренних органов, высокого уровня утомляемости, им трудно переключится с одной деятельности на другую, соответственно доминантой становится процесс возбуждения и как следствие - неустойчивое эмоциональное состояние.

Взаимосвязь физического и психического развития - это общая закономерность, присущая любому возрасту, но в раннем детстве она проявляется особенно ярко, потому что в этот период происходит становление всех функций организма.

Именно в раннем детстве учеными отмечается наиболее прочная связь и зависимость умственного и социального развития от физического состояния и настроения ребенка (например, ухудшение здоровья отражается на отношении к окружающему; снижается восприимчивость, притупляется ориентировочная реакция, дети теряют приобретенные умения:        речевые, двигательные, социальные).

Яркая специфика психофизиологических и индивидуальных различий (особенно в раннем возрасте важно учитывать индивидуальные, психофизиологические различия - уровень активности, регулярность биоритмов, степень комфортности при адаптации любого вида; настроение, интенсивность реакций, порог чувствительности, отвлекаемость, упорство и внимание).

Этому возрасту свойственно удовлетворение ребёнком естественных психофизиологических потребностей:

  • сенсомоторной потребности;
  • потребность в эмоциональном контакте,
  • потребности в игровом и деловом общении.

Специфичностью проявления нервных процессов у ребенка - это:

  • легкость выработки условных рефлексов, но при этом же сложность их изменения;
  • повышенная эмоциональная возбудимость;
  • сложность переключения процессов возбуждения и торможения;
  • повышенная эмоциональная утомляемость.

Развитие детей раннего возраста имеет свою неповторимую специфику, что выражается, в тесной взаимосвязи физиологических и психологических компонентов.

На третьем году жизни ребенок вырастает в среднем на 7—8 см, прибавка в весе составляет 2—2,5 кг. Дети активно овладевают разнообразными движениями. Растущие двигательные возможности позволяют детям более активно знакомиться с окружающим миром, познавать свойства и качества предметов, осваивать новые способы действий. Но при этом малыши еще не способны постоянно контролировать свои движения. Поэтому воспитателю необходимо проявлять повышенное внимание к действиям детей, оберегать их от неосторожных движений, приучать к безопасному поведению в среде сверстников.

Организм младших дошкольников недостаточно окреп. Дети легко подвергаются инфекциям. Особенно часто страдают их верхние дыхательные пути, так как объем легких ребенка пока небольшой, и малыш вынужден делать частые вдохи и выдохи. Эти особенности детей воспитателю надо постоянно иметь в виду: следить за чистотой воздуха в помещении, за правильным дыханием детей (через нос, а не ртом) на прогулке, во время ходьбы и подвижных игр.

В младшем возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Для детей этого возраста характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Дети «мыслят руками»:        не столько размышляют, сколько непосредственно действуют. Чем более разнообразно использует ребенок способы чувственного познания, тем полнее его восприятие, тоньше ощущения, ярче эмоции, а значит, тем отчетливее становятся его представления о мире и успешнее деятельность.

На третьем году жизни заметно возрастает речевая активность детей, они начинают проявлять живой интерес к слову. Это обнаруживается в детских высказываниях и вопросах, а также в игре словами. Малыши изменяют слова, придумывают новые, которых нет в речи взрослых; идёт быстрое освоение грамматических форм.

Под влиянием общения со взрослыми, речевых игр и упражнений к трем годам ребенок начинает успешно использовать простые и распространенные предложения, воспроизводить небольшие стишки и потешки, отвечать на вопросы. Своевременное развитие речи имеет огромное значение для умственного и социального развития дошкольников.

Общение детей с воспитателем постоянно обогащается и развивается. Это и эмоциональное общение (обмен положительными эмоциями), и деловое, сопровождающее совместную деятельность взрослого и ребенка, а кроме того, познавательное общение. Дети могут спокойно, не мешая друг другу, играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, развивать несложный игровой сюжет из нескольких взаимосвязанных по смыслу эпизодов, выполнять вместе простые поручения.

  1. Ожидаемые результаты освоения Программы
  • ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий
  • выделяет цвет, форму, величину как особые признаки предметов, сопоставляет предметы между собой по этим признакам, используя один предмет в качестве образца, подбирает пары, группы.
  • умеет создавать (в совместной с педагогом деятельности и самостоятельно) несложные изображения в рисовании, лепки, аппликации, конструировании, ассоциировать изображение с предметами окружающего мира, принимать замысел, предложенный взрослым, создаёт изображение по принятому замыслу.
  • использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении
  • владеет активной и пассивной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек
  • стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого
  • проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им
  • ребенок обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства
  • у ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.)

