«Возрастные особенности детей четвертого года жизни».
консультация (младшая группа)

Чешук Анастасия Валентиновна

«Возрастные особенности детей четвертого года жизни».

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Возрастные особенности детей четвертого года жизни».

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения. С 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, несформированной произвольности поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого. У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение. В этом проявляется интерес ребенка к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение. Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение. Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в развернутых высказываниях. Достижения в психическом развитии ребенка создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определенного задания.

Задачи развития и воспитания:1. Развитие потребности в активной двигательной деятельности, своевременное овладение основными видами движений, освоение элементарных навыков личной гигиены.2. Обеспечение познавательного развития детей, обогащение представлений об окружающих предметах и явлениях, развитие любознательности.3. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, общению.4. Обогащение опыта самопознания дошкольников.5. Обучение детей различным способам действий в условиях предметно-действенного сотрудничества.

«Формирование навыков  самообслуживания»

Освоение навыков самообслуживания приобретает важнейшее значение для ребенка 3-х лет. В этот период он заявляет себя как личность, стремится стать независимым, все хочет делать сам. Только освоив навыки самообслуживания, малыш почувствует свою самостоятельность.

Воспитатель не сможет уделять ему столько же внимания, сколько мама, а значит, многие вещи ребенку придется делать самому. Важно помочь ребенку освоить основные навыки приема пищи, гигиены тела, туалета, одевания и раздевания.

В 3-4 года ребенок обладает следующими навыками самообслуживания:

Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место.

Одеваться и раздеваться в определенной последовательности: одежду снимать, складывать, вешать, выворачивать на лицевую сторону, надевать одежду, пуговицы расстегивать, застёгивать, самостоятельно застегивает и расстегивает разъемную молнию, надевает обувь, завязывать шнурки ботинок. Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.

Своевременно пользоваться носовым платком( сам сморкается или напоминает о необходимости высморкаться), под присмотром взрослого ходит в туалет  (снимает штанишки, садится на унитаз, надевает штанишки сам), чистит зубы под присмотром.

Пить из чашки; есть, хорошо пережевывая пищу, с закрытым ртом,  благодарит после еды без напоминания

Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой. Убирать игрушки, книжки, строительный материал в определенное место.                            

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

возрастные особенности детей четвертого года жизни

Я предлагаю Вашему вниманию материалы, которые помогут, Вам, уважаемые родители в воспитании ваших детей. В этих публикациях Вы найдете описание психологических особенностей детей 4-го года жизни,...

Возрастные особенности детей четвертого года жизни

Возрастные особенности детей четвертого года жизни...

Возрастные особенности детей четвертого года жизни

В статье характеризуются возрастные особенности развития ребенка 3-4 лет: речевое, физическое, социально-личностное....

Возрастные особенности детей четвертого года жизни.

Младший дошкольный возраст – важный период в жизни ребенка. Именно в это время происходят серьезные изменения в отношении между малышом и взрослыми, другими детьми, и даже окружающими предметами...

Родительское собрание "Возрастные особенности детей четвертого года жизни"

Способствовать укреплению союза семьи и детского сада как равноправных субъектов процесса обучения и воспитания детей; содействовать созданию атмосферы взаимного уважения, понимания, доверия, эмоциона...

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ.

ВОЗРАСТНЫЕ  ОСОБЕННОСТИ  ДЕТЕЙ             ЧЕТВЕРТОГО ГОДА   ЖИЗНИ.В возрасте 3 - 4 лет ребенок постепенно выходит за пр...

Возрастные особенности детей четвертого года жизни.

Возрастные особенности детей четвертого года жизни....