Как научить ребенка с ДЦП самостоятельно кушать
консультация

Григурко Ирина Анатольевна

Как научить ребенка с ДЦП самостоятельно кушать

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_nauchit_rebenka_s_dtsp_samostoyatelno_kushat.docx131.36 КБ

Предварительный просмотр:

Как научить ребенка с ДЦП самостоятельно кушать (Хелен А. Мюллер)

Развитие навыков, связанных с приемом пищи.

Самостоятельный прием пищи

      Ребенок с церебральным параличом.

      При атетоидной и тяжелой тетрапаретической формах церебрального паралича ребенок часто не может просто поднести руки к лицу, а тем более взять что-либо и положить в рот.    

      Проявления этих двух форм церебрального паралича резко различаются.  

      У детей с атетоидной формой руки отведены от тела, они плохо контролируют положение головы и с трудом фиксируют взгляд, их хватательные движения слабы и неэффективны. При спастическом тетрапарезе поражено все тело, обе руки прижаты к бокам или к груди, большие пальцы приведены к ладоням, и раскрыть ладонь крайне трудно.

       При спастической диплегии нарушения движений рук, пальцев и головы выражены в меньшей степени, и уже пятимесячный малыш вполне способен засовывать в рот все что угодно, когда играет, лежа на спине или на животе. Сидя ему труднее это делать, потому что он не может удерживать равновесие, и ему приходится опираться на руки. Если он протянет руку ко рту или слегка запрокинет голову, то может упасть на спину.

       При гемиплегии развитие тоже идет обычным путем, и навыки самостоятельного приема пищи развиваются без особых трудностей. Одна важная деталь: при этой форме церебрального паралича ребенок действует только «здоровой» рукой и смотрит только на нее. Нет смысла принуждать такого ребенка пользоваться спастичной рукой до тех пор, пока он не овладеет «здоровой» – научится свободно двигать ею и хорошо захватывать предметы. Тем не менее ребенка надо учить пользоваться спастичной рукой, то есть держать в ней ложку или вилку, надавливая на черенок указательным пальцем. Сначала надо освоить именно это изолированное движение: указательный палец выпрямлен и надавливает вниз, а остальные пальцы согнуты. Затем применить его на практике – накалывая вилкой пищу. Когда ваш малыш учится есть самостоятельно, не надейтесь, что у него все сразу получится, приготовьтесь к тому, что на столе он устроит настоящую помойку. Синтетическая накидка-передник с длинными рукавами и глубоким карманом на пуговице, застегивающаяся на спине, будет для вас «насущной необходимостью».

       Не торопите малыша и не скупитесь на похвалы и поощрения, иначе он потеряет интерес к этому занятию и с радостью позволит кормить себя.

      До того как ребенок научится хорошо сохранять равновесие в положении сидя, ему нужно помогать контролировать позу, усаживая в стульчик, чтобы он мог свободно действовать руками.

         

Важно правильно подобрать хороший детский стульчик и при необходимости пристегивать малыша паховыми ремнями или одним ремнем поперек туловища.

     При атетоидной или атаксической формах церебрального паралича иногда приходится фиксировать и ножки ребенка, но только поначалу и ненадолго.

     Приучать ребенка к самостоятельности в еде надо с младенчества.

     Кладите его руки на бутылку во время еды (см. рис. 18.1, а, б).

     Пусть он тянет руки в рот, пробует все во время игры, но ни в коем случае не поощряйте его сосать большой палец.

   

     Когда малыш подрастет и вы будете кормить его с ложки и поить из чашки, время от времени распрямляйте его ладошки и кладите их на свои руки или вкладывайте в них чашку. Как только малыш выкажет желание есть самостоятельно, внимательно оцените его возможности – вы будете знать, когда и в чем ему понадобится ваша помощь. Не беспокойте ребенка понапрасну, старайтесь вмешиваться как можно реже, но как можно эффективнее.

Рассмотрите рисунки 18.10–18.16   ,

 

Рис.18.10                        рис.18.12                      рис.18.13

     

          рис.18.14                           рис.18.15

Рис 18.11                           рис.18.16

может быть, они подскажут вам решение какой-либо из ваших проблем.

     Со временем, когда малыш лучше научится есть, постепенно и осторожно прекращайте ему помогать, предоставляйте ему больше независимости.

     Рис. 18.10. а – неправильно.

     Если ребенок держит ложку таким образом, то пищу он будет всасывать, а не снимать губами; б – правильно. Большой палец охватывает черенок ложки снизу.

     Рис. 18.11. а – неправильно. Ребенок ест самостоятельно, за ним не следят, его тело выгнуто, движения асимметричны; б – правильно. Ребенок ест самостоятельно за столом, его поддерживают за плечи, руку, которой он держит ложку, помогают повернуть наружу; в – поворот кисти наружу: кисть поворачивают легким движением за основание большого пальца.

     Рис. 18.12. Правильно. Ребенок ест самостоятельно, его лишь немного придерживают за плечи. Свободная рука ребенка лежит перед ним на столе, охватывая тарелку или миску, это позволяет избежать повышения тонуса разгибателей.

     Рис. 18.13. Ребенок ест самостоятельно, угол стола отделяет его от мамы. Чтобы голова ребенка находилась в правильном положении, мама ладонью надавливает ему на грудь.

