Консультации для родителей
статья

Елена Александровна Дубкова

Информация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult_dlya_roditeley.docx23.39 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

    Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни.

    Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления». Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей.

    Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта, музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств: приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания, следовательно, словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке. Умение представить и воспроизвести высоту звуков в мелодии так же предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, что так же влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.

Музыкальные игры для детей 2-3 лет.

От двух до трех лет ребенок активно двигается, что  говорит о его потребности к новым знаниям. Продолжаем слушать музыку, обращая внимание на темп (быстрый, медленный) и его изменения (ускорение, замедление).

Игра «Паровозик». 

Паровозик отъезжает, тихо едет,  не спешит.

 А потом, потом, потом, по рельсам быстро он бежит.

 А затем совсем, как птица, паровозик наш помчится.

Постепенно ход замедлит и на станцию приедет.

  1. Можно изображать паровоз, взявшись за руки с мамой.
  2. Можно использовать игрушку  - паровоз.
  3. Изображать паровоз, топая ногами.

Игра «Кукла шагает, бегает». 

Таня с куколкой играет

Кукла медленно шагает

Что за куколка у нас,

По быстрей шагай сейчас.

Кукла быстро убегает,

Таня  куклу догоняет.

Игра с куклой на изменение темпа.

Можно познакомить ребёнка с различной динамикой музыкальных звуков:

тихо - громко.

Игра «Тихо  - громко», музыка «Во поле берёза стояла»

1.Мы в ладоши тихо ударяем.

Мы в ладоши тихо ударяем.

Вот как, вот как ударяем.

Вот как, вот как ударяем.

2.Мы в ладоши громко ударяем.

Мы в ладоши громко ударяем.

Вот как, вот как ударяем.

Вот как, вот как ударяем.

Игра «Громко – тихо», сл. Ю. Островского

 1. У ребяток ручки хлопают,

 Тихо-тихо ручки хлопают.

 Громче хлопают,

 Сами хлопают,

 Ну и хлопают,

 Вот так хлопают!

 2. У ребяток ножки топают

 Тихо-тихо ножки топают.

 Громче топают,

 Сами топают,

 Ну и топают,

 Вот так топают!

Необходимо помнить, что обучение в этом возрасте у детей возможно только в игровой форме, а также через неоднократное повторение.

Музыкальные игры для детей 4-7 лет

Какой инструмент звучал? 

Перед ребёнком два инструмента. Предположим, бубен и барабан. Попросите малыша отвернуться и постучите по одному из инструментов. Если малыш угадает, по какому инструменту вы стучали, то получает ваше одобрение и аплодисменты.Постепенно количество детских музыкальных инструментов, как мелодичных, так и ударных можно увеличить.Игра развивает тонкость слуха, учит узнавать различные тембры.Время от времени меняйтесь ролями: ребёнок спрашивает — вы отвечаете.

Танцуй так же, как я     

Под танцевальную музыку вы делаете самые простые движения и просите ребенка, точно их повторить. Маленькие дети вообще любят подражать. Игровой момент усиливается, если вы заранее объявляете, кто танцует. Например, Баба-Яга, Золушка, или другой сказочный персонаж или зверь. Ребёнок становится старше, и круг танцующих персонажей всё более расширяется. Особенно азартный характер приобретает игра, если в ней участвует двое или более детей. Тогда вы или дети оценивайте, кто станцевал лучше, и кто становится «заказчиком». Игра помогает развитию координации движений под музыку, развивает фантазию, воображение. 

Узнай песенку  

Вы играете, напеваете или насвистываете известную песенку ребёнку. Он должен угадать, какая это песенка. В случае правильно ответа — одобрение и аплодисменты. Игры, в которых победитель зарабатывает очки или баллы, начнутся чуть позже.                                 

