Консультация "Роль семьи в развитии интереса ребёнка к опытно-экспериментальной деятельности"
опыты и эксперименты

Цикунова Лариса Сергеевна

Консультация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

«Роль семьи в развитии интереса ребёнка

к опытно-экспериментальной деятельности»

С  младшего  возраста  у  детей  возникает  потребность  в экспериментировании. Во многом развитие личности и познавательных функций детей осуществляется именно через опыты и эксперименты, дети познают мир через собственные ощущения.

 Создание условий для детского экспериментирования позволяет каждому ребенку найти дело по своим силам, интересам и способностям.

 Задача  педагога  и  родителей - не  пресекать  исследовательскую деятельность, а наоборот, помогать  её  развитию.

Китайская  пословица  гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи –и я запомню, дай попробовать –и я пойму».

 Усваивается  всё  крепко  и  надолго, когда  ребёнок  слышит, видит  и делает  сам.

Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек  охвачен  жаждой  познания  и  освоения  огромного  нового  мира. Но среди  родителей  часто распространена  ошибка - ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете  на  все  вопросы  юного  почемучки?  С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них?

 Исследовательская  деятельность  детей  может  стать  одним  из  условий развития  детской  любознательности, а в конечном  итоге - познавательных  интересов  ребёнка.

Также  огромную  роль  в  развитии  интереса  к  опытно - экспериментальной  деятельности  детей  оказывает  и  семья.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать  и  дома.

 Для этого не требуется  больших усилий, только  желание, немного  фантазии  и,  конечно, некоторые  научные  знания.

Необходимо  соблюдать  некоторые  правила:

1.Установить цель эксперимента (для чего мы проводим опыт);

2.Подобрать материалы (список всего необходимого для проведения опыта) 3.Обсудить процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента);

4.Подвести  итоги (точное  описание  ожидаемого  результата);

5.Объяснить  почему?  (Доступными  для  ребёнка  словами).

Помните! При  проведении  эксперимента  главное - безопасность ( ваша  и вашего  ребёнка)!

Любое  место в  доме  или  в  квартире  может  стать  местом  для  эксперимента.

Например, ванная  комната,  где  во  время  мытья  ребёнок  может  узнать  много  интересного о  свойствах  воды, мыла, о растворимости  веществ.

Например:

Что быстрее  растворится:

-морская  соль

-пена  для  ванны

-кусочки  мыла  ?

Например....,

Летом, участвуя  в  проекте  "Вода - волшебница", мой  маленький  двухлетний  воспитанник  Кирюша  с  большим  удовольствием  проводил  дома  с  мамой  опыты   с  водой  ( холодной  и  горячей) , с  сахаром  и  с  солью, пытаясь  выяснить  в  какой  воде  быстрее  растворятся  вещества.

Кухня  - это  место, где  ребёнок  мешает  маме, когда она  готовит  еду.

Но в свободное  время  на  кухне  можно  проводить  эксперименты.

-  Поставьте  на  стол несколько  одинаковых  ёмкостей, низкую  миску  с водой  и  поролоновые  губки  разного  размера  и  цвета.

-  В миску  налейте  воды  примерно  на  1,5 см.

-  Пусть  дети  положат  губки  в  воду  и  угадают, какая  из  них  наберёт  в себя  больше  воды.

-  Отожмите  воду  в  приготовленные  баночки.

 У кого больше? Почему?

 Можно ли  набрать  в  губку столько  воды, сколько  хочешь?

-  Пусть  дети  сами  ответят  на  эти  вопросы.  Важно  только, чтобы вопросы  ребёнка  не  оставались  без  ответа.

 Если  вы  не  знаете  точного (научного) ответа, необходимо  обратиться  к справочной  литературе.

Эксперимент  можно провести  во  время  любой  деятельности.

Например, ребёнок  рисует  красками.  У  него закончилась  зелёная  краска.

 Предложите  ему  попробовать  сделать  эту  краску  самому. Посмотрите, как  он  будет  действовать, что  будет  делать.

 Не  вмешивайтесь  и  не  подсказывайте.

 Догадается  ли  он, что надо смешать синюю и жёлтую краску?

 Если  у  него ничего не получится, подскажите, что надо смешать две краски.

 Путём  проб  и  ошибок  ребёнок  найдёт  верное  решение.