     Рис. 18.14. Справится с асимметричным характером движений у ребенка, который ест сам, можно, положив – на столе или под ним – его свободную руку поперек живота и повернув ее наружу.

     Рис. 18.15. Ребенок ест сам, но с трудом контролирует положение тела и головы. Хорошее решение: посадить ребенка на скамейку верхом. Если при этом он согнется, надо подставить дополнительную опору для поясницы.

     Рис. 18.16. Опора для поясницы: к скамейке прикреплен блок. Как можно реже пользуйтесь приспособлениями для кормления младенцев. Хотя некоторые из них иногда в чем-то полезны. Например, если ребенку трудно зачерпывать еду ложкой, лучше класть ее в глубокую миску, а не на плоскую тарелку. Под миску можно подстелить салфетку, препятствующую скольжению.

     Дети с церебральным параличом часто едят очень медленно, и, чтобы пища не остывала, можно пользоваться тарелкой с подогревом (глубокая тарелка, под которую ставится емкость с горячей водой). Не забывайте о такой важной, но часто трудной для ребенка задаче, которую мы все время решаем, когда самостоятельно едим: надо брать свою ложку, вилку, нож, чашку или стакан. Справиться с ней будет легче, если вы поставите столовый прибор на большую салфетку, препятствующую скольжению.

     Когда малыш научится различать правую и левую сторону, верх и низ, подкрепите его знания, научив его правильно раскладывать столовые приборы – нож, вилку и ложку. Пусть он накрывает на стол, ставит стаканы, сначала для себя, а позже и для всей семьи. Сейчас появились ложки, вилки и ножи разных размеров с пластиковыми ручками, и их черенки можно сгибать так, как удобно вашему ребенку (см. рис. 18.6, в, г)

       

     На ручки столовых приборов можно надевать специальные резиновые чехлы (из шершавой пенистой резины Rubazote). Как только малыш научится хорошо пользоваться специально приспособленной для него ложкой, не забудьте заменить ее на обычную, лучше всего – на десертную.

     Иногда ребенок подносит ложку ко рту не прямо, а сбоку из-за того, что самостоятельно не может развернуть (супинировать) кисть. Помогите ему – положите свою руку на кисть малыша, а свой большой палец на основание его большого пальца и легонько поверните его кисть наружу (см. рис. 18.11,б, в). Если и с вашей помощью у ребенка не получается есть, слегка надавите на язык ложкой. Когда ребенок ест сам, не говорите ему, что и как надо делать, помогайте ему рукой, но не поправляйте его постоянно.    

     Например, открытый рот и высунутый язык – это часть образца движения разгибания (еще раз обратите внимание на рис. 18.7,а, б);

 

отклонение нижней челюсти и языка в сторону – составляющая общей асимметрии движений; неспособность контролировать положение головы указывает на нестабильное положение таза и туловища (здесь стабильность необходима, чтобы нижняя челюсть, губы и язык могли работать координированно).

      Если у малыша есть дополнительные проблемы с мягким нёбом, ни в коем случае нельзя давать ему мягкую и вязкую пищу (бананы и т. п.).

       Развитие навыков приема пищи в раннем возрасте очень тесно связано с развитием речи в будущем; образцы движений, которые ребенок использует, чтобы есть и произносить звуки, очень похожи. Если вы позволите закрепиться и сохраниться неправильным образцам движений, выполняемых при приеме пищи, то малыш не сможет хорошо гулить и позже хорошо артикулировать.

      Чтобы он научился есть правильно с самого начала, постоянно консультируйтесь с логопедом. Тренировка мышц рта, языка и губ поможет ему в будущем начать говорить.

       

Прием пищи, каким бы трудным он ни был, должен приносить и ребенку, и родителям удовольствие. Будьте спокойны. Если вы нервничаете, то и малыш встревожится, и его усилия окажутся тщетными. Приучайте ребенка мыть руки перед едой и после нее, вытирать рот и руки салфеткой. Помните, что это очень важная сторона самообслуживания.

Источник: https://aupam.ru/pages/biblioteka/rebenok_s_cerebralnym_paralichom_pomosh_uhod_razvitie/page_18.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

5 советов, как научить ребенка кушать самостоятельно

Рекомендации для родитетей, как найти подход к ребенку, чтобы научить правильно кушать....

Как научить ребенка держать ложку самостоятельно.

Научить ребенка самостоятельно кушать не так уж сложно. Для этого нужно набраться терпения и соблюдать несколько правил....

«Как научить ребенка трех лет самостоятельно одеваться»

В предложенном материале для  родителей дана информация о том, что процесс одевания – важный навык, который необходимо формировать с детства, что он тесно связан с развитием мелкой моторики...

Консультация для родителей «Как научить ребенка-аутиста есть самостоятельно»

Характерные для аутизма особенности поведения часто препятствуют овладению навыками в естественных повседневных ситуациях. Избирательность в еде, интенсивные двигательные стереотипии, расторможенность...

Как научить ребенка – аутиста есть самостоятельно?

Для родителей особенных детей одна из самых главных задач является сформировать навыки самообслуживания и развить элементарные бытовые навыки. Данные умения важны как для общего развития, так и для со...

Как научить ребенка – аутиста есть самостоятельно?

Для родителей особенных детей одна из самых главных задач является сформировать навыки самообслуживания и развить элементарные бытовые навыки. Данные умения важны как для общего развития, так и для со...