Сюжетно-ролевая игра в процессе всестороннего развития детей дошкольного возраста
консультация (старшая группа)

Родительское собрание «Сюжетно-ролевая игра в процессе всестороннего развития детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod_sobranie_syuzh_rol_igry.docx30.22 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Сюжетно-ролевая игра в процессе всестороннего развития детей дошкольного возраста»

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский

Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира.

Игра – наиболее доступный ребёнку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Мир дошкольного детства тесным образом связан с игрой.

Сегодня мы поговорим с вами о том, во что играют наши дети. Зачем нужна игра ребёнку? Какие игры воспитывают, а какие вредны? Почему мы затронули эту тему? Потому, что современные мальчишки и девчонки, для которых игра - жизненная необходимость и условие для полноценного развития перестают играть. А те игры, в которые они играют, не интересны, а порой и агрессивны. Поэтому наша задача научить детей играть правильно и разнообразно.

Давайте разберёмся, что же представляет собой игра? На ваш взгляд что это? И для чего она нужна? Ваше мнение? Ответы родителей.

Я с вами согласна. Игра-путь к познанию ребёнком самого себя, своих возможностей, способностей. Для детей игра –труд, требующий усилий, настоящих человеческих чувств, качеств, тренирует свои силу и ловкость, закрепляет у детей полезные умения и привычки. Поэтому, ребёнок в вволю наигравшись в детстве, вступает во взрослую жизнь не обременённый детскими страхами и проблемами. Игра – школа морали. Можно сколько угодно говорить ребёнку, что такое «плохо», но лишь сказка и игра способны через эмоциональное переживание, через постановку себя на место другого научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями. Игры при умелой организации учат многим добродетелям: доброте, терпимости, отзывчивости, выручке т. д.

Вопрос родителям: Попробуйте выразить сущность игры одним словом.

Игра – это… (интерес, развитие, познание, творчество, радость, социализация, гармония).

Надо помнить, что игра – ведущая деятельность в детском возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка. С помощью игры эффективнее идет воспитание и обучение детей.

Игра –понятие многогранное. Существует различные виды игр. Одни из них развивают кругозор и мышление – дидактические игры, другие на ловкость, силу – подвижные игры, третьи – конструкторские навыки (конструктивные).

Сегодня мы с вами поговорим о сюжетно-ролевой игре.

Сюжетно-ролевая игра носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Игра-отражение жизни. Здесь все понарошку, как будто.

В сюжетно-ролевой игре есть сюжет и роли.

Значение сюжетно-ролевой игры на развитие детей очень велико.

1. В игре придумывается сюжет -значит развивается фантазия.

2. В игре ведутся диалоги между играющими- значит развивается речь.

3. Используются заместители предметов- развивается воображение.

4. Придумываются костюмы дети проявляют творчество.

5. В игре познается окружающий мир.

6. В игре дети знакомятся с такими сторонами действительности, как действия и взаимоотношения взрослых.

7. Развивается самооценка (оценка своих возможностей, качеств и места среди других детей. От самооценки зависит отношение к успехам и неудачам) .

Существует огромное количество сюжетно-ролевых игр.

Игры предлагаются детям в соответствии с возрастом и усложняются в каждой группе.

А сейчас я предлагаю вам обыграть сюжет игры «Зоопарк». Для этого мы разделимся на две группы. Одна группа будет играть другая наблюдать за игрой. (родители разбирают атрибуты к игре играют самостоятельно).

После игры вопросы к играющим:

Какие трудности испытывали во время игры? (малознакомы, испытывали стеснения, не знали как обыгрывать игрушки, не могли договориться, мало играют с детьми дома).

А теперь играет вторая группа родителей, но уже под руководством воспитателя.

Что вы можете высказать об увиденной игре, отличается ли она от предыдущей, ведь сюжет один и тот же? Какие методы и приемы использованы были в игре)

Научила ли игра вас чему-нибудь? Что она развивала? (придумывали сюжет – фантазировали, договаривались, распределяли роли, использовали считалку. т. е развивали речь, в игре сотрудничали, выстраивали взаимоотношения, считали животных и продукты питания для них т. е использовали математические знания, строили вольеры, проявляли творчество и т. д.) Изменились ли ваши мнения об игре в начале нашего собрания? Если да, то с что повлияло на ваше мнение. если нет объясните почему?

Вывод:

Игра является мощным фактором во всестороннем развитии ребенка, а что бы это развитие происходило постоянно, нужно играть не только в детском саду но и дома.

Методическая литература

Бойченко H. A. и др. Сюжетно – ролевые игры дошкольников М., Издательство "Скрипторий", 2012.

Глухов В. П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим недорозвитием речи. - М., Издательский дом "Грааль", 2001.

Комарова Н. Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду. - Москва, Издательство "Скрипторий 2003", 2012.

Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Ростов на Дону, 2013

Михайленко Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду. Издательство: «Линка-Пресс», 2009. –  96 с.

Филичева Т. Б., Соболева А. В. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург, 2016

Швайко Г. С. "Игры и игровые упражнения для развития речи", Москва, 2013г. (стр 3 - 8)


Картотека сюжетно ролевых игр

Игра «Дом, семья»

Задачи: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.

Роли: мама, папа, дети, бабушка, дедушка

Игровые проблемные ситуации: «Когда мамы и папы нет дома» (забота о младших, выполнение посильной домашней работы).

Сюжет: «Мы готовимся к празднику» (совместные дела с семьей, «Встречаем гостей» (правила приема гостей, поведение в гостях, «Наш выходной день» и др. Вносить в игру элементы труда: стирка кукольного белья, починка одежды, уборка помещения. По ходу игры подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать игровую обстановку с помощью разнообразного подсобного материала, использовать собственные самоделки, применять природный материал.

