Семинар-практикум для родителей Тема: «Школьная зрелость»
методическая разработка (подготовительная группа)

 Нестерова Яна Александровна

Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребёнка к школе и формирования предпосылок к успешной учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_seminar-praktikum_shkolnaya_zrelost.docx25.85 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей

Тема: «Школьная зрелость».

Подготовила: педагог-психолог

МАДОУ МО г. Краснодар «детский сад №216»
Нестерова Я.А.

Дата проведения: 25.03.2020г. 

Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребёнка к школе и формирования предпосылок к успешной учебной деятельности.

Задачи:

  1. Рассказать об основных показателях готовности ребенка к обучению

в школе

  1. Познакомить родителей с играми для подготовки детей к школе
  2. Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребёнка к школе.

Ход работы:

  1. Вступительное слово.

Добрый вечер, уважаемые родители! Как быстро летит время! Вот и закончился еще один год и наступил новый учебный год, который является самым важным и в вашей жизни и в жизни ваших детей, как же помочь своему ребенку подготовиться к школе?

Наверняка вы уже задаетесь этим вопросом, а этому действительно нужно готовиться? Так как школа с каждым годом представляет все больше требований к первоклассникам.

- Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? Нужна вторая ладошка. Хлопок – это результат действия двух ладоней. Мы воспитатели и специалисты, которые работают с вашими детьми – это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, дорогие родители) мы бессильны.

Отсюда можно вывести ПЕРВОЕ ПРАВИЛО:

Только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании и обучении детей.

Возьмите все по цветку. Раскрасьте их. (На столах лежат одинаковые цветы по размеру, по форме, цветные карандаши). А теперь сравните свой цветок с цветками своих соседей. Все цветы были одинаковые по размеру, цвету, форме. Скажите, после того как Вы раскрасили цветок, можно найти два совершенно одинаковых цветка? (Нет) Мы – взрослые люди при одинаковых условиях делаем всё по-разному. Отсюда ВТОРОЕ ПРАВИЛО:

Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другим! Нет кого-то или чего-то лучше или хуже. Есть другое!

  1. Упражнение «Определение готовности ребенка к школе».

Родителям предлагаются следующие показатели готовности детей к школе:

Ответственность

Умение читать, считать, писать

Умение общаться с взрослыми и сверстниками

Самостоятельность

Настойчивость

Состояние здоровья

Умение логически мыслить

Умение организовать рабочее место

Развитие речи и памяти

Подводится итог (что родители ставят на первое, второе и т.д. место). Основной ошибкой родителей дошкольников является то, что с самого раннего детства взрослые из самых лучших побуждений стараются как можно лучше развить интеллект ребёнка, отодвигая на второй план физическое, речевое и личностное развитие.

Психологической основой успешного построения учебной деятельности является сформированность как регуляторных звеньев, реализующих целостный процесс произвольной регуляции, так и определяемый ими уровень сформированности когнитивных процессов. Но, поскольку учебная деятельность, прежде всего, интеллектуальна, то, соответственно, ее успешность определяется как качеством и уровнем организации когнитивных процессов, так и уровнем их сформированности.

Давайте рассмотрим схему показателей психологической готовности ребенка к школе.

  1. «Психологическая готовность ребенка к школе» (психолого-педагогическое просвещение родителей)

Показатели психологической готовности ребенка к школе.

  1. Интеллектуальная готовность, включающее выделение фигуры из фона; концентрация внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; логическое запоминание; сенсомоторная координация; умение воспроизводить образец; развитие тонких движений руки.
  2. Эмоциональная готовность - возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
  3. Социальная готовность – потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп; способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.
  4. Личностная готовность - произвольность поведения, сформированность общения, самооценки, мотивации учения.
  5. Физическая готовность - состояние здоровья, необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств.

А теперь определим роль семьи и роль детского сада в каждом показателе. (Родители сообща определяют роль семьи в каждом показатели, а воспитатели рассказывают, как детский сад может помочь ребенку в том или другом показателе).

Готовность к школе, к системному обучению, есть комплексная характеристика сформированности предпосылок к учебной деятельности: умение соблюдать определённые правила в работе, слушать и выполнять инструкции взрослого, работать по образцу, осознанно относиться к выполнению заданий.

  1. Упражнение «Играем в школу» (на умение ориентироваться в пространстве и выполнять инструкцию на слух). Для демонстрации родителям можно предложить любое упражнение из приложения №1 на ваш выбор.

