Главные вкладки

    Родительское собрание в группе раннего возраста «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»
    консультация (младшая группа)

    Тестова Ирина Валентиновна

     

    Родительское собрание в группе раннего возраста

    «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»

                                                                             

     

    «Только родители, которые считают детей высшим смыслом жизни, могут называться родителями в полном смысле этого слова. Для них интересы детей всегда стоят на первом месте, особенно тогда, когда их дети пребывают в самом драгоценном возрасте – от рождения и до шести лет»

    (Глен Доман)

     

     

     

     

     

                                                                                            Воспитатели: Тестова И.В.

    Нордгеймер В.В.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    СЕНТЯБРЬ, 2020 г.

     

    Цель: содействовать проявлению искренней заинтересованности родителей в обеспечении успешной адаптации ребенка к условиям детского сада и их готовности к эмоциональной поддержки малыша в этот период.

    Задачи:

    1. Познакомиться с родителями, создать доверительные отношения между педагогами и родителями, установление партнерских отношений.

    2. Рассказать о проблеме и вариантах адаптации к условиям детского сада(Тестова И.В.).

    3.Раскрыть роль семьи, и в частности мамы, в решении данной проблемы (Нордгеймер В.В.).

    4. Выбор родительского комитета.

    5. Анкета обратной связи.

     

     

    Ход собрания

    1. Знакомство с родителями.

    Воспитатель предлагает всем познакомиться «Цветок знакомства»

    (родители представляют себя, рассказывают о своих интересах передавая цветок друг другу).

    Родителям, предлагается представиться и коротко рассказать о своем ребенке – каковы характерные черты его поведения, интересы, склонности, как ласково называют ребенка дома.

    Перед родителями на столе лежат много различных игрушек, предметов. Предложить им подумать и взять в руки предмет, символизирующий их ребенка. Рассказать по очереди, почему именно эту игрушку выбрали.

     

    2.Сообщение воспитателя Тестовой И.В. «Проблема и варианты адаптации детей к условиям детского сада»

    Поступление ребенка в дошкольное учреждение – процесс сложный и для самого малыша, и для родителей. Для ребенка это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Малышу предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, контакт со сверстниками, новое помещение – все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Все это может вызвать у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими.

    Адаптация – этот приспособление организма к новым для него условиям, создание новых привычек и стереотипов. При поступлении в детский сад привычные условия жизни меняются. Малыш оказывается в новой обстановке с незнакомыми детьми и взрослыми, испытывает волнение, тревогу, страх, гнев. Привыкание к детскому саду – процесс непростой. Адаптивные возможности ребенка ограничены и, если привыкание протекает тяжело, малыш может заболеть. Чтобы снизить эмоциональное напряжение, необходимо переключить внимание ребенка на деятельность, которая приносит ему удовольствие – на игру, а так же создать условия для возникновения доверия между воспитателем и ребенком.

    Основная задача в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.

    В первую очередь на адаптацию влияет физическое состояние ребенка. Здоровый, физически развитый малыш обладает лучшими возможностями системы адаптивных механизмов, он лучше справляется с трудностями. Нервно и соматически ослабленные, быстро утомляющиеся, имеющие плохой аппетит и сон дети испытывают, как правило, значительно большие трудности в детском саду.

    Другим фактором, оказывающим воздействие на характер адаптации ребенка к новым условиям, является возраст, в котором он поступает в детское учреждение. Этот фактор имеет глубинную связь с привязанностью ребенка к матери и возникающими на этой основе формами поведения.

     

     

    К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:

    • Самостоятельно есть разнообразную пищу;
    • Своевременно сообщать о своих физиологических потребностях;
    • Мыть руки при помощи взрослых;
    • Пользоваться полотенцем, носовым платком;
    • Самостоятельно садиться на стул;
    • Самостоятельно пить из чашки;
    • Пользоваться ложкой;
    • Участвовать в одевании.

    В зависимости от длительности адаптационного периода  различают три степени адаптации ребенка к детскому саду: 

    1 – 16  дней  - легкая адаптация

    16 - 32 дней – адаптация средней тяжести

    от 32 до 64 дней – тяжелая адаптация 

     1. Лёгкая адаптация

     Поведение ребенка нормализуется в течение двух недель, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе,  болеет не чаще обычного.

     Физиологические критерии:

     Здоровье

     В период адаптации – заболевание не более одного раза сроком на 10 дней.

     Аппетит

     В первые дни может быть снижен, затем нормализуется. Отказа от еды не наблюдается.

     Сон

     В первую неделю возможны проблемы с засыпанием, сон может быть  непродолжительным. К 20 дню сон  нормализуется.

     2. Адаптация средней тяжести 

     Сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить  

     Заболевание длительностью 5—7 дней, есть признаки психического стресса. (Признаки психического стресса: ребенок возвращается к соске, вновь начинает мочиться в штанишки или кровать, избыточные страхи, агрессивное поведение или неконтролирующие вспышки плохого настроения, заикание, гиперактивность, нервные движения).

     Физиологические критерии:

     Здоровье

     Заболевают не более 2 раз за этот период сроком до 10 дней. Возможны  изменения вегетативной нервной системы.  

