"Заговори, чтобы я тебя увидел"
консультация

Куненкова Инна Ивановна

Развиваем речь ребёнка дома

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagovori_chtoby_ya_tebya_uslyshal.docx71.25 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 1 «СИБИРЯЧОК»

Микрорайон Северный, 20/1, г. Бердск, Новосибирская область, 633011

Тел.: (383-41)2-70-34 e-mail: bsk_du01@mail.ru

Q:\Коллаж и эмблема новые\Эмблема новая\эмблема.jpg

Развиваем речь ребёнка дома

(КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ)

«Заговори, чтобы я тебя увидел»

Для выработки правильного произношения делайте с ребенком несложную артикуляционную гимнастику. Упражнения для тренировки подвижности и переключаемости определенных положений губ и языка помогают подготовить ребенка к правильному произношению звука, над которым будет проводиться непосредственная работа. Артикуляционную гимнастику рекомендуется делать в начале каждого занятия (желательно перед зеркалом). Каждое упражнение выполняется 6-8 раз по 10 секунд.

ВВОДНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

1. «Глоток воды». Научите ребенка глотать воду маленькими порциями. Это упражнение вызывает высокое поднятие «язычка». Можно предложить ребенку попить из маленького стаканчика или пузырька; или капать на язык из пипетки по нескольку капель воды.

2. «Бульканье». Набрать в рот теплой воды и несколько раз прополоскать горло маленькими порциями, стараясь одновременно воспроизвести «бульканье».

3. «Зевки». Широко открыть рот и зевнуть.

4. «Покашливание». Это упражнение вызывает сокращение мышцы задней стенки глотки. Производить произвольное покашливание 2-3 раза на одном выдохе.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ.

1. «Улыбка». Тянем губы мы к ушам, Улыбнемся малышам. Тянем губы прямо к ушкам, И сердиться нам не нужно. Губы в улыбке, зубы видны, все пальцы, кроме больших, рук сцеплены, локти отведены с усилием в стороны.

2. «Заборчик». Из зубов заборчик строй – Ровный, белый, не косой Губки широко открой, Чтоб заборчик видеть свой. Губы в улыбке, верхние зубы прикасаются к нижним; правая рука лежит на левой, так чтобы кончики пальцев касались локтя противоположной руки.

3. Лопатка». Язычок наш как лопатка - Очень ровный, очень гладкий. А такой лопаткой. И копать приятно. Широкий язык лежит на нижней губе, рот приоткрыт; левая рука согнута, ладонь сжата в кулак, правая - сверху ладонью вверх,

4. «Желобок». Я послушный язычок. Превращаю в желобок. Узкий, узкий желобок. По нему ручей течет. Язык лежит на нижней губе, кончик - узкий, а боковые края загнуты в желобок; ладони соединены - от кистей до кончиков мизинцев.

5. «Чашечка». Мы чаек горячий. Будем пить на даче. Чашечку мы держим Крепче, крепче, крепче. Язык удерживает «чашечку»; локоть левой руки на столе, ладонь сжата в кулак, правая - «лежит» на кулаке («чашечка»).

6. «Грибок». Вырос гриб большой в лесу, В садик гриб я принесу. Раз, два, три, четыре, пять - Гриб мне надо удержать. Язык «присасывается» к небу, рот широко открыт, чтобы растянулась уздечка языка; одна рука стоит на столе, ладонь сжата в кулак, вторая - «лежит» на кулаке («шляпка»).

7. «Горка». Горка длинная у нас! Мы прокатимся сейчас. Ты на горке удержись, Плавно, медленно катись. Язык выгибается к нижним зубам, нижняя челюсть опущена; ладонь одной руки сжата в кулак (на столе), кисть второй «лежит» на первой, а пальцами касается стола («горка»).

8. «Иголочка». Я иголку острую. Для шитья готовлю. Крепко я ее держу, Никого не уколю. Рот приоткрыт, кончик языка - узкий, губы не касаются языка; ладонь одной руки сжата в кулак (на столе), пальцы другой собраны, «в пучок» и «воткнуты» в другую руку.

ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОТДЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ АРТИКУЛЯЦИОННОГО И МОТОРНОГО ПРАКСИСА

1. «Вкусное варенье». Мы сегодня ели Вкусное варенье, А теперь по кругу Мы оближем губы. Язык по часовой стрелке облизывает сначала верхнюю, затем нижнюю губу; ладони движутся по столу сначала в правую сторону (вместе с языком), затем елевую.

