Возрастной кризис трех лет
статья

Белова Анна Васильевна

Кризис  трёх  лет - граница  между  ранним  и  дошкольным  детством – один  из  наиболее  трудных  моментов  в  жизни ребенка. Каждый ребенок развивается неравномерно, проходя  спокойные , относительные периоды, сменяющиеся критическими,кризисными.Во время периодов стабильности ребенок накапливает количественные изменения.Это происходит медленно и не очень заметно для окружающих !

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozrastnoy_krizis_3-h_let_.docx556.7 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастной кризис 3-х лет

Кризис  трех  лет - граница  между  ранним  и  дошкольным детством – один  из  наиболее  трудных  моментов  в  жизни ребенка.   Данный        вопрос  исследовали        отечественные психологи: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Т.В. Гуськова и др., а также представители зарубежной детской психологии: Ш. Бюлера, Э. Эриксон, А. Валлона и др. И все психологи убеждены,что 3-х летний кризис обязательный этап в жизни каждого ребёнка, когда тот отделяется от взрослого и осознает себя в качестве самостоятельной единицы.

Каждый ребенок развивается неравномерно, проходя                   относительно спокойные, стабильные периоды, сменяются критическими, кризисными. Во время периодов стабильности ребенок накапливает количественные изменения.  На помощь приходит Детская психология, исследующая духовное и психическое развитие детей, закономерности происходящих процессов, изучающая инстинктивные и произвольные поступки и особенности развития, от рождения ребенка и до наступления зрелости в 12-14 лет. Критические  периоды   или   кризисы  в   психологическом развитии  детей  открыты  в  случайном  порядке. Сначала был  открыт  кризис  семи  лет,  затем  трех,  позже 13-ти и 17-ти лет, и лишь потом первого года и кризис рождения. Термин «возрастные кризисы» был введен Л.С. Выготским, который определял их как целостное изменение личности человека, регулярно возникающее при смене стабильных

периодов.

Основные психологические возрастные особенности детей

Ведущая деятельность детей характеризуется тремя основными признаками:

•1 - несёт смысловую нагрузку для ребенка в процессе деятельности;

2- складываются базовые отношения со сверстниками и взрослыми в контексте этой деятельности;

•3 - появляются и развиваются основные новообразования возраста, тот круг способностей, которые позволяют эту деятельность реализовывать, например, речь или другие навыки.

Знаменитый кризис трех лет впервые описан Эльзой Келер в работе “О личности трехлетнего ребенка”. Кри́зис трех лет - это кризис социальных отношений. Он представляет собой ломку взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым.Это разрушение устоявшейся системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», «Я сам» (Д.Б. Эльконин)

Степень выраженности эмоций и продолжительность периода, зависит от:

  • детского темперамента (у холериков признаки проявляются ярче);
  • стиля родительского воспитания (авторитарность родителей обостряет проявления детского негативизма);
  • особенности взаимоотношений матери и ребёнка (чем ближе отношения, тем проще преодолеть отрицательные моменты).

7 главных признаков явления

Психология характеризует кризис 3-х лет как семизвездие симптомов. Эти отличительные качества помогают точно определить, что ребенок вступил в пору независимости от взрослых, а его эмоциональность не является следствием избалованности либо обычной вредности.

!Интересно!

Американский учёный Эрик Эриксон утверждал, что кризис трёх лет способствует формированию у ребенка волевых качеств и независимости. Основной негатив направлен на наиболее близких людей и, в первую очередь, на маму. С остальными взрослыми и ровесниками кроха может вести себя абсолютно ровно.Следовательно, именно на родных ложится ответственность по оптимальному выходу малыша из кризиса.

Детские психологи рекомендуют родителям

При проявлении ребенком:

  • Негативизма: Нет нужды давить на ребёнка или заставлять его выполнять нужное действие. Пусть он немного «остынет», а уже затем обращайтесь к нему с просьбой. Как вариант, «переговорщиком» может выступить другой член семьи – например, папа.

  • Строптивости: Если ребёнок не собирается выполнять вашу просьбу прямо сейчас, постарайтесь переключить его внимание на другое занятие. Спустя некоторое время он самостоятельно, к примеру, уберёт игрушки или вымоет руки, а вам не придётся «стоять над душой».

  • Упрямства (упрямое поведение не следует путать с настойчивостью.В первом случае ребенок стоит на своём только потому, что прежде уже потребовал этого. Настойчивость же – проявление воли, позволяющее детям достигать желанной цели.): Нет нужды переубеждать ребёнка или опять же настаивать на своём. Оптимальное решение, например, оставить завтрак на столе и предложить малышу принять пищу, когда он проголодается.

  • Деспотизма: Подобное поведение – пример манипулирования. Поэтому старайтесь не идти на поводу маленького деспота, одновременно показывая, что ваше внимание вполне можно привлечь мирными способами, без конфликтов и истеричности.

  • Обесценивания: Важно переключать внимание ребёнка другими игрушками – вместо куклы предлагайте машинку. Регулярно смотрите с малышом мультики и читайте книжки по теме правил поведения с людьми, также можно проигрывать ситуацию в сюжетных играх.

  • Своеволия: Самостоятельное поведение ребенка – ключ к приобретению драгоценного опыта. Даже если у детей что-то не получится с первого раза, появится возможность научиться на своих ошибках. Однако введите запреты на те действия, которые могут навредить ребенку или другим людям.

  • Бунта (Протеста): Во время протестных «акций» старайтесь не терять самообладание, слушайте мнение ребёнка. Если он бунтует против мер безопасности (хочет играть с мячом на дороге), не идите на поводу и не меняйте решения.

                                                                                                                                     Чтобы максимально сгладить выраженность негативных проявлений кризисного периода:

  •  Дайте ребенку большую самостоятельность.

Например, привлекайте его к выполнению домашних обязанностей. В три года мальчику и девочке можно доверить мытье посуды, уборку, раскладывание салфеток. Исключение касается только потенциально опасных занятий – работы с электрическими приборами.

  • Сохраняйте спокойствие.

Чрезмерно эмоциональное реагирование родителей на поведение ребёнка лишь упрочит его позиции и участия истерики. Если же мама спокойно и без эмоций смотрит на крики и слёзы, малыш понимает, что его манипулирование не приводит к нужному результату. В результате поведение стабилизируется.

  • Сохраняйте спокойствие

 Чрезмерно эмоциональное реагирование родителей на поведение ребёнка лишь упрочит его позиции и участия истерики. Если же мама спокойно и без эмоций смотрит на крики и слёзы, малыш понимает, что его манипулирование не приводит к нужному результату. В результате поведение стабилизируется.

  • Позвольте ребенку выбирать

Чтобы избежать конфликта, можно немного схитрить, предложив малышу выбрать из нескольких вариантов. К примеру, обувь в магазине, платье для прогулки.

Вывод: Кризис 3 летнего возраста – не повод паниковать и считать своего ребёнка плохим и неуправляемым. Через этот период проходят все дети, но в ваших силах сделать его протекание максимально безболезненным и плодотворным для малыша. Для этого нужно лишь уважать его как личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Возрастные психологические особенности младших дошкольников. Кризис трех лет»

Знаменитый кризис 3 лет был впервые описан Эльзой Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка». Она выделила следующие симптомы этого кризиса: негативизм, упрямство, строптивость, своев...

Конспект родительского собрания на тему: «Возрастные особенности детей 2-3 лет. Кризис трех лет»

Знакомство родителей с возрастными психологическими  особенностями детей 3 лет и умение учитывать их в общении...

Консультация для родителей "Возрастные особенности детей 3-4 лет. Кризис трех лет."

Консультация для родителей дошкольников второй младшей группы. Особенности протекания кризиса трехлетнего возраста....

Возрастной кризис трех лет

Рекомендации для родителей как помочь ребенку в это сложное для него время....

Памятка для родителей «Возрастные кризисы трех и семи лет, как справляться с ними»

Термин «кризис» многозначен.  В различных психологических теориях он используется по-разному и связывается с различными явлениями психической жизни человека. Само понятие “кризи...

Игровой - практикум для родителей детей раннего возраста «Возрастные особенности детей 2-3 лет» и «Кризис трех лет. Как быть?»

Цель: привлечение родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам взаимоотношений с трехлетним ребенком....