Консультация "Интеграция экспериментирования в различные виды детской деятельности"
консультация

Филаткина Светлана Витальевна

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Чтобы избежать развития у детей интеллектуальной пассивности необходимо развивать у дошкольников продуктивные формы мышления.

Одним из эффективных методов работы является поисковая деятельность, а именно – экспериментирование. В данной деятельности наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащие в основе самодвижения, саморазвития дошкольников. Детское экспериментирование достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности.            

Художественно-эстетическая деятельность. Эксперименты с различными материалами: пальчиковое рисование, рисование щеткой или целофаном, рисование на мокрой бумаге, рисование воздухом через трубочку и т.д. В процессе такой деятельности изучаются и лучше запоминаются свойства данных предметов, веществ. Аппликация позволяет использовать нити, ткань, вату, природный материал, что параллельно позволяет изучать их свойств, состав, возможности.

Развитие речи. Широко используются эксперименты с речевым аппаратом, для развития фонематического слуха, усвоения грамматики родной речи, например игры-упражнения «Подбери рифму», «Ребусы». При составлении описательных рассказов по картинкам и игрушкам используется решение проблемных ситуаций. В детской литературе встречается немалое количество произведений, которые помогают преподносить познавательные уроки через поиск решений, проверку экспериментом, например произведение Л. Мур «Крошка Енот или тот, кто сидит в пруду» (эксперимент с собственным отражением в зеркале).

Музыкальное образование. Процесс экспериментирования основан на работе со звуковым материалом, развивающей инициативность, произвольность и креативность личности ребенка и способствующей развитию  его интеллектуальной компетентности. Дети учатся находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений. Эксперименты проводятся в поисках ассоциаций при работе со звуками природы (шелест листьев воспроизводится шуршанием бумаги, пение синицы – постукиванием по хрустальному стаканчику), в звучании музыкальных произведений, при изготовлении звуковых игрушек, шумелок. Вся эта деятельность носит игровой, занимательный характер. 

Изучение окружающего мира. Экспериментальная деятельность во время наблюдений за явлениями или объектами предполагает закрепление знаний или понимание связей между происходящим. Наблюдения на прогулках, в уголке природы, в окружающей действительности занимает от 1 до 5 минут времени и, учитывая эти данные, планируются кратковременные опыты уместные по тематике, например, выпал снег (проверить, как быстро он растает, чистая ли будет вода и т.д.). В некоторых случаях, происходит наоборот, сначала ставится поисковая задача, а из нее вытекает наблюдение: например, найти самое низкое место на участке.

Трудовая деятельность. Эксперименты, направленные на увеличение объема знаний о жизни растений через наблюдение. При эффективной работе у детей к 5 годам формируются устойчивые знания о связи между растениями и уходом человека за ними. С этого момента  начинается экспериментирование с растениями. Отдельные опыты помогут запомнить, из чего состоит почва и почему ее нужно рыхлить; как растения зависят от тепла, света (во время выращивания рассады, проращивания семян). Зимой во время уборки снега, дошкольники узнают о защитных свойствах снега. Осенью во время листопада дети выясняют, как влияет погода на его интенсивность, а во время уборки листвы можно выяснить, почему листья шуршат, а иногда нет.

Правильно организованная экспериментальная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. Предлагаемая система работы способствует не только интеллектуальному развитию ребенка, но и повышению уровня педагогической компетенции воспитателей и родителей дошкольников.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Экспериментирование в различных видах детской деятельности".

Интеграция экспериментирования и других образовательных обрастей....

Консультация для воспитателей: «Экспериментирование в различных видах детской деятельности».

Одниодним из эффективных методов работы является поисковая деятельность, а именно – экспериментирование. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой инфоинформации получае...

Экспериментирование в различных видах детской деятельности.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6885454","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"height: 300px; width: 211px;"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"68...

Статья «Экспериментирование в различных видах детской деятельности».

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Чтобы избежать развития у детей интеллектуальной пассивности необходимо развивать у дошкол...

Экспериментирование в различных видах детской деятельности.

Экспериментирование в различных видах детской деятельности.На современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание, что в с...

«Экспериментирование в различных видах детской деятельности».

«Экспериментирование  в различных видах детской деятельности».Детское экспериментирование, возможно, применять в различных видах детской деятельности.Экспериментирование на  организованной о...

«Экспериментирование в различных видах детской деятельности»

«Экспериментирование  в различных видах детской деятельности».Детское экспериментирование, возможно, применять в различных видах детской деятельности.Экспериментирование на  организованной о...