2. «Качели». Эх, раз! Еще раз! Мы качаемся сейчас. Вверх, вниз мы летим, Тормозить мы не хотим. Язык, не касаясь губ кончиком, производит движения вверх, вниз; руки, ладонями вниз, не касаясь стола, производят те же движения.

3. «Гармошка». На гармошке мы играем, Рот пошире открываем. Челюсть вверх, челюсть вниз, Ты, смотри, не ошибись. Язык «присасывается» к, небу, нижняя челюсть то опускается, то поднимается, растягивая уздечку языка; руки сжаты в «замок», кисти то отводятся в стороны, разжимая «замок», то возвращаются в исходное положение.

4. «Лошадка». Скачем, скачем на лошадке. Очень цокать нам приятно. Ритм копыта отбивают, Язычок им помогает. Языком «присосаться» к небу и щелкать им под хлопки ладоней.

5. «Непослушный язычок» Провинился язычок, Ничего сказать не смог. Мы его похлопаем, Губками пошлепаем. Широкий язык «лежит» на нижней губе, а верхняя губа ударяет по нему (пя-пя-пя); ладони рук ударяют по столу.

6. «Барабан». В барабан мы бьем Нашим язычком. Громкий, громкий звук, Слышен звонкий стук. Язык ударяет по верхней стороне (д-д-д); пальцы одной руки соединяются с пальцами другой на каждый удар языка.

7. «Чищу зубы». Чищу зубы чисто, чисто. И снаружи, и внутри; Я хочу, чтобы всегда были белые они. Языкам проводим сначала по внешней поверхности зубов, а затем по внутренней; ладонью правой руки проводим сначала по внешней, затем по внутренней поверхности левой руки.

8. «Часики». Мой веселый язычок Словно маятник часов: Вправо - влево, вправо - влево Он всегда ходить готов. Узкий язычок отклоняется то вправо, то влево, касаясь уголков рта; руки ладонями вниз, не касаясь стола, «качаются» вправо - влево.

СТАТИКО-ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО ПРАКСИСА

Основаны на синхронных и асинхронных движениях рук и органов артикуляции

1. «Улыбка-трубочка». Тянем губы мы к ушам, Улыбнемся малышам. А теперь сужаем губы, словно дуем, дуем в трубы. Губы, то в улыбке, то трубочкой; улыбка - все пальцы рук, кроме больших, сцеплены, локти с усилием отведены в стороны; «трубочка» - кисти рук соединяются, образуя из ладоней «круг».

2.«Заборчик -улыбка-трубочка». Из зубов заборчик строй, Губы широко открой. А теперь смыкаем зубы. И в улыбке тянем губы. Будем в трубы дуть стараться. Губы в улыбке, верхний ряд зубов прикасается к нижним; затем зубы смыкаются - «улыбка-трубочка». «Заборчик» - правая рука лежит на левой.

3. «Часики - качели». Вправо, влево язычок, словно маятник часов. Вверх - вниз, вверх - вниз, На качелях удержись! Узкий язычок отклоняется то вправо, то влево, затем вверх, вниз; руки ладонями вниз, не касаясь стола, также раскачиваются вправо, влево, затем вверх, вниз.

4. «Чашечка». Крепче «чашечку» держи! Язычок не урони! А руками помоги, чай все время подноси. Языком выполнять движение «чашечка»; ладони в форме «чашечек» попеременно подносятся ко рту.

5. «Иголочка» • Я иголкой острой шью, никого не уколю. Я иголочку втыкаю, ей руками помогаю. Языком выполнять движение «иголочка»; левая рука лежит на столе, а пальцы правой сжаты в «пучок» и имитируют движение иголкой.

6. «Горка» Язычок мы горочкой строим потихонечку. Ну, а руку не держи, весело ее кати. Языком выполнять движение «горка»; Правая рука в форме «горки» упирается в стол, а левая, сжатая в кулак, имитирует катание с горки.

7. «Грибок» Язычком грибок держу, Ни за что не положу! А руками соберу Грибочков много я в лесу. Языком выполнять движения «грибок»; руки попеременно строят «грибок» на столе.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Дыхательные упражнения подготовят артикуляционный аппарат к усвоению звуков, которые малыш плохо произносит. Занятия должны быть короткими, продолжительностью не более 5минут.

1. Произнести плавно на одном выдохе несколько звуков: ааааааа…… ооооооо…… ууууууу……

2. «Погреем руки». Взрослый предлагает ребенку погреть руки свои и мамины. Рот при выполнении упражнения должен быть широко раскрыт.