С целью оптимизации эффективности образовательной программы и организации образовательного процесса в группе кратковременного пребывания осуществляется педагогическая диагностика, разработанная кандидатом психологических наук Н.В. Верещагиной, которая проводится два раза в год (декабрь, май, так как в начале учебного года у малышей проходит адаптационный период) в рамках мониторинга образовательного процесса и предполагает оценку эффективности педагогических действий, лежащих в основе их дальнейшего планирования развития каждого ребенка. Мониторинг позволяет осуществлять сбор информации по образовательной деятельности, своевременно анализировать происходящие в ней изменения, планировать работу по преобразованию условий на основе полученных результатов, принимать эффективные решения. Основным инструментом педагогической диагностики является метод наблюдения.

Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.

Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям: 1 балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает, 2 балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки, 3 балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого, 4 балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки, 5 баллов — ребенок выполняет все параметры опенки самостоятельно.

Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год — в начале и конце учебного года, для проведения сравнительного анализа. Технология работы с таблицами проста и включает 2 этапа.

Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение = все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.

Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение = все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций (в группах компенсирующей направленности — для подготовки к групповому медика- психолого-педагогическому совещанию), а также для ведения учета общегрупповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.

Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты.

Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру/ данной образовательной области (приложение 1).

2. Содержательный раздел

2.1. Содержание психолого-педагогической работы по образовательным областям

Общий объем Программы рассчитан с учетом основных направлений развития ребенка (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие), которые, проходят интегрировано во время всего образовательно-воспитательного процесса.

Воспитатель организует образовательную деятельность по следующим образовательным областям:

 «Познавательное развитие» - знакомит детей с предметами ближайшего окружения; формирует представления о предметах ближайшего окружения, о простейших связях между ним; развивает сенсорное и математическое навыки через развивающие игры.

«Социально-коммуникативное развитие» - формирует у детей опыт поведения в среде сверстников; накапливает опыт доброжелательных взаимоотношений со сверстниками привитие навыков поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам; формирует представления о правилах безопасного поведения.

 «Речевое развитие» направление «Художественная литература» - воспитатель знакомит детей с устным народным творчеством и приучает слушать народные песенки, сказки, авторские произведения.

«Художественно-эстетическое развитие» - деятельность воспитателя направлена на развитие восприятия детей, формирование представлений о предметах и явлениях окружающей действительности и понимание того, что рисунок – это плоскостное изображение объемных предметов. Показать детям разнообразие пластических материалов (глина, пластилин, соленое и сдобное тесто, снег, манная каша). Познакомить с их свойствами (пластичность, вязкость, вес, цельность массы, в отличие от рассыпчатого песка или манки), возможностями своего воздействия на материал.

«Физическое развитие» по направлению «Физическая культура» воспитатель организует подвижные игры с целью формирования у воспитанников потребности в двигательной активности.

По   воспитанию интереса к музыке, желания слушать музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения воспитатель организует музыкально-творческие часы по направлению «Художественно-эстетическое развитие».

2.2. Особенности организации образовательного процесса в группе кратковременного пребывания для детей от 1,5до 3-х лет.

В соответствии с ФГОС ДО в основу организации образовательного процесса заложен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется через различные виды детской деятельности. (Приложение к программе)

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 1,5 до 3-х лет - не более 10 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводятся физкультурные паузы. Перерывы между периодами непосредственно образовательной деятельности составляет 15 минут для организации двигательной активности. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки в ГКП составляет: для детей от 1,5 до 3-х лет   - 40 минут.

Организация образовательного процесса в ГКП осуществляется в соответствии учебным планом (таблица 1), расписанием непрерывной образовательной деятельности (таблица 2).

Образовательный процесс основан на добровольности, доступности и свободном выборе детьми и родителями видов занятий.

Воспитательно -образовательную деятельность с детьми осуществляют:

  • воспитатели;

Физкультурно-оздоровительный процесс осуществляет:

  • инструктор по физической культуре;

Воспитание интереса к музыке осуществляет:

  • Музыкальный руководитель  

Психолого-педагогическое сопровождение организует:

  • педагог-психолог.

