Роль малых фольклорных жанров в развитии речи детей 2-3 лет
консультация (младшая группа)

Апрелкина Алина Ривкатовна

          Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость, это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы.

            Малые фольклорные жанры сопровождают ребенка с самого его рождения и позволяют ему успешно овладевать родным языком через колыбельные песни, детские пестушки, потешки, сказки про курочку рябу, козу-дерезу, репку, серого козлика, забавные считалки, дразнилки, скороговорки, шутки и прибаутки, традиционные народные игры «Кошки-мышки!», «Гуси-лебеди», «Горелки», увлекающие и привлекающие детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции. Дети раннего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Поэтому проблема развития речи детей средствами малых фольклорных жанров на сегодняшний день имеет особую значимость и актуальность.

           Малые фольклорные жанры являются привлекательными для детей раннего возраста из-за таких особенностей как звучность, ритмичность, напевность, занимательность: пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком; потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками); заклички – обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю и т.д.); приговорки – обращения к насекомым, птицам, животным; считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх; скороговорки и частоговорки – незаметно обучающие детей правильной и чистой речи; шуточные дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие- то смешные стороны внешности ребенка; прибаутки; шутки – перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей; докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз . Народные песни, потешки могут служить в качестве прекрасного речевого материала, который можно использовать в работе с детьми 2-3 года по обогащению фразовой речи детей: правильное упоминание детьми падежных форм: глаголов, предлогов, местоимений. Народные песенки, прибаутки, потешки и пестушки могут быть использованы для развития фонематического слуха, поскольку в них  используются звукосочетания (наигрыши), повторяющиеся несколько раз в разном темпе, с различной интонацией на мотив народных мелодий.   Потешки и скороговорки позволяют развивать чувства ритма и рифмы, а также готовить ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и способствует формированию интонационной выразительности речи . Благодаря народным песенкам и потешкам у детей 2-3 лет воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, укладыванию спать, одеванию и раздеванию. Таким образом, заучивая пословицы и поговорки, а затем, используя их в своей речи, дети не только учатся ясно, лаконично и выразительно высказывать свою мысль и чувства, но также они интонационно окрашивают свою речь, при этом у них развивается умение творчески использовать слово и образно описывать предмет, давая ему яркую характеристику. Использование загадок также является эффективным средством развития речи детей 2-3 лет, усвоению звуковой и грамматической структуре речи.  Загадки обогащают словарь детей благодаря многозначности слова. С помощью загадок ребенок знакомиться с вторичными значениями слов, у него формируется представление о переносном значении. Особое значение хочется придать  колыбельным песням, которые называют «спутниками детства» и считают, что в колыбельных песнях заключена могучая сила, которая позволяет развивать речь детей 2-3 года, способствуют обогащению словаря; благодаря грамматическому разнообразию, колыбельные песни способствуют освоению грамматического строя речи. Несмотря на то, что колыбельные отличаются сравнительно небольшим объемом, они таят в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей, способствуют запоминанию слов и формы слова, словосочетаний, помогают ребенку осваивать лексическую сторону речи. Детям колыбельные песни всегда позволяют запоминать и слова, и словосочетания и, тем самым, осваивать сложную лексическую сторону речи.

           Язык, созданный народом, насыщен образными разговорными формами и выразительной лексикой может быть донесен детям через народные игры такие как: «Ладушки», «Апельсин», «Пальчики в лесу», «Повстречал ежонка ёж» и др., помогающие не только развитию речи, но и развитию мелкой моторики. О. С. Ушакова подчеркивает, что сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и проникать в их смысл, а так же малые фольклорные жанры, через специальные упражнения, помогают развитию артикуляционного аппарата детей 2-3 лет . Таким образом, звучность, ритмичность, напевность, занимательность малых форм фольклора привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию связной речи, обогащению словарного запаса с успешным переводом пассивного словаря в активный.

          Развитие речи детей 2-3 лет по ознакомлению с малыми фольклорными жанрами происходит благодаря методам и приёмам, применяемым в образовательной деятельности с детьми.

 Методы и приемы в работе с детьми по развитию речи :

1. Словесные методы: чтение и заучивание потешек, скороговорок, прибауток, стихов, рассказов.

 2. Наглядные методы: рассматривание игрушек, картин, иллюстраций к сказкам, потешкам, поговоркам, чистоговоркам, стихам; театрализованная деятельность.

 3. Практические методы: игры и игровые приемы, упражнения.

           Малые фольклорные жанры являются уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитания детей на начальном этапе их развития. В результате общения с малыми фольклорными жанрами ребенок впервые знакомится с традиционной народной поэзией, благодаря которой ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, нежность; обогащается духовный мир ребенка; развивает патриотизм и уважение к прошлому своего народа с изучением его традиций; происходит развитие связной речи ребенка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Роль малых фольклорных жанров в развитии речи детей 2-3 лет

          Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость, это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы. 