Слушаем тишину

У детей повышена эмоциональность, и они всё делают громко: не говорят, а кричат, если радуются, то визжат от восторга, если огорчаются — рыдают навзрыд. Это нормально. Они иначе не могут. За это их нельзя ругать. Но иногда предложите им присесть, остановиться, замереть и послушать… тишину. Которую они не слышат. Не умеют слышать. Это можно сделать и дома, но лучше где-нибудь на природе. В поле, в лесу, в парке, около реки. Или просто на улице или во дворе. Итак, условия игры.— Тише, — говорите вы. — Ещё тише. Совсем тихо. Давай сыграем — кто лучше услышит тишину и назовёт больше звуков. Говорим по очереди.— Вот машина прошла. Вот птичка пропела. Гудок поезда. Чей-то разговор. Деревья прошелестели ветками.Ребёнок вслушивается в тишину, в окружающие звуки. Начинает понимать, что среди этих звуков есть и такие красивые и завораживающие, как пение птиц, шум леса, реки или моря. Кстати, тишина, пауза — вполне музыкальная категория. Выдержать точно паузу (ещё мгновение и она оборвётся) — большое искусство. Как в музыке, так и в жизни…За каждый названный источник звука фишка продвигается вперёд. Побеждает тот, кто назвал большее количество таких источников.                                      

Рассказ-игра  

Любой из рассказов (например, о музыкальных инструментах) можно построить в виде игры. Для этого перед началом игры положите на стол уже приготовленную нами кружки с фишками и скажите малышу:— Сейчас расскажу тебе сказку о Барабане и Скрипке. Это игра. После рассказа я задам несколько вопросов. Если будешь слушать внимательно, то легко на них ответишь. В случае правильного ответа фишку двигаешь ты, неправильного — я. Победит тот, кто продвинется на большее количество кружков. После такого предупреждения ребёнок слушает рассказ с особым интересом и вниманием. Игра — это святое. Естественно, что рассказ должен быть коротким и, по возможности, занимательным. Вот, например, придуманная нами…                      

Сказка о Барабане и Скрипке

В одном царстве жил Барабан. В этом музыкальном царстве жили самые разные музыкальные инструменты: скрипки, фортепиано, аккордеоны. Но Барабан был одним из самых известных и любимых. Потому что его язык понимали все. Потому что он будил весь город по утрам своей звонкой и чёткой песенкой:

Встало солнце утром рано,

Слышен голос Барабана,

Тра-та-та-та-та-та-та-та.

Открывайте ворота.

Город просыпался, и все говорили: «Как хорошо, что у нас в городе живёт Барабан. Иначе мы могли бы опоздать на работу». Когда Барабан подрос, король этого царства — Рояль взял его на работу. Часовым. Теперь Барабан не только всех будил по утрам, но и охранял королевский дворец. А во время парада солдаты маршировали под его музыку. В этом же царстве у короля была дочь — Скрипка. Как только Барабан увидел Скрипку, так сразу полюбил её. Когда Скрипка проезжала в карете мимо ворот, которые он охранял, Барабан приветствовал её своим стуком. Принцессе Барабан тоже нравился. Однажды она подошла к нему и пропела на самой высокой из своих четырёх струн-«ми».              

До, ре, ми, фа, соль, ля,

Завтра бал у короля.

Приходи, ми, фа, соль, ля,

Ждать тебя там буду я!

Барабан надел новый кожаный мундир и пришёл на бал. Когда начались танцы, Скрипка заиграла весёлую музыку на всех своих четырёх струнах, а Барабан ей подыгрывал. Потом заиграли другие инструменты, а они танцевали вместе вальс и ещё больше друг другу понравились. Барабан предложил Скрипке стать его женой. Она согласилась. На свадьбе король Рояль на радостях сыграл «Свадебный марш» Мендельсона. Это была очень весёлая свадьба.

