Ваш ребёнок особый
методическая разработка

Ваш ребёнок особый, доверенный Вам Жизнью!

Чувства родителей, появившегося на свет особого ребёнка, более чем эмоционально выражены в стихотворении Эмили Перл Кингсли.

Быть родителями вообще – непростая задача, а быть родителями особого ребёнка – это всё равно, что отправится в незапланированное путешествие в неизвестность и с полной неподготовленностью.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vash_rebyonok_osobyy.docx26.19 КБ

Предварительный просмотр:

Ваш ребёнок особый

Когда в семье рождается ребёнок с нарушением развития, радость от появления на свет долгожданного малыша, смешивается с горем. «Почему это случилось именно в нашей семье?» «В чём мы провинились?» «Кто виноват в случившемся?» - вот лишь немногие вопросы, которые еще долгое время не оставят родителей ребёнка и других близких ему людей.

Чувствительность новорождённого к среде очень велика, и поэтому, находясь в стрессовом состоянии, родители невольно погружают в него и ребёнка. Поэтому первое, что необходимо сделать родителям – взять себя в руки.

А далее научитесь принимать ребёнка таким, каков он есть. Не испытывайте к нему чувства жалости и не выделяйте на фоне других детей. Этим Вы существенно облегчите его социализацию в будущем. Помните, что он – такой же ребёнок как все, обладающий своим внутренним миром, своими талантами и потребностями.

Ваш ребёнок особый, доверенный Вам Жизнью!

Чувства родителей, появившегося на свет особого ребёнка, более чем эмоционально выражены в стихотворении Эмили Перл Кингсли.

Быть родителями вообще – непростая задача, а быть родителями особого ребёнка – это всё равно, что отправится в незапланированное путешествие в неизвестность и с полной неподготовленностью.

Перед родителями стоит сложнейшая задача – взять за руку маленького человека, только начинающего по-особому познавать мир, и вести его к взрослой жизни, обучая всему, что необходимо для его успешного будущего.

Для того чтобы стать хорошими родителями для своего малыша, надо многому учиться и в этом вам поможет позитивная дисциплина, именуемая «позитивное родительство».

Родительство рассматривается как процесс содействия прогрессивному развитию ребёнка и достижению им автономии в доброжелательной, безопасной и психологически комфортной среде, создаваемой поведением родителя.

Под позитивным родительством понимается такое поведение родителей, когда уважаются высшие интересы детей и их права, как они изложены в Конвенции ООН о правах ребёнка. При этом в данной Конвенции учитываются также потребности и возможности родителей. Позитивный родитель заботится, обучает, направляет и признает ребёнка как полноправную личность. Позитивное родительство не означает воспитание на принципах вседозволенности: оно устанавливает такие границы, которые нужны детям для того, чтобы помочь им в полной мере развить свой потенциал.

Позитивное родительство уважает права ребёнка и воспитывает их в окружении, где нет места насилию.

Концепция позитивного родительства основывается на следующих основных принципах. Родители должны обеспечить своим детям:  

- заботу – то есть ответ на потребность ребёнка в любви, теплоте и безопасности;  

- структуру и руководство – то есть обеспечение чувства безопасности и определение рамок поведения ребёнка;  

- признание – то есть умение слушать детей и ценить их как полноправную личность;  

- развитие способностей – укрепление осознания ребёнком своих возможностей и личного контроля;  

- воспитание без применения насилия – исключение всех телесных или психологически унизительных наказаний. Телесные наказания являются нарушением прав детей на уважение их физической неприкосновенности и человеческого достоинства.