Игровой материал: предметы домашнего обихода, куклы

Игра «Детский сад»

Задачи: Расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий, сотрудников детского сада.

Роли: воспитатель, помощник воспитателя, логопед, заведующая, повар, музыкальный руководитель, физкультурный руководитель, медсестра, врач, дети, родители.

Игровые действия: Воспитатель принимает детей, беседует с родителями, проводит утреннюю зарядку, занятия, организует игры. Помощник воспитателя следит за порядком в группе, оказывает помощь воспитателю в подготовке к занятиям, получает еду. Логопед занимается с детьми постановками звуков, развитием речи. Музыкальный руководитель проводит музыкальное занятие. Врач осматривает детей, слушает, делает назначения. Медсестра взвешивает, измеряет детей, делает прививки, уколы, дает таблетки, проверяет чистоту групп, кухни. Повар готовит еду, выдает ее помощникам воспитателя.

Игровые ситуации: «Утренний прием», «Наши занятия», «На прогулке», «На музыкальном занятии», «На физкультурном занятии», «Осмотр врача», «Обед в д/саду» и др.

Игровой материал: тетрадь для записи детей, куклы, мебель, посуда кухонная и столовая, наборы для уборки, мед. инструменты, одежда для повара, врача, медсестры и др.

Игра «Поликлиника»

Задачи: Вызвать у детей интерес к профессии врача. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Роли: врач, медсестра, работник регистратуры, санитарка, больные.

Игровые действия: Больной идет в регистратуру, берет талон к врачу, идет на прием. Врач принимает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло, делает назначение. Медсестра выписывает рецепт, врач подписывает. Больной идет в процедурный кабинет. Медсестра делает уколы, перевязывает ранки, смазывает мазью и т. д. Санитарка убирает кабинет, меняет полотенце.

Игровые ситуации: «На приеме у лор врача», «На приеме у хирурга», «На приеме у окулиста» и др.

Игровой материал: халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, фонендоскоп, тонометр, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, таблетки, и т. д.

Игра «Аптека»

Задачи: вызвать у детей интерес к профессии фармацевта; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Роли: водитель, работники аптеки (фармацевты)

Игровые действия: Водитель привозит в аптеку лекарства. Работники аптеки раскладывают их на полки. Люди приходят в аптеку за лекарствами. В рецептурном отделе отпускают лекарства по рецептам врачей. Здесь делают микстуры, мази, капли. Некоторые посетители говорят о своих проблемах спрашивают, какое лекарство лучше купить, аптекарь советует. В фитоотделе продают лекарственные травы, сборы.

Игровой материал: халаты, шапки,рецепты, мед. инструменты (пинцет,шпатель, пипетка, фонендоскоп,тонометр, градусник, шприц и т. д., вата,бинт, мази, таблетки, порошки, лекарственные травы.

Игра «Магазин»

Задачи: вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.

Роли: директор магазина, продавцы, кассир, покупатели, водитель, грузчик, уборщица.

Игровые действия: Водитель привозит на машине товар, грузчики разгружают, продавцы разкладывают товар на полках. Директор следит за порядком в магазине, заботится о том, чтобы в магазин во время завозился товар, звонит на базу, заказывает товар. Приходят покупатели. Продавцы предлагают товар, показывают, взвешивают. Покупатель оплачивает покупку в кассе, получает чек. Кассир получает деньги, пробивает чек, дает покупателю сдачу, чек. Уборщица убирает помещение.

Игровые ситуации: «В овощном магазине», «Одежда», «Продукты», "Ткани», «Сувениры», «Кулинария», "Книги», «Спорттовары».

Игровой материал: весы, касса, халаты,шапочки, сумки, кошельки, ценники, товары по отделам, машина для перевозки товаров, оборудование для уборки.

Игра «Строительство»

Задачи: Формировать конкретные представления о строительстве, его этапах. Закреплять знания о рабочих профессиях. Воспитывать уважение к труду строителей.

Формировать умение творчески развивать сюжет игры.

Роли: строитель, каменщик, шофер, грузчик.

Игровые действия: Выбор объекта строительства. Выбор строительного

материала, способа его доставки на строительную площадку. Строительство. Дизайн постройки. Сдача объекта.

Игровой материал: планы строительства, различные строительные материалы, униформа, каски, инструменты, строительная техника, образцы материалов, журналы по дизайну, предметы-заместители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Русские народные игры как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"

Всем известно, что мир детства неразрывно связан с игрой. Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элемен...

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Традиция широкого использования дидактических игр в дошкольной педагогике получила свое развитие в трудах ученых и многих педагогов. Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания ...

Доклад на тему "Сюжетно - ролевые игры как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста".

В докладе описана роль сюжетно - ролевых игр на развитие детей дошкольного возраста, структура и содержание сюжетно - ролевой игры, руководство сюжетно - ролевой игрой, описание сюжетно - ролевой игры...

Родительское собрание: «Сюжетно-ролевая игра в процессе всестороннего развития детей дошкольного возраста»

Родительское собрание на тему: «Сюжетно-ролевая игра в процессе всестороннего развития детей дошкольного возраста»...

Организация работы по взаимодействию с родителями в процессе всестороннего развития детей дошкольного возраста посредством художественной литературы.

Организация работы по взаимодействию с родителями в процессе всестороннего развития детей дошкольного возраста посредством художественной литературы....

«Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»

laquo;Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей «Сюжетно – ролевая игра, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»

Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к лю...