Таблица 1

Учебный план в группе кратковременного пребывания

Виды деятельности/наименование образовательных ситуаций

Количество образовательных ситуаций

неделю

год

Социально-коммуникативное развитие (игровая деятельность)

Программа предполагает организацию данной деятельности ежедневно через интеграцию с другими видами деятельности

Познавательное развитие (познавательно-исследовательская деятельность):

Математическое и сенсорное развитие

1

24

Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование

0,5

12

Познание предметного и социального мира

0,5

12

Речевое развитие (коммуникативная деятельность):

Речевое развитие

0,5

12

Чтение  художественной литературы

0,5

12

Физическое развитие (двигательная деятельность):

Физическая культура

2

48

Художественно-эстетическое развитие (изобразительная, музыкальная деятельность и конструирование):

Рисование

0,5

12

Лепка

0,5

12

Конструирование

0,5

12

Аппликация

0,5

12

Музыка

1

24

итого

8

192

Таблица 2

Расписание непрерывной образовательной деятельности в группе кратковременного пребывания

Время

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

10.10 - 10.20

Физическая культура

Сенсорное развитие

Физическая культура

Развитие речи (1,3 недели)/

ЧХЛ (2,4 недели)

10.35 – 10.45

Познание предметного и социального мира

(1,3 недели)/

Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование (2,4 недели)

Аппликация

(1,3 недели)/ Конструирование

(2,4 недели)

Лепка

 (1,3

недели)/

Рисование

(2,4

недели)

11.05 – 11.15

Музыка

2.3. Взаимодействие с семьей

Режим кратковременного пребывания ребенка в образовательном учреждении и деятельность педагога требуют особого подхода к отбору содержания и организации работы, как с детьми, так и с их родителями. При этом очевидно, что в отведенное для этого время – 2 часа – педагог не может существенно повлиять на развитие детей. Следовательно, основной упор делается на педагогическую поддержку, образование родителей и вооружение их соответствующей мотивацией, знаниями форм и методов систематической работы с детьми раннего возраста в условиях семьи.

  Следует помочь родителям осознать значение процессов, происходящих с ребенком, понять содержание, актуальность и необходимость вмешательства в эти процессы, что позволит решить многие проблемы, связанные с укреплением его здоровья, а также, вовремя заняться профилактикой возможных отклонений в развитии. С этой целью мы объединили усилия ГКП и КЦ для детей от 1 до 3-х лет. Во время проведения занятий родители могут посетить консультационный центр и получить квалифицированную консультативную помощь педагогов (в какие дидактические игры поиграть с ребенком в домашних условиях, объясняя значение той или иной игры или игрового упражнения). Вместе с тем развивающий характер образования в группе кратковременного пребывания и его эффективность совершенствуются на основе систематического обсуждения с родителями успехов и проблем их ребенка. Результаты педагогических наблюдений являются фундаментом всей последующей консультативной и методической помощи, при этом особую ценность имеет совместное (педагоги + родители) наблюдение за ребенком.

Деятельность по этим видам вариативности ведется параллельно. Группу кратковременного пребывания дети посещают 4 раза в неделю понедельник, вторник, среда, четверг по два часа.

Основными целями взаимодействия педагога и родителей в таких группах являются:

  • осуществление перехода от воспитания детей в семье к воспитанию в условиях образовательного учреждения;
  • способствование ранней социализации детей, содействующей дальнейшей адаптации ребенка к ДОУ;
  • педагогическое просвещение родителей в соответствии с идеями личностно-ориентированной педагогики;
  • всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей;
  • формирование предпосылок к учебной деятельности.

Чтобы достичь этой цели, детское образовательное учреждение   полностью открыто для семьи. Родители   осведомлены о предоставляемых в детском учреждении образовательных услугах, об условиях пребывания ребенка в ДОУ, о реализуемых в нем программах воспитания. В свою очередь, сотрудники детского учреждения   имеют представление о запросах родителей, об условиях жизни ребенка в семье, о его индивидуальных особенностях. С этой целью была разработана «Анкета для изучения запросов и образовательных потребностей родителей и детей от 1,5 до 3-х лет в группе кратковременного пребывания в детском саду» (приложение 2,3).

Полученные данные о социальной ситуации развития каждого из воспитанников помогают педагогу спрогнозировать перспективы индивидуального развития воспитанника и группы в целом (приложение 4).

3. Организационный раздел

3.1. Организация жизнедеятельности детей в группах кратковременного пребывания   от 1,5 до 3-х лет.

