Консультация для родителей.
консультация

Бабурина Надежда Ивановна

Предварительный просмотр:

 «Адаптация детей раннего возраста к новым формам и условиям социальной жизни в детском саду»

Начало учебного года - трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым для них условиям. Малыши тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих людей. Тяжело и родителям, которые видят неутешное горе своего всегда жизнерадостного малыша. Нелегко приходится и персоналу групп: дети плачут, цепляются, не дают работать, а воспитателю нужно все успеть, все сделать по режиму, хоть на время успокоить малыша, дать остальным передохнуть от крика новенького.

           Адаптация – это приспособление организма к новым или к изменившимся условиям жизни.

Адаптационный период – серьезное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей.

Когда малыш впервые приходит в детский сад, он попадает в новые для него условия. Меняются режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т. п., поэтому проблема адаптации ребенка к детскому саду является ведущей.

Адаптационный период условно можно разделить на несколько этапов:

1. Подготовительный – его следует начинать за 1-2 месяца до приема в детский сад. Роль родителей – сформировать такие стереотипы в поведении ребёнка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям. В процессе подготовительного этапа необходимо особое внимание уделить рациону питания малыша, необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности. 

2.Основной (на этом этапе в работу включается педагог) т.к. главная задача этого этапа - создание положительного образа воспитателя. В этот период родители должны установить с воспитателем доброжелательные отношения, рассказать воспитателю об особенностях своего ребёнка. Имея полную информацию о ребёнке, воспитатель быстрее поймет его и установит контакт. 

3.Заключительный – ребёнок начинает посещать детский сад по 2-3 часа в день.

Поступление ребенка в дошкольное учреждение всегда сопровождается определенными психологическими трудностями. Это связано с тем, что, живя в семье, в определенных сравнительно устойчивых условиях, ребенок постепенно приспосабливается к влиянию окружающей среды. В домашних условиях опыт ребенка все время обогащается новыми связями под руководством близкого взрослого. А в дошкольном учреждении своего любимого взрослого рядом с ребенком нет. Его не радует обилие игрушек, детей. Ребенок начинает страдать, так как нет главного взрослого, с которым он чувствует себя комфортно, т. е. нет точек соприкосновения с близкими. Переход ребенка из семьи в детский сад часто связан с необходимостью изменить целый ряд сложившихся привычек, перестроить ранее сформированные стереотипы (режим дня, способ кормления, приемы воспитания и др. – то есть нарушается система сложившихся условных рефлексов на различные моменты жизни ребенка). Ребенок будет обязательно адаптироваться в группе: он должен приспособиться к новым (иным) условиям, выработать новые для себя формы поведения. Задача для ребенка не из легких. Процесс привыкания к ДОУ отягощается физиологическими и психологическими изменениями, которые являются одной из причин негативного отношения вновь поступивших детей к ДОУ. Когда ребенок впервые переступает порог детского сада, у него наступает состояние страха, возникает психическая напряженность, что приводит к эмоциональному стрессу и даже к заболеванию. Ребенка, впервые пришедшего в группу, страшит внезапность изменения происходящего, неизвестность держит его в нервном напряжении, связи с родными неожиданно прерваны, его окружают чужие люди, незнакомая обстановка, в которой трудно ориентироваться. Срабатывает инстинкт самосохранения, и ребенок начинает активно обороняться доступными для него способами: он горько плачет, бунтует, отказываясь от помощи незнакомых людей, требует, чтобы рядом была мама, и даже пытается убежать. Стойкий отрицательный эмоциональный настрой, отчаяние и обида на протяжении нескольких часов в день настолько доминируют, что малыш забывает о еде и сне. Ребенка пугают попытки воспитателя хоть как-то успокоить его. Ребенок настолько возбужден, что возвратясь домой, не в состоянии успокоиться, во время сна вздрагивает, плачет, часто просыпается. Примерно так же проходит второй и третий день. Хрупкий организм не выдерживает нервных перегрузок, ребенок может заболеть.

У большинства детей период адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьезных нарушений поведения и общего состояния, а именно (особенности адаптационного периода):

- изменяется эмоциональное состояние: появляется напряженность, беспокойство или заторможенность (ребенок много плачет, иногда стремиться к эмоциональному контакту со взрослым, но, в большинстве случаев, раздраженно сторониться их и сверстников;

- часто нарушается аппетит и сон (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый, многие дети отказываются от еды);

- проявляются более глубокие функциональные расстройства: повышается температура тела, изменяется характер стула (первые признаки расстройства желудка, может появиться сыпь на коже. Ребенка из ДОУ не выводить!

- наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков (дома просится на горшок - в саду этого не делает, дома есть самостоятельно – в детском саду отказывается);

- снижается интерес к предметному миру, игрушкам, ко всему окружающему;

- падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом;

- ребенок подвергается риску инфекционных заболеваний из-за

контакта с другими детьми. В период адаптации ослабевают энергетические силы, нарушается сопротивляемость организма, ребенок быстро заболевает. Дети обычно заболевают тем, к чему были склонны ранее (если ранее болел гриппом, ОРВИ, то заболевает пневмонией, т. е. заболевания приобретают более сложные формы).

Выделяют три степени адаптации: лёгкую, средней тяжести и тяжёлую.

При  легкой адаптации отрицательное эмоциональное состояние длится недолго. В это время малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течение первого месяца после поступления в детский сад по мере привыкания к новым условиям все нормализуется. Ребенок как правило не заболевает в период адаптации.

При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца после поступления он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. Заболевание длится 7-10 дней и завершается без каких-либо осложнений.

Самой нежелательной является тяжелая адаптация, когда эмоциональное состояние ребенка нормализуется очень медленно (иногда этот процесс длится несколько месяцев). В этот период ребенок либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения. Тяжелая адаптация отрицательно влияет как на состояние здоровья, так и на развитие детей.

От чего же зависит характер и длительность адаптационного периода?

Исследования педагогов, медиков показывают, что характер адаптации зависит от следующих факторов:

· возраст ребенка. Труднее адаптируются к новым условиям дети в возрасте от 10-11 месяцев до 2-х лет. После 2-х лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это объясняется тем, что к этому возрасту они становятся более любознательными, хорошо понимают речь взрослого, у них более богатый опыт поведения в разных условиях.

·состояния здоровья и уровня развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации.

· сформированности предметной деятельности. Такого ребенка можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями.

· индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста по разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни дети плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом. Но проходит несколько дней, и поведение ребенка меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребенок с интересом следит за игрой товарищей. Другие, наоборот в первый день внешне спокойны. Без возражения выполняют требования воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участия в играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель.

· условий жизни в семье. Это создание режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей умений и навыков, а также личностных качеств (умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать себя и т.д.). Если ребенок приходит из семьи, где не были созданы условия для его правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно привыкать к условиям дошкольного учреждения.

· уровня тренированности адаптационных механизмов, опыта общения со сверстниками и взрослыми. Тренировка механизмов не происходит сама по себе. Необходимо создавать условия, которые требуют от ребенка новых форм поведения. Малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т.п.), легче привыкают к дошкольному учреждению. Важно, чтобы в семье у ребенка сложились доверительные отношения со взрослыми, умение положительно относится к требованиям взрослых.

В заключении хочется еще раз отметить, что длительность адаптационного периода зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша. Если ребенок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптационный период проходит сравнительно легко и быстро. Другой малыш медлителен, невозмутим, любит уединяться с игрушками; шум, громкие разговоры сверстников раздражают его. Он если и умеет сам есть, раздеваться то делает это медленно, отстает от всех. Все это откладывает свой отпечаток на его отношения с окружающими. Такому ребенку необходим более длительный срок на период адаптации.

Чтобы период привыкания к детскому саду прошел быстрее и спокойнее, нужно в комплексе использовать различные адаптационные методики, приемы. Прежде всего, необходимо создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность. Ведущий вид деятельности дошкольников – это игра. Все режимные моменты в ДОУ организуются в игровой форме.

Хочется отметить, что в этом учебном году наш детский сад реализует задачи ранней профориентации. Детишки раннего возраста также активно участвуют в этом. Маркеры игрового пространства являются отличным средством для обучения детей.



Предварительный просмотр:

Консультация  с родителями

«Профилактика заболеваний ГРИППА и ОРВИ»

Самое большое испытание для родителей – это болезнь их ребенка. Поэтому самое важное для любой семьи сохранение и укрепление здоровья их малыша. Простуда – незваный, неприятный и нежелательный гость, который приходит каждый год к детям и взрослым. Но детскому неокрепшему организму гораздо труднее справляться с недугом, поэтому детям случается болеть гораздо чаще, чем взрослым, порой даже по нескольку раз в месяц. Своевременная профилактика простудных заболеваний не только не позволит малышу заболеть вновь, но и исключит риск хронических болезней.

Профилактика ГРИППА у детей.

Для профилактики ОРВИ нужно учитывать следующее: приемом витаминов ограничиваться не стоит, хотя это тоже необходимо. Для начала тщательно осмотрите комнату ребенка, если заметите пыль, немедленно вытрите ее. Мягкие игрушки тоже придется убрать. Они являются мощнейшим пылесборником. В пыли инфекция и бактерии чувствуют себя очень комфортно. А еще вы убережете своего ребенка от развития аллергических реакций.

Следующий шаг в исследовании детской комнаты: проверьте температуру. Комфортная температура для человека 21-23 градуса. Но одной температуры недостаточно. Влажность воздуха – также является важным пунктом в здоровье ребенка. Зачастую зимой в помещениях воздух горячий и сильно пересушен. Это крайне вредит не только уже заболевшему ребенку, но и сильно снижает иммунитет здорового. Не забывайте проветривать детскую комнату. Свежий и влажный уличный воздух активно борется с вирусами и болезнетворными бактериями, а также не дает пересыхать слизистым оболочкам носа. Также увлажнить воздух в помещении, можно положив на батарею влажное полотенце. Также в магазинах можно приобрести специальные увлажнители воздуха.

Немаловажно соблюдать режим дня и гигиену. Без них профилактика гриппа и ОРВИ невозможна.

Как уже говорилось выше, ребенку необходимы витамины. Каким образом их употреблять в таблетках или овощах и фруктах, решайте сами. Главный витамин в поддержании иммунитета – это витамин С. Его можно купить в аптеке в виде таблеток или драже, а также он содержится во многих овощах, фруктах и зелени. Главное, все в меру, чтоб не развилась аллергия. Поддержать и усилить иммунитет помогут лекарства группы интерферонов. В аптеке они продаются в разных формах: таблетки, капли, мазь и свечи. Выбирайте средства, комфортные для ребенка.

В сезон эпидемии простудных заболеваний также полезны в профилактике гриппа и простуды эфирные масла. Профилактика маслами эффективна и безопасна. Распыление в комнате эфирных масел не только создает приятный запах, но и обеззараживает воздух. Кроме того, они благотворно влияют на психологическое состояние ребенка, создавая успокаивающий эффект.

Не нужно забывать и про прогулки на свежем воздухе. Они также помогают укреплению организма. Не стоит бояться холодов и морозов. Каждый день выходите с ребенком на прогулку.

Запомните, своевременная профилактика гриппа и ОРВИ помогает избежать многих серьезных осложнений, связанных с этими заболеваниями. Здоровый образ жизни – залог гармоничного развития вашего ребенка. Будьте здоровы!



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Капризы и упрямство».

Прежде чем приступить к рассмотрению темы "Капризы, упрямство и способы их преодоления", необходимо определить область этой темы, т.е. поставить её в определённые рамки. Капризы и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения, наряду с:

1.        Непослушанием, выражающемся в непослушании и озорстве

2.        Детским негативизмом, т.е. непринятием чего-либо без определённых причин.

3.        Своеволием

4.        Недисциплинированностью

Все выше перечисленные формы отклоняющегося поведения различаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребёнка.

Понятия "капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы, но об этом позже.

УПРЯМСТВО – это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.

Проявления упрямства:

•        в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.

•        выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому " стоит на своём".

Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.

О капризах мы не будем много говорить, т.к. вся информация во многом пересекается с вышесказанным.

КАПРИЗЫ - это действия, которые лишены разумного основания, т.е. " Я так хочу и всё!!!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты.

Проявления капризов:

•        в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.

•        в недовольстве, раздражительности, плаче.

•        в двигательном перевозбуждении.

Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:

1.        Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.

2.        Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5- 4 годам. Случайные приступы

3.        упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.

4.        Пик упрямства приходится на 2,5- 3 года жизни.

5.        Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.

6.        Девочки капризничают чаще, чем мальчики.

7.        В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей – до 19 раз!

8.        Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о " фиксированном упрямстве", истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.

Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:

1.        Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.

2.        Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его  понимаете.

3.        Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.

4.        Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.

5.        Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.

6.        Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого и нужно.

7.        Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!". Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.

8.        Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление " сломить силой авторитета".

9.        Спокойный тон общения, без раздражительности.

10.        Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.

Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдёт о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:

1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:

•        достигнуто не своим трудом.

•        не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).

•        из жалости или желания понравиться.

2. НАДО ХВАЛИТЬ:

•        за поступок, за свершившееся действие.

•        начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.

•        очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.

•        уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого). О наказаниях необходимо остановиться более подробно.

1. НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА:

1.        ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.

2.        когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.

3.        во всех случаях, когда что-то не получается (пример:  когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки).

4.        после физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват).

5.        когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался.

6.        когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.

7.        когда вы сами не в себе.

7 ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ:

1.        наказание не должно вредить здоровью.

2.        если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том что совершённое действие вообще достойно наказания, т.е. наказывать "на всякий случай" нельзя.

3.        за 1 проступок – одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).

4.        лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.

5.        надо наказывать и вскоре прощать.

6.        если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.

7.        ребёнок не должен бояться наказания.

Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей по ПДД в первой младшей группе.

 Только вышел я за двор –
И увидел светофор. 
Загорелся красный свет –
Нам вперёд дороги нет. 
Я стою и жду, когда же 
Можно мне идти, но даже 
Жёлтый свет, на удивленье. 
Не даёт мне разрешенья. 
Говорит мне:
- Стой и жди! 
На зелёный свет - иди! 
Свет зелёный ярко светит –
Проходите смело, дети!

 

Уважаемые родители!

Правила для родителей

Ребенок начинает знакомиться с правилами дорожного движения еще задолго до прихода в детский сад. Первые знания и опыт он получает из наблюдений за своими близкими, родителями. Поэтому очень важно, чтобы сами родители не только знали, но и придерживались в повседневной жизни правил дорожного движения. В детском саду ведется активная работа по изучению с детьми правил дорожного движения. Но только родители свои личным примером, оценкой поведения смогут перевести эти правила в норму поведения ребенка. Предложенные ниже рекомендации рассматривают типичные дорожные ситуации, на которые необходимо постоянно обращать внимание детей. 

Главная опасность — стоящий автомобиль!

Стоящий автомобиль опасен: он может закрывать собой другой автомобиль, который движется с большой скоростью, мешает вовремя заметить опасность. Нельзя выходить на дорогу из-за стоящих машин. В крайнем случае, нужно осторожно выглянуть из-за стоящего автомобиля, убедиться, что опасность не угрожает и только тогда переходить дорогу.

 Не обходите стоящий автобус ни спереди, ни сзади!

Стоящий автобус закрывает собою участок дороги, по которому в тот момент, когда вы решили ее перейти, может проезжать автомобиль. Кроме того, люди около остановки обычно спешат и забывают о безопасности. От остановки надо двигаться в сторону ближайшего пешеходного перехода.

         Умейте предвидеть скрытую опасность!

Из-за стоящего автомобиля, дома, забора, кустов и др.  может неожиданно выехать машина. Для перехода дороги нужно выбрать такое место, где дорога просматривается в оба направления. В крайнем случае, можно осторожно выглянуть из-за помехи, убедиться, что опасности нет, и только тогда переходить дорогу.

         Машина приближается медленно, и все же надо пропустить ее.

Медленно движущаяся машина может скрывать за собой автомобиль, идущий на большой скорости. Ребенок часто не подозревает, что за одной машиной может быть скрыта другая.

 И у светофора можно встретить опасность.

Сегодня на дорогах города мы постоянно сталкиваемся с тем, что водители автомобилей нарушают Правила дорожного движения: мчатся на высокой скорости, игнорируя сигналы светофора и знаки перехода. Поэтому недостаточно научить детей ориентироваться на зеленый сигнал светофора, необходимо убедиться, что опасность не угрожает. Дети часто рассуждают так: «Машины еще стоят, водители меня видят и пропустят». Они ошибаются.

         «Пустынную» улицу дети часто перебегают не глядя.

На улице, где машины появляются редко дети, выбегают на дорогу предварительно ее не осмотрев, и попадают под машину. Выработайте оглядеться у ребенка привычку всегда перед выходом на дорогу остановиться, , прислушаться — и только тогда переходить улицу.

 Стоя на осевой линии, помните: сзади может оказаться машина!

Дойдя до осевой линии и остановившись, дети обычно следят только за машинами, двигающимися с правой стороны, и забывают об автомобилях проезжающих у них за спиной. Испугавшись, ребенок может сделать шаг назад — прямо под колеса машины. Если пришлось остановиться на середине дороги, надо быть предельно внимательным, не делать ни одного движения, не убедившись в безопасности.

 На улице крепко держите ребенка за руку!

Находясь рядом с взрослым, ребенок полагается на него и либо вовсе не наблюдает за дорогой, либо наблюдает плохо. Взрослый этого не учитывает. На улице дети отвлекаются на всевозможные предметы, звуки, не заметив идущую машину, и думая, что путь свободен, вырываются из рук взрослого и бегут через дорогу. Возле перехода дороги вы должны крепко держать ребенка за руку.

Арки и выезды из дворов — места скрытой опасности!

В крупных городах местом повышенной опасности являются арки, через которые из дворов на проезжую часть выезжают машины. Не допускайте, чтобы ребенок бежал мимо арки впереди взрослого: его необходимо держать за руку.

 Помните!

         Ребенок учится законам улицы, беря пример с Вас, родителей, других взрослых. Пусть Ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только Вашего ребенка, но и других детей. Переходите дорогу, соблюдая Правила дорожного движения.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Ребенок у экрана»

В наши дни телевизор, компьютер прочно вошли в жизнь малышей. Во многих семьях как только ребенок начинает сидеть его усаживают перед экраном телевизора, который все больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные, разговоры с отцом ... экран становится главным воспитателем ребенка. Однако это, казалось бы, безопасное занятие может повлечь за собой весьма печальные последствия не только для здоровья ребенка, но и для его психического развития. В настоящее время, когда подрастет первое поколение «экранных детей» эти последствия становятся все более очевидными.

Одно из них — отставание в развитии речи. Дети поздно начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом общении, когда малыш вступает в диалог. В последние годы отмечают у детей неспособность к самоуглублению, отсутствие заинтересованности делом. Появилось новое заболевание - дефицит концентрации внимания. Это заболевание особенно ярко проявляется в процессе обучения и характеризуется гиперактивностью, ситуативностью, рассеянностью. Таким детям необходима постоянная внешняя стимуляция. Многим детям трудно воспринимать информацию на слух. Короткие предложения они не способны удержать в памяти, поэтому детям не интересно читать даже самые интересные книги.

Еще один факт, который отмечают почти все педагоги и психологи - это резкое снижение фантазии детей. Их ничего больше не интересует и не увлекает. Дети предпочитают нажать кнопку телевизора и ждать новых, уже готовых развлечений, не требующих никакой внутренней работы ребенка.

Но, пожалуй, самое явное свидетельство нарастания внутренней пустоты - это детская жестокость и агрессивность. Подростки бьют и убивают друг друга, потому что теряют всякое чувство меры, потому что на душе пусто и хочется острых ощущений.

И всему виной телевизор, который совершенно поглощает внимание малыша, подменяя собой любое общение с взрослым. Детский возраст — период наиболее интенсивного становления внутреннего мира, формирования личности. Наверстать упущенное в этом возрасте практически невозможно. 6-7 лет - зарождение фундаментальных способностей человека.

Поменять фундамент, когда здание построено уже нельзя. Следовательно, ранний возраст является наиболее ответственным он определяет дальнейшее развитие человека.

Полноценное человеческое развитие ребенка возможно только в интенсивном и непрерывном общении с близкими взрослыми. Никакие технические средства не способны заменить живого человека, не могут открыть культурный смысл окружающих вещей.

Передача родительских прав экрану имеет примерно то же влияние на ребенка, как и полное его игнорирование.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Что такое пестушки! Зачем они нужны?»

ПЕСТУШКИ

Пестушки - старинное народное творчество - оказывают большое положительное воздействие на развитие ребенка. Не зря я всегда обращаюсь к народной мудрости. Конечно же, современные системы воспитания пытаются шагать в ногу с прогрессом. Но практикой уже доказано, что малыш в первые свои месяцы и годы больше нуждается не прогрессе, а теплоте и ласке. Так вот с помощью пестушек осуществляются те эмоционально - тактильные контакты матери и ребенка, которых так недостает современным детям!!! Сейчас стали потихоньку возвращаться к уверенности, что грудное вскармливание для малыша - лучшее питание и профилактика будущих болезней. Так ведь это тоже взаимодействие матери с ребенком! А употребление пестушек связано с использованием ласковой интонации  произнесения, тактильных прикосновений к ребенку и, наконец, проведения с ним вместе какого - то времени!!! Вместе с использованием пестушек, я рекомендую родителям почаще петь своему малышу. Не важно что у вас нет ни слуха, ни голоса. Для вашего чада важно, что исполнитель - родная мама (папа), которых он любит!

1.Эти пестушки проговариваются, когда малышок просыпается.

«Потягуси, потягуси,

Пролетали низко гуси,

Потягуси, потягушечки,

Перья мягкие в подушечке,

Эти перья-потягушеньки

Подарили гуси Мишеньке» (Пашеньке, Дашеньке, Машеньке, Надюшеньке и т.п.).

«Потягушечки, потянись,

Поскорей, скорей проснись.

«Тянись, тянись, маленький.

Тянись, тянись, хорошенький,

Вырастешь большой».

 «Тянись, тянись, детка,

Стань большим и красивым.

«Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Деткам спать не даешь?»

«Петя, Петя, Петушок,

Золотой гребешок,

Что ты рано встаешь,

Оле спать не даешь?»

2. Во время умывания или мытья рук перед едой(а зачастую перед едой или после приходится мыть не только руки, но и другие части тела запачкавшегося малыша).

«Ладушки, ладушки,

С мылом моем лапушки.

Чистые ладошки,

Вот вам хлеб и ложки» .

Водичка - водичка!

Умой мое личико!

Чтобы щечки алели!

Чтобы глазки блестели!

Чтоб смеялся роток!

Чтоб кусался зубок!»

«С гоголя - вода,

С младенца - худоба

Укатись вся» .

З. Малыш учится ходить, делает первые, еще неуверенные шажки. Обязательно надо подбодрить его. Для этого народ придумал также немало стишков. Как я уже объясняла ранее, если в пестушке используется имя, вы можете менять его на имя вашего малыша. Иногда при этом слегка приходится менять слова оригинального произведения, но  я думаю, ваш ребеночек не обидится на вас за это! Вот некоторые из них:

«Топ, топ, топ, топ,

Ходи-ходи ножкой

Твердо по дорожке»

«Уходи с дороги кот,

Наша Танечка идет.

Топ-топ, топ-топ

Наша Танечка идет,

Ни за что не упадет.

Топ-топ, топ-топ,

Вот какая Танечка».

«Наша Катя маленька,

Катенька удаленька

пойди, Катя, по дороженьке,

Топни, Катя, ноженькой!»

4. Малыш заплакал по какой - то причине. Вы всеми силами стараетесь успокоить его. Но ничего не помогает. Попробуйте пестушку - верное народное средство! Вдруг поможет!

«Ты, Катюшечка, не плачь,

Я куплю тебе калач,

На шею повешу,

А потом утешу»

«У нас Саша сын один,

Мы в обиду не дадим.

Пиджак сошьем

И гулять пошлем.»

5.А сколько сил и терпения нужно, чтобы снарядить малыша на прогулку?! Но если вы не будете выказывать вашего неудовольствия, а лаской и уговорами постараетесь скрасить это нелегкое время, всеобщее спокойствие и нервные клетки будут сохранены!!! И не забывайте называть вашего ребенка правильным именем, данным ему при рождении! :-)

«Наша Катя маленька,

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая,

Катя чернобровая.»

«У нас Олеженька один,

Никому не отдадим.

Мы пальто ему сошьем,

Погулять его пошлем.»

«Валя вырастет большая,

Будет в золоте ходить.

Всех мамок и нянек

Подарками дарить.

Старых старушек - обносочками,

Молодых молодушек - ленточками.»

И не забывайте, мои дорогие родители, что поэзия, используемая в простых вариантах, наиболее подходит для первых речевых восприятий детишек раннего возраста. И во многом помогает речевому развитию!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ,

КОТОРЫЕ НАШИ ПРЕДКИ ИСПОЛЬЗОВАЛИ

В ВОСПИТАНИИ МАЛЫШЕЙ И УХОДЕ ЗА НИМИ

Если сказать, что воспитываешь детей по-старинному, знакомые еще испугаются: домострой возрождать? Нет, домостроевские нормы отношений в будущее мы брать не станем. Но в старинной народной традиции воспитания детей есть и то, что было бы жалко утратить навсегда. Например, всевозможные "пестушечки" и "потягушечки", наполнявшие жизнь крохи нежностью.

Даем установку

День нашего давнего предка, когда он был младенцем, начинался с ... массажа. Конечно, так его никто не воспринимал. В старинном массаже куда важнее было другое - проглаживая тельце малыша с плечиков до ножек, мама каждый день нежным шепотом давала ему некий наказ на всю будущую жизнь:

Потягушечки, потягушечки,

От носочков и до макушечки,

Мы потянемся, мы потянемся,

Маленькими не останемся.

В ножки - ходунки,

В ручки - хватунки,

В головку - разумок, а в роток - говорок.

Произнося это "заклинание", мама не просто гладила малыша, а как бы вытягивала, одновременно нежно и с усилием в буквальном смысле выпрямляя маленькое тельце. Были и другие варианты "потягушечек", например такие:

Расти, Маша, выше, до хором, до крыши.

Расти, не балуй, маму с папой жалуй.

Расти с брус толщины да с дом вышины.

В заключение утреннего ритуала можно было несколько раз нежно протискать все крошечное тельце ладонями или кулачками, шепча: "Ту-ту-ту! Ту-ту-ту!" Это упражнение заставляло ребеночка, хихикающего от удовольствия, по-настоящему проснуться и взбодриться. Все то же самое вы можете делать со своим крошкой и сейчас. Правда, надо учесть, что не каждому малышу подходит такая "зарядка" с утра пораньше. Нервных, легко возбудимых детей стоит, наоборот, успокоить и с самого начала дня дать понять, что все хорошо, мама рядом и очень любит своего малыша. Такого ребенка не тискают, а мягко, но с определенной успокаивающей силой проглаживают с головы до ножек, медленно и внушительно приговаривая:

Хорошеньким - хорошок.

Пригоженьким - пригожок.

Стройненьким - стройнячок,

А родненьким - родняшок.

Впрочем, особенно нервным малышам и этот щадящий вариант не подойдет. Они будут хорошо себя чувствовать, подставляя маминым рукам только свою спинку. И для таких в народе была сочинена своя "потягушечка":

Папа-еж, папа-еж,

ты нам спинку не потрешь?

Произнося это, одной рукой вы держите малыша, а другой сверху вниз проглаживаете его спинку. Самое главное - разговаривать с крохой напевно и ласково и очень нежно его поглаживать.

Абсолютное доверие

Развлечения можно продолжить и во время пеленания. Кстати, у наших предков не существовало для этой цели никаких специальных пеленальных столиков, и Алена Лебедева, методист семейного клуба "Рождество", считает, что это очень хорошо. Ведь пеленальный стол, возможно, и удобен для родителей, но кроха часто чувствует себя на нем неуютно. Его пугают открытое пространство, высота столика и то, что у него оказывается абсолютно открытым и незащищенным животик, который он привык "прятать", когда жил в материнской утробе. Лучше всего, утверждает Алена, пеленать и вообще заниматься с малышом, положив его к себе на колени. Тогда он сможет обогнуть ножки вокруг вашего тела, а вы - легко дотянуться до его головки, чтобы погладить и как бы взять ребеночка в кольцо своих любящих, защищающих рук. В этом положении малыш чувствует себя в безопасности и с удовольствием откликнется на ваше предложение поиграть. А поскольку говорить малыш пока не умеет, он покажет вам свою готовность не только выражением лица, но и позой. Если ручки и ножки у него раскинуты, значит, он принял позу "абсолютного доверия". В этом положении с малышом удобно заниматься гимнастикой, развивающей его ручки, ножки, пальчики, стопы и мышцы животика. Большинство этих игр подходит для детей 3-4 месяцев от роду, но их можно попробовать и раньше. Просто к искомому возрасту, малыш начнет получать от этих занятий настоящее удовольствие, охотно реагируя на ваши действия улыбкой и смехом. Подавляющее большинство детишек младенческого возраста, к примеру, просто обожают игру со своими ручками:

Чушки, вьюшки, перевьюшки (взяв ручки малыша в свои, крутите, их друг вокруг друга), Тимбирлим сидит в кадушке (Постучите кулачками ребенка друг о друга так, чтобы ручки соприкасались не костяшками пальцев, а ребрами ладошек); А мы его по макушке (пунктирными движениями осторожно приближайте ручки малыша к его голове); Бац-бац-бац (в этот момент очень нежно "потюкайте" кроху по головке его же кулачками. На этом месте удовольствие ребеночка обычно достигает пика).

Можно поиграть и в известную всем "козу рогатую", стишок о которой обязательно заканчивается щекотанием. Кстати, эту нехитрую игру можно назвать почти развивающей. Смысл заключается в том, что уже после нескольких сеансов игры малыш запоминает, чем кончится дело, и, зная, что сейчас его будут щекотать, заранее хихикает. Это состояние предвкушения очень важно для развития интеллекта малыша, который таким образом тренирует свою память и учится предугадывать развитие событий. Впрочем, нужно учитывать, что не все дети любят, когда их щекочут. А некоторые в определенный момент вообще отказываются от любой игры. Ну что поделаешь, такое уж настроение! Несмотря на то,  что все "потягушечки" демонстрируют крохе мамину любовь и нежность, Алена Лебедева не советует играть с малышом, который находится не в духе, разве что в его любимую игру. Новая игра может вызвать раздражение ребенка.

Как успокоить ревушку

Для плачущих деток, которых нужно успокоить, в народной традиции существуют свои "пестушечки". Можно, конечно, просто прижать малыша к себе, покачать на руках, но если этот классический метод не помогает, возможно, подойдет другой, не менее старинный. Положите малыша к себе на колени и погладьте по головке, тихонько приговаривая:

Ах ты, кокля-мокля, глазонъки промокли.

Кто будет Машу обижать, того рога будут бодать.

А можно погладить малыша по головке и спинке, чуть приподняв его, и сказать:

Придет киска, не спеша и погладит малыша.

Мяу-мяу, скажет киска, наша крошка хороша.

Старинная гимнастика

А вот во что поиграть с малышом, который все же готов немного развлечься.

Тушки-татушки, испекли ватрушки (мама водит ручками ребенка вверх-вниз, "встречаясь" ладошками, - это напоминает движения музыканта, играющего на тарелках), на окно поставили (руки с определенным усилием опускаются на животик), остывать оставили (машем ручками). А пшеничный пирожок - он на опарышке взмешен (тут ребеночка надо нежно прощипать-промять от животика до плеч), так высо-о-оконько-высок! (Ручки ребенка поднимаются к макушке.) Это "высо-о-оконько" нужно выделить голосом, который "взлетает" вверх• так же, как и ручки смеющегося от удовольствия малыша.

А вот уже настоящая гимнастика:

На лугу, на лугу (гладим животик по часовой стрелке) стоит миска творогу (кладем ладонь на животик), прилетели две тетери (строчка про износится по слогам, и одновременно с каждым слогом мама короткими бодрящими движениями, напоминающими детские "саечки", проходит по бочкам малыша снизу вверх), поклевали (два маминых пальца "скачут" вверх по центру малышового живота), улетели (снова сделайте малышу "саечки" или же, наоборот, успокойте кроху нежными поглаживаниями).

Все эти игры не просто стимулируют мышцы живота, а способствуют их активной разработке. Ведь когда вы, например, двумя пальцами "ходите" или "скачете" по животику ребенка, он невольно напрягает брюшной пресс, а потом так же самостоятельно расслабляет его. Помимо прочего, эта гимнастика улучшает перистальтику кишечника.

Прогладим каждый пальчик

Очень важно отдельно поиграть с пальчиками малыша. Умение ребенка владеть пальцами тесно связано с его интеллектуальным развитием. Простейшая игра с загибанием пальчиков - это всем известная "сорока-ворона". Не все, правда, знают, что в старину у этой игры было продолжение, в котором большому пальчику была отведена куда более значительная роль. Сначала объясняли, в чем состояла его вина, поглаживая пальчик: "Он кашу не варил, воду не носил, дров не рубил". А потом большой пальчик начинал исправляться:

"Вот он ходит, воду носит, дрова рубит, кашу варит" (пальчик тем временем потихоньку начинает двигаться). Ну а затем наступало самое интересное - мама своими движениями как бы показывала малышу связь его пальчика с другими частями тела: Знай-знай наперед (ваши пальцы движутся от большого пальца вверх по руке малыша), здесь водица студеная (холодная) (на сгибе локотка пальчики задерживаются и нежно, но отрывисто "топчутся ''), здесь водица теплая (так же задерживаемся на плечике), а здесь кипяток-щекоток, кипяток-щекоток (ваши пальчики быстро сбегают с плеча на бочок). Кстати, почему такое внимание именно большому пальцу? Очень просто: он играет очень важную роль во всевозможных хватательных движениях, которые очень осложняются, если малыш не научится держать большой пальчик поверх остальных в кулачке. Однако проласкать, прогладить нужно каждый пальчик. Например, под такое стихотворение (начинаем с мизинчика):

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Ну а этот взял и съел,

Потому и потолстел.

Ладошки и стопки

Играя с крохой, побуждайте его поскорее раскрыть ладошку, которой тоже отведена важная роль в познании мира путем осязания. Младенец может невольно раскрыть свою ручку, сжатую в кулачок, если вы погладите этим кулачком его или свое лицо или тыльную сторону его ладошки. Можно

погладить и ручку ручкой: "Ручку ручкою погладим, пальчик пальчиком потрем, отдохнем совсем немножко, а потом опять начнем". Для закрепления навыка поводите пальцем по ладони крохи, описывая круг: "Птичка-птичка, вот тебе водичка". Потом сделайте тот же круг, но уже с помощью пощипывания или покальmания: "Вот тебе игрушки на моей ладошке". Требуют внимания и маленькие стопы, которым хорошо бы помочь правильно развиваться еще до того, как их юный обладатель начнет ходить. Кстати, для того, чтобы ходить, ваш малыш начал правильно, необходимо, чтобы у него не было плоскостопия. А наши старинные игры станут прекрасной профилактикой плоскостопия, ведь они стимулируют работу мышц стопы. Попробуйте, например, такую зарядку: про ведите пальцем под пальчиками детской ножки (это побудит малыша самостоятельно сжать пальчики), а потом - по краешку стопы (в ответ на это он разожмет пальцы). Круговыми движениями погладьте пяточку, приговаривая: "Сидит белка на тележке, раздает она орешки". Потом прогладьте или даже прощипайте пальчики, посвящая каждому из них отдельную строчку в стишке: "Мишке толстопятому - заиньке усатому - лисичке-сестричке - воробью - синичке" (начинаем, естественно, с самого "толстопятого" пальца - большого). В завершение по гладьте большим пальцем подушечки стопы со словами: "Кому в роток, кому в зобок, кому в лапочку". Слова "в лапочку" произносятся особенно нежно. На этом месте надо погладить большим пальцем по своду стопы (это та серединка стопы, которая поднимается вверх). Впрочем, какие бы стихи вы не прочитали своему малышу (может быть, очень хорошо пойдут стихи вашего собственного сочинения), главной остается интонация негромкого и ласкового маминого голоса, который способен наполнить любой массаж особым смыслом - смыслом материнской любви.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Кризис 3 лет…Спокойствие, только спокойствие!»

Кризисы развития ребенка – это относительно короткие (от нескольких месяцев до года-двух) периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется, переходит на новую ступень жизни.

Привыкание к детскому саду совпадает с кризисным периодом в психическом развитии ребенка. К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем малыше: он становится упрямым, капризным, вздорным, строптивым, агрессивным. Улыбка умиления на лицах родителей сменяется выражением озадаченности, растерянности и некоторого раздражения. Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребенка психический процесс: это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно удалиться от матери, научиться многое делать самому и как-то решать свои проблемы.

На подходе к кризису присутствуют четкие признаки:

- острый интерес к своему изображению в зеркале;

- ребенок озадачивается своей внешностью, заинтересован тем, как он выглядит в глазах других. У девочек интерес к нарядам; мальчики начинают проявлять озабоченность своей успешностью, например, в конструировании. Остро реагируют на неудачу.

Кризис трех лет относится к числу острых. Ребенок неуправляем, впадает в ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Период труден как для взрослого, так и для самого ребенка. Симптомы называют семизвездием кризиса 3 лет. А именно:

1. Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию.

2. Упрямство – ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением. По сути, ребенок требует, чтобы окружающие считались с ним как с личностью.

3. Строптивость – она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до 3-х лет.

4. Своеволие – стремится все делать сам. Это тенденция к самостоятельности; подавить ее, значит породить у ребенка сомнение в собственных силах и возможностях.

5. Протест-бунт –ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними.

6. Симптом обесценивания – проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей.

7. Деспотизм – ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. Он изыскивает тысячи способов, чтобы проявить свою власть над другими. По сути – это стремление вернуться к тому блаженному состоянию младенчества, когда каждое его желание исполнялось. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.

Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей.

И, наоборот, внешняя бескризисность, создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих возрастных изменений.

Таким образом, не надо пугаться кризисных проявлений, опасны проблемы непонимания, возникающие в это время у родителей.

Можно ли, действуя грамотно, смягчить проявления кризиса?

Как помочь малышу выйти из него, не закрепив в душе негативные качества: ведь упрямство – это крайняя степень проявления воли, а воля – необходимое для ребенка качество; капризность – демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего «Я»; эгоизм – в здоровом виде чувство собственного достоинства; агрессивность – крайняя форма чувства самозащиты; замкнутость – неадекватная форма проявления здоровой осторожности, то есть необходимых для выживания в обществе качеств. Ребенок должен выйти из кризиса с набором положительных качеств. Главная задача родителей и педагогов – не допустить закрепления их крайних проявлений.

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности?

* Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.

* Как правило, фаза эта заканчивается к 3,5 – 4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.

* Пик упрямства приходится на 2.5 – 3 года жизни.

* Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.

* Девочки капризничают чаще, чем мальчики.

* В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых – до 19 раз!

* Если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности.

Что могут сделать родители?

* Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не показывайте своего волнения за ребенка.

* Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.

* Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее взбудоражат.

* Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.

* Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.

* Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!» Ребенку только этого и нужно.

* Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка) и т. д., «А что это там за окном ворона делает?» – подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится.

Искусству ладить с ребенком необходимо учиться, здесь вам помогут фантазия, юмор и бесконечное терпение. Не позволяйте гневу овладевать вами. Гнев лишает человека разума. Преодолейте его один раз, и в следующий вам уже легче будет сдержать его, а потом и вовсе в душе поселится только сочувствие и желание помочь своему малышу в трудный период его жизни.



Предварительный просмотр:

Консультация

Меры безопасности на льду весной в период паводка и ледохода

 

Нет, пожалуй, человека, который бы не радовался пробуждению природы, весеннему пению птиц, ласковому весеннему солнышку.

«Всякий лед до тепла живет» - гласит пословица

Однако, весна не всегда радость тому, кто не соблюдает правил поведения на воде в период половодья и когда непрочен лед.

В этот период необходимо помнить, что весенний лед очень коварен, солнце и туман задолго до вскрытия водоемов делают его пористым, рыхлым, хотя внешне он выглядит крепким. Такой лед не способен выдержать вес человека, не говоря уже о транспортных средствах.

Ледоход - это очень увлекательное зрелище, которое привлекает многих людей, особенно детей. Их притягивает возможность не только полюбоваться ледоходом, но и попускать корабли по весенним ручейкам. Однако нельзя забывать, что этот период очень опасен, особенно те места, где выходят на поверхность водоёма подземные ключи, стоки теплой воды от промышленных предприятий, возле выступающих изо льда кустов, камыша, коряг и пр. Период половодья требует от нас порядка, осторожности и соблюдения правил безопасности поведения на льду и воде.

