Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей в домашних условиях»
методическая разработка

Бегунова Анастасия Валерьевна

 

Цель: заинтересовать родителей с минимальными затратами сил и времени

осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и

сенсорному развитию детей в домашних условиях.

Задачи:

1. Повысить уровень знаний у родителей по сенсорному развитию детей

раннего возраста;

2. Познакомить родителей с играми, направленными на формирование

сенсорных эталонов и развитие мелкой моторики руки, которые можно

организовать в домашних условиях;

3. Создать условия для укрепления сотрудничества между ДОУ и семьей

и развития творческих способностей детей и родителей.

Предварительная работа:  подготовка выставки для родителей (сенсорные

игры, использующиеся в детском саду в работе с детьми); разработка памятки  «Развиваемся, играя!» (приложение).

Оборудование: выставка дидактических игр для сенсорного развития

(пирамидки, матрешки, бусы разные по цвету и форме для нанизывания,

и т.д.), ёмкости с фасолью, шнурки для нанизывания, пуговицы, разноцветные прищепки, шаблоны для игр с прищепками.

Участники: родители, воспитатели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-klass_dlya_nsp_roditeley_fevral_2020.docx31.32 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: заинтересовать родителей с минимальными затратами сил и времени

осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и

сенсорному развитию детей в домашних условиях.

Задачи:

1. Повысить уровень знаний у родителей по сенсорному развитию детей

раннего возраста;

2. Познакомить родителей с играми, направленными на формирование

сенсорных эталонов и развитие мелкой моторики руки, которые можно

организовать в домашних условиях;

3. Создать условия для укрепления сотрудничества между ДОУ и семьей

и развития творческих способностей детей и родителей.

Предварительная работа:  подготовка выставки для родителей (сенсорные

игры, использующиеся в детском саду в работе с детьми); разработка памятки  «Развиваемся, играя!» (приложение).

Оборудование: выставка дидактических игр для сенсорного развития

(пирамидки, матрешки, бусы разные по цвету и форме для нанизывания,

и т.д.), ёмкости с фасолью, шнурки для нанизывания, пуговицы, разноцветные прищепки, шаблоны для игр с прищепками.

Участники: родители, воспитатели.

Ход встречи

– Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады видеть Вас на нашем

мастер – классе, «Сенсорное развитие детей в домашних условиях».

 - Уважаемые родители, что такое сенсорное развитие? (ответы

родителей). Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и

формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,

цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Сенсорное воспитание является основой для интеллектуального

развития ребёнка, развивает внимание, воображение, память,

наблюдательность; способствует усвоению сенсорных эталонов; влияет на

расширение словарного запаса ребёнка. Сенсорное развитие, с одной

стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с

другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное

восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в

школе, и для многих видов трудовой деятельности. Так, для того чтобы

получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен

достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала.

Конструирование требует тщательного исследования формы предмета

(образца), его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение

частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами

имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах

предметов невозможно получить объективные представления о явлениях

живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях.

Формирование элементарных математических представлений предполагает

знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение

объектов по величине.

Ранний и младший дошкольный возраст – самый благоприятный

период для сенсорного воспитания.

Но! В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи.  

Постепенно усложняя вводя больше предметов , цветов, форм , усложняя игр = задание.

Родители рассматривают выставку.

- Работа по сенсорному развитию ребенка должна вестись планомерно

и систематически, как в детском саду, так и в домашних условиях. И сегодня,

уважаемые родители, мы хотим предложить Вам очень простые, но в тоже

время, очень интересные и познавательные игры, которые Вы можете

организовать с детьми дома. Игры развивают не только сенсорные

способности ребенка, но и мелкую моторику рук, так как сенсорное развитие

и развитие мелкой моторики,  неразрывно связаны друг с другом. А самое

главное, что такие игры не требуют особой подготовки, а материалом для

них послужит то, что легко найти в доме каждой хозяйки.  

Игры с крупами «Найди игрушку»

Дети очень любят игры с крупами, это не только приятные тактильные

ощущения и самомассаж, но и возможность немного пошалить. Но здесь

очень важно помнить о технике безопасности, ведь мы имеем дело с мелкими

частицами. Надо следить, чтобы в ходе игр дети ничего не брали в рот,

поэтому лучше всего использовать более крупные крупы, например, фасоль.

Итак, давайте немного поиграем! В глубокую ёмкость насыпаем фасоль

и запускаем в неё руки и изображаем, как будто мы начинаем месить тесто,

приговаривая:

Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи.

А если в конце игры ребёнок откопает «клад» (маленькая игрушка,

шарик, кубик и т.п.), поверьте, восторгу не будет предела! После того, как

ребенок найдет то, что было Вами спрятано, спросите его: Что он нашел?,

Какого цвета?, Какой формы?, На что похоже? и т.д.

Игра «Бусы для мамы»

Макароны – это отличный творческий материал для маленьких детей.

Большое разнообразие видов макарон позволят Вам придумать много

интересных игр с ними. Например, рожки и короткие трубочки можно

нанизывать на нитку и делать бусы. А если взять цветные макароны, можно

попросить ребенка сделать бусы из деталей только одного цвета, или

нанизывать поочередно макароны двух цветов. Давайте немного

потренируемся и сделаем бусы для наших кукол.

Игра «Мозаика из бросового материала»

В доме каждой хозяйки найдется немало пуговиц, разных по цвету,

форме, величине (можно использовать цветные пробки от пластиковых

бутылок, камушки и т.п.). Выложите вместе с ребенком рисунок, это может

быть неваляшка, бабочка, снеговик, мячики, цветок и т. д. После того, как

ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему

придумывать свои варианты рисунков. Предлагаем вам немного

пофантазировать и выложить свою композицию.

«Игры с прищепками»

Такой незамысловатый предмет, как прищепка, который также

найдется в любом доме, можно использовать для игры с детьми. Для этого

понадобится цветной картон, ножницы, цветные прищепки и Ваша фантазия.

Если, например, вырезать круг из картона желтого цвета и прицепить к нему

прищепки вместо лучиков, что получится? – Солнышко! А солнышко, какое?

– круглое! А какого оно цвета? – желтое! И вновь в доступной ребёнку форме

мы закрепляем понятие основных сенсорных эталонов. А если подключить

Вашу фантазию и воображение, можно придумать множество предметов, а

недостающие детали дополнить прищепками, подобрав их по цвету

(иголочки к елке, дождик к тучке, хвост и плавники к рыбке и т.д.).

Сегодня мы познакомили Вас лишь с малой частью того, чем Вы

можете занять Ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и

самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами,

называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть

ребенок находится в постоянном потоке информации, это его не утомит. Чем

непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить.

Побуждайте ребенка к игре, играйте с малышом в развивающие и веселые

игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для

установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком!

И в заключении, предлагаем Вам памятку, в которой Вы найдете описание многих других игр, и общие рекомендации по

сенсорному воспитанию детей.

Желаем удачи и до новых встреч!

 

 Памятка для родителей: «РАЗВИВАЕМСЯ, ИГРАЯ»

1.Игра  «Поймай ложкой»

Продолжаем играть с разноцветными пробками.

Приготовьте две мисочки. В одну насыпьте пробки, дайте ребенку ложку и предложите переложить пробки из одной емкости  в другую.  Эта игра будет способствовать развитию координации движений.

2.Игра «Ловля из воды»

  Попробуйте такую игру. Налейте в тазик или глубокую миску немного воды и киньте туда   пробки   или шарики для настольного тенниса. Ребёнку дайте ситечко или воронку . Задача малыша – выловить все предметы и положить их в другую емкость. Помогайте ребёнку сначала. Потом пусть пробует сам.

 Льющаяся через отверстия вода вызовет интерес у малыша.

3. Игра «Шагаем в пробках»

 Но не стоит далеко убирать пробки, они могут помочь нам еще и в развитии мелкой моторики и координации пальцев рук. Предлагаю устроить «лыжную эстафету». Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.  

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы.

А если забыли стихотворение про «лыжи», тогда вспомним всем известное…  

Мишка косолапый, по лесу идёт…

Здорово, если малыш будет не только «шагать» с пробками на пальчиках, но и сопровождать свою ходьбу любимыми стихотворениями.

4. Игра «Собери палочки»

Рассыпьте перед малышом длинные макароны , счетные палочки, трубочки для коктейля или ватные палочки.  Попросите ребенка их собрать и опустить в узкое отверстие (дырочку в дуршлаге,    бутылочку с узким горлышком, прорезь в коробочке).

Собирать мелочь с ровной поверхности – непростая задача для детских пальчиков, а уж опускать их в узкую щелочку -  и подавно.

Это упражнение развивает мелкую моторику, что положительно влияет на развитие речи и мышлении ребенка.

5. Игра  «Баночки от крема» 

 Возьмите несколько разных баночек с крышками небольшого размера.

 Предложите ребенку отвинтить все крышечки, а затем, перемешав их, снова закрыть. Можно играть с тремя-пятью баночками и более. Обратите внимание: все баночки должны быть разными, чтобы к каждой из них подходила только своя крышка. Игра развивает зрительное восприятие, зрительную память, мелкую моторику рук.

Общие рекомендации

Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать:

1. Упражнения с массажным шариком (из су-джок терапии), грецкими орехами, карандашами, ручками, фломастерами.

2. «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши тихо и громко, в разном темпе.

3. Используйте с детьми различные виды мозаики, конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые), игры с мелкими деталями, счетными палочками.

4. Организуйте игры с пластилином, тестом.

5. Попробуйте технику рисования пальцами. Можно добавить в краски соль или песок для эффекта массажа.

6. Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины и длины для завязывания и развязывания.

7. Включите в игры разнообразный природный материал (палочки, веточки, шишки, скорлупки, початки и т.д.).

8. Занимайтесь с детьми нанизыванием бусин, бисера, учите расстегивать и застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.

9. Давайте детям лущить горох и чистить арахис.

10. Запускайте пальцами мелкие волчки.

11. Складывайте матрешку, играйте с различными вкладышами.

12. Режьте ножницами.

Дорогие Родители!

Вызывайте положительные эмоции у ребенка!

Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например: «Как интересно!», «Вот, здорово!», «Давай помогу!», «Красота!» и т.д.

Помните, что бы вы не создавали вместе с ребенком, главное – желание продолжать заниматься подобной деятельностью и дальше, поэтому завершайте свои занятия в хорошем настроении и малыша, и Вашем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей "Сенсорное развитие детей в домашних условиях".

Игры и занятия для малышей по развитию мелкой моторики с подручными материалами ( прищепки, крупы, пробки, макароны и т.д.)...

Мастер-класс для родителей "Сенсорное развитие детей в домашних условиях"

Цель мастер-класса: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста в...

Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей в домашних условиях»

Цель мастер-класса: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей младшего до...

Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей в домашних условиях»

Помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста в дома...

Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей в домашних условиях»

Материал позволяет помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей младшего дошкольн...

Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей в домашних условиях»

Цель мастер-класса: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей младшего до...