Дети добиваются наилучших успехов, когда их родители:  

- проявляют теплоту и оказывают поддержку;  

- проводят с ними много времени;

- стремятся понять их жизненный опыт и поведение;

- разъясняют те правила поведения, которое от них ожидается,

- хвалят за хорошее поведение;

- реагируют на неправильное поведение объяснениями и, если необходимо наказанием без применения насилия, например, ограничивая время на развлечения, привлекая к ремонту поврежденных вещей, уменьшая карманные деньги и т.д., а не суровым наказанием

Источники: Правовые инструменты Совета Европы, связанные с семейной политикой и правами детей Электронные ресурсы Интернет

Принципы позитивного родительства

«Принципы позитивного воспитания» или «позитивного родительства» в последние годы набирают популярность в странах с самой разной культурой: от Северной Канады до Австралийского континента. Известный американский психолог Джон Грей доступно изложил эти в принципы в своей книге «Дети с небес».

Судите сами, насколько эти принципы важны и актуальны для нас сегодня:

Ты можешь быть другим

Каждый человек, каждый ребёнок уникален. Он может быть похож только на самого себя. И он не обязан быть похожим ни на кого и ни в чём: ни в том, как создавать семью, как зарабатывать деньги, какую выбрать веру. Очень часто мы пытаемся подстроить жизнь своего ребёнка под существующие в нашем сознании стандарты «воспитанных, хороших детей». Как много энергии мы тратим на это, и как сильно огорчаемся, когда видим, что наш ребёнок «не такой», и при этом теряем радость от соприкосновения с миром детства и связь со своим истинным уникальным ребёнком! Мы можем стать кем-то, но только после того, как нас примут такими, как есть.

Ты можешь ошибаться

Мы совершаем ошибки и в зрелом возрасте. Но как мы строги к нашим детям, для которых ошибки – это один из главных способов познавать мир! До 9 лет у ребёнка отсутствует механизм, позволяющий ему терпеть наказание и критику. В этом возрасте для ребёнка понятие «я сделал плохо» равноценно пониманию «я - плохой». И с точки зрения детской психики, чувство вины для ребёнка можно назвать несовместимым с жизнью. Что позволяет отдельным личностям и целым нациям быть в развитии впереди всех? Вспомните секреты воспитания в еврейской семье и среди японцев…

Ты можешь проявлять негативные эмоции

Депрессия, страхи, болезни – частые «гости» в нашей взрослой жизни. Они приходят к нам из нашего детства. Вам говорили, что плакать, сердиться, кричать, грустить, завидовать – плохо, нельзя? И сегодня мы продолжаем убеждать в этом своих детей. Но гораздо больше нашим детям поможет такое послание: «Ты можешь испытывать негативные эмоции. Главное, не заставлять при этом страдать других».

Ты можешь хотеть большего

Душа человека всегда не удовлетворена, она всегда хочет больше. Ребёнок вправе просить большего, даже если у вас сейчас нет возможности или желания этого дать. Позволяя ребенку просить, мы помогаем ему определять свои пределы на данный момент, развить способности достигать желаемого, а также ставить перед собой цели и учиться их достигать.

Ты можешь сказать «нет»

Ребёнок – личность. У личности есть неотъемлемые права. Одно из них – право быть не согласным. Последнее слово остается за родителем, но ребёнок всегда имеет право сказать «нет».

Наши родители и родители наших родителей воспитывались и воспитывали нас иначе, и все мы это знаем по себе. Но уже сегодня, мы с вами можем стать теми, кто направляет жизнь своих детей и последующих поколений по новому пути. И как это ПОЗИТИВНО!

Все дети становятся взрослыми

Позитивная дисциплина – это особый подход к воспитанию ребёнка. Это образ мышления. Позитивная дисциплина основана на четырёх принципах эффективного воспитания:  

- определение долгосрочных целей;

- построение тёплых отношений и создание системы отношений;

- понимание образа мыслей и чувств ребёнка;

-решение проблем.

Для достижения долгосрочных целей обычно требуется много лет, но именно в них заключается смысл воспитания.

Долгосрочные цели – это то, чего родители хотят достичь к тому времени, когда их дети станут взрослыми.

Ключевым моментом позитивной дисциплины является способность видеть в краткосрочных целях возможность приблизиться к долгосрочным целям.