3. Ветряная мельница (вертушка). Ребенок дует на лопасти игрушки.

4. «Снегопад». Сделайте из ваты снежинки (рыхлые комочки). Предложите ребенку устроить снегопад дома. Положите «снежинку» на ладошку ребенку и предложите 6 подуть на нее.

5. «Бабочка». Вырежьте из бумаги бабочку. Прикрепите к бумажной бабочке нитку. Удерживая бабочку на уровне лица ребенка, предложите подуть на нее.

6. «Задуй свечу». Взрослый предлагает ребенку так подуть на свечу, чтобы она погасла.

7. «Перышко». Ребенок сдувает с ладони взрослого (своей ладони) перышко.

8. «Занавесочка». Ребенок дует на бахрому из новогоднего дождя, наклеенную на картон. Под бахромой наклеено изображение игрушки.

9. «Лопнула шина». Ребенок разводит руки перед собой. На выдохе произносит медленно звук Ш-Ш-Ш-Ш. Руки при этом медленно сближаются.

10. «Накачаем шину». Ребенка просят медленно наклоняться вперед, произносить звук С-С-С на выдохе. При выпрямлении вдох производится непроизвольно.

11. «Ворона». Ребенка просят поднять руки через стороны вверх. Медленно опуская руки и приседая, ребенок произносит протяжно «к-а-а-а-р».

12. Во время прогулки летом предложите ребенку подуть на белую шапочку одуванчика, осенью сдуть с ладони сухие листья деревьев, зимой сдуть снежинки с рукавицы.

13. Во время купания можно ребенку предложить игру с плавающими игрушками – подуть на кораблик, уточку и т.д.

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

1. Начинать слуховые тренировки нужно с развития способности различать и узнавать звуки, не относящиеся к речи. Можно предложить ребенку послушать звуки за окном: что шумит? (деревья) что гудит? (машина) кто кричит? (мальчик) и т.д. Помогите малышу определить источник звука.

2. Игра «Громкие подсказки». Взрослый прячет игрушку, которую ребенок должен найти, ориентируясь на силу ударов в барабан (бубен, хлопки в ладоши и т.д.). Если малыш подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, - удары громкие, если он удаляется - тихие. Поменяйтесь ролями, чтобы и малыш попробовал создавать звуки, ориентироваться в громкости и мощности звучания.

3. Игра «Где позвонили?» учит определять направление звука.

4. Игра «Узнай, что звенит (гремит)?». На столе несколько предметов (или звучащих игрушек). Предлагаем малышу внимательно послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем закрываем предметы ширмой и просим отгадать, какой из них сейчас звенит или гремит. Эту игру можно варьировать: увеличивать количество предметов, менять их. Можно узнавать по звукам и предметы обихода: шуршание газеты, переливание воды, двигающийся стул и т.д.

5. Игра «Узнай, кто позвал». Эту игру хорошо проводить, когда вся семья дома. Ребенок стоит спиной к вам, кто-то из родных или гостей называет его имя. Малыш узнает человека по голосу и подходит к нему.

6. Игра «Близко – далеко». Взрослый издает различные звуки. Ребенок учится различать, где гудит пароход (у-у-у) - далеко (тихо) или близко (громко). Какая дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом).

7. Сказка «Три медведя». Меняя высоту голоса, попросить малыша отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Если ребенок затрудняется назвать персонаж по имени, пусть покажет изображение на картинке. Когда малыш научится различать реплики по высоте звучания, попросите его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

8. Игра «Узнай по голосу». Перед ребенком картинки с изображением домашних животных и их детенышей - коровы и теленка, овцы и ягненка и т.п. Каждое звукоподражание взрослый произносит то низким голосом (корова), то высоким (теленок). Малыш, ориентируясь на качество и высоту звука одновременно, находит соответствующую картинку (например, изображение коровы или теленка).

9. Игра «Правильно-неправильно». Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши. Вагон - вакон - фагон - вагон - факон - вагом" и т.д. Вначале давайте слова, легкие по звуковому составу, затем - более сложные.

10. Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию: рак, лак, мак, бак сок, сук дом, ком, лом, сом коза, коса лужи, лыжи мишка, мышка, миска и т.д. Взрослый называет 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.

11. Игра «Доскажи словечко». Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме: На ветке не птичка - Ты не бойся – это гусь, Зверек-невеличка, Я сама его….(боюсь). Мех теплый, как грелка. Зовут его... (белка). Грязнулю всегда В дом войти боится вол Выручает... (вода). – Подо мной прогнется…(пол).

12. Игра «Назови ошибку». Взрослый произносит ряд слогов, меняя последний, а малыш говорит, что лишнее (па-па-па-ба). Можно усложнять игру, вводя ошибочные слоги в середину или начало, изменяя гласные буквы (ба-ба-бо-ба, га-ка-ка-ка).

13. Игра «Одинаковые или разные». Ребенку на ушко говорится слог, который он повторяет вслух, после чего взрослый либо повторяет то же, либо произносит противоположный. Задача малыша угадать, одинаковые или разные слоги были произнесены. Слоги надо подбирать те, которые малыш уже способен повторить правильно. Этот метод помогает развить способность различать звуки, произнесенные шепотом, что прекрасно тренирует слуховой анализатор.

14. Чистоговорки. Взрослый начинает, а малыш договаривает последний слог. Ба-бо-ба - у дороги два стол... (ба). За-зу-за - уходи домой, ко... (за). Ти-ди-ти - на Луну ле... (ти). Де-де-те - сядем в темно... (те). Лю-лу-лю - лук зеленый я по... (лю). Фе-ве-фе - посижу я на со... (фе).

15. Игра «Угадай-ка». У малыша картинки с изображением волка, младенца, птички. Взрослый объясняет: "Волк воет: у-у-у", "Младенец плачет: а-а-а", "Птичка поет: и-ии". Просим малыша поднять картинку, соответствующую произносимому взрослым 8 звуку.

16. Игра «Сколько звуков?». На этом этапе дети способны определять количество гласных звуков при слитном произнесении (один, два или три гласных звука: а, ау, оуи, аэа). Ребенок должен отложить на столе столько палочек, сколько звуков услышал.

17. Игра «Разложи картинки». Можно разложить картинки в два столбика, в первый - картинки, названия которых оканчиваются на звук т, а в другой - на звук к. 18. Показываем ребенку картинку и произносим ее название, опустив последний звук (ко..., пау..., ма...). Малыш называет слово, а затем произносит звук, который был пропущен. Игры и упражнения для развития речевого слуха у ребенка - своеобразный фундамент для хорошей дикции. Стройте этот фундамент вместе со своим малышом, учитесь слушать и слышать - тогда и говорить станет легко и просто.

Игры и упражнения для развития речевого слуха у ребенка - своеобразный фундамент для хорошей дикции. Стройте этот фундамент вместе со своим малышом, учитесь слушать и слышать - тогда и говорить станет легко и просто.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самопрезентация "ЗАГОВОРИ, чтобы я тебя увидела"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3913759","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","style":"width: 133px; height: 100px; ","width":"480"}}]]Педагогическое кредо:Мо...

Конспект занятия «Познакомимся с правилами, которые учат жить так, чтобы все тебя любили»

Это занятие направлено на усвоение ребенком правил поведения во взаимодействии с взрослыми и сверстниками: стараться быть доброжелательным к людям, быть всегда веселым, не унывать, не капризничать по ...

Чтоб ребенок быстрей заговорил…

В родительский уголок....

Рекомендации для родителей : КАК  ПРАВИЛЬНО РАЗГОВАРИВАТЬ  С РЕБЁНКОМ,  ЧТОБЫ ОН ТЕБЯ УСЛЫШАЛ

Тарасова Елена Николаевна - воспитатель МБДОУ № 146, г. Кемерово КАК  ПРАВИЛЬНО РАЗГОВАРИВАТЬ  С РЕБЁНКОМ, ЧТОБЫ ОН ТЕБЯ УСЛЫШАЛ              ...

КАК ПРАВИЛЬНО РАЗГОВАРИВАТЬ С РЕБЁНКОМ, ЧТОБЫ ОН ТЕБЯ УСЛЫШАЛ

Каждый родитель хочет, чтобы егоребенок рос здоровым, чтобы у него всё вжизни получилось. Но родители частожалуются на то, что дети делают всепо-своему и часто игнорируют просьбыродителей. Дети часто ...

НОД по ознакомлению с профессиями «Кто огромный труд вложил, чтоб костюм тебе служил?»

НОД по ознакомлению с профессиями «Кто огромный труд вложил, чтоб костюм тебе служил?»...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ДЕЛАЙ ТАК, КАК ХОЧЕШЬ, ЧТОБ СДЕЛАЛИ ТЕБЕ. ЩЕДРОСТЬ»

Цель: Формировать у детей представление о добре, доброте, о хороших, добрых поступках; познакомить с главным законом взаимоотношений «Все возвращается тебе». Формировать умение правил...