Статья "Формирование коллективных отношений у детей дошкольного возраста"
статья (старшая группа)

Дошкольный возраст -первый этап в формировании у детей чувства коллективизма.Через общение ребёнок познаёт мир,приобретает социальный опыт.У более старших детей происходит перестройка детских отношений.Они могут объяснить понятия "дружба".Дети оценивают поступки друг друга.Общие дела,игры,труд дают возможность упражняться в умении строить отношения друг с другом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx14.77 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Формирование коллективных отношений у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – первый этап в формировании у детей чувства коллективизма. Применительно к детям 3-7 лет правильно говорить о воспитании у детей коллективных взаимоотношений, характеризующихся  ярко выраженным появлением у каждого ребёнка определённых черт личности, только практика свидетельствует о том ,что появляется возможность успешного воспитания коллективных взаимоотношений. Формированием таких взаимоотношений являются общение и мотивированная деятельность. Через общение ребёнок познаёт мир приобретает социальный опыт. Доброжелательный тон, интерес к личности другого ребёнка - важные стороны общения. Младшие дошкольники проявляют избирательное отношение к сверстникам: с определёнными детьми чаще играют, разговаривают, делятся игрушками ,но не могут объяснить почему они играют только с этими детьми, а не с другими. В этом возрасте часто меняется объект дружбы, нет длительных дружеских отношений. У более старших детей происходит перестройка дружеских отношений, дети могут объяснить понятие «дружба», они придают большое значение нравственным качествам сверстников ,проявляют постоянство ,привязанность в дружбе .Дети начинают оценивать поступки друг друга, пытаются разобраться в их мотивах. Для воспитания коллективных взаимоотношений дружба имеет большое значение. Можно отметить две формы общения : материальное - предметное ,духовное -обмен  впечатлениями ,мыслями, чувствами .Дети любят делиться впечатлениями где были ,куда ездили ,что видели ,о событиях в которых сами  участвовали . Коллективные взаимоотношения успешно формируются  в  труде. Трудовая деятельность несёт в себе богатые воспитательные возможности. В процессе такой деятельности при правильном руководстве взрослого у детей формируются ответственность, целеустремлённость ,организованность чувство коллективизма .Большое  значение имеет содержание детского труда. В труде формируются дружеские взаимоотношения между детьми. Они характеризуются проявлением доброжелательности , умением уступить друг другу ,оказать услугу ,предложить помощь товарищу. В совместном труде у дошкольников зарождаются деловые взаимоотношении , для них характерно умение распределять и планировать общую работу ,стремление доводить самому дело до конца и требовать этого от товарищей ,оказывать друг другу помощь не только из-за симпатии или сопереживания ,но и из-за ответственного отношения к порученному делу .Правильное формирование дружеских и деловых взаимоотношений детей влияет на качество коллективных взаимоотношений .Всегда надо поощрять проявление детьми инициатив, активности, самостоятельности, привлекать внимание всех к достижениям каждого ребёнка ,это укрепляет коллективные взаимоотношения детей. На оценку детей часто влияет характер взаимоотношений с теми чью работу они оценивают, если задание например выполнял друг ,то значит он сделал её хорошо .Трудно научить ребёнка быть в данном случае объективным .Однако нужно постепенно этого добиваться.   Формируя коллективные взаимоотношения между дошкольниками в процессе трудовой деятельности ,мы должны обращать внимание на то ,умеют ли дети быть организаторами ,не подавляют ли инициативу товарищей. В каждой группе есть дети которые могут организовать других на выполнение задании, распределить роли,проанализировать качество работы ,но есть и такие которые не проявляют активности ,но умеют точно и добросовестно выполнять указания товарищей .В каждом отдельном случае подбирается тот или другой педагогический приём ,который применим к ребёнку .Таким образом ,при формировании коллективных взаимоотношений сочетаются общие формы с индивидуальным подходом к детям. При целенаправленном воспитании у детей формируется вкус к коллективной жизни, к совместным играм, занятиям, наблюдениям. Общие дела, заботы, радости всё больше доставляют детям удовлетворение ,делает вывод: вместе дело спорится лучше, быстрее, игра становиться интереснее, одному- скучно, вместе- веселее. Коллективизм быстрее формируется там, где детская жизнь насыщена событиями, объединяющими ребят в единую семью. Общие дела, игры, труд дают возможность упражняться в умении строить отношения друг с другом, руководствуясь правилами, обязательными для всех. Чувство коллективизма рождается тогда, когда ребёнок впервые начинает понимать, что рядом с ним  такие же, как он сам, что свои желания необходимо соразмерять с желаниями других. С помощью взрослых дети осмысливают :дружба – это не только «я» и «ты»,не только «мы» внутри своей группы, а значительно большее, выходящее далеко за пределы детского сада- это и есть коллективные отношения.