Для  ребёнка  важно, чтобы  его  мама  и  папа  поддерживали  его  интересы, поэтому  мы  привлекаем  Вас, родители, к  активной  помощи  своим  детям. 

Рекомендуем  вам  проводить  несложные  опыты  и  эксперименты  дома.

Проведение  эксперимента "Подводная  лодка"   ( с детьми  старшей, подготовительной  групп, но , по моему  мнению, с  любознательными детьми  можно  и  в  средней  группе  провести  этот  эксперимент).

Материалы: 3 банки ( две пол-литровые и одну литровую),  яйцо,  соль.

Процесс:  Одну  банку  наполните  чистой  водой и опустите в неё сырое яйцо. Оно утонет.

 Во  вторую  банку  налейте  крепкий  раствор  поваренной  соли (2 столовые ложки  на  0, 5 л  воды). Опустите  туда  второе  яйцо - оно  будет  плавать. Итог: Это  объясняется  тем, что  солёная  вода  тяжелее,  поэтому  и  плавать  в  море  легче, чем  в  реке.

А  теперь  положите  на  дно  литровой  банки  яйцо. Постепенно  подливая по  очереди  воду  из  обеих  маленьких  банок, можно  получить  такой раствор, в котором  яйцо  не  будет  ни  всплывать, ни  тонуть. Оно  будет держаться, как  подвешенное, посреди  раствора. А теперь, подливая  солёную  воду, вы  добьетесь  того, что  яйцо  будет  всплывать. Подливая пресную  воду,  добьётесь  того, что  яйцо  будет  тонуть.

  Вот  такой  интересный  эксперимент  обязательно  должен  понравиться  вашим  детям!

Часто нам дети задают различные вопросы, давайте  же  на  них отвечать! Вопросы:

Можно ли  удариться о воду?

 Почему стучит крышка у чайника?

Можно ли в решете унести воду?

 Почему запотевают окна? Зачем нужен горб верблюду? И т. д.

Дорогие  родители, проявляя  заинтересованность  к  деятельности  ребёнка,

беседуйте  с  ним  о его намерениях, целях.   Расспросите  о  результатах деятельности, о том, как  ребёнок  их  достиг (он  приобретет  умение формулировать  выводы, рассуждая  и  аргументируя).

Старайтесь  делать  жизнь  ребёнка  интереснее  и  краше;  старайтесь, чтобы  у  детей создавалось  представление  о  себе  как  об  умеющем, сообразительном, терпеливом. Всё  это  будет  способствовать  формированию  у  ребёнка  любознательности  самого  высокого  для  дошкольника  уровня.

 А в этом - залог  его  будущих  учебных  успехов  и  творческого  отношения к  любому  делу, с  которым  он  соприкоснётся.

Детям  необходимо  ставить  цель, решать  проблемы,  выдвигать  гипотезы  и  проверять  их  опытным  путём  и  делать  выводы.

 Большую  радость, удивление и даже  восторг  они  испытывают  от  своих маленьких  и  больших  «открытий», которые  вызывают  у  них  чувство удовлетворения  от  проделанной  работы.

Всё  это  возможно  лишь  при  условии  тесного  взаимодействия  детского  сада  и  семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в старшей группе «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно - экспериментальной деятельности»

Цель: развивать у детей познавательную активность, способствовать проявлению интереса детей к поисково-исследовательской деятельности.План проведения:1. Вступительная часть собрания.2. Анализ результа...

«Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно — экспериментальной деятельности»

laquo;Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ...

«Роль семьи в развитии интереса ребёнка к опытно-экспериментальной деятельности».

laquo;Роль семьи в развитии интереса ребёнка к опытно-экспериментальной деятельности». С младшего возраста у детей возникает потребность в экспериментировании. Во многом развитие личн...

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии интереса ребёнка к опытно-экспериментальной деятельности».

С младшего возраста у детей возникает потребность в экспериментировании. Во многом развитиеличности и познавательных функций детей осуществляется именно через опыты и эксперименты, дети познают мир че...

Роль семьи в развитии интереса ребёнка к опытно-экспериментальной деятельности

Консультация для родителей«Роль семьи в развитии интереса ребёнкак опытно-экспериментальной деятельности». Подготовила: воспитатель Поколюхина Юлия Олеговна С младшего возраста у...

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии интереса ребёнка к опытно-экспериментальной деятельности».

Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно - экспериментальной деятельности....