консулььтации
консультация

МИТИНА АЛЕКСАНДРА АЛЕКСЕЕВНА

для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet_6.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Поговорим  о совместных занятиях. А начнем разговор с трудностей и конфликтов взаимодействия , а также поговорим о том как их избегать.

Начнем с типичной  проблемы, которая ставит в тупик взрослых: многие обязательные дела ребенок вполне освоил, ему уже ничего не стоит заправить постель. Но все это он упорно не делает! «Как быть в таких случаях?- спрашивают родители, - Опять делать это вместе с ним?»

 Может быть, нет, а может быть, да. Все зависит от  причин «непослушания». Вашего ребенка. Возможно, вы еще не прошли с ним весь необходимый путь. Ведь это вам кажется, что ему одному легко расставить все игрушки по местам. Наверное, если он просит «давай вместе»,  то это не зря: возможно, ему еще трудно организовать себя, а может быть, ему нужно просто ваше участие, моральная поддержка.

Но чаще корень негативного упорства и отказов лежит в отрицательных переживаниях. Это может быть проблема самого ребенка, но чаще она возникает  между вами и ребенком, в ваших взаимоотношениях с ним.

Если ваши отношения с ребенком уже давно испортились, не стоит думать, будто достаточно применить какой-то способ– и все вмиг пойдет на лад. Но без дружелюбного, теплого тона они  ничего не дадут. Такой тон – самое главное условие успеха,  и если ваше участие в занятиях не помо-

гает, больше того, если он отказывается от вашей помощи, остановитесь и прислушайтесь к тому, как вы общаетесь с ним.

 «Руководящие указания», наверное, где-то нужны, но не в совместных занятиях с ребенком. Как только они появляются, прекращается работа вместе. Ведь вместе — значит на равных.

Не следует занимать позицию над ребенком; дети к ней очень чувствительны, и против нее восстают все живые силы их души. Тогда-то они и начинают сопротивляться «необходимому», не согла­шаться с «очевидным», оспаривать «бесспорное». Сохранить позицию на равных не так-то легко: иногда требуется немалая психологическая и житейская изобретательность.                                          Например, можно использовать соревновательные методы проведения совместных занятий (в качестве соперников могут выступить как родители, так и братья и сестры). Существует еще один из ценных способов, который помогает избавить ребенка и самих себя от «руководящих указаний». Этот способ связан с еще одним открытием выдающегося психолога Л.С. Выготского, который нашел, что ребенок легче и быстрее учится организовывать себя и свои дела, если на определен­ном этапе ему помочь некоторыми внешними средствами. Ими могут быть картинки для напоминания, список дел, записки, схемы или написанные инструкции.

Заметьте, подобные средства — это уже не слова взрослого, это их замена. Ребенок может пользоваться ими самостоятельно, и тогда он оказывается на полпути к тому, чтобы справиться с делом самому. 

    Рассмотрим следующую очень частую причину конфликтов при попытке сотрудничать с ребенком. Бывает, родитель готов учить или помогать сколько угодно и за тоном своим следит — не сердится, не приказывает, не критикует, а дело не идет. Такое случается с излишне за­ботливыми родителями, которые хотят для своих детей больше, чем сами дети.

  Ошибка некоторых родителей не в том, что они очень хотят, чтобы их ребенок учился, а в том, что они этого хотят, если можно так выразиться, вместо ребенка. В своем эмоциональном порыве они забывают, что учиться не им, а ребенку. И тогда тот чаще всего «остается на перроне».

    Родители, которые слишком многого хотят за ребенка, как правило, сами трудно живут. У них не остается ни сил, ни времени на собственные интересы и личную жизнь. Тяжесть их родительского долга понятна — ведь приходится все время тащить лодку против течения!

     А чем это оборачивается для детей? В таких случаях дети борются за право желать и получать то, в чем они нуждаются. И если родители настаивают на «правильных» делах, то ребенок с тем же упорством начинает заниматься «не­правильными», не важно чем, лишь бы своим или пусть даже «наоборот». Особенно часто это случается с подростками.

         

Получается парадокс: своими стараниями родители невольно отталкивают детей от серьезных занятий и ответственности за собственные дела.                           Сочетание слишком большой воспитательной активности родителей и инфантильности, то есть незрелости, детей — очень типично и абсолютно закономерно.    

Почему? Механизм здесь простой, он основан на действии психологического закона:

Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом.

Можно заставить ребенка механически заучивать уроки, но такая «наука» осядет в его голове мертвым грузом.  Больше того, чем настойчивее будет родитель, тем нелюбимее, скорее всего, окажется даже самый интересный, полезный и нужный школьный предмет.

Как же быть? Как избегать ситуаций и конфликтов принуждения?

Прежде всего, стоит присмотреться, чем больше всего увлекается ваш ребенок. Это может быть игра в куклы, в машинки, общение с друзьями, собирание моделей, игра в футбол, современная музыка... Некоторые из этих занятий могут показаться вам пустыми, даже вредными.

Однако помните: для него они важны и интересны, и к ним стоит отнестись с уважением.

Хорошо, если ваш ребенок расскажет вам, что именно в этих делах интересно и важно для него, и вы сможете посмотреть на них его глазами, как бы изнутри его жизни, избегая советов и оценок. Совсем хорошо, если вы сможете принять участие в этих занятиях ребенка, разделить с ним его увлечение. Дети в таких случаях бывают очень благодарны родителям. Будет и другой результат такого участия: на волне интереса вашего ребенка вы сможете начать передавать ему то, что считаете полезным:    и дополнительные знания, и жизненный опыт, и свой взгляд на вещи, и даже интерес к чтению, особенно если начать с книг или заметок об интересующем его предмете.

«ПО ЛЮБВИ» — ИЛИ «ЗА ДЕНЬГИ»

Сталкиваясь с нежеланием ребенка делать, что либо положенное ему учиться, читать, помогать по дому, некоторые родители встают на путь «подкупа». Они соглашаются «платить» ребенку (деньгами, вещами, удовольствиями), если он будет делать то, что от него хотят.

Почему? Чтобы понять причину, нам нужно познакомиться с очень тонким психологическим механизмом. Механизм следующий: человек успешно и увлеченно занимается тем, что он выбирает сам, по внутреннему побуждению. Если же он знает, что получит за это плату или вознаграждение, то его энтузиазм снижается, а вся деятельность меняет характер: теперь он занят не «личным творчеством», а «зарабатыванием денег».