     Может снизиться вес, могут появиться тени под глазами, бледность, потливость. Восстановление происходит через  20-40 дней.

     Аппетит

     Аппетит снижается.  В первые дни возникает отказ от еды. Аппетит восстанавливается через 20-40 дней.

     Сон

     Ребенок плохо засыпает. Сон короткий. Вскрикивает во сне. Просыпается со слезами. Сон восстанавливается через 20-40 дней.

     3. Тяжелая адаптация  

     Длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое,  

     так и психическое истощение организма.

     Физиологические критерии:

     Здоровье

     Часто болеют, более 3 раз за период. Изменение вегетативной нервной системы. Появляются признаки  невротических реакций. Шелушение кожи, диатез, бледность, потливость, тени под глазами, вес может снижаться.  

     Возможны нарушение стула, бесконтрольный стул, невротическая рвота.

     Аппетит

     Аппетит снижен. Стойкий отказ от еды. С трудом привыкает к новой пище. Может отказываться от самостоятельного приема пищи. Аппетит восстанавливается к 60 дню.

     Сон

     Плохо засыпает, сон короткий, прерывистый. Во время сна наблюдаются всхлипывания, могут вскрикивать во сне.  

     Восстанавливается примерно к 60 дню.

    Объективные показатели окончания периода адаптации у детей являются:

    • Глубокий сон;
    • Охотное общение с другими детьми;
    • Хороший аппетит;
    • Бодрое эмоциональное состояние;
    • Полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение;
    • Соответствующая возрасту прибавка в весе.
    • Желание идти в сад.

    Признаки дезадаптации:

    • Нарушение сна, плохо засыпает, часто просыпается по ночам, много ворочается.
    • Нарушение аппетита, отказывается от еды, ест мало, жалуется на боли в животе.
    • Появление вялости, капризности.
    • Появление агрессивности, часто меняется настроение.
    • Ребенок чаще стал болеть.

     

    3. Сообщение Нордгеймер В.В. «Чем же может помочь мама?»

    Даже в том случае, когда ребенок не испытывает особых затруднений при поступлении в дошкольное учреждение, родителям не следует сразу же разлучаться с ним на целый день. Иногда ребенок не сразу понимает, что мама надолго оставляет его одного в незнакомой или малознакомой обстановке. Его переживание одиночества может быть отсроченным и возникнуть через несколько дней после первого посещения сада.

    Для того чтобы ребенок привык к новым условиям жизни, следует постепенно формировать у него привычку и желание ходить в детский сад. Лучше всего адаптация проходит с участием мамы. Однако не каждая мама понимает необходимость такого участия и представляет, как нужно себя вести в период, когда ребенок не хочет отпускать ее от себя, плачет, отказывается играть и общаться с воспитателем и сверстниками.

    Чем же может помочь мама?

    Каждая мама, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. И это замечательно. Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность.

      В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей. Разговаривайте об этом не только с крохой. Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад теперь ходит малыш, и какие замечательные воспитатели там работают.

      В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять «отсыпаться» слишком долго, что существенно может сдвинуть распорядок дня. Если ребенку требуется «отсыпаться», значит, режим сна у вас организован неверно, и, возможно, малыш слишком поздно ложится вечером.

      Не отучайте ребенка от «дурных» привычек (например, от соски) в период адаптации, чтобы не перегружать нервную систему малыша. У него в жизни сейчас слишком много изменений, и лишнее напряжение ни к чему.

      Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!

      Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите кроху, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).

      Дайте в сад небольшую игрушку (лучше мягкую). Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке – заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее.

      Призовите на помощь сказку или игру. Вы можете придумать свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. Эту сказку вы можете «проиграть» с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Собственно все это и затевается, чтобы малыш понял: мама обязательно за ним вернется.

    Спокойное утро

    Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно? Главное правило таково: спокойна мама – спокоен малыш. Он «считывает» вашу неуверенность и еще больше расстраивается.

      И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду – раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка, которую кроха берет с собой в садик. Видя, что зайчик «так хочет в сад», малыш заразится его уверенностью и хорошим настроением.

      Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться. Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого никак не может отпустить от себя, продолжая переживать после его ухода.

      Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!

      У вас должен быть свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока»). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.

    Не делайте ошибок

    К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка. Чего нельзя делать ни в коем случае:

      Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», – тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.

      Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.

      Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.

      Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

    Помощь нужна еще и маме!

    Когда речь идет об адаптации ребенка к саду, очень много говорят о том, как трудно малышу и какая ему нужна помощь. Но «за кадром» остается один очень важный человек – мама, которая находится в не меньшем стрессе и переживаниях! Она тоже остро нуждается в помощи и почти никогда ее не получает. Часто мамы не понимают, что с ними происходит, и пытаются игнорировать свои эмоции. Но не стоит этого делать. Вы имеете право на все свои чувства, и в данном случае они являются естественными. Поступление в сад – это момент отделения мамы от ребенка, и это испытание для обоих. У мамы тоже «рвется» сердце, когда она видит, как переживает малыш, а ведь в первое время он может заплакать только при одном упоминании, что завтра придется идти в сад. Чтобы помочь себе, нужно:

    • быть уверенной, что посещение