Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
консультация (младшая группа)

Двинянинова Алёна Станиславовна

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т. д., тряпочки, предметы для исследования, он получает необходимый стимул для развития. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома:

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

подготовила: воспитатель Двинянинова

Алёна Станиславовна

г. Коркино 23 сентября 2020г.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»

 Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т. д., тряпочки, предметы для исследования, он получает необходимый стимул для развития. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома:

Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребёнка: - способствует овладению навыками мелкой моторики;

 - помогает развивать речь;

- повышает работоспособность головного мозга;

 -развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

 - развивает тактильную чувствительность;

 - снимает тревожность.

 Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка, каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук. Дети с удовольствием принимают участие в играх - потешках. Самый известный вариант такой игры - «Сорока-сорока».

Моя семья.

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

 Этот пальчик – бабушка,

 Этот пальчик – дедушка,

 Этот пальчик – я.

 Вот и вся моя семья!

(попеременно массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем и разжимаем кулачки).

Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами.

Предлагаю ряд игр с такими предметами.

 Игры сыпучими материалами:

1. Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи.

Или:

«Мы тесто месили,

Мы тесто месили,

Нас тщательно все промесить попросили,

Но сколько не месим

 И сколько не мнем,

Комочки опять и опять достаем.

2. Рисование по крупе. 

На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу. Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д.) 5.

В «сухой бассейн» помещаем горох и бобы. Ребенок запускает в него руку и старается на ощупь определить и достать только горох или только бобы.

Игры с пробками от бутылок: 

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги.

Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах,

мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно. Если пробки просверлить посередине - можно использовать тоже для нанизывания бус.

Игры с прищепками:

Представьте вместе с малышом, что прищепки - это маленькие рыбки, а кружочек или квадратик, выполненный из картона - это кормушка.

Ну а малышу надо помочь рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры.

 Очень интересно для детей «приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона и т. д. 3.

Ну и, конечно, развешивание носовых платочков после стирки и закрепление их прищепками. Это несложное задание даже для ребенка, который не раз играл с прищепками, возможно, окажется не таким уж простым. Можно сопровождать работу проговариванием стишка:

 «Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку».

 Игры с бусинами, макаронами:

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п.

Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.

Игры – шнуровки: Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. (Многообразные шнуровки представлены на выставке). Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий.

Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой.

Работа с пластилином:

 Лепить из пластилина можно начинать уже в 2 года, главное подбирать доступные задания и не забывать мыть руки. Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. Можно надавить на нашу лепешку настоящей монеткой, чтобы получить отпечаток.

Кусочки пластилина

Катает наша Зина,

Шарики, колбаски,

 И оживают сказки,

Пальчики стараются,

 Лепят, развиваются.

Такие игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар–практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста».

Семинар–практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»....

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста».

Предлагаю вашему вниманию игры  и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома....

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста».

Предлагаю вашему вниманию игры  и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома....

Консультация для родителей: «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»

Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»

Ребенок приходит в мир с очень большим потенциалом сенсорных способностей. Задача взрослых – выявить их и своевременно способствовать их дальнейшему развитию....

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста».

Развитие мелкой моторики кисти руки является важнейшей задачей воспитания детей младшего дошкольного возраста. Тренировка движений пальцев и всей кисти руки является одним из факторов, стимулирующих р...