Консультация для родителей «Критерии коммуникативной готовности к школьному обучению: скоро в школу»
консультация (старшая, подготовительная группа)

Бегунова Анастасия Валерьевна

. Что же будет отличать наших детей от большинства ребят которые не ходили в сад? А вот что: современные исследования показывают, что 30-40% детей приходят в школу, в первый класс неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформирован социальный, психологический, эмоционально – волевой, коммуникативный, компоненты готовности.

А что наши дети будут уметь к концу посещения подготовительной к школе группы? Благодаря нашим общим стараниям они будут уметь взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, так как ежедневно в различных ситуациях в детском саду им приходилось этому учиться; выполнять требования учителя, так как уже сложилось понимание требований педагогов и персонала детского сада, подчинение определенным правилам, сложившимся в группе детского сада; контролировать свое поведение, хотя это очень сложный момент, но необходимый.

Интеллектуальная готовность;

Личностная готовность:

Мотивационная готовность

Эмоционально – волевая готовность

Коммуникативная готовность

Мы сегодня с Вами говорим именно о коммуникативной готовности.

Коммуникативная готовность к школе рассматривается как результат определенного уровня развития общения со сверстниками и взрослыми. Данная готовность определяется, как характеристика межличностных взаимодействий в группе, формирование конструктивных взаимодействий в процесс ведущей деятельности, проявление коммуникативной активности в связи с расширением спектра и круга общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_nsp_dekabr_2019.docx35.59 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые родители!

Вы огромные молодцы, что не побоялись, согласились отдать ребенка в детский сад. Вы доверили самое дорогое в своей жизни нам, а мы очень постарались превратить жизнь ребёнка в детском саду в комфортный период, радостное познание нового и интересное времяпровождение. Что же будет отличать наших детей от большинства ребят которые не ходили в сад? А вот что: современные исследования показывают, что 30-40% детей приходят в школу, в первый класс неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформирован социальный, психологический, эмоционально – волевой, коммуникативный, компоненты готовности.

А что наши дети будут уметь к концу посещения подготовительной к школе группы? Благодаря нашим общим стараниям они будут уметь взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, так как ежедневно в различных ситуациях в детском саду им приходилось этому учиться; выполнять требования учителя, так как уже сложилось понимание требований педагогов и персонала детского сада, подчинение определенным правилам, сложившимся в группе детского сада; контролировать свое поведение, хотя это очень сложный момент, но необходимый.

Нам было очень важно заранее, еще до начала обучения наших детей в школе выяснить, насколько психологические возможности Вани, Пети, Марины, Антона и т.д. соответствуют школьным требованиям. А они очень стали завышенными, если сравнивать с тем временем, когда мы с вами учились.

Что же нам даст психологическая готовность ребенка к школе? Как вы думаете?

ОТВЕТЫ РОДИТЕЛЕЙ

Многие исследователи данной проблемы (а вы у меня грамотные и конечно знаете некоторых из них, таких как Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин Л.А. Венгер и А.Л. Венгер, А. Н. Леонтьев, Л.С. Выготский) отмечали и отмечают, что высокие показатели психологической готовности, как правило, обеспечивают успешность адаптации ребёнка к школе, однако не гарантируют, что проблем не возникнет. «А почему?» — спросите вы. Что же может помешать нашим детям? Как не странно — завышенная самооценка. Хорошо подготовленный, адаптированный ребенок, чувствует свое преимущество перед другими сверстниками, может начаться легкомысленное отношение к обучению. «У меня все получается без усилий». Вот так скажут наши дети. А значит мы не развили такие качества личности, как настойчивость, самокритичность, упорство, и они вдруг потеряют интерес к учёбе. И что дальше, а дальше, при возрастании учебных трудностей, у этих детей могут возникнуть проблемы в обучении и закрепиться не самые благоприятные личностные особенности.

Составляющие психологической готовности ребёнка к обучению в школе включаются следующие компоненты:

Интеллектуальная готовность;

Личностная готовность:

Мотивационная готовность

Эмоционально – волевая готовность

Коммуникативная готовность

Мы сегодня с Вами говорим именно о коммуникативной готовности.

Коммуникативная готовность к школе рассматривается как результат определенного уровня развития общения со сверстниками и взрослыми. Данная готовность определяется, как характеристика межличностных взаимодействий в группе, формирование конструктивных взаимодействий в процесс ведущей деятельности, проявление коммуникативной активности в связи с расширением спектра и круга общения.