Предлагаю вместе немного поиграть, поупражняться - ведь скоро в школу!

Упражнение «Графические узоры»

Родителям дается лист бумаги в клетку. Сейчас мы будем учиться рисовать разные узоры. Постарайтесь, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого слушайте внимательно - мы будем говорить, в какую сторону и на сколько клеточек провести линию. Проводите только те линии, которые мы будем называть. Когда нарисуете одну, ждите, пока не назовём следующую. Каждую линию начинайте там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги.

Начинаем рисовать первый узор. Поставили карандаш. Отступаем 4 клетки слева, 7 клеток сверху, ставим точку и начинаем рисовать: 8 клеток вправо, 2 клетки вверх, 4 – вправо, 5 – вниз, 4 – влево, 2 – вверх, 4 – влево, 3 – вниз, 1 – влево, 1- вверх, 1 – влево, 1 – вниз, 1- влево, 3 – вверх, 1 – влево, 1 – вверх. Что у нас получилось? Правильно, ключик.

Если правильно выполнить задание не удается, полезно поупражняться, начиная с самых простых. Желаем Вам всем найти свой ключик к вашему ребёнку. Не забывайте хвалить детей в любом случае! Помните! Ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Стремитесь понять и узнать его, относитесь к нему с уважением.

Примерные игры для упражнения «Играем в школу»

Обычно, когда родители занимаются домашними делами (уборкой квартиры, приготовлением пищи, стиркой и др.), ребенок или играет с игрушками, или смотрит телевизор. К сожалению, современное телевидение не способствует развитию ребенка. А подчас, наоборот, может развить у него излишнюю агрессивность (например, просмотр боевиков, или некоторых иностранных мультфильмов).

Попробуйте заниматься с ребенком даже тогда, когда кажется что сделать это не возможно, например, когда вы готовите пищу или делаете уборку в комнате.

Игры на развитие мелкой моторики

Если вы печете пироги, предложите ребенку на рассыпанной ровным слоем муке нарисовать картину, написать буквы, цифры.

Если вы готовите яичницу, предложите ребенку мелко-мелко наломать кусочки яичной скорлупы и составить из кусочков картинку, как из мозаики.

Если вы варите макароны (рожки), предложите ребенку сделать бусы из макарон.

Предложите ребенку обвести на бумаге любой домашний предмет (например, ложку или вилку) с закрытыми глазами. Рисунок можно заштриховать.

Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник.

Предложите ребенку поиграть с пробками от бутылок. Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это – «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы.

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.

Для развития мелкой моторики так же предлагаем выполнять с ребенком как можно чаще следующие упражнения: штриховать карандашом в различных направлениях; рисовать красками, карандашами; лепить из пластилина, глины; вырезать из бумаги; делать аппликации; рвать бумагу руками; складывать мозаику; собирать из конструктора; завязывать шнурки; вязать веревочные узлы; пришивать пуговицы; вязать, вышивать.

Игры на развитие памяти

Попросите ребенка посмотреть и запомнить, какой была комната до уборки. Во время вашей уборки, ребенок ее нарисует. После уборки ребенок должен сравнить комнату до уборки и после (найти отличия), а рисунок поможет ему в этом.

Попросите ребенка побывать в роли наблюдателя. Он должен внимательно следить за вами в течение какого-то времени (например, 5 – 15 минут), а затем назвать по порядку все ваши действия.

Для развития памяти так же нужно: пересказывать сказки, стихи, которые вы читаете ребенку; рассказывать вечером, какие звуки (предметы, запахи) он слушал (видел, ощущал) за день (или за какой-то промежуток времени, например, пока ужинал); пересказывать события в мультфильме, которые он смотрел вчера (при этом нужно вспомнить, кто из героев что говорил, что делал); смотреть на любой предмет в течение 30 секунд, а затем нарисовать, либо словесно описать.

Игры на развитие внимания

Посоревнуйтесь с ребенком: вы ищите предметы, начинающиеся на букву «П» (или другую букву) на кухне, а он – в комнате.

Делая уборку в комнате или готовя пищу, можно сыграть в такую игру: вы называете любые слова (читаете стихотворение, сказку или поете песню), а ребенок должен хлопнуть в ладоши, каждый раз, когда встретится слово, начинающиеся с буквы «К», («М», «Б» и т.д.).

Предложите ребенку в газете, журнале на одной из страниц зачеркивать карандашом все буквы «А», стараясь не пропускать их (затем задание можно усложнить, попросив ребенка обвести в кружок все буквы «К», подчеркнуть все буквы «О»).