            Малые фольклорные жанры сопровождают ребенка с самого его рождения и позволяют ему успешно овладевать родным языком через колыбельные песни, детские пестушки, потешки, сказки про курочку рябу, козу-дерезу, репку, серого козлика, забавные считалки, дразнилки, скороговорки, шутки и прибаутки, традиционные народные игры «Кошки-мышки!», «Гуси-лебеди», «Горелки», увлекающие и привлекающие детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции. Дети раннего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Поэтому проблема развития речи детей средствами малых фольклорных жанров на сегодняшний день имеет особую значимость и актуальность.

           Малые фольклорные жанры являются привлекательными для детей раннего возраста из-за таких особенностей как звучность, ритмичность, напевность, занимательность: пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком; потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками); заклички – обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю и т.д.); приговорки – обращения к насекомым, птицам, животным; считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх; скороговорки и частоговорки – незаметно обучающие детей правильной и чистой речи; шуточные дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие- то смешные стороны внешности ребенка; прибаутки; шутки – перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей; докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз . Народные песни, потешки могут служить в качестве прекрасного речевого материала, который можно использовать в работе с детьми 2-3 года по обогащению фразовой речи детей: правильное упоминание детьми падежных форм: глаголов, предлогов, местоимений. Народные песенки, прибаутки, потешки и пестушки могут быть использованы для развития фонематического слуха, поскольку в них  используются звукосочетания (наигрыши), повторяющиеся несколько раз в разном темпе, с различной интонацией на мотив народных мелодий.   Потешки и скороговорки позволяют развивать чувства ритма и рифмы, а также готовить ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и способствует формированию интонационной выразительности речи . Благодаря народным песенкам и потешкам у детей 2-3 лет воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, укладыванию спать, одеванию и раздеванию. Таким образом, заучивая пословицы и поговорки, а затем, используя их в своей речи, дети не только учатся ясно, лаконично и выразительно высказывать свою мысль и чувства, но также они интонационно окрашивают свою речь, при этом у них развивается умение творчески использовать слово и образно описывать предмет, давая ему яркую характеристику. Использование загадок также является эффективным средством развития речи детей 2-3 лет, усвоению звуковой и грамматической структуре речи.  Загадки обогащают словарь детей благодаря многозначности слова. С помощью загадок ребенок знакомиться с вторичными значениями слов, у него формируется представление о переносном значении. Особое значение хочется придать  колыбельным песням, которые называют «спутниками детства» и считают, что в колыбельных песнях заключена могучая сила, которая позволяет развивать речь детей 2-3 года, способствуют обогащению словаря; благодаря грамматическому разнообразию, колыбельные песни способствуют освоению грамматического строя речи. Несмотря на то, что колыбельные отличаются сравнительно небольшим объемом, они таят в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей, способствуют запоминанию слов и формы слова, словосочетаний, помогают ребенку осваивать лексическую сторону речи. Детям колыбельные песни всегда позволяют запоминать и слова, и словосочетания и, тем самым, осваивать сложную лексическую сторону речи.

           Язык, созданный народом, насыщен образными разговорными формами и выразительной лексикой может быть донесен детям через народные игры такие как: «Ладушки», «Апельсин», «Пальчики в лесу», «Повстречал ежонка ёж» и др., помогающие не только развитию речи, но и развитию мелкой моторики. О. С. Ушакова подчеркивает, что сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и проникать в их смысл, а так же малые фольклорные жанры, через специальные упражнения, помогают развитию артикуляционного аппарата детей 2-3 лет . Таким образом, звучность, ритмичность, напевность, занимательность малых форм фольклора привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию связной речи, обогащению словарного запаса с успешным переводом пассивного словаря в активный.

          Развитие речи детей 2-3 лет по ознакомлению с малыми фольклорными жанрами происходит благодаря методам и приёмам, применяемым в образовательной деятельности с детьми.

 Методы и приемы в работе с детьми по развитию речи :

1. Словесные методы: чтение и заучивание потешек, скороговорок, прибауток, стихов, рассказов.

 2. Наглядные методы: рассматривание игрушек, картин, иллюстраций к сказкам, потешкам, поговоркам, чистоговоркам, стихам; театрализованная деятельность.

 3. Практические методы: игры и игровые приемы, упражнения.

           Малые фольклорные жанры являются уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитания детей на начальном этапе их развития. В результате общения с малыми фольклорными жанрами ребенок впервые знакомится с традиционной народной поэзией, благодаря которой ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, нежность; обогащается духовный мир ребенка; развивает патриотизм и уважение к прошлому своего народа с изучением его традиций; происходит развитие связной речи ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние малых фольклорных жанров на развитие речи детей в раннем возрасте

Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание....

Влияние малых фольклорных жанров на развитие речи детей в раннем возрасте

Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы парода. Фольклорные произведения называют народными – они отражают художест...

Презентация "Роль малых фольклорных жанров в развитии речи дошкольников"

Презентация раскрывает роль малых фольклорных жанров в развитии речи дошкольников...

Статья в газету "Использование малых фольклорных жанров в развитии речи детей"

В развитии речи детей дошкольного возраста средства малого фальклора играют немаловажную роль. Так как применяя их при работе с детьми, мы можем повлиять на формирование связной речи ребенка, правильн...

Роль малых фольклорных жанров в развитии речи дошкольников

Фольклор – «народная мудрость» – народное творчество, чаще всего устное. Художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, ...