Организация жизнедеятельности детей в МАДОУ строится в соответствии с требованиями СанПиН и предусматривает систему мер по охране и укреплению их здоровья.

Исходя из анализа всех ресурсов, определения нагрузки штатных специалистов по гибкому графику, определения свободных специализированных помещений детского сада в утреннее время с 10.00 до 12.00 часов Группа комплектуется по разновозрастному принципу: от 1,5 до 3-х лет. Наполняемость группы не более15 детей.

Программа предусматривает пребывание детей четыре раза в неделю (без организации питания, прогулки и сна) по два часа в день и осуществляется на основе сочетания игровой деятельности, непрерывной образовательной деятельности и самостоятельной деятельности детей.

3.1.1. Особенности организации режима пребывания детей от 1,5 до 3-х лет в группе кратковременного содержания.

В режиме дня педагогами создаются условия для самостоятельной игровой деятельности детей: сюжетно – ролевых, подвижных игр, др. Предусматривается оптимальное чередование совместной деятельности детей и взрослого, самостоятельной детской деятельности и непрерывной образовательной деятельности, коллективных и индивидуальных игр, умственных и физических нагрузок, разнообразной детской деятельности и отдыха.

Примерный режим дня детей в ГКП представлен в таблице 3.

Таблица 3

Режимные моменты

Время

Прием, игры, самостоятельная деятельность, индивидуальное общение воспитателя с детьми

10.00 – 10.10

10

Образовательная деятельность, развивающие образовательные ситуации на игровой основе (НОД)

10.-10 – 10.20

10

Игры, самостоятельная деятельность по выбору детей (перерыв между НОД)

10.20 – 10.35

15

Образовательная деятельность, развивающие образовательные ситуации на игровой основе (НОД)

10.35 – 10.45

10

Образовательная деятельность, развивающие образовательные ситуации на игровой основе (НОД)

11.05 – 11.15

10

каждый вторник

Игры, индивидуальное общение  педагога-психолога   с детьми, самостоятельная игровая деятельность по интересам

10.45 – 11.10

25

10.20. – 11.05

45

каждый вторник

Игры, досуги, совместная деятельность с детьми, самостоятельная игровая деятельность по интересам, взаимодействие с семьями воспитанников. Уход детей домой.

11.10 – 12.00

50

НОД (минут в день)

20 мин.

Самостоятельная деятельность (минут в день)

100 мин.

Итого (минут)

120 мин.

3.1.2. Система физкультурно-оздоровительной работы

Для достижения оздоровительного эффекта детей в ГПК для детей от 1,5 до 3-х лет в режиме дня предусматривается организация двигательного режима.

Двигательный режим включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную, и предусматривает рациональное содержание двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов детской деятельности. Двигательная активность детей в различных формах деятельности составляет не менее 50% объема двигательной активности от всего времени пребывания ребенка в ДОУ.

        Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным мероприятиям. Втрое место - активному отдыху. К ним относятся:

  • подвижные игры и физические упражнения;
  • дыхательная гимнастика;
  • динамические паузы;
  • физкультминутки.

Модель двигательного режима представлена в таблице 4.

Таблица 4.

Модель двигательного режима

в   группе кратковременного пребывания

Формы работы

Периодичность

Всего в день/в неделю

(в минутах)

Непрерывная образовательная деятельность по физической культуре (подвижные игры малой  и большой   подвижности)

2 раза

в неделю

10/20

Физкультминутки

4 раза в неделю

5/20

Динамические паузы

4 раза в неделю

20/80

Самостоятельная игровая деятельность детей

4 раза в неделю

85/340

Итого

120/500

3.2.  Условия реализации программы

Важным условием создания и функционирования ГКП является подбор высококвалифицированного штата специалистов, работающих с детьми и родителями:

  • воспитатели
  • педагог-психолог
  • музыкальный руководитель
  • инструктор по физкультуре

Каждый педагог умеет:

  • определять конкретные образовательно-воспитательные задачи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольного возраста;
  • осуществлять текущее и перспективное планирование;
  • методически грамотно выстраивать педагогический процесс, используя разнообразные формы, методы, средства, приемы воспитания и развития в соответствии с поставленными конкретными задачами;
  • обеспечивать создание благоприятной педагогической среды для развития и образования детей;
  • организовывать игры детей и осуществлять руководство игровой деятельностью;
  • участвовать в играх детей в качестве партнера по совместной деятельности;
  • осуществлять сотрудничество с родителями по вопросам образования, проводить в необходимых случаях просветительно-педагогическую работу с родителями;
  • повышать уровень квалификации и совершенствовать педагогическое мастерство.

