Детская агрессия - стратегия приручения! Советы психолога
консультация (старшая группа)

Салтымакова Анастасия Николаевна

Чтобы начать управлять процессом, нужно его понять.


 

Агрессия - это действие, направленное на причинение ущерба другому человеку, группе людей, животным. Агрессивное поведение формируется в процессе воспитания и, закрепляется, если ребенок не видит другие способы, чтобы достичь желаемого.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskaya_agressiya.docx10.31 КБ

Предварительный просмотр:

Детская агрессия - стратегия приручения!

 Детская агрессия. Что с ней делать? Как помочь ребенку?


Чтобы начать управлять процессом, нужно его понять.


Агрессия - это действие, направленное на причинение ущерба другому человеку, группе людей, животным. Агрессивное поведение формируется в процессе воспитания и, закрепляется, если ребенок не видит другие способы, чтобы достичь желаемого.


А как Вы проявляете свою злость, гнев? Как реагируете проявление злости, гнева?

Если всплывает ответ: "никак не проявляю", или "сдерживаюсь", или "не люблю конфликты". То скорее всего есть стремление подавлять, избегать агрессию и опасаться ее последствий. И эта модель передается ребенку.


Подавляя негативные эмоции ребенка, родители не дают возможность ему прочувствовать, и понять, как можно ими управлять. Поэтому любая вспышка гнева, злости вырывается из ребенка в виде агрессии, разрушая все вокруг.


А ведь есть способы приемлемого проявления этих эмоций.

 Это как открывать бутылку со взболтанной газировкой. Можно открыть сразу и облиться, а можно открывать аккуратно, выпуская газ.

Причины проявления агрессии.


1. У ребенка есть основные потребности, которые важны для него. Потребность во внимании, в безопасности, в ощущении «мое-чужое» (границы личности), в принятии. Один из способов избежать лишней агрессии, удовлетворять их.


2. Если ребенка наказывают за любое проявление агрессии. Он научается скрывать это, но это не гарантирует, что она не проявится в другой ситуации. Он начинает драться со сверстниками. Или капризничает в самый неподходящий момент (в магазине, в гостях, в транспорте).


3. Ребенок, родители которого ведут себя уступчиво и неуверенно, не чувствует себя в безопасности и свой страх пытается преодолеть через агрессию. Направляет ее на родителей или на окружение.


Так что, где-то ослабляем, а где-то укрепляем требования, и агрессия станет меньше.


4. Чаще всего агрессия, прикрывает очень сильный страх. Можно ребенку помочь понять и преодолеть страхи, и агрессия пройдет сама. Помните об этом, и жалейте своего злюку.


5. Причиной может быть отсутствие умения добиваться желаемого без агрессии. Один из выходов – это показать (не рассказать, не прочитать лекцию), как можно по-другому.


Но если ситуация проявляется повсеместно, и ребенок всегда реагирует агрессивно, то нужна помощь по 4 направлениям:


I .Обучение способам выражения агрессии в приемлемой форме.

Начинаем с себя. Ваш настрой и поведение, ориентир для ребенка.

1. Посмотрите вашу модель контроля поведения:

- Исключайте приказы, чтение нотаций, угрозы плохого будущего (не будешь делать вырастешь…).

- Используйте позитивные способы: просьба, мягкое физическое манипулирование (отвести от опасного места, а не кричать «уйди оттуда»),

 - Разговор глаза в глаза, спокойно и твердо. Не отвечать агрессией, на агрессию.

- Использовать поощрение за успех в виде оценки стараний и приложенных усилий – «Ты хорошо постарался». За плохое поведение - исправление сделанного.

2. Делитесь своим опытом и воспоминаниями детства, в том числе как Вы злились и, каково Вам было. Так ребенок будет чувствовать, что он не один.

3. Старайтесь не прикасаться к ребенку, когда злитесь и раздражены. Отложите в этот момент дела с ребенком.

4. Говорите детям о своих чувствах, желаниях и потребностях. «Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате». Так Вы учите ребенка открыто выражать свои эмоции напрямую. А не скрывать их или переносить на кого-то другого.

5. В минуту, когда Вы расстроены, сделайте что-то приятное для себя. Учите этому ребенка. Это поможет ему в будущем находить возможность заботиться о себе, и не накапливать негатив.

6. Старайтесь предвидеть и предотвращать ситуации, которые могут вызвать Ваш гнев. Учите этому ребенка, проговаривая. «Представь, если это случиться, что ты будешь чувствовать. А как этого можно избежать, давай рассмотрим варианты».

7. К важным событиям готовьтесь заранее. Изучайте возможности вашего ребенка. Проиграйте на игрушках возможные варианты мирного решения. С подростком можно рисовать комиксы на эти темы, или просто проговаривать.

 


II. Обучение приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.


Деткам с агрессивным поведением важно выработать умение останавливаться. А для этого важен контроль тела. Хорошо подходя игры, где нужно замереть или, где важно выдерживать баланс.


 У деток с агрессивным поведением часто зажаты мышцы лица и кистей рук. Поэтому почаще гримасничайте с Вашими детками - изображая злость, радость, улыбку, смех и т.п. Делайте зарядку для рук (потряхивание кистей, «фонарики», сжать и разжать кулаки и т.п.)


III. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.

С ребенком 5-7 лет проигрывайте ситуацию на игрушках. С подростками обсуждайте ситуации, где ребенок проявляет агрессию. Сначала обсудите, почему возникла ситуация, что хотели получить участники. После предложите ребенку найти другие варианты решения, а потом говорите о своей версии. Пусть ребенок сам выберет, какой вариант лучше, и проиграет с игрушками. Подросток может проиграть с Вами или нарисовать комикс, если захочет. Главное, что ребенок увидит, что есть другие варианты.

IV. Формирование таких качеств как эмпатия (понимание чувств других), доверия к людям.

Читая книги или смотря фильмы, задавайте ребенку вопросы: Как думаешь ,почему он так поступил? Что ты чувствуешь, когда она так делает? Что она чувствует? Этот персонаж добрый или злой? и т.п. Обращайтесь сначала к мыслям, а потом к чувствам ребенка.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы психолога. Детская агрессия

Критерии агрессивности детей  дошкольного возраста. Правила работы с агрессивными детьми....

Степени адаптации ребенка к детскому саду и важнейшие советы психолога по её улучшению.

В статье описываются три основные степени адаптации ребенка к детскому саду: легкая, средней тяжести и тяжелая. Также рассказывается о важнейших советах психолога о том ,как провести адаптацию правиль...

Детская агрессия: причины и советы родителям

В своих родительских мечтах мы часто рисуем наших детей самыми послушными и успешными, достойными только похвалы. Когда реальная картина предстает совсем иной, далеко не всегда мы видим истинную...

Агрессия у детей: причины и советы психолога.

Детская агрессия Многие родители теряются, не зная, как себя вести, если ребенок вдруг становиться агрессивным, сомневаются, насколько нормальными являются подобные проявления. Почему возникает д...

Психолог советует Детская агрессия

Агрессия заложена в каждом - это естественное человеческое явление. Она возникает тогда, когда есть какая-либо потребность и вы хотите ее удовлетворить. У детей желания и способы их удовлетворения дос...

Стратегия поведения педагога-психолога в конфликтных ситуациях в детском саду

Из опыта работы педагога-психолога по разрешению конфликтных ситуаций в ДОУ...

Консультация психолога "Как справиться с детской агрессией"

Что такое  агрессия, причины. Как вести себя родителям и  как помочь ребенку стать менее агрессивным....