Родители особых детей больше всего на свете желают, чтоб у их детей была нормальная жизнь. Что это значит и насколько это возможно в нашем обществе?

Ценность всех людей является одинаковой. Основополагающий с этической точки зрения принцип человеческой ценности не зависит от того, какие у человека имеются заслуги или ограничения. Его ценность безусловна, как и его право на уважение.

В основу социальной модели инвалидности легла концепция равных прав и равных возможностей для всех членов общества и концепция нормализации жизни человека с функциональными нарушениями.

Что такое нормализация жизни?

Принцип нормализации впервые был разработан в начале 1960-х годов в Скандинавии, когда был сделан вывод о том, что качество жизни людей определяется совсем не нарушениями, а именно тем, что мешает им вести полноценную жизнь, то есть жить так же, как другие их ровесники без нарушений. Нормализация жизни не означает, что человек с нарушениями становится «нормальным», то есть человеком без нарушений – этот термин означает, что жизнь человека становится нормальной, такой же, как у других членов общества (Бакк А., Грюневальд К., 2001).

Нормальное состояние жизни для любого взрослого человека включает в себя:  

- нормальный суточный ритм (работа, отдых и свободное время), возможность самому планировать свой день и изменять распорядок дня по своему желанию, возможность жить в одном месте, а работать в другом;  

- нормальный недельный ритм, например, чередование рабочих и выходных дней;  

- нормальный годовой ритм (праздники и отпуск такие же, как у других людей);  

- нормальное развитие жизненного цикла (детство, отрочество, юность, зрелость и старость);  

- нормальное уважение и право на самоопределение;

- нормальные для данной культуры сексуальные отношения;

- нормальные для данной страны экономические отношения и права;

- нормальные для данного общества требования к окружающей среде и жилищным стандартам.

Пусть вам не покажется, что это совершенно не касается ваших детей.

Рано или поздно все дети становятся взрослыми людьми. И каково им будет во взрослой жизни, зависит во многом от вас, уважаемые родители, в тесном сотрудничестве с нами – специалистами отделения. Рассмотрим основные составляющие нормальной жизни относительно особых детей, посещающих наше отделение до совершеннолетия.

Режим дня

Достаточно часто дети не могут сами изменять режим дня, исходя из своих потребностей. Это происходит и с обычными детьми, с одной лишь разницей, что, приближаясь к подростковому возрасту, они всё же начинают сами планировать выполнение домашних заданий, время подъема в выходные и будни и способны самостоятельно рассчитать необходимое для сборов время. Ребёнок с нарушениями часто так и остается полностью зависимым от окружающих взрослых.

Любой ребёнок с нарушениями развития значительно дольше, чем ребёнок с обычным развитием, физически зависит от взрослого. Особого ребёнка приходиться носить, поддерживать в положении сидя или стоя, помогать ему дотянуться до предмета или схватить игрушку. В такой ситуации именно взрослый «трактует» желания ребёнка, интерпретирует его коммуникативные сигналы и помогает действовать. Часто это единственный путь, потому что самостоятельно ребёнок сделать всего этого никогда не сможет. Однако способность действовать самостоятельно при этом не развивается. Ребёнок не учится сам себя занимать, самостоятельно определять свои желания и выбирать, чего хочется больше...

Что же можно сделать? Первый путь – стараться использовать приспособления или технические вспомогательные средства, с помощью которых ребёнок может обойтись без заботливых рук взрослого и почувствовать себя самостоятельным. Например, если ребёнок с церебральным параличом может проводить 30 минут в день в вертикализаторе и самостоятельно играть в игрушки, расположенные на столе перед ним, то он постепенно учится выбирать то, что ему нужно для игры и действовать самостоятельно. Хорошо бы при этом снабдить стол специальным ковриком, чтоб игрушки были «послушными» в пока ещё не очень ловких руках ребёнка.