3.2.1. Особенности организация развивающей предметно-пространственной среды

Основой реализации Программы является развивающая предметно – пространственная среда, которая обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, а также территории, прилегающей к ДОО, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в соответствии с особенностями возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей детей, занятия проводятся в специально оборудованных помещениях:

  • Кабинет педагога-психолога
  • Спортивный зал
  • Музыкальный зал

Необходимые материалы и оборудование в группе:

Центры активности

Оснащение

Центр речевого развития

  • Дидактические игры.
  • Наборы игрушек и комплекты предметных и сюжетных картинок.
  • Настольно-печатные дидактические игры, вкладыши, лото.
  • Разрезные картинки (2-4 части), кубики.
  • Предметы, пособия, игрушки для развития мелкой
  • моторики, тактильных ощущений, правильного дыхания.
  • Картотека пальчиковых игр.
  • Книги-рассказы в картинках.

Центр  сенсорного развития

  • Пирамидки разной формы и величины, цвета.
  • Мозаика с крупногабаритной основой, образцами
  • изображений и крупными фишками, матрёшки, пазлы, вкладыши.
  • Набор кубиков, кирпичиков.
  • Игры на составление целого из частей (2-3).
  • Игры на сравнение предметов: (большой-маленький, много- мало).
  • Игры на установление последовательности (пирамидки 6-7 колец).
  • Волшебный мешочек.
  • Игры: «Мозаика», «Цвет, форма, размер»,  

«Разноцветные домики», «Волшебные бусы»,

«Веселые бабочки», «Пазлы», «Разноцветные крышки», «Подбери по размеру», «Окошечки», «Лабиринт», «Рыбки»

  • Рамки-вкладыши
  • Различные шнуровки.

Центр конструирования

  • Пластмассовый конструктор.
  • Игрушки для обыгрывания построек (фигурки животных).
  • Транспорт (крупный, средний).
  • Наборы для конструирования разного размера.
  • Нетрадиционный строительный материал: поролоновые губки, одноразовые стаканчики, оклеенные коробки разных размеров и т.п.).
  • Набор кубиков среднего размера «Строитель».
  • Разрезные сюжетные картинки.
  • Конструктор «Строитель из брусочков – кирпичиков.
  • Деревянные конструкторы.

Центр воды и песка

  • Контейнеры с крышками для природного материала и сыпучих продуктов.
  • Различный материал (песок, вода, ракушки, камни, пробки, резиновые игрушки, шишки и др.).
  • Игрушки для игр с водой и песком, для просеивания и переливания (сито, формочки, контейнеры из-под киндер-сюрпризов, воронки, мерные стаканчики, кусочки поролона)
  • Игра-рыбалка
  • Выносной материал: вёдра, совки, лейки, сито, стаканчики пластмассовые, палочки, тазик, губки, крышки, воронки.

Центр творчества

  • Гуашевые, акварельные краски, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки.
  • Пластилин, белая глина.
  • Инструменты: кисти различные, клеенки для лепки, поролон.
  • Поднос с тонким слоем манки.
  • Раскраски.
  • Цветная и белая бумага, картон.
  • Печатки, цветные палочки- карандаши, формочки разных размеров и материалов, кисти, тычки.
  • Трафареты по тематике.
  • Книжки-раскраски

Центр игр

  • Игровой модуль «Кухня» с плитой, посудой, аксессуарами.
  • Игровой модуль «Парикмахерская».
  • Куклы: большие – 4, среднего размера – 4, пупсы разных размеров - 6.
  • Наборы одежды для кукол.
  • Кроватки для кукол разной величины.
  • Наборы постельного белья для кукол.
  • Коляска для куклы крупногабаритная.
  • Атрибуты для ряженья (косынки, фартуки, юбки, сумки).
  • Грузовые, легковые автомобили, муляжи фруктов, овощей.
  • Фигурки диких, домашних животных.
  • Сюжетно-ролевые игры: «Дочки-матери», «Магазин», «Больница».
  • Грузовые, легковые автомобили, трактор с тележкой, самолёт,
  • Пароход, паровозики, бетономешалка, машина «Скорая помощь», «Пожарная машина», «Полицейская машина».
  • Руль, светофор деревянный, шапки для

полицейских и ДПС, жезл.

