Адаптационный период
материал (младшая группа)

Демьянова Елена Михайловна

Конспект родительского собрания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie_adaptatsiya.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в группе раннего возраста

                «Давайте познакомимся. Адаптационный период».

Цель: Помочь познакомиться друг с другом, снять психологические барьеры в общении. Вызвать у родителей потребность к педагогическим знаниям.

Ход собрания

Воспитатель: Добрый вечер. Мы рады видеть вас на нашей первой встрече. Сегодня у нас с вами первое родительское собрание, на котором мы познакомимся, узнаем друг друга поближе, мы расскажем вам об адаптации к детскому саду.  

Психолог: А для начала давайте поближе познакомимся. Играть любят не только дети, но и взрослые. И сейчас мы с вами попробуем окунуться в детство и тоже поиграем. Правила игры: Тот, у кого в руках волшебный клубочек называет себя так, как хотел бы, чтоб называли его окружающие, передаём клубок следующему.

- Меня зовут Ольга Николаевна. Я воспитатель группы раннего возраста, меня зовут Елена Михайловна – я педагог-психолог нашего детского сада.

(знакомство с родителями).

- Вот мы и познакомились. Посмотрите, пожалуйста, каждый из нас соединен ниточкой, не просто ниточкой, а нитью, которая нас будет связывать на протяжении 5 лет. Наша нить должна быть настолько прочной, насколько это возможно ради здоровья и счастья наших детей! Посмотрите, мы образовали нечто целое-круг, коллектив. Мы хотим, чтобы вы все пять лет прошагали вот так, рядом друг с другом и стали по настоящему дружной большой семьей.

А теперь мы расскажем об адаптационном периоде, целях и задачах воспитания.

Кто –то из вас впервые приводит и своего ребёнка в детский сад, а у кого – то старшие дети посещали или посещают детский сад, и вы уже имеете представление об адаптации. Что же такое адаптация? Адаптация –приспособление организма к новым условиям, а для ребёнка детский сад несомненно является новым, ещё неизвестным пространством. Ребёнок 1.5-2 года живёт, не тужит, в окружении родных и вдруг, он попадает в незнакомую обстановку, кругом чужие лица, и самое главное, рядом нет мамы. Понятно, что для любого ребёнка – это большой стресс.  Наша с вами задача помочь ребёнку как можно быстрее адаптироваться к условиям детского сада.

 Маленькие дети реагируют на смену обстановки и разлуку с родными по-разному. Одни привыкают к детскому саду быстро и безболезненно. Другие адаптируются медленнее: они капризничают и беспокоятся, в первое время у них часто снижен фон настроения. А есть эмоционально чувствительные и соматически ослабленные дети, для которых адаптационный период затягивается на месяцы. Он сопровождается постоянными слезами, обостренной привязанностью к маме, частыми ОРЗ и инфекциями, депрессивными реакциями – заторможенностью, вялостью, безучастностью. Чтобы  адаптация прошла успешно, следует заранее начать  готовиться к новому этапу в жизни семьи.

Во – первых, нужно внимательно  ознакомиться  с  режимом  детского  сада. Максимально приблизьте к нему домашний.  Укладывайте  и  поднимайте  ребенка  ежедневно  в  одно  и  то  же  время  –  в  9  вечера  и  7  утра  соответственно.  Это  поможет  вам  избежать  плохого  утреннего настроения и проблем с укладыванием  на ночь, а также обеспечит ребенку возможность  активно бодрствовать во время пребывания в детском саду.

Во – вторых, поинтересуйтесь меню детского сада. В соответствии  с ним расширьте диапазон домашнего меню. Многие дети не любят каши и овощи, отказываются  от супов и мяса только потому, что дома не принято  их готовить. Если вы приучите ребенка к разнообразию пищи, то сможете быть уверены, что он сыт  в течение всего дня.

Если ребенок что-то категорически не ест дома, сообщите об этом воспитателям. Насильное кормление  нелюбимой пищей может быть источником сильного стресса для детей. Обязательно расскажите  педагогам и о других особенностях и привычках  ребенка. Эта информация поможет воспитателям  быстрее найти индивидуальный подход к ребенку,  а значит, малыш будет чувствовать себя комфортнее в непривычной обстановке.