Коммуникативная деятельность представляет собой единое сложное образование, состоящее из трёх компонентов: когнитивного, эмоционального, поведенческого. Когнитивный компонент связан с процессом познания другого человека и включает в себя способность принять точку зрения другого, предвидеть его поведение, а также эффективно решать проблемы между людьми. Эмоциональный компонент включает эмоциональную отзывчивость, способность к переживанию, внимание к переживаниям и действиям окружающих людей (эмпатию). Поведенческий компонент отражает способность к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватной в общении, организаторские способности.

Под готовностью к школьному обучению в аспекте коммуникативной деятельности понимается:

Сформированность определенных учебных навыков (чтения, письма и т.д.), что еще не гарантирует готовность к школьному обучению.

Достаточный уровень психического развития (правильное звукопроизношение, соответствующий возрасту словарный запас, грамматически правильная речь, свободное использование диалогической и монологической речи); возможность практических общений в области различных явлений языка.

Умение владеть речью, включающее умение правильно и точно выразить свои мысли, полно и последовательно передать содержание прочитанного и воспринятого на слух литературного произведения, отвечать на поставленные вопросы.

Способность общаться со взрослыми и сверстниками на новом уровне.

Хочу предложить Вам классифицировать тип общения и сотрудничество.

По Е.Е. Кравцовой, существует шесть типов взаимодействия и сотрудничества детей со сверстниками:

Элементарное принятие учебной задачи (не видят действий партнёра, нет согласованности действий, не принимаются подсказки, нет общения друг с другом)

Принятие задачи, но не удерживание ее на протяжении всей игры (это когда «видят» действие партнёра, но воспринимают их только как образец для некритичного «слепого» подражания. Но все  - таки они уже пытаются решить поставленную задачу. Обращают внимания на подсказки, но не наблюдается эффективности их использования.

Возникает действительное взаимодействие, но оно носит ситуативный и импульсно – непосредственный характер. В отношении же поисков общего способа решения задачи партнёры беспомощны.

Кооперативно – соревновательный. Партнёры принимают и удерживают задачу, но сохраняются соревновательные отношения. Ситуация воспринимается в целом, устанавливаются отношения. Игра приобретает характер соревнования. Подсказки воспринимаются адекватно, но совершаются одни и те же ошибки.

Возникновение подлинного сотрудничества и партнёрства. Нет соревновательных отношений. Партнёры подсказывают друг другу и сопереживают успехам партнёра. Но опять мешает ситуативный характер отношений, т.е. заново планируется действие в каждой конкретной ситуации. Подсказка взрослого так же используется ситуативно.

Устойчивый уровень сотрудничества. Отношение к игре как к совместной, общей задаче, стоящей перед обоими партнёрами. Ищется общий способ решения до начала действий. Не повторяются ошибки.

После подведения итогов хочется выразить большую благодарность Вам за то, что вы так любите своих детей, так заботитесь об их будущем, что постоянно заинтересованы в получении знаний.

В заключении хочу подвести итог: Коммуникативная готовность очень важна, так как ребёнок, приходя в школу окунается в среду, изобилующую постоянными контактами как со взрослыми- учителями, другими взрослыми людьми, так и со сверстниками- одноклассниками, другими детьми.

Всего Вам самого доброго!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Критерии коммуникативной готовности детей к обучению в школе»

Консультация для родителей «Критерии коммуникативной готовности детей к обучению в школе»...

Консультация для родителей "Что такое готовность к школьному обучению? "

для успешного обучения в школе важнее не содержательная подготовка по предмету, которая при неумелом ее проведении может привести к перегрузке, нежеланию учиться и таким образом затормозит развитие ре...

Консультация для родителей "Критерии коммуникативной готовности к школьному обучению"

Дошкольный возраст в психологии требует к себе особого внимания, а возраст, когда ребенок уже собирается в школу – еще большего внимания. В этом возрасте ребенок имеет массу изменений, не только...

Консультация для родителей. "Что такое готовность к школьному обучению и как помочь ребенку подготовиться к школе"

Что такое готовность к школьному обучению и как помочь ребенку подготовиться к школеВеселые и нарядные, с букетами цветов, 1 сентября дети идут в школу. Каждый из них надеется быть примерным учеником ...

Консультация для родителей «Критерии коммуникативной готовности детей к обучению в школе»

Консультация для родителей «Критерии коммуникативной готовности детей к обучению в школе»...

Консультация для родителей «Критерии коммуникативной готовности детей к обучению в школе»

Консультация для родителей «Критерии коммуникативной готовности детей к обучению в школе»...

Консультация для родителей «Критерии коммуникативной готовности детей к школьному обучению»

Консультация для родителей  «Критерии коммуникативной готовности детей  к школьному обучению»...