Главные вкладки

    Родительское собрание "Готовим будущего школьника"
    методическая разработка (подготовительная группа)

    Щенникова Ольга Григорьевна

     

    Встреча за круглым столом с родителями будущих первокласников с целью познакомить их с одним из критериев готовности к школьному обучению, а именно налаживание межличностных отношений между детьми, детьми и родителями, научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться в его собственном темпе. Данный материал помогает повысить педагогическую культуру родителей при подготовке ребенка к школе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл gotovim_budushchego_shkolnika.docx30.06 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

    Детский сад общеразвивающего вида «Лучик»

    Родительское собрание№2

    Подготовительная группа «Брусничка»

    «Готовим будущего школьника».

    Подготовил: педагог-психолог

    О.Г.Щенникова,


    Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; повышение педагогической культуры родителей при подготовке ребенка к школе.

    Задачи: познакомить родителей с одним из критериев готовности к школьному обучению, а именно налаживание межличностных отношений между детьми, детьми и родителями, научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться в его собственном темпе.

    Форма проведения: встреча за круглым столом.

    Участники: воспитатели, родители.

    План проведения

    1. Вступительная часть. Показ родителям записи сказки «Гуси – лебеди» в исполнении детей группы. Подвести итог по первой годовой задаче

    2. «Межличностные отношения детей дошкольного возраста в группе» - консультация педагога - психолога. Обсуждение результатов диагностики детей.

    3.Практикум для детей и их родителей (постановка звука «Л») – отв. учитель-логопед Моторная Л.Н.

    4. Разное.

     Ход собрания:

    Родители заходят, рассаживаются произвольно. Столы расположены полукругом. По ТВ показ сказки «Гуси – лебеди». На мольберте — лист голубой бумаги. Снежинки - смайлики для пожеланий.

    1. Вступительная часть (просмотр сказки «Гуси – лебеди» в постановке детьми и воспитателями группы).

    - Здравствуйте, уважаемые родители! Нам приятно видеть вас, и мы благодарим вас за то, что нашли возможность прийти на наше мероприятие. Хотим вас поздравить уважаемые родители с успехами ваших детей в первом полугодии. Еще каких – то три месяца и ваши, как ещё кажется, малыши отправятся в первый класс. А наша с вами задача помочь ребятам подготовится к школе. Решая первую годовую задачу, мы пытались донести до вас важность речевого развития через театрализованную деятельность. На что еще обратить внимание,  попробуем сегодня разобраться вместе.

    2. Педагог – психолог проводит с родителями игру "Волшебные очки": "Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти очки. Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!" Подходя к каждому родителю, ведущий называет какое-либо его хорошее качество. "А теперь мне хочется, чтобы вы по очереди примерили эти очки и хорошенько рассмотрели своего соседа. Может быть, вы заметите то, чего раньше не замечали".

    Вопрос к родителям для обсуждения: как вы думаете, что дает такая игра детям?

    Выслушивает ответы родителей.

    Педагог – психолог: Задача педагогов и родителей - обеспечить ребенку уверенность и эмоциональный комфорт в разных видах деятельности, с разными по возрасту детьми. Так как в дошкольном возрасте малыш лишь нащупывает способы отношений с окружающими и у него вырабатывается устойчивый личностный стиль и появляется представление о самом себе. Практика показывает, что поведение детей во время ссор, характеризуется чаще импульсивностью, эгоцентризмом. Эти трудности связаны, прежде всего, с недостаточным опытом общения с детьми, неумением и нежеланием учесть интересы сверстника и др.

    Работа воспитателя состоит в том, чтобы помочь ребенку преодолеть отчужденное отношение к сверстникам, увидеть в них не противников и конкурентов, а связанных с ним людей.

    Для этого есть специальные коррекционные игры и упражнения. Для преодоления отчужденной позиции в отношении со сверстниками проводятся игры, в которых дети говорят ласковые слова, учатся видеть и подчеркивать друг в друге только хорошее, стараются сделать друг другу приятное (конкурс хвастунов). Это помогает проблемным детям осознать свое агрессивное поведение, снять негатив в общении со сверстниками.

    Коррекционные игры, направленны на развитие межличностных отношений детей в группе: преодоления отчужденной позиции в отношении со сверстниками; снятие негатива в общении со сверстниками.

    Почему мы решили обсудить с вами именно вопрос межличностных отношений детей в группе? Вопрос зародился среди вас родителей, вы увидели,  как менялись отношения между вашими детьми на протяжении этих трех лет, вы задавали нам вопросы по поведению детей, мы в свою очередь делились с вами своими наблюдениями за ними. И, конечно же, в преддверие школы этот вопрос достаточно актуален.