Следите за своим эмоциональным состоянием. Ваше беспокойство скорее всего передастся ребенку. Обратите внимание на свое эмоциональное состояние.  Настройтесь  спокойно  и  оптимистично.  Подумайте, с какими мыслями вы ведете ребенка  в детский сад: сильно тревожитесь, боитесь за него;  переживаете, что он снова будет плакать, что его  могут  обидеть.  А  может,  испытываете  чувство  вины за то, что его, такого беспомощного, приходится отдавать в чужие руки? Все дело в том, что  маленькие дети очень чутко реагируют на состояние близких людей, особенно мамы. Вероятнее  всего, беспокойство передастся самому ребенку. Кроме того, когда мамы и бабушки часто испытывают чувство вины во время разлуки с малышом,  то они пытаются искупить эту «вину» чрезмерной  опекой,  угадыванием  и  предупреждением  всех  желаний  ребенка  при  встрече.  Такое  поведение,  как правило, ведет к тому, что ребенок становится менее активным и самостоятельным, больше  капризничает и проявляет истерические реакции.

Чем младше ребенок, тем более чувствителен он к эмоциональному  состоянию  взрослых.  Если  мама  слишком сильно боится и переживает, когда поручает малыша «общественному воспитанию» – не стоит ждать легкой адаптации. Ребенок тоже будет  испытывать тревогу и беспокойство. 

Утром обсудите с ребенком предстоящий день. Старайтесь провести утро без суеты, в привычном  для  ребенка  ритме.  Пока  собираетесь  в  детский  сад, разговаривайте с ним. Спросите, кто в детском  саду будет есть кашку, если ребенку доставляет  удовольствие прием пищи. Напомните об играх  с  песочком  –  если  он  любит  гулять.  С  помощью  разговора вы обязательно почувствуете себя увереннее, а ребенку передастся ваш настрой.

Привлеките ребенка к процессу раздевания-одевания. В  раздевалке  обязательно  привлеките  ребенка  к  процессу  раздевания-одевания  в  случае,  если  у него в этот момент нет истерики. Спросите его,  куда повесить или положить одежду, предложите  показать  «домик»  для  ботиночек,  попросите  «помочь» справиться с непослушными сандаликами. Велика вероятность того, что настроенный  на «деловую волну» малыш не успеет вспомнить  о том, что «забыл» поплакать.

Помните: чем дольше вы уговариваете ребенка, тем  продолжительнее и тяжелее будут расставания.  Чтобы этого избежать, придумайте забавный ритуал прощания, который будет приносить радость  малышу и послужит своеобразным сигналом для   расставания. Ритуал поможет вам сделать прощание приятным и безболезненным. Иногда, чтобы принять ритуал прощания, нужно  некоторое время, поэтому хорошо, если он принят  в семье еще до детского сада. Тогда во время адаптации он будет подсказкой для ребенка: после ритуала  мама всегда уходит, но потом возвращается.

Тезис: После того как ребенок переоделся, сразу уходите. Переодетого ребенка отведите в группу или, если  он  продолжает  плакать,  передайте  на  руки  воспитателя. Сразу уходите и при этом сохраняйте  уверенность, что все будет хорошо.

Среди родителей распространено мнение, что, поскольку режим детского сада разработан с учетом  возрастных особенностей детей, то он обеспечивает  комфортное  пребывание  для  каждого  ребенка.  Однако это не всегда так, ведь потребности в двигательной активности, эмоциональных контактах  и сне индивидуальны. Кроме того, нервная система  у маленьких детей очень чувствительна, поэтому  они легко устают от большого количества новых  впечатлений и требований, а также от шума – то есть  громких голосов, музыки, плача сверстников.

Эмоциональное  напряжение  у  ребенка  связано  с  необходимостью  постоянно  находиться  среди  сверстников и чужих взрослых, отстаивать свои  права – на игрушку, территорию, желаемое поведение. У одних детей напряжение находит выход  в  слезах  или  агрессивных  формах  поведения,  а у других накапливается. Если его не снимать,  то со временем оно может привести к истощению  организма и выразиться в апатии, утомляемости,  частых ОРВИ, обострении хронических заболеваний. Важно понимать, что раздражительность и капризность ребенка после детского сада связаны с усталостью.  А  плохое  поведение  –  то  есть  агрессия,  упрямство, истерика – это доступный способ выразить свои чувства. Чтобы помочь ребенку снять  напряжение  после  детского  сада,  используйте  следующие рекомендации.

Когда  вы  забираете  ребенка  из  детского  сада  –  не  спешите.  Обнимите  его,  позвольте  посидеть  несколько  минут  на  руках,  почувствовать  ваше  присутствие. Не отвлекайтесь в этот момент на разговоры с воспитателем или другими родителями.  Это может вызвать протест у ребенка, и вы сами  будете ругать его за непослушание.