Неплохо, если после заключительных слов сказки вы включите эту популярную музыку Мендельсона.А теперь вопросы ребёнку. Например, такие: Что солдаты делали, когда играл Барабан? Почему жители города любили Барабан? Сколько струн у Скрипки? Как называется самая высокая струна? Какой танец играли Скрипка и Барабан на балу? Как называется музыка, которая прозвучала после свадьбы? Разумеется, вопросы могут быть другими. Как, впрочем, и сказка, которую вы, возможно, сочините лучше нас. Напоминаем, что ответивший на вопрос правильно, продвигает фишку вперёд. Благодаря подобным сказкам-играм ребёнок не только больше узнает о музыкальных инструментах, композиторах, музыкантах, но и разовьёт такое важное качество — умение сосредотачиваться. Вспомните, как мы в общеобразовательной школе на уроках пения из года в год без особого успеха учили ноты. Ребёнок же может выучить ноты в 3-4 года, что называется, играючи.

 Учим ноты   

Нарисуйте на листе бумаге пять линеечек и отчётливо цветным фломастером напишите три ноты: до, ре, ми. На первой добавочной линейке — до. Под первой линейкой — ре. На первой — ми. Положите лист на видном месте. Объясните малышу, как называются ноты. И можно, подготовив всё те же кружки с фишками, приступать к игре.Вы спрашиваете ребенка, какая это нота, показывая поочерёдно на до, ре и ми. Условия игры не меняются: в случае правильного ответа фишку двигает ребёнок. В случае неправильного — вы. Постепенно увеличиваем количество нот до одной октавы.                                

Играем по нотам     

Показываем дочке или сыну на детском музыкальном инструменте, лучше клавишном, или на обычном пианино, где играются ноты первой октавы. Условия игры несколько усложняются. Вы просите ребёнка сыграть ту или иную ноту. И опять-таки двигаете фишки, создавая игровую ситуацию. Так в течение одной-двух недель вы научите ребёнка играть по нотам. Следующий этап той же игры — исполнение по нотам песенок. Напишите крупно и отчётливо ноты простой, известной ребёнку песенки в пределах первой октавы и предложите сыграть её. Или положите перед ним уже напечатанные ноты, которые продаются в каждом нотном магазине, заклеив название песни в случае, если ребёнок уже умеет читать. Объясните условия игры: сыграй и определи, какая песенка здесь написана. Что делать в случае правильного или неправильного ответа ребёнка, вы уже знаете. У многих детей игра знакомых песен скоро становится любимым занятием.    

                                     

Угадай клавишу 

Попросите ребёнка отвернуться и нажмите одну из 3-х клавиш: до, ре, ми. Задача малыша нажать на эти клавиши и найти ту, которую вы ему предлагали. Важно также, чтобы ребёнок сказал, какая это нота. Игра помогает развитию абсолютного слуха. То есть слуха, когда малыш любой звук (не только музыкальный) слышит сразу в нотах. Постепенно количество нажимаемых нот можно увеличивать, включая не только белые, но и чёрные клавиши. Добавим, что абсолютный слух помогает в обучении игре на музыкальных инструментах. Особенно на струнных.                              

Кто первый запоёт    

Это игра для двух и более участников. Вы играете или напеваете мелодию известной песни. Кто из детей или взрослых, принимающих участие в игре, первый узнает песню и запоет ее?                            

Простучи ритм   

Вы стучите на бубне или хлопаете в ладоши ритм известной песни. Попросите ребёнка угадать песню. Теперь меняетесь ролями. Ребёнок стучит, а вы угадываете.                  

Послание африканскому племени     

Вы стучите на барабане определённый ритм-послание соседнему африканскому племени. Сообщаете ребёнку содержание послания. А лучше, если он придумает послание сам. Например, «на улице хорошая погода», «у меня скоро день рождения» и т.д. Ребенок должен точно повторить ритм. В этой игре также возможна смена ролей: ребёнок стучит послание — вы повторяете. Такого рода игры развивают не только ритмические способности, но и фантазию ребёнка.                       

Кто лучше имитирует?    

Кто лучше имитирует, изображая под весёлую музыку игру в мяч, в снежки, фигурное катание и т.п.            

Придумай танцевальные  движения     

Кто больше придумает движений под различные танцы: цыганочку, польку, русский перепляс, быстрый современный танец и т.д.  

Используемые интернет ресурсы:

https://multiurok.ru/files/muzykal-nyie-ighry-dlia-dietiei-doma.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...