Для развития внимания также нужно учить ребенка выполнять несколько дел одновременно, например: слушать и рассматривать иллюстрации, читать и слушать и рисовать.

Игры на развитие речи

Вы называете любое слово (существительное – название предмета, глагол – действие, прилагательное – признак), связанное с тем, что вы делаете в данный момент (например, если гладите белье – утюг, выключать, горячий). Ребенок должен придумать словосочетание (горячий утюг, выключить утюг и т.п.).

Предложите ребенку на время, пока вы заняты домашними делами, стать радиожурналистом и провести передачу «Полезные советы». В передаче могут быть рубрики: «Как сварить суп», «Как пожарить картофель», «Как погладить брюки», и др.

«Продолжи слово». Суть игры состоит в том, что вы говорите начало слова (первый слог), а ребенок должен его продолжить. Например, слова по теме кухня: ду – духовка, ча – чайник и т.д.

Для развития речи также нужно: чаще просить ребенка пересказывать книгу, мультфильм; рассказывать, что он делал вчера, после завтрака и т.д.; не разрешать ребенку употреблять в речи слова – паразиты (ну, вот, значит и т.п.); как только вы услышите подобное слово, хлопайте в ладоши (или придумайте что-то другое, что вы услышите подобное слово, хлопайте в ладоши (или придумайте что-то другое, что будет привлекать его внимание или останавливать); чаще читать ребенку книги, а если ребенок уже умеет читать, то всячески стимулируйте и поддерживайте интерес к чтению.

Игры на развитие мышления

«Что общего?» предложите ребенку найти связь между предметами, которые вы в данный момент используете. (Например, что общего между ножом и луком – нож острый, а у лука острый запах; пылесосом и веником и т.д.)

Для развития мышления также нужно: разгадывать ребусы; составлять ребусы; рисовать комиксы; составлять из предложенных слов предложения;

составлять из геометрических фигур картинки.

Игры на развитие воображения

Попросите ребенка показать (изобразить жестами, позой) различные предметы мебели.

Предложите ребенку рассмотреть разные овощи и сказать, на что они похожи.

Предложите ребенку перевоплотиться в какой-либо предмет, находящийся в комнате или на кухне (например, в поварешку) и придумать рассказ про это предмет.

Для развития воображения также нужно: соединять (мысленно или на рисунке) части разных предметов друг с другом (например, голову тигра с туловищем пингвина); уменьшать – увеличивать реальные размеры предметов (например, представить слона размером с мышь или кошку размером со слона и нарисовать или слепить из пластилина); придумывать необычные способы использования обычных предметов (например, в кубик можно играть, его можно использовать как подставку и т.д.).

Игры на развитие пространственных представлений.

«Найди предмет». Играть в эту игру можно играть в любом помещении (например, когда вы убираете комнату). Вы загадывает предмет. Ребенок должен его найти, выполняя ваши команды (например: шаг вперед, шаг влево, посмотри вниз т.д.). Затем ребенок загадывает предмет, вы его находите, выполняя команды ребенка.

Для развития пространственных представлений так же нужно: срисовывать буквы, цифры, картинки; рассматривать (рисовать) планы, схемы, карты; играть в игру «морской бой».

Игры на развитие эмоциональной сферы.

«Любимое – нелюбимое». Вы называете ребенку какое-либо действие, а ребенок должен изобразить отношение к этому действию: если он любит это делать, изобразить радость; если не любит – грусть, печаль, огорчение. Если никогда не выполнял это действие – сомнение, неизвестность (например: есть мороженое, подметать, гулять с друзьями, читать, вышивать и т.д.)

«Ожившие предметы». Предложите ребенку внимательно посмотреть на все предметы в комнате (кухне, прихожей). Пусть он представит, что предметы ожил, стали чувствовать, и скажет, у кого самое плохое настроение и почему.

Для развития эмоциональной сферы нужно: При чтении сказок, просмотре фильмов спрашивать к ребенка, что чувствуют герои, какое у них настроение; чаще говорить ребенку о собственном настроении, состоянии (например: «Я сегодня очень рада. Мне хочется петь и танцевать).

Для повышения самооценки учите ребенка видеть свои преимущества.  Говорите чаще ему о том, какой он у вас замечательный, как вы его любите.

Избегайте сравнений его с другими детьми и не говорите ему, когда у него что-то не получается, что он ничего не умеет, ни на что не способен и т.д.