  • Муляжи фруктов, овощей, наборы диких, домашних
  • животных.
  • Набор для мальчиков «Инструменты».
  • Дорога (макет), атрибуты-дома, деревья, дорожные знаки.
  • Тележка для перевозки продуктов.
  • Матрешки.
  • Крупные пазлы.

Центр физического развития

  • Сухой бассейн.
  • «Дорожка движения», массажные дорожки.
  • Спортивный инвентарь (комплект разноцветных кеглей.
  • Мячи разных размеров, цветов, мячи для метания (мягкие), массажные; пластмассовые малые; флажки, маски для п/и и др.).
  • Нетрадиционное спортивное оборудование (ленты
  • разноцветные, султанчики, кольца, следы и ладошки из линолеума, коврик массажный).
  • Картотеки игр: подвижных, малой подвижности.
  • Мягкие (объемные) модули.
  • Выносной материал: мячики, султанчики,

платочки, ленточки, маски, обручи,

скакалки, вожжи и др.

  • Массажные коврики: пластмассовый,

резиновый; дорожка с пуговицами, с мягкими губками.

  • Картотека подвижных игр.

Центр музыки

  • Детские музыкальные инструменты (бубен, погремушки, колокольчики, дудки, барабаны, пианино, металлофон, юла, балалайка, свистульки).
  • Звучащие игрушки-заместители (коробочки, пластиковые бутылки с разными наполнителями.)
  • Магнитофон, аудиозаписи детских песен, народных песен, потешек, звуки птиц, природы (шум дождя, ветра).
  • Игровые ложки.

Уголок уединения

  • Телефон «Позвони маме…».
  • Игрушки для психологической разгрузки (массажные мячики, бумага, сердечки, мягкие игрушки).
  • Кресло.
  • Многофункциональная ширма
  • Фотоальбом «Моя семья»

Центр ряженья

  • Маски, костюмы для сказок «Репка», «Теремок».
  • Одежда или элементы рабочего наряда врача (халат, шапочка), продавца (фартук), шофёра (куртка, кепка), повара (халат, колпак), парикмахера (фартук).
  • Маски, картинки домашних и диких зверей.
  • Отдельные детали одежды для составления образов (шляпы, юбки, платки, сумки, очки).
  • Видеозаписи кукольных постановок сказок.
  • Аудиозаписи звуков природы для создания музыкального фона.
  • Простые музыкальные инструменты (погремушки, бубен, барабан).

Центр безопасности

  • Коврик с изображением дорог, пешеходных переходов.
  • Средний транспорт. Комплект транспортных средств к напольному коврику «Дорожное движение».
  • Небольшие игрушки (фигурки людей, животных).
  • Картинки с изображением опасных предметов.
  • Игра «Опасно – не опасно».

4. Методическая литература

Речевое развитие

 Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 1-3 года. -2-е изд., испр. И допол.- М: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016.-128 с.

 Литвинова О.Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь. Конспекты занятий. Ч.1.- СПб.: ООО « Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.-128 с.

Литвинова О.Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Восприятие художественной литературы.  Конспекты занятий. Ч.2.- СПб.: ООО « Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.-144 с.

Литвинова О.Э.  Речевое развитие детей раннего возраста.  Владение речью как средством общения.  Конспекты занятий. Ч.3.- СПб.: ООО « Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.-128 с.

Художественно- эстетическое развитие

 Григорьева Г.Г Малыш в стране Акварелий: метод. пособие для воспитателей и родителей.- М: Просвещение, 2006.- 111 с.

 Литвинова О.Э.  Художественно-эстетическое развитие ребенка раннего дошкольного возраста (изобразительная деятельность). Планирование образовательной деятельности.- СПб.: ООО « Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.-128 с.

 Литвинова О.Э.   Конструирование с детьми раннего возраста. Конспекты совместной деятельности с детьми 2-3 лет: учеб. - метод. пособие.- СПб.: ООО « Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.-160 с.

Лыкова И.А Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст (образовательная область «Художественное творчество»): учебно-методическое пособие М:ИД «Цветная мир», 2012.- 144с.

Познавательное  развитие

Литвинова О.Э Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста. Планирование образовательное деятельности. - СПб.: ООО « Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.-256 с.

Погудкина И.С. Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста (с 1 года до 3-ех лет) - СПб.: ООО « Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.-176 с.

Хомякова Е.Е Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста. - СПб.: ООО « Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.-128 с.