Вторая идея – это сделать для ребёнка «видимым» или «заметным» расписание дня. В этом могут помочь простые картинки или фотографии с изображением повседневных дел, которые крепятся на липучке или вставляются в планшет. Такую картинку можно легко снять и показать: «Смотри, сейчас нам нужно идти гулять, а потом мы пообедаем!», её можно самому вешать и снимать («Сделал дело и снял картинку!»). Постепенно можно перейти и к более абстрактным способам распознавания времени и регулирования режима дня.

 Ещё одна необходимая вещь, которая подготовит к самостоятельности, – это давать ребёнку выбор везде, где это возможно. «Что ты хочешь – это или это?» – очень важный элемент осознания собственной способности решать что-то в повседневной жизни. Кстати, это очень помогает избавиться от непослушания, истерик и прочих «родительских радостей».

Описанные здесь приёмы это только первые шаги к готовности ребёнка самому себя занимать, структурировать свой режим дня и своё свободное время. Никто не знает, насколько самостоятельным сможет стать каждый конкретный ребёнок – каждый из нас знает взрослых самостоятельных людей, которые испытывают трудности с планированием времени! Особому ребёнку самостоятельно не овладеть этими навыками. Для того чтоб можно было жить в нормальном суточном ритме, необходимо уделять особое внимание обучению ребёнка разным видам деятельности, обычным для повседневной жизни, а также социальным навыкам, учитывая особенности его развития и используя при этом особый подход.

Ритм недели

Для ребёнка, не посещающего детские учреждения, все дни недели сливаются в один нескончаемый поток повторяющихся действий и событий. Вторник не отличается от среды, а четверг так же организован, как и воскресенье. Для нас же с вами и для детей с обычным развитием между субботой и понедельником есть огромная разница!

Для того чтобы помочь ребёнку научиться различать дни недели, можно использовать тот же вариант с табличками, но важно придумать, чем всё же один день отличается от другого. Если проанализировать нашу с вами жизнь, то в каждой семье существует расписание недели, которое вполне естественно для этой конкретной семьи, связано с какими-то семейными традициями и ритуалами. Например, «по субботам к нам приходит бабушка», «по пятницам папа приходит раньше», «в воскресенье мы всегда обедаем все вместе и едим что-то вкусное». Все эти, казалось бы, неважные мелочи могут стать «видимой» основой для нормального ритма недели.

Ритм года

Рождение любого ребёнка нарушает привычный ритм жизни семьи. С рождением ребёнка с нарушениями членам семьи во много раз труднее сохранить обычный ритм жизни. Но всё-таки существуют праздники, дни рождения, отпуск и другие события, череда которых и составляет нормальный ритм года.

 Очень выразительный пример из Интернета. Девочка пяти лет с тяжёлым спастическим тетрапарезом впервые попала на Новогоднюю ёлку, всё было, как положено: и Дед Мороз, и Снегурочка, и подарки. Во время чая мама девочки сказала: «Так здорово, ведь Таня в первый раз увидела наряженную ёлку!». Потом она объяснила, что дома после рождения Тани ёлку не наряжали, телевизор они особо не смотрят, подарки, конечно, дарили, но Деда Мороза домой не звали... Можно спросить: А вы можете себе представить себя пятилетнего без Нового года?

Жизненный цикл

Это один из самых болезненных вопросов. Что будет с ребёнком, когда он вырастет? Как обезопасить его от возможной агрессии окружающих, в том числе и сексуальной? Иногда хочется, чтобы дети навсегда остались детьми... К сожалению, это невозможно. И взросление без подготовки к взрослению штука довольно небезопасная.

Что мы делаем, становясь взрослыми? Выполняем всё больше ежедневных обязанностей, и они меняются с возрастом; самостоятельно пользуемся деньгами, транспортом и прочими благами цивилизации; влюбляемся, женимся и заводим детей.

