Консультация для родителей
материал

Бондаренко Ульяна Александровна

 «Значение родного (башкирского) языка в развитии речи ребенка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnoy_yazyk.docx24.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида «35 «Сказка» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Консультация для родителей

на тему:

«Значение родного (башкирского) языка в развитии ребенка».

                                                                            Подготовила: учитель- логопед

                                                              высшей квалификационной

                                                               категории Бондаренко У.А.

Добрый день, уважаемые родители!

Сегодня мы поговорим с вами о том, какое значение имеет родной язык в развитии ребенка.

Период дошкольного детства- это то время, когда речь ребенка развивается стремительно. Развитие языка детей, любви к родному языку, здоровых литературных вкусов - дело первейшей и существеной важности. Служить этому делу самоотверженно и в полном единении должны детский сад, школа и семья. И семье принадлежит при этом начальная и главная роль. То, что делает семья по части развития речи ребёнка, развития в нём литературных и художественных вкусов, имеет колоссальное значение для всей его последующей жизни.

Речи следует учить путём примера. Слышит ребёнок речь правильную, отчётливо ясную и невольно воспринимает её, и мало – помалу добрый навык приобретает могущественную силу привычки. Воспринимает его ухо какой - нибудь извращённый диалект, то или другое местное наречие, и так же незаметно последнее становится его натурой, с недостатками речи трудно впоследствии бороться как в школе учителям, так и ему самому. Потому – то так важно, что и в каком виде воспринимает слух ребёнка в первые, наиболее восприимчивые годы его жизни. В этот период всё внимание, старание родителей должны быть направлены на то, чтобы дети слышали речь правильную, ясную и логически последовательную. Никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей, как бы мил последний ни был, не допускается. Говорить с детьми нужно обыкновенным, правильным языком, но языком простым и, главное - говорить медленно, ясно и громко.

 С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ, и ненавидеть то, что ненавидит народ. Сказки, пословицы, поговорки, народные игры формируют начало любви к своему народу, к своей стране. Колыбельные,  которые  поются  мамой,  бабушкой, ассоциируются с теплотой и уютом дома, своей кроватки, с нежностью и любовью мамы, бабушки. Колыбельная  содержит  в  себе  возможность  формирования фонематического восприятия, напевание, выделение голосом гласных звуков, позволяет детям освоить лексическую сторону речи Использование малых форм фольклора позволяет взглянуть на те или иные предметы по-новому, увидеть  необычное,  интересное.  Фольклор -означает народная мудрость, поэзия и культура народов. Получается, что именно с фольклором малыш встречается раньше, чем с литературой,  и  именно  фольклор  является  своеобразным  проводником  в прекрасный мир художественной литературы.

Мы живем в многонациональной республике и родной язык во многих семьях- это не только русский, но и башкирский, татарский и другие. Любовь к своему народу, к своему родному языку невозможна без уважения национальных культур других народов, полное приобщение к национальной культуре невозможно без знания родного языка.  С раннего детства мы слушали сказки, рассказы, предания наших бабушек и дедушек, в которых ярко воссоздается красота родных гор и рек, озер и лесов.

Бабушки исполняли нам песни, рассказывали баиты, учили нас жизни своими пословицами, поговорками, объяснили приметы, которые несут не только познавательный, но и эстетический потенциал. Но ситуация сегодня изменилась. Современные условия почти полностью вытеснили из жизни детей школу бабушек и дедушек, которая играла огромную роль в воспитании, любви к родному языку, истории, традициям.

В последние годы в Республике возросло внимание  к духовному богатству культурного наследия башкирского народа. В этом следует видеть стремление башкир к национальному возрождению. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной, этнокультурной традиции. 

В башкирской национальной культуре следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности компоненты: это устное народное творчество, музыкальное народное творчество, народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи.