После детского сада немного пройдитесь по улице.  Побудьте  с  ребенком  вдвоем  –  или  втроем,  если  забираете  его  вместе  с  супругом.  Это  позволит  ребенку переключиться на семейную обстановку.  Во время вечерней прогулки помните, что магазины и гости, длительные остановки со знакомыми –  это дополнительные источники раздражения для  ребенка.

Дома не спешите приступать к делам. Проведите  еще  немного  времени  наедине  с  ребенком.  Для  некоторых детей важно дополучить тактильные –  то есть телесные – ощущения, которых им не хватило в течение дня. Обнимите ребенка, немного  покачайте на руках, сделайте легкий массаж. Под  конец можно устроить веселую возню с щекоткой  и смехом. Благодаря «контакту через тело» дети  понимают, что они в безопасности. Помните о том, что некоторым детям необходима  возможность побыть в тишине и уединении. Если  ребенок старается уединиться, не препятствуйте  ему, но постарайтесь находиться рядом.

Дайте ребенку пространство для выхода эмоций.  Например, оборудуйте дома уголок, где ребенок  сможет  поваляться,  попрыгать,  покидать  мячики. Выделите место, где без вреда для интерьера  можно рисовать красками, лепить из пластилина,  играть  с  песком.  Поставьте  маленькую  детскую  палатку  или  шалашик,  чтобы  ребенок  мог  при  желании спрятаться и побыть один среди любимых игрушек. Когда  вы  выбираете  способы  для  расслабления,  обязательно  обращайте  внимание  на  особенности  вашего  ребенка,  следите  за  его  реакциями.  Помните,  что  общение  должно  быть  искренним  и приносить радость и вам, и ему.

Мне правится. Родители садятся в круг. Педагог  стоит в центре и говорит: «Мне нравятся те, у кого светлые глаза (короткие стрижки, кто носит очки, у кого день рожденья летом, у кого в семье дочь (сын), кто любит кошек (собак), кому нравится лето (зима), у кого голубые (карие, зелёные) глаза, у кого хорошее настроение». Те, к кому этот признак имеет отношение, встают со своих мест и занимают стулья, освобожденные другими.

Рефлексия.

Воспитатель: 

«КОРЗИНА ЧУВСТВ»

Педагог предлагает «поместить в корзину чувств» свои переживания по теме или проблеме собрания. Например, на собрании по адаптации педагог предлагает родителям:

«Уважаемые мамы и папы! У меня в руках корзина, на дне которой находятся самые разнообразные чувства, позитивные и негативные, которые может испытывать человек. После того, как Ваш ребенок порог детского сада, в Вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все Ваше существование. Сейчас мы будем передавать эту корзину и я попрошу Вас рассказать о ваших впечатлениях за 2 первые недели посещения ДОУ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям в период адаптационного периода для поступающих в дошкольное учреждение

Советы родителям в период адаптационного периода для поступающих в дошкольное учреждение...

Эмоциональный комфорт ребёнка в адаптационный период. Методическая разработка "Адаптационные домики"

Данный материал позволяет  облечить адаптационный период  ребёнка,создаёт положительную эмоциоональную атмосферу в детском саду,стимулирует к творчеству.В данном материале  описывается ...

Организация адаптационного периода. Адаптационные игры.

Создание предметно - развивающей среды (использование нетрадиционных форм). Создание благоприятных условий способствует облегчению периода адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учере...

Советы воспитателю. Период адаптации детей первой младшей группы. Пример игр в адаптационный период.

Адаптация – это приспособление организма к новым или к изменившимся условиям жизни. Адаптация имеет два аспекта – биологический и психологический. Важно помнить, что в период адаптации сни...

Период адаптации детей первой младшей группы. Пример игр в адаптационный период.

Адаптация – это приспособление организма к новым или к изменившимся условиям жизни. Адаптация имеет два аспекта – биологический и психологический. Важно помнить, что в период адаптации снижаются фак...

Сопровождение педагогом-психологом адаптационного периода в детском саду. Снижение у детей негативных эмоциональных проявлений в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению.

ЧТО ТАКОЕ АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА В ДОУ?Адаптация в детском саду – это процесс привыкания ребенка к новым условиям его жизни: новое помещение, непривычный распорядок дня, педагоги и другие дети вокруг...

Памятка для педагогов, родителей детей раннего возраста в адаптационный период Тема «Игры с детьми раннего возраста в адаптационный период к ДОУ»

Адаптация-это жизненный процесс. Каждый человек его переживает по разному,кто-то весело и с интересом,а кто-то со слезами на глазах и со страхом....