Хочется на минуту остановиться на последнем пункте. Семья и родительство огромное счастье для любого человека. Известно множество примеров, когда люди с самыми разными нарушениями создавали семьи и были счастливы. Сейчас стать мамой может не только девочка с церебральным параличом, но и девочка после спинальной травмы. А молодые люди с тяжёлыми повреждениями позвоночника и спинного мозга тоже способны стать отцами, хотя несколько лет назад это было фантастикой. Мы знаем семьи, которые созданы людьми с умственной отсталостью, они прекрасные родители замечательных детей. Конечно, им нужна помощь, конечно, нужно обучать их всем премудростям «взрослой» жизни и планирования семьи, конечно, нужно проанализировать все возможные наследственные риски...

 Нормально, когда дети живут у своих родителей, и нормально, когда взрослые молодые люди уезжают из родительского дома и начинают жить своей собственной, самостоятельной жизнью. Однако расставание с подростковым возрастом и превращение во взрослого человека – особенно для людей с интеллектуальными нарушениями – более длительный, тяжёлый и неопределённый процесс, чем для других людей. Их представление о самих себе нередко становится искажённым и запутанным. К ним не всегда относятся как к взрослым людям, их не всегда воспринимают и уважают как взрослых. Здесь чрезвычайно важное значение приобретает отношение окружающих, будь то родители, родственники, персонал учреждений социального обслуживания или общественность.

Послесловие

Следование принципам позитивной дисциплины важно не только на ранних этапах взросления ребёнка, но и на протяжении всего периода развития.

Даже когда ему исполнится 20 лет, с помощью этих принципов можно помочь уже взрослому человеку адаптироваться в обществе, сделать правильный выбор, разрешить проблему, найти конструктивный путь решения конфликта.

Каким станет Ваш ребёнок, когда вырастет надо думать, решать и действовать СЕЙЧАС! Ошибочны рассуждения родителей, которые из-за страха перед реальностью запрещают себе мыслить о том, что будет, когда их ребёнок станет взрослым.

Источники:

 1. Позитивная дисциплина. Что это и как научиться применять её. Джоан Е. Дюррант, ООО «Фабрика рекламы», г. Мурманск, 2010

2. Нормализация жизни в закрытых учреждениях для людей с интеллектуальными и другими функциональными нарушениями. Теоретические основы и практический опыт. Под редакцией Карла Грюневальда, Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства, С-Петербург, 2003

3. Анн Бакк, Карл Грюневальд. Забота и уход. Книга о людях с задержкой умственного развития, Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства, СПетербург, 2001

4. Электронные ресурсы Интернет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особый ребёнок в семье" рекомендации родителям, воспитывающим ребёнка с особенностями в развитии.

Рекомендации для родителей "особенных" детей дошкольного и школьного возраста. Материал можно использовать для проведения групповых и индивидуальных консультаций для родителей детей  коррекционны...

Семинар-практикум «Одарённый ребёнок – особая ценность для общества»

Исследования отечественных психологов подтверждают: количество одарённых детей с каждым годом возрастает, что и обуславливает необходимость поиска эффективных подходов к диагностике одарённости....

Семинар-практикум «Одарённый ребёнок — особая ценность для общества»

laquo;В душе каждого ребёнка есть невидимые струны.Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».В. А. Сухомлинский...

Семинар-практикум «Одарённый ребёнок — особая ценность для общества»

laquo;В душе каждого ребёнка есть невидимые струны.Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».В. А. Сухомлинский...

Семинар-практикум «Одарённый ребёнок – особая ценность для общества»

laquo;В душе каждого ребёнка есть невидимые струны.Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».В. А. Сухомлинский...

Приказ об утверждении плана мероприятий по проекту для родителей "Школа особый ребёнок" Аналитические справки Проект "Школа для родителей "Особый ребёнок"

Приказ об утверждении плана мероприятий по проекту для родителей  "Школа для родителей "Особый ребёнок"Аналитические справки за 2020, 2022 год...