Башкирский фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение. Он представляет собой большую художественную ценность. Приобщение детей к башкирскому фольклору воспитывает в детях любовь к своему родному краю, к своему народу, его культуре, помогает усваивать высокие нравственные принципы. Образный и живой язык народных загадок, пословиц, поговорок; четкость и законченность выражений приобщает детей к поэзии, расширяет их кругозор, развивает умственно, эстетически. Башкирский фольклор необычайно богат и разнообразен. Он представлен сказками, стихами, произведениями малых жанров (пословицы, поговорки, загадки).

В нашем саду приобщение детей к культуре башкирского народа строится на основе бесед, занятий, игровой деятельности, во время которых дети знакомятся с устным народным творчеством (фольклором), играми, традициями и обычаями башкир.

В пословицах восхваляется трудолюбие, храбрость, честность, уважение к старшим и другие положительные свойства человеческого характера. В них заложена воспитательная значимость для нравственного воспитания детей.

Поговорка формирует речь, делает ее выразительнее. Вместе они украшают речь человека, делают ее образной и живой, поэтому включение ребенка в мир пословиц и поговорок является эффективным средством обогащения его речи.

Загадки - это своеобразные тексты на сообразительность. Они способствуют развитию памяти, образного мышления, быстроты умственных реакций, так как они загадываются всем детям, и каждый ребенок в отдельности старается первым дать правильный ответ. Загадка позволяет воспитателю, без тестов и анкет выявить степень наблюдательности, сообразительности, умственного развития, а также уровень творческого мышления ребенка. 

Для знакомства детей с башкирскими народными пословицами, поговорками, загадками отбираем только те, которые доступны детям, смысл которых они смогут понять и усвоить. В повседневной жизни с детьми используем пословицы к месту и ко времени: на занятиях и прогулках, во время еды, трудовой и игровой деятельности детей находим подходящие пословицы и поговорки. До детского понимания стремимся донести такую мысль, что башкирский народ в каждую пословицу или поговорку заложил нравственный смысл, он одобряет или осуждает разные поступки людей.
Сказки, пожалуй, самое большое наслаждение детства. С какой огромной радостью и желанием воспринимаются они детьми. Башкирские сказки знакомят детей с историческим прошлым башкирского народа, особенностями его быта, обычаев, с красотой родной природы, разнообразием животного мира. 

Читая детям сказки башкирских поэтов: «Сказ о курае», «Лиса и волк», «Лиса-сирота», обращаем внимание на то, что они воспевают победу добра над злом, мир и дружбу. Забавляя, сказка несет ребенку идеи, необходимые для нравственного формирования его личности. Из сказок дети узнают о красивых традициях башкирского народа: глубокая почтительность и уважение детьми родителей, старших по возрасту, отзывчивость, сострадание ближнему. Знакомство со сказкой начинается со словарной работы, поясняются незнакомые слова, непереводимые, исконно национальные изречения. При чтении сказки всегда обращаем внимание детей на ее содержание, на отражение в ней быта, деятельности и обычаев, на особенности характера башкирского народа. Заостряем внимание на нравственных поступках героев сказки. Подчеркиваем, что доброта и нежность, заботливое, почтительное отношение к старшим –основная черта характера, которая присуща большинству башкир. Во время чтения рассматриваем с детьми иллюстрации к сказкам. По прочитанным сказкам проводим беседу с детьми.

Рассказываем о жизни и творчестве детских писателей и поэтов. Читаем стихи башкирских поэтов, дети заучивают их и затем с удовольствием рассказывают. Особый интерес дети проявили к башкирскому народному писателю Мустаю Кариму. Они узнают его на портрете, рассказывают о его жизни. Дети очень полюбили его произведения.

Произведения фольклора являются уникальными по своей всесторонности средствами формирования личности ребенка, когда открывается естественное взращивание в нем лучших черт: нравственного, чуткого отношения к людям, любви к своему народу; эстетических вкусов и разнообразных творческих способностей.

В свободное от занятий время проводятся башкирские народные игры. 

Завершая, хочу сказать, что все мы понимаем, что язык – душа народа. Долг каждой нации сохранить свой язык и сохранять другие языки, долг каждого человека – серьезно и свято относиться не только к своему, но и чужому языку. Каждый педагог и руководитель образовательного учреждения должен всегда помнить эту истину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...