Социальное - коммуникативное развития

 Комплексные занятия в ДОУ (компакт-диск) - издательство «Учитель», 2008

Стефанко А.В Организация воспитательно-образовательного процесса для детей раннего возраста - СПб.: ООО « Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.-276 с.

Физическое развитие

Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей. Пособие для воспитателя дет. сада. Пресс, 2005. - 158 с.

Деркунская В.А. Образовательная область «Физическая культура», - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 170 с.

Приложение 1

Мониторинг освоения программы детьми от 1,5 до 3-х лет

Образовательная область «Физическое развитие»

№ п/п

Ф.И.

Проявляет навыки опрятности, пользуется индивидуальными предметами  гигиена (носовым платком, полотенце, расческой, горшком

Умеет принимать жидкую и твердую пищу. Правильно использует ложку, чашку, салфетку

Умеет ходить и бегать, не наталкиваясь на других детей. Проявляет желание играть в подвижные игры.

Может прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперёд

Умеет брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч.

Умеет ползать, подлезать под натянутую веревку, перелезать через бревно, лежащее на полу

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

ребенка

 

декабрь

май

декабрь

май

декабрь

май

декабрь

май

декабрь

май

декабрь

май

декабрь

май

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

 

Итоговый показатель по группе(среднее значение)

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

№ п/п

Ф.И.

Различает основные формы конструктора.

Со взрослым сооружает постройки

Знает назначение карандашей, фломастеров, красок и кисти, клея, пластилина

Создает простые предметы из разных материалов, обыгрывает совместно со взрослыми

Узнает знакомые мелодии, вместе с взрослым подпевает в песне музыкальные фразы

Проявляет активность при подпевании, выполнении танцевальных движений

Умеет извлекать звуки из музыкальных инструментов: погремушки, бубен.

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

ребенка

декабрь

май

декабрь

май

декабрь

май

декабрь

май

декабрь

май

декабрь

май

декабрь

май

1.   

2.  

3.   

4.   

5.   

6.   

7.   

8.   

9.   

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Образовательная область «Речевое развитие»

№ п/п

Ф.И.

Сопровождает речью игровые и бытовые действия

По просьбе взрослого проговаривает слова, небольшие фразы

Отвечает на простейшие вопросы  («Кто?», «Что?», «Что делает?»

Может рассказать об изображенном на  картинке, об игрушке, о событии из личного опыта

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

ребенка

декабрь

май

декабрь

май

декабрь

май

декабрь

май

декабрь

май

1.     

2.     

3.     

4.     

5.     

6.     

7.     

8.     

9.     

10.    

11.   

12.      

13.     

14.      

15.      

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Образовательная область «Познавательное развитие»

№ п/п

Ф.И.

Знает свое имя. Называет предметы ближайшего окружения, имена членов своей семьи и воспитателей

Осуществляет перенос  действий с объекта на объект, использует предметы - заместители

Узнает и называет игрушки, некоторых домашних  и диких животных, некоторые овощи и фрукты

Имеет элементарные представления о сезонных явлениях, смене дня и ночи

Узнает шар и куб, называет размер (большой – маленький

Группирует однородные предметы, выделяет один и  много

Умеет по словесному указанию взрослого находить предметы по назначению, цвету, размеру

Проявляет интерес к  рассматриванию иллюстраций

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

ребенка

декабрь

май

декабрь

май

декабрь

май

декабрь

май

декабрь

май

декабрь

май

декабрь

май

декабрь

май

декабрь

май

1.    

2.    

3.    

4.    

5.    

6.    

7.    

8.    

9.    

10. 

11. 

12. 

13. 

14. 

15. 

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

№ п/п

Ф.И.

Может играть рядом, не мешать другим детям, подражать действиям сверстника и взрослого. Проявляет интерес к совместным играм со сверстниками и взрослыми

Общается в диалоге с воспитателем. Может поделиться информацией, пожаловаться на неудобство и действия сверстника. Обращается с речью к сверстнику

Следит за действиями героев кукольного театра. Рассматривает иллюстрации в знакомых книжках

Слушает стихи, сказки, небольшие рассказы без наглядного сопровождения

Наблюдает за трудовыми процессами воспитателя в уголке природы. Выполняет простейшие трудовые действия

Проявляет отрицательное отношение к порицаемым личностным качествам сверстников. Проявляет элементарные правила вежливости

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

ребенка

 

декабрь

май

декабрь

май

декабрь

май

декабрь

май

декабрь

май

декабрь

май

декабрь

май

1. 