    Тема зарождения и становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна из-за наблюдаемых в последнее время среди молодежи жестокости, повышенной агрессивности, имеющих свои истоки в раннем и дошкольном детстве.

    В старшей группе детского сада существуют достаточно устойчивые избирательные отношения. Дети занимают разное положение среди сверстников: одни становятся более предпочитаемыми, другие - менее. С одними хотят играть, других в игру не принимают. Одних устраивает второстепенная роль, другие страдают от такого положения, но не знают и не умеют его изменить. Здесь уже можно выделить социальные статусы детей: лидеры, предпочитаемые, пренебрегаемые, отверженные. Наверное, многие психологи и педагоги размышляют над тем, как помочь ребенку не чувствовать себя лишним в коллективе, можно ли научить его общаться, могут ли взрослые (педагоги, психологи, родители) специально обратить на него внимание сверстников, сделать его своим для окружающих.

    В последнее время дети посещающие группу детского сада, не имеют навыков конструктивного общения с ровесниками. Воспитатель часто затрудняется в выборе приемов и методов, чтоб найти подход к ребенку для налаживания эффективного взаимодействия. Не секрет, что есть дети, которые направо и налево раздают тумаки сверстникам, любыми способами добиваются своего, капризничают, истерики устраивают. Конечно, есть дети, которые способны ладить с ровесниками и взрослыми (пример с Матвеем Р.).

    Причина поведения ребенка часто кроется в семейном воспитании. Для ребенка взрослые являются образцом во всем. Самые важные учителя для детей – родители. Родительский дом – это первая школа для ребенка. Семья оказывает огромное влияние на то, что малыш будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Дети учатся речевому общению, наблюдая за старшими, слушая и подражая им. Так как родители являются для ребенка образцом поведения, на фоне их оценки поведения, формируется самооценка у ребенка. Авторитет родителя непоколебим. Родителям нужно быть очень внимательным к своим словам, избегать установок, которые отрицательно проявятся в поведении ребенка.

    Например: "Горе ты моё", " Не кричи, не глухая" "Весь в папу", "Уйди с глаз моих" и др. Все эти высказывания являются установками - тормозящими. Сделайте так, чтобы установок было очень мало, развивайте уверенность в ребенке: "Смелее ты все можешь", "Иди ко мне, давай вместе разберемся", "Давай я тебе помогу", "Держи себя в руках, уважай людей", "Счастье моё, радость моя» и т. д. Научитесь выдвигать конструктивные установки.

    Таким образом, родителям следует уделять своим детям больше времени, так как в раннем детстве влияние семьи на речевое и когнитивное развитие и приобщение ребенка к жизни общества - являются решающими. Именно в эти годы закладываются основы уверенности в себе и успешного общения вне дома, что способствует дальнейшему продвижению ребенка в школе, в компании сверстников.

    В процессе развития коммуникативных навыков ребенка, большое внимание необходимо уделять формированию личностных качеств малыша, его чувствам, эмоциям. Когда люди счастливы и находятся в мире с самими собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими.

    Следовательно, гармоничное развитие детско-родительских отношений являются залогом благополучного поведения в группе, а в дальнейшем и в школе.

    Педагог – психолог озвучивает результаты диагностики межличностных отношений в группе (см. приложение №1).

    Раздает родителям рекомендации по формированию коммуникативного поведения и межличностных отношений детей (приложение №2).

    3. Практикум для детей и их родителей (постановка звука «Л») – проводит учитель-логопед Моторная Л.Н.

    4.Рефлексия: если информация собрания была полезной, прикрепить снежинку к облачку, если не знаете или что – то было непонятно, поместить снежинку в полете, если не понравилась, внизу на земле.

    Приложение

    Рекомендации родителям по формированию коммуникативного поведения и межличностных отношений детей

     

     

    В формировании коммуникативного поведения и межличностных отношений у детей имеются сходные черты: дефицит познавательной формы общения со взрослым, преобладание среднего уровня сформированности навыков культуры общения, проявление не сформированности навыков в общении со сверстниками, риск неблагоприятного развития межличностных отношений в группе сверстников. Предлагаем вниманию разработанные нами рекомендации, соблюдая которые, родители, смогут помочь своему ребенку овладеть необходимыми ему коммуникативными умениями и повысить социальный статус в группе сверстников.

     

    1. Для развития познавательного общения ребенка со взрослым:

     

    • Приобретайте для совместного с ребенком чтения книги познавательного содержания;

    • Вовлекайте ребенка в разговор на познавательные темы: рассказывайте ему о повадках животных, о машинах, явлениях природы и т. д., старайтесь сделать его полноправным участником беседы, стимулируйте вопросы детей, поощряйте любую познавательную активность, проявление любознательности;

    • Отвечайте на все вопросы детей;

    • Обсуждайте с ребенком темы, о которых у него уже есть представления. Опираясь на имеющийся у ребенка опыт, делайте его активным участником беседы.

