Формирование трудолюбия у ребенка
консультация (подготовительная группа)
Советы для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_trudolyubiya_u_rebenka.docx | 16.46 КБ |
igry_dlya_snyatiya_agressii.docx | 17.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование трудолюбия у ребенка.
Советы для родителей
Труд играет важную роль в жизни ребенка. Особенно она возрастает с поступлением его в школу. Ребенок, не приученный трудиться будет все время сталкиваться с трудностями. Трудолюбие как качество личности развивается с детства. Плацдармом для его развития является семья, дом. Дошкольный и младший школьный возраст самый благоприятный для формирования системы положительных мотивов и установок на домашний труд. Приучение ребенка к домашнему труду зависит от его индивидуальных особенностей и от тех условий, в которых он находится.
Все действия родителей ребенок воспринимает беспрекословно и не задумывается о правильности или неправильности их результатов. Более того, он постоянно подражает своим родителям. И соответственно, если родителям не нравится домашний труд, и они это постоянно демонстрируют, то ребенку он тоже не будет нравиться. Постепенно у него формируется отрицательное отношению к домашнему труду в целом или к отдельным его видам. Еще более разрушительное воздействие оказывается на ребенка, если один родитель с презрением относится к труду другого: «Твое место у плиты», — презрительно говорит муж жене. Или: «Подумаешь, наука, починить водопроводный кран. Любой мужчина это может сделать», — говорит жена мужу. Что же под воздействием таких установок может сформироваться у ребенка? Презрение к труду! Что же еще?
«Если мальчик любит труд, тычет в книжку пальчик,
Про такого пишут тут: он хороший мальчик», — так известный поэт В.В. Маяковский объяснял детям, что такое хорошо и что такое плохо.
Самый главный помощник или вредитель в деле приучения ребенка к труду — это те условия, которые создает семья. Это дух и нравственные установки семьи. Ребенок очень чутко реагирует на них. Конечно, самый выигрышный вариант — все делать вместе с ребенком. Убирать квартиру, стирать белье, готовить, ходить в магазин или за корреспонденцией к почтовому ящику. Пусть ребенок участвует во всех семейных акциях. Началом формирования положительного отношения к труду можно считать формирование умений самообслуживания. Для подрастающего малыша это очень важный раздел его самостоятельности. Ребенок все может сам! Эту простую истину необходимо усвоить. Конечно, его надо учить, многократно и терпеливо показывать, как справляться с теми или иными делами. Создавать постоянную ситуацию успеха, хваля за каждое достижение. Ведь, в сущности, домашний труд — это рутина и однообразие. Но он необходим для функционирования семьи как целостного организма. Главное — показать ребенку, что его выполнение необходимо для членов семьи, что оно для них важно. Можно выделить несколько этапов приучения ребенка к домашнему труду.
РЕКЛАМА
На первом этапе ребенок все время рядом и старается все делать вместе с вами. Многое не получается сначала. Но постепенно он овладевает необходимыми действиями. Вот тут и надо подключать создание положительной мотивации. К примеру: «Какой ты молодец, что помыл посуду. Мама придет с работы усталая, а тут такой приятный сюрприз!» или: «Как здорово, что ты принес сам газету для папы. Папа придет с работы усталый...» и т. п. Очень важна и реакция того, кому действия ребенка помогли. Очень внимательно нужно относиться к его деятельности, замечать все мелочи. Ведь это для взрослого мелочи, а для ребенка трудовой Монблан.
На втором этапе постепенно переводить совместную трудовую деятельность на личную деятельность ребенка. Возрастает роль самостоятельных действий ребенка. Особой заботы требует формирование мотивов трудовых дел. Поручая ребенку тот или иной вид работы, необходимо проговаривать, кому и конкретно какую пользу он принесет своими действиями. Поручать выполнение самостоятельных действий или видов домашнего труда. Полезно, чтобы у ребенка был какой-то постоянный вид труда. К примеру, насыпать порошок в стиральную машинку или запускать посудомоечную машину. Выбор видов трудовой деятельности зависит от возраста ребенка и возможностей семьи.
На третьем этапе у ребенка уже формируется привычка выполнять домашнюю работу, которая со временем и при соответствующей поддержке переходит в свойство его личности. И вот тогда он уже не задумывается, надо ли убрать в комнате или квартире, помыть посуду или вынести мусор. Как правило, делает это легко, не изображая из себя героя труда.
Существует много мнений по вопросу половой принадлежности того или иного вида домашнего труда. Как здесь быть? Приучать мальчиков мыть посуду и стирать белье, а девочек забивать гвозди и менять колеса в машине? В педагогической литературе нет единодушия в этом вопросе. Да оно и понятно, однозначного ответа быть и не может. Это зависит от того, в какой семье растет ребенок. Полная, неполная, благополучная, неблагополучная. С преобладанием мужчин или женщин — все эти факторы влияют на выбор правильной позиции. И, конечно, это зависит и от индивидуальных особенностей ребенка, от сферы его интереса. В жизни встречаются и женщины, умеющие прекрасно делать «мужскую» работу, и мальчики, легко справляющиеся с «женскими» ее видами. Ориентироваться нужно, на наш взгляд, на интересы и установки ребенка. Если вашей дочурке интересно копаться вместе с вами в механизмах, ну и на здоровье. Не думаю, что следует ей это запрещать. А если для вашего сына доставляет удовольствие заниматься домашней выпечкой — дайте ему реализоваться. Это не повредит в дальнейшем и не обязательно будет определяющим в выборе им будущей профессии. Полезно иногда вспоминать, что, к примеру, вязание возникло в Англии как мужское дело. Если в семье двое или трое детей, необходимо справедливо делить между ними виды домашней работы. Важно при этом формировать у них качество товарищеской взаимопомощи. Можно это распределение проводить в виде элементов игры, все время меняя виды труда. Или, наоборот, можно предложить детям самим выбрать то, что каждому по душе. Главное, чтобы все поощрения и поддержка были равномерными и справедливыми.
И, конечно, огромную роль в приучении ребенка к домашнему труду играет последовательность и постоянство действий взрослого. Нельзя ни в коем случае воспитывать по настроению или вашему желанию. Все действия по отношению к ребенку должны быть логичны, объяснимы, а главное, ему понятны.
Предварительный просмотр:
Игры для снятия агрессии, эмоционального напряжения у детей дошкольного возраста
Гиперактивный ребенок чаще всего находится в стрессовом состоянии. Постоянное психоэмоциональное напряжение негативно сказывается на работе всего организма в целом.
Родители гиперактивных детей, помогая малышу, должны обращать особое внимание и на физическое развитие ребенка.
Одной из главных проблем детей подобного типа является гипертонус мышц, сохраняющийся порой до младшего школьного возраста. Возможно, ребенку будет показано медикаментозное лечение, но большим подспорьем могут стать и правильно подобранные игры, которые можно проводить как в большой компании, так и в семейном кругу.
На мелкие части
Если ребенок агрессивен и расстроен чем-либо, помогите ему выйти из этого состояния. Для начала вам потребуется обычная бумага. Предложите малышу разорвать альбомный лист на мелкие кусочки, затем еще один. Теперь дайте ребенку лист картона. Вполне возможно, что, справившись с этим заданием, ребенок, сам того не заметив, успокоится. Самое время предложить малышу поиграть в пылесос и убрать обрывки бумаги.
Можно устроить соревнование, разделив замусоренную площадь на участки, победителем объявляется тот, кто чище и быстрее убрал свою территорию.
Игра помогает избавиться от негативных эмоций, успокоиться и, кроме того, развивает мелкую моторику.
Морской бой
Для игры вам потребуется: тазик с водой, шарики из бумаги, бумажные кораблики или любые плавающие предметы для их замены.
Пустите кораблики в плавание. Предложите ребенку сбивать их бумажными шариками. Каждое «судно», пораженное «ядром», изымается с места сражения. После того как будет потоплена вся вражеская флотилия, игра начинается сначала. Всем кораблям можно дать имена и активно комментировать происходящее: «Снаряд пролетел в сантиметре от пиратского судна “Черный плащ”. Еще прицел! Огонь! Ура! Прямое попадание!». После игры попросите малыша навести порядок на поле боя.
Игры с водой оказывают успокаивающее воздействие, а элементы агрессии в игре «Морской бой» помогут ребенку справиться с негативными эмоциями, кроме того, в этой игре развивается глазомер.
На море штиль
В таз, наполненный водой, поместите бумажный кораблик или шарик от пинг-понга. Покажите ребенку, как, дуя на предмет через соломинку для коктейля, можно перемещать его по тазу. Предложите малышу действовать, согласно вашим комментариям: «Ветер усиливается! (ребенок должен усилить струю выдуваемого воздуха)», «Ветер стихает, на море спокойно!», «Кораблик плывет к другому берегу (ребенок, дуя на кораблик, перемещает его к противоположному бортику таза) и т. п.
Помимо того, что игра благотворно влияет на состояние нервной системы, развивается еще и артикуляционный аппарат ребенка.
Водяной удар
Возьмите пустой мягкий флакон из-под шампуня, проделайте в его крышке несколько отверстий. Поместите в таз с водой легкие пластмассовые игрушки или шарики от пинг-понга. Предложите ребенку сбивать игрушки струей воды из флакона.
РЕКЛАМА
Игра поможет избавиться от излишней агрессии, снимет усталость. Развивая навыки самостоятельности, попросите малыша после игры аккуратно вытереть всю разлитую воду.
Брэк!
У ребенка был трудный день? Пусть он ненадолго станет боксером. Вместо соперника предложите ему подушку. Но в игре существуют свои правила: начинать поединок можно только после вашей команды «Бой!», а при команде «Стоп!» малыш должен прекратить боевые действия.
Игра поможет избавиться от негативных эмоций и развить у ребенка навыки самоконтроля.
Нарисуй настроение
Если ребенок расстроен, обижен или просто устал, предложите ему порисовать, но не в альбоме. Повесьте на стену большой лист ватмана, выложите краски разных цветов и кисти разных размеров. Пусть малыш творит то, что ему вздумается: мажет, красит, рисует. Понаблюдав за его действиями, вы сможете понять, что чувствует ваш ребенок.
Вполне возможно, что малыш захочет рассказать, что именно он пытается изобразить. Если же у него не возникает такого желания, не настаивайте, позвольте ребенку выразить свои эмоции на бумаге.
Мое настроение
Если вы видите, что ребенок чем-то обеспокоен, расстроен или недоволен, предложите ему поиграть «в настроение». Попросите малыша прислушаться к себе и представить свое настроение: на кого оно может быть похоже? На человека? Животное? Растение или что-то другое? Дайте ребенку чистый лист и попросите его покрасить «настроение», используя самую подходящую для него краску. На другом листе покрасьте настроение, которое было вчера или после посещения цирка, зоопарка. Нарисуйте несколько контуров разных людей. Объясните: «Вот этот человек — очень радостный, а этот — грустный (далее — сердитый, добрый, испуганный, обиженный и т. п.)». Пусть ребенок подберет цвет к каждой эмоции и раскрасит человечков.
Дуют ветры
Вспомните мультфильм про медвежонка Умку, предложите ребенку соорудить берлогу из одеял и забраться в нее. Вы в теплой норе, а снаружи дует сильный ветер, попросите малыша изобразить звук ветра, помогайте ему, пропевая гласные, подражая дуновению ветра. Направляйте ветер в разные стороны.
На сон грядущий
Вы в роли мамы-кошки, малыш — котенок. День был насыщенный, вы порезвились, поиграли, теперь надо умыться. Имитируйте движения кошки: лапкой мойте ушко, шею, грудку, погладьте малышу спинку, помассируйте плечи, почешите животик. Теперь можно и спать.
Семья кенгуру
Мама-кенгуру встает за спиной ребенка и крепко держит его за бока. По сигналу семья кенгуру одновременно начинает прыжки. Прыгать надо не торопясь, конечную цель определить заранее, например «пастбище» — диван. В следующий раз можно поменяться местами — первой стоит мама-кенгуру, ребенок обнимает ее.
Игра способствует укреплению доверительных отношений между вами и вашим ребёнком, снимает мышечное и эмоциональное напряжение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические условия формирования трудолюбия у старших дошкольников.
Интерес к воспитанию трудолюбия у детей дошкольного возраста многие годы прослеживался в педагогической науке и продолжает оставаться актуальной проблемой на сегодня. Трудолюбие рассматривается...
Формирование трудолюбия у детей дошкольного возраста.
Формирование трудолюбия у детей дошкольного возраста.В процессе любого вида труда решаются задачи всестороннего развития: умственного, физического, нравственного и эстетического. В разных видах трудов...
Формирование трудолюбия у детей дошкольного возраста
Труд играет важную роль в жизни ребенка....
Презентация родительского собрания в средней группе на тему "Формирование трудолюбия у дошкольников"
Трудолюбие – это важное качество, помогающее сформировать цельную личность. Трудовое воспитание в общем воспитании дошкольника играет немаловажную роль, ведь если ребенок не привык трудиться, его ждут...
Формирование трудолюбия – основа формирования личности.
Брунчукова Вероника СергеевнаЮшкова Наталья Евгеньевнавоспитатели БДОУ города Омска...
Сообщение к педагогическому совету "ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ И ИНТЕРЕСА К ТРУДУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
В современном обществе вопросы трудового воспитания и формирования у дошкольников заинтересованности в труде, формирования у них трудолюбия сохраняют свою актуальность. В дошкольном возрасте трудолюби...
Формирование трудолюбия - основа формирования личности
Юшкова Наталья Евгеньевна воспитатель БДОУ города Омска...