2. 

3.

4. 

5. 

6. 

7. 

8. 

9. 

10

11

12

13

14

15

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Приложение 2

Анкета

для изучения запросов и образовательных потребностей родителей и детей от 1,5 до 3- х лет   группы кратковременного пребывания  

Уважаемый родитель!

Просим Вас ответить на вопросы данной анкеты. Внимательно прочитайте и ответьте на вопросы, Ваше мнение важно для планирования деятельности группы кратковременного пребывания.

Пожалуйста, укажите некоторые данные о себе:

Ваши ФИО __________________________________________________________________

Ваш возраст ______

Образование (Среднее, Начальное профессиональное, Среднее специальное, Высшее, Кандидатская и/или докторская степень) __________________________________________

ФИО второго родителя _________________________________________________________

Возраст, Образование второго родителя___________________________________________

Состав семьи (полная семья, неполная семья, многодетная, с опекуном) ________________

Фамилия, имя ребенка _________________________________________________________

Возраст ребенка_______

Условия проживания ребенка ___________________________________________________

Количество детей в семье ________

1. Что Вы понимаете под качеством образования? ______________________        

2. Укажите, пожалуйста, самое важное, по-вашему мнению, направление деятельности ДОУ (от 1 до 5, где 1 – самое важное):

Художественно-эстетическое развитие ______

Познавательное развитие ________

Социально-коммуникативное развитие ________

Речевое развитие __________

Физическое развитие _________

3. Чем интересуется Ваш ребенок? Постоянны ли его интересы? ____________________

4.  Считаете ли Вы, что у Вашего ребенка есть особые таланты, способности?

а) Да (какие)_______________________________________________________

б) Нет

в) Затрудняюсь ответить 

6. В какой информации, связанной с образованием и развитием вашего ребенка, Вы нуждаетесь больше всего (от 1 до 6, где 1 – самое важное)?

- Здоровье (гигиенические процедуры, психофизиологическое здоровье) и физическая культура ________

- Развитие индивидуальных и специальных способностей:

развитие умственных способностей ________

развитие художественных способностей ________

развитие музыкальных способностей __________

- Приобщение к культурным ценностям _________

- Организация жизни ребенка в семье, его досуга, семейных праздников _____________

- Другое (что именно) __________________________________________________________

7. Какую дополнительную информацию об организации образовательного процесса Вы хотели бы получить?

а) от администрации ___________________________________________________________

б) от воспитателя ______________________________________________________________

в) от медицинского работника_____________________________________________________________________

г) от педагога-психолога ________________________________________________________

8. Какой вид помощи Вы хотели бы получить от педагогов и специалистов детского сада?

- Информационную помощь;

- диагностическую;

- консультативную;

- другую помощь (какую именно) ________________________________________________

9. Какие формы работы воспитателя с родителями Вы считаете наиболее эффективными?

- Родительские собрания, конференции, лекции, групповые дискуссии, тематические консультации, семинары-практикумы;

- индивидуальные беседы и консультации;

- информационные листки, газеты, буклеты, книги;

- тематические выставки, папки;

- дни открытых дверей, родительские клубы, гостиные;

- посещение педагогом семьи;

- совместные праздники и развлечения

- другое (что именно) ________________________________________________________

10. В какой роли Вы могли бы выступить, принимая участие в организации образовательной деятельности в детском саду?

- Советник (помощь воспитателю в определении интересов, увлечений ребенка, предпочтительных для него воспитательных приемов);

- наставник (организация занятий с детьми определенным видом деятельности: обучение их танцами, музыке, театрализации, другое);

- помощник в разработке теоретических аспектов развития детей;

-другое (что именно) __________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Приложение 3

Итоговый лист по анкетированию родителей

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида второй категории «Березка», г. Белоярский

год

(название учреждения)

Критерии

Удовлетворен полностью

Скорее удовлетворен

Затрудняюсь ответить

Скорее не удовлетворен

Неудовлетворен

Количество предлагаемых образовательных услуг в учреждении

Качество предлагаемых образовательных услуг в учреждении

Формы работы с родителями

Взаимоотношения с педагогическим коллективом

Взаимоотношения с администрацией учреждения

Степень вовлеченности в деятельность учреждения

Итого:

     


[1] пункт 4 статья 10 глава 2 «Закон об образовании Российской Федерации»

[2] ФГОС ДО пункта 1.4 стр. 6.