Игры на развитие мотивационной готовности

«Загадки на школьную тему». В случае, если ребенок затрудняется с ответом, необходимо вместе с ним вспомнить, какие предметы нужны для школы, стараясь, чтобы большинство предметов ребенок назвал сам. Если же ребенку непонятна сама суть загадки, то следует вместе с ним разобрать ее построчно.

«Продолжи предложение». Предложите ребенку ответить на вопросы: как обращаются к учительнице? Что такое урок? Как узнают, что начинается урок? Что такое перемена? Для чего нужна перемена? Что такое школьный дневник? и д.

Для развития мотивации учения в школе почаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего школьного прошлого. Начало школьной жизни – большое испытание для маленького человека. Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе. Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием. Ни в коем случае взрослые не пугайте ребенка-дошкольника школой, учебой.

          Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь нашими рекомендациями:

  • Не допускайте, чтобы малыш скучал во время занятий. Заинтересуйте его. Если ребенку весело, он учится лучше. Интерес делает детей по-настоящему творческими личностями.
  • Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если что-то не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.
  • Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов малыша. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку заданий, превышающих его интеллектуальные возможности .
  • В занятиях с ребенком нужна мера. Не пытайтесь предлагать задания, если малыш утомлен, займитесь чем-то другим.
  • Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите малыша за его терпение, настойчивость. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувства юмора. Успехов вам и больше веры в себя и в возможности своего ребенка.

ПАМЯТКА

советы родителям будущих первоклассников

  • Помогите своему ребёнку овладеть информацией, которая позволит ему не растеряться в обществе.
  • Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке.
  • Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе.
  • Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи.
  • Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе.
  • Приучайте ребёнка к самостоятельности.
  • Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.
  • Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребёнком.

Тест для родителей

Отвечать «Да», «Нет»

  1. Как вы считаете, хочет ли ваш ребёнок идти в первый класс?

2.Считаете ли вы, что ребёнок в школе узнает много нового и интересного?

  1. Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15-20) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику)?
  2. Можете ли вы сказать, что ваш ребёнок не стесняется в присутствии посторонних людей?
  3. Умеет ли ваш малыш связно описать картину и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?
  4. Знает ли ваш ребёнок стихи наизусть?
  5. Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?
  6. Умеет ли ваш ребёнок читать, хотя бы по слогам?
  7. Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?
  8. Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?
  9. Может ли ваш ребёнок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?
  10. Любит ли ваш ребёнок рисовать, раскрашивать картинки?
  11. Умеет ли ваш малыш управляться с ножницами и клеем?
  12. Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?
  13. Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных?
  14. Есть ли у вашего ребёнка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом « фрукты», «Овощи», «Профессии», и другое.
  15. Любит ли ваш ребёнок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор?

Если вы ответили утвердительно на 15 наиболее вопросов, значит, ваш ребёнок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.

Если ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 выше указанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чём ещё нужно потренироваться с ребёнком.

В том случае, если кол-во утвердительных ответов 9 или менее, вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребёнком. Он ещё не совсем готов пойти в школу. Поэтому - ваша задача – систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект родительского собрания на тему "Школьная зрелость"

Собрание проводится в подготовительной группе.  Уважаемые  родители близится то время, когда ваши дети пойдут в школу. Это важное событие  в жизни всей семьи, которое коснется всех ее ...

Консультация для родителей детей 6-7 лет тема: «Школьная зрелость».

Консультация  предназначена для родителей и педагогов работающих с детьми 6-7 лет....

Конспект заседания клуба "Будущий первоклассник" на тему: "Школьная зрелость"

В работе рассмотрено понятие «школьная зрелость», компоненты школьной зрелости, практические рекомендации родителям по подготовке детей к школьному обучению....

Презентация для родителей "Тест школьной зрелости Керна-Иерасека"

Презентация для родителей "Тест школьной зрелости Керна-Иерасека"...

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ /Работа с родителями/ ТЕМА: «Проблема адаптации ребенка в детском саду»

способствовать пониманию родителей (законных представителей) того, что такое адаптация ребенка к детскому саду; сформировать умение адекватно справляться с проблемными ситуациями в процессе адаптации ...

Консультация для родителей детей 6-7 лет тема: «Школьная зрелость».

Переход ребенка от дошкольного к младшему школьному возрасту сопровождается развитием нормального возрастного кризиса разви­тия  кризиса 6-7 лет. Если вы знакомы с книгами по психологии обще...