     

    2. Для развития личностной формы общения:

     

    • Обсуждайте с детьми прочитанные книги о событиях из жизни детей об их конфликтах, отношениях, поступках, например рассказы Толстого Л. Н., Осеевой В. или сказки, в которых моральная оценка тех или иных качеств и поступков героев выступает особенно ярко;

    • Постепенно переводите беседу от книжки к теме, касающейся жизни самого ребенка. При этом покажите ребенку, что в окружающей его жизни, в его отношениях с людьми можно увидеть те же проблемы, что и в прочитанных книгах;

    • Обсудите с ребенком темы о людских качествах (о доброте, упрямстве, жадности, о событиях из жизни ребенка;

    • Будьте активным участником разговора: высказывайте свое мнение о конфликтах и событиях, участником которых был ребенок, рассказывайте о том, что произошло с вами;

    • Постоянно обращайте внимание ребенка на себя, на свою внутреннюю жизнь при помощи вопросов: что ты делаешь сейчас, какое у тебя настроение, почему ты так сказал, сделал и т. д. Тем самым дайте детям возможность заглянуть в себя, попытаться осознать и оценить свои действия.

    • Обсуждайте с ребенком произошедшие с ним события, ситуации, свидетелем или участником которых он был. Во время разговора, способствуйте тому, чтобы ребенок осознал свои и чужие действия и поступки.

     

    3. Для формирования навыков культуры общения со сверстниками:

     

    • Учите ребенка разрешать возникающие конфликты со сверстниками, познакомьте со способами разрешения: попытаться договориться между собой, предложить решение проблемы, которое бы всех устроило, уступить.

    • Не оставляйте без внимания проблемы, которые возникают у вашего ребенка в общении со сверстниками. Проявите интерес к тому, как прошел его день в детском саду, с кем и в какую игру он играл. Обсудите возникшие у ребенка в течение дня конфликтные ситуации, попробуйте вместе с ним найти выход из них, возможность избежать их в дальнейшем

    • Обратите внимание на то, как ребенок обращается к другим детям, называет ли их по имени;

    • Чаще используйте в речи разнообразные вежливые слова и побуждайте ребенка их использовать;

    • Познакомьте ребенка с такими правилами общения как: не перебивать говорящего, не мешать другим во время выполнения деятельности, считаться с мнением сверстника, взрослого. Следите за их выполнением.

     

    4. Для того чтобы повысить популярность ребенка среди сверстников, его социальный статус:

     

    • Поддерживайте дружеские, доброжелательные отношения ребенка к детям и сами будьте доброжелательны с детьми, окружающими вашего ребенка;

    • Расширяйте круг знакомых сверстников ребенка. Побуждайте его к знакомству во время прогулок, поездок, походов в цирк, театр и т. д.;

    • Учите ребенка приглашать друзей в гости, быть гостеприимным хозяином: разрешать играть своими игрушками, угощать, делать гостю приятные сюрпризы;

    • Учите ребенка выражать одобрение поступкам, результатам деятельности других детей, проявлять доброжелательность по отношению к сверстнику, при этом, не забывайте хвалить самого ребенка;

    • Обсуждайте с ним причины возникающих конфликтов, способы разрешения, избегания острых ситуаций, повышайте его коммуникативную компетентность.

     

    5. Для повышения чувствительности к партнеру по общению:

     

    • Беседуя или играя с ребенком, развивайте у него способность слышать высказывания другого, видеть его действия и адекватно отвечать на них;

    • Наблюдая за играми вашего ребенка с другими детьми, обращайте его внимание на то, что он должен ориентироваться на действия партнера по игре, согласовывать с ним свои действия. Если вы решили поиграть, то обсудите до начала игры, кто из вас какие действия будет выполнять. Во время игры обращайте внимание ребенка на необходимость согласования своих действий с действиями партнера.

    • Во время игры или беседы с ребенком поощряйте любое его стремление проявить инициативу, поддерживайте начатый ребенком разговор, помогите ему развить тему общения;

     

    6. Для улучшения межличностных отношений ребенка в группе сверстников:

     

    • Поддерживайте у ребенка интерес к сверстнику и стремление сделать что-то для него (поиграть в любимую игру, сделать подарок, поделиться конфетой) ;

    • Развивайте способность уступать, помогать окружающим людям: взрослым и детям. На личном примере покажите ребенку, какое удовлетворение, радость можно испытать, делая что-то хорошее для другого человека.

