Обогащаем словарь детей
консультация

Марина Николаевна Вайс

Богатство словря есть признак высокого развития речи ребёнка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obogashchaem_slovar_detey.docx24.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 7 комбинированного вида станица Старощербиновская

Сообщение на родительском собрании

Тема: «Обогащаем словарь детей»

Учитель-логопед

Вайс Марина Николаевна

Ст. Старощербиновская


  1. Вводная беседа

Иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. Самый благодатный период для преодоления нарушений речи – это дошкольный возраст. Важно не упустить его, вовремя обратиться к учителю-логопеду. Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции. Правильная, красивая, связная речь – это залог успешного обучения ребёнка в школе, овладения им не только родным, но и иностранными языками.

Вопреки распространенному мнению логопед не только «ставит» звуки. Ведь наша речь – это не только звукопроизношение (умение правильно произносить звуки родного языка), но и развивает:

  • словарный запас;
  • фонематическое восприятие (умение на слух воспринимать и различать звуки);
  • грамматический строй (умение образовывать новые слова, соединять слова в предложении, правильно употреблять окончания слов и т.д.);
  • связная речь (умение связно высказываться, составлять рассказы по картинкам, из собственного опыта, и наконец, сочинять сказки, фантазировать).

Возможно, вы спросите: а зачем нам это? Но ведь каждый хочет, чтобы его ребёнок был самым лучшим и, конечно же, хорошо учился в школе. И, если не преодолеть все трудности, возникшие в детском саду, они будут преследовать ребёнка и в школе:

  • не умеет красиво и правильно рассказывать – трудно будет учить историю, географию, словом все те науки, которые требуют пересказа;
  • не умеет различать на слух звуки – возникнут трудности с русским языком, будет путать буквы на письме, сложно будет научиться читать;
  • не развиты пальчики – трудно будет вообще научиться писать;
  • не умеет обобщать – возникнут проблемы с мышлением, а значит и с математикой;
  • и, конечно, если ребёнок не будет выговаривать все звуки нашего родного языка, у него неизбежно возникнут проблемы в общении, возникнут комплексы, которые помешают ему в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Задача логопеда – помочь ребёнку вовремя преодолеть все возникающие трудности.

  1. Обогащение словарного запаса.

Работу над обогащением словарного запаса нельзя рассматривать как самоцель. Дело в то, что у детей может быть достаточно большой словарный запас, если этому уделяется большое внимание. Но важен не сам по себе словарный запас, а умение активнопользоваться имеющимися словами, правильно сочетать их междусобой, образовывать из них новые слова.

 Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игр. Необходимообогащать речь ребенка существительными, глаголами, прилагательными,обобщающими словами углублять и уточнять понимание значений уже имеющихся уних слов, а также прививать простейшие навыки образования новых слов.

Хотелось бы обратить ваше внимание на несколько логопедических советов:

  • развивайте челюстные мышцы и мышцы языка ребенка. Приучайте детей эффективно пережёвывать грубую пищу, полоскать рот, надувать щёки, и т.д.;
  • разговаривайте с ребёнком только на правильном русском языке, ни в коем случае не используйте «детский язык»;
  • каждый день читайте ребенку короткие стихи и сказки;
  • чаще разговаривайте с ним, терпеливо отвечайте на все его вопросы;
  • говорите чётко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами;
  • не перегружайте ребёнка. Не рекомендуется проводить занятия более 15-20 минут;

•        используйте упражнения для развития мелкой моторики.

  1. Игры по обогащению словарного запаса.

Предлагаю вашему вниманию ряд игр, в которые возможно играть не только дома, но и по пути в детский сад, магазин, к бабушке.

Логопед предлагает раздаточный материал.

Имена существительные

  • Игра «Кто у кого?»

Назови детенышей животных: у тигра - тигренок; у лисы - лисенок…

  • Игра «Большой - маленький»

Стол-столик; шапка-шапочка; жук-жучок

  • Игра «Мой, моя, моё, мои».

Ребенок берет картинку (предмет) и говорит: «Это моя лента»; «Это моё пальто»; «Этомой шкаф»; «Это мои ботинки»…

Обобщающие слова

  • Игра «Назови одним словом»

Фрукты, овощи, мебель, грибы, ягоды, транспорт и т.д.(желательно использовать картинки).

Обогащение словарного запаса за счет глаголов

  • Игра «Что летает?». Шары, самолеты, ракеты, вертолеты, перо птицы, пух тополя,одуванчика.
  • Игра «Кто плавает?» Утки, гуси, рыба, тюлень…
  • Игра «Что плавает?» Лодки, корабли, поплавки, бревна, пароходы…
  • Игра «Кто что делает?»
  • Использовать картинки (спит, ест, играет, конструирует).
  • Игра «Кто больше назовет слов»

Назвать все действия, которые делает собака (кошка, лошадь) (бежит, лает, злиться,ест, лежит, бежит, сидит, грызёт.

  • Игра «Кто как кричит» или «Кто рычит», «Кто мяукает», «Кто лает».

Можно надеяться, что в результате всех этих упражнений (игр) ребёнок прочноусвоит названия действий животных, и дальнейшем будет свободно употреблять всвоей речи соответствующие глаголы.

Обогащение словаря именами прилагательными

(которые обозначают признаки предметов)

  • Игра «Что бывает кислое?» или «Что бывает сладкое?», «Что бывает горькое?»
  • Игра «Скажи наоборот» (слова с противоположным значением)

Дерево высокое, а кустик низенький, Веревка толстая, а нитка тонкая…

  • Горячий - холодный, светлый - темный, добрый - злой, мягкий – твёрдый, лёгкий –тяжёлый…
  • Игра «Кто больше слов скажет про яблоко (лимон)»

Например, хлеб – вкусный, душистый, черствый, хрустящий, свежий…

  • Игра «Скажи из какого материала, сделаны предметы»

Рукавички из шерсти – шерстяные, из меха – меховые, стакан – стеклянный…

Игры на образование притяжательных прилагательных

  • Игра «У кого какая голова»

У вороны – воронья, у оленя – оленья, у белки – беличья, у лисы – лисья….

Для обогащения речи ребенка наречиями

  • Игра «Наоборот»

Высоко – низко, далеко – близко, хорошо-плохо,холодно-жарко…

Все эти игры не только значительно обогатятсловарный запас ребенка и положат началоразвитию наблюдательности, пробудят интерес кязыку.

И вряд ли нужно объяснять какую великую службусослужит все это в школе и вообще в жизни.

На этом родительское собрание закончено. Если у Вас остались вопросы, я с удовольствием на них отвечу.

Желаю вам и вашим детям успехов в предстоящей работе по овладению родным языком. Будем рады видеть Вас в нашей логопедической группе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обогащаем словарь детей

Основная задача логопедического воздействия на детей с нарушениями речи – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окр...

Обогащаем словарь детей.

В данной консультации рассматриваются: значение развития словаря, особенности словаря у детей с речевыми нарушениями, а также рекомендации по развитию словаря детей....

Консультация для родителей. Обогащаем словарь детей.

В данной консультации помещён материал для родителей о том, что можно сделать для развития речи вашего ребёнка дома....

Консультация для родителей «Обогащаем словарь детей»

Консультация для родителей "Обогащаем словарь детей"...

"Обогащаем словарь детей"

Устранение речевых ошибок при помощи специальных упражнений...

Консультация для родителей «Обогащаем словарь детей»

  Основная задача логопедического воздействия на детей с нарушениями речи – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о с...

Консультация для родителей "Обогащаем словарь детей"

Основная задача логопедического воздействия на детей с нарушениями речи – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окр...