Несмотря на все меры, принимаемые властями и службами, каждый человек сам отвечает за свою жизнь и безопасность на водных объектах.

Нельзя выходить на водоемы при образовании ледяных заторов.

Не пользуйтесь переходами по льду.

Опасно находиться на весеннем льду водохранилищ. Были неоднократные случаи, когда ветром отрывались большие поля льда, на которых находились рыболовы и дети. Для их спасения применялись вертолеты и катера.

Переходить водоемы весной строго запрещается. Особенно недопустимы игры на льду в период вскрытия рек. Прыгать с льдины на льдину и удаляться от берега недопустимо. Такие поступки, как правило, заканчиваются трагически.

Во время паводка и ледохода опасно находиться на обрывистом берегу, так как быстрое течение воды подмывает и рушит его. Вот почему весной, особенно в период вскрытия рек и ледохода, необходимо максимально усилить наблюдение за детьми, вести среди них разъяснительную работу.

Способы спасания утопающего на весеннем льду аналогичны способам спасания на осеннем или зимнем льду, но имеют свои особенности и представляют определенную сложность.

Во-первых, рыхлость льда усложняет действия самого тонущего и требует большой выносливости.

Во-вторых, подвижка льда затрудняет работы спасателей по спасению утопающего как специальными, так и подручными средствами.

В-третьих, спасая тонущего, необходимо умело управлять лодкой, катером с тем, чтобы обойти льдины, раздвинуть их и подойти к утопающему, не усугубив его положение.

Родители и педагоги! Помните, что в период паводка, даже при незначительном ледоходе, несчастные случаи чаще всего происходят с детьми.

При оказании помощи терпящим бедствие на воде используйте шлюпки, спасательные круги и нагрудники, а также любые предметы, имеющие хорошую плавучесть. Чтобы спасти пострадавшего, можно бросать в воду скамьи, лестницы доски, обрубки бревен, привязанные за веревку. Оказание помощи терпящим бедствие на воде – благородный долг любого гражданина.

Рыбакам следует учитывать, что с приближением весны структура льда меняется, он становится рыхлым, его толщина уменьшается. Поэтому им необходимо брать с собой спасательные средства и во время рыбалки держать их под рукой. Простейшим спасательным средством может служить обычная крепкая веревка (длиной 10 м) с большими (длиной 70 см) петлями на обоих концах, или поплавками на одном конце для бросания терпящему бедствие на льду.

Если лед под вами проломился и поблизости никого нет - не впадайте в панику, широко раскиньте руки, обопритесь о край полыньи и, медленно ложась на живот или спину, выбирайтесь на крепкий лед в ту сторону, откуда пришли.

Если вы оказываете помощь сами, то надо обязательно лечь на лед, подать пострадавшему палку, шест, ремень или шарф и т.п., чтобы помочь выбраться из воды. Затем доставить пострадавшего в теплое помещение, растереть насухо, переодеть, напоить горячим чаем. При необходимости доставить в лечебное учреждение.

В период половодья, особенно в тех населенных пунктах, где возможно подтопление, необходимо постоянно держать включенным радио, так как большая вода может прибыть неожиданно. Заранее провести мероприятия по мерам безопасности (запастись необходимыми продуктами питания, одеждой, питьевой водой и т.п.; собрать необходимые документы (паспорт, свидетельство о рождении) в одно место и упаковать их в целлофан).

 

ПОМНИТЕ:

В весенний период повышается опасность выхода на лед водоемов

 

Лед на реках во время весеннего паводка становится рыхлым, "съедается" сверху солнцем, талой водой, а снизу подтачивается течением. Очень опасно по нему ходить: в любой момент может рассыпаться под ногами и сомкнуться над головой.

 

Поэтому следует помнить:

- на весеннем льду легко провалиться;

- быстрее всего процесс распада льда происходит у берегов;

- весенний лед, покрытый снегом, быстро превращается в рыхлую массу.

 

В период  весеннего паводка и ледохода запрещается:

- выходить в весенний период на водоемы;

- переправляться через реку в период ледохода;

- подходить близко к реке в местах затора льда,

- стоять на обрывистом берегу, подвергающемуся разливу и обвалу;

- собираться на мостиках, плотинах и запрудах;

- приближаться к ледяным заторам,

-  отталкивать льдины от берегов,

- измерять глубину реки или любого водоема,

- ходить по льдинам и кататься на них.

 

 Наибольшую опасность весенний паводок представляет для детей.

Оставаясь без присмотра родителей и старших, не зная мер безопасности, так как чувство опасности у ребенка слабее любопытства, играют они на обрывистом берегу, а иногда катаются на льдинах водоема. Такая беспечность порой кончается трагически. Весной нужно усилить контроль за местами игр детей.

 

РОДИТЕЛИ И ПЕДАГОГИ!Не допускайте детей к реке без надзора взрослых, особенно во время ледохода; предупредите их об опасности нахождения на льду при вскрытии реки или озера. Расскажите детям о правилах поведения в период паводка, запрещайте им шалить у воды, пресекайте лихачество. Оторванная льдина, холодная вода, быстрое течение грозят гибелью. Помните, что в период паводка, даже при незначительном ледоходе, несчастные случаи чаще всего происходят с детьми. Разъясните детям меры предосторожности в период ледохода и весеннего паводка.

 

 

ШКОЛЬНИКИ! Не выходите на лед во время весеннего паводка.

·   Не стойте на обрывистых и подмытых берегах - они могут обвалиться.

·   Когда вы наблюдаете за ледоходом с моста, набережной причала, нельзя перегибаться через перила и другие ограждения.

·   Если вы оказались свидетелем несчастного случая на реке или озере, то не теряйтесь, не убегайте домой, а громко зовите на помощь, взрослые услышат и смогут выручить из беды.

  • Будьте осторожны во время весеннего паводка и ледохода.
  • Не подвергайте свою жизнь опасности!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...