     

    7. Для решения проблем в межличностных отношениях, и повышения социального статуса ребенка в группе сверстников:

     

    • Для преодоления тенденции отчужденного отношения к сверстнику помогите ребенку увидеть в сверстниках не конкурентов, а близких и связанных с ним людей. Для этого предложите ему игру «Комплименты», в которой каждый из вас должен сказать о знакомых детях как можно больше хорошего;

    • Объясните ребенку, что у каждого взрослого человека и ребенка есть свои интересы и желания, с которыми необходимо считаться;

    • Сделайте подарки детям, которым симпатизирует ребенок, пригласите их в гости. Учите ребенка быть гостеприимным, прислушиваться к желаниям гостя. Организуйте совместную продуктивную деятельность детей, в которой им нужно согласовывать свои действия, договариваться.

    • Для преодоления конфликтности в отношениях детей, в беседах с ребенком, чаще обсуждайте события, произошедшие с ним за день. Поинтересуйтесь, как в этот день развивались его отношения с детьми? Обсудите, какие конфликты и по чьей вине возникли, чем закончились.

    • Побуждайте его к оцениванию своих и чужих действий и поступков, при этом акцентируйте внимание ребенка на том, кто из детей правильно вел себя в сложившейся ситуации;

    • Не давайте ребенку готовых решений, старайтесь, что бы он сам, путем рассуждений осмыслил свои поступки и поступки товарищей.

    • Поощряйте проявления доброжелательности, отзывчивости по отношению к сверстникам, желание помочь, уступить другому ребенку, учите находить выход из конфликтной ситуации;

    • Для того чтобы преодолеть отчужденное отношение ребенка к сверстникам, выражающееся в замкнутости, избегании общения с детьми или в агрессивном, враждебном отношении к сверстникам, следует привлекать внимание ребенка к другим детям, учить ребенка общаться с ними;

    • Предложите ребенку пригласить в гости кого-нибудь из сверстников, организуйте совместные игры, в которых внимание к другому является необходимым условием игры, продуктивную деятельность. Например: выкладывание общей картины из мозаики, рисование домика и сочинение сказки. При этом исключите всякое сравнение детей, конкуренцию и соревновательность;

    • Создавайте и чаще используйте такие ситуации, в которых дети могли бы испытать совместные переживания, радость, грусть. Дайте ребенку возможность открыть другого человека не как соперника и конкурента, а как самоценную и значимую личность, со своими, и в тоже время его радостями и трудностями.

     

    8. Для формирования навыков культуры в общении с взрослыми и сверстниками:

     

    • Учите детей называть взрослых по имени и отчеству, обращаться к сверстникам по имени;

    • Используйте в речи разнообразные вежливые слова и побуждайте ребенка их использовать;

    • Покажите свое неодобрение, если ребенок повысил голос в разговоре, настаивая на своем. Не пускайтесь в длительные споры с ребенком, спокойно скажите, что не измените своего решения, если чувствуете в этом необходимость.

    • Учите ребенка уступать детям и взрослым, проявлять внимание, предлагать свою помощь. Для этого отмечайте похвалой те случаи, когда ребенок уступил, проявил великодушие, помог по собственной инициативе;

    • Учите внимательному отношению к окружающим: замечать настроение, проявлять сочувствие;

    • Познакомьте ребенка с такими правилами общения как: не перебивать говорящего, не мешать другим во время выполнения деятельности, считаться с мнением сверстника, взрослого. Следите за их выполнением.

     

    Будь сами примером для ребенка в общении с другими людьми! Успехов вам!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание "Игры для будущих школьников"

    К школе готовятся зачастую торжественно, что в принципе оправданно, ибо начинается новый важный этап в жизни - но при этом столь же суетливо и порой даже бестолково, как правило, забывая главное...

    Конспект родительского собрания по теме: "Ваш ребенок - будущий школьник"

    Цель собрания: Актуализировать знания родителей по проблеме подготовки к школе.Задачи собрания:  Обсудить с родителями проблему готовности к школьному обучению. Дать практические реком...

    Родительское обрание "Ваш ребенок - будущий школьник"

     Дошкольный возрастной период – это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в процессе...

    Родительское собрание на тему: "Ваш ребенок - будущий школьник!"

    В данном документе представлены рекомендации для родителей, а так же открытое письмо родителям!...

    Родительское собрание: "Ваш ребенок - будущий школьник"

    Цели: формирование активной педагогической позиции родителей; вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по данному вопросу; вовлечение родителей в процесс воспитания своих дет...

    Родительское собрание «Ваш ребёнок – будущий школьник»

    Родительское собрание для вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по данному вопросу; вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей...