Сказкотерапия
консультация

Газдийчук Людмила Васильевна

Сказкотерапия — это метод «лечения сказкой». Специалисты утверждают, что использование сказкотерапии для детей подобно психологической консультации для взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya.docx17.45 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия — это метод «лечения сказкой». Специалисты утверждают, что использование сказкотерапии для детей подобно психологической консультации для взрослых.

Смысл этой специфической, практически волшебной терапии в том, что, обнаружив какую-либо проблему в поведении ребёнка, его внутреннем состоянии, характере, можно рассказать сказку, которая эту проблему искоренит. Сказку используют в своей практике педагоги, психологи, врачи. Доступен это метод и родителям: любую сказку можно сделать полезной.

Сказкотерапия — отличный метод передачи знаний, опыта, умений и навыков детям. А ещё нужная и вовремя рассказанная сказка влияет на сознание и подсознание малыша. С помощью сказки можно смоделировать любые ситуации из жизни ребёнка и переложить их на персонажей. Этим вы продемонстрируете, как сказочный герой может справиться с возникшей проблемой.

«Известно ли вам, что правильно

подобранная и вовремя рассказанная сказка

способна устранить практически любые

проблемы ребёнка?»

Сказкотерапия помогает:

снижению уровня агрессивности у детей;

устранению состояния тревожности и страхов;

развитию эмоциональной саморегуляции;

установлению положительных взаимоотношений с другими детьми;

развитие речи и познавательной деятельности.

Правила, как обычную сказку сделать терапевтической

Чтобы обычная сказка стала терапевтической, нужно создавать её с учётом определённых правил:

Сказка должна отвечать проблемам малыша, однако не быть похожей на неё досконально.

Сказка обязательно должна содержать замещающее действие, используя которое, ребёнок научится по-новому подходить к решению своей проблемы.

Сюжет терапевтической сказки должен быть последовательным:

главный герой сказки должен соответствовать полу ребёнка, желательно — возрасту и характеру

далее — описание жизни главного героя таким образом, чтобы малыш нашёл сходство с собой

далее — описание проблемной ситуации, куда попадает герой и которая должна быть похожа на ситуацию ребёнка (переживания героя должны соответствовать переживаниям крохи)

далее — поиск героем выхода их проблемной ситуации (усугубление положения, встреча главного героя с разными персонажами, поиск альтернативных решений выхода из ситуации)

в конце — осознание главным героем своего неверного поведения, признание ошибок, принятие оптимального варианта.

Обдумывая программу преодоления какой-либо детской проблемы (например, страхов), нужно учитывать возраст ребёнка:

в 3-4 года — главным героем может быть любимая игрушка малыша, маленький человечек, зверюшка

с 5 лет — вводите в сказки фей, волшебниц, принцесс и принцев, солдат и др.

с 5-6 лет — делайте сказки наполненными волшебством.

«Один из важных компонентов психологического воздействия сказок — метафора, которая является основой сказки. Метафора – сравнение с чем-то другим на основе общего признака. Точность и образность метафоры — залог эффективности терапевтических приёмов».

Секрет терапевтических сказок в том, что ребенок воспринимает смысл услышанного одновременно на сознательном и подсознательном уровнях. Он сознательно переживает главному герою и осознаёт вымышленность сказочного сюжета. Подсознание же ребёнка улавливает и впитывает истины сказки, отождествляет себя с главным героем, пересматривает своё поведение.

Проводя занятия, нужно соблюдать такие правила:

Во время повествования сказки важно расположиться напротив ребёнка, чтобы он видел ваши глаза и выражение лица.

Когда рассказываете или читаете сказку, нужно передавать истинные чувства и эмоции героев.

Нельзя допускать затянувшиеся паузы.

Сказка и ситуации в ней должны быть построены на актуальной для малыша проблеме.

Работая со сказкой, обратите внимание на то, чтобы в ней не содержалось готового ответа. Предоставьте ребёнку подумать и предложить вариант выхода из той или иной ситуации самому

Родители запросто могут стать сказочниками и успешно сами корректировать проблемное поведение своего ребёнка. К психологу или специалисту в области сказкотерапии обычно обращаются со сложными вопросами

Список сказок, которые имеют терапевтический эффект:

Для детей, которые столкнулись с проблемами в семье:

«Морозко»

«Крошечка-Хаврошечка»

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

«Снегурочка»

«Аленький цветочек»

«Золушка»

Для детей, переживающих кризис, стресс, невроз:

«Спящая красавица»

«Госпожа Метелица»

«Церевна-Лягушка»

«Серая шейка»

Для приёмных детей, детей с низкой самооценкой:

«Мальчик-с-пальчик»

«Гадкий утёнок»

Для преодоления страхов:

«Красная Шапочка»

«Гуси-лебеди»

«Волк и семеро козлят»

«Баба Яга» и много других сказок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по сказкотерапии "По дорогам сказок" (роль сказкотерапии в социально - личностном развитии детей)

Проект по сказкотерапии «По дорогам сказок».(роль сказкотерапии в социально – личностном развитии детей)...

Руководство по сказкотерапии. "Сказкотерапия, как воспитательная система органичная внутренней среде человека"

Руководство по сказкотерапии адресовано педагогам, родителям и всем тем, кто чувствует близость к сказочному жанру. Здесь в популярной форме рассказывается о том, какие виды сказок существуют, ка...

Сказкотерапия-как форма работы с детьми .Практикум по сказкотерапии

laquo;Сказкотерапия» - понятие, которое появилось сравнительно недавно, и у разных специалистов оно порождает множество ассоциаций. Для одних «сказкотерапия» - это лечение сказками....

Сказкотерапия. Общая характеристика сказкотерапии.

Сказкотерапия - это не только народные, текучие, глубокие сказки, но и совсем маленькие, локальные истории. В настоящее время популярность сказкотерапии растет и важной причиной этого роста является т...

Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста .Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Сказка – это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», поэтому современные психологи эффективно используют сказкотерапию в своих консультациях. Такой метод помог...

Сказкотерапия в работе с дошкольниками. Особенности использования метода сказкотерапии в работе с дошкольниками

laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы  войти   в действительность новыми путями, можетпомочь ребёнку узнать мир  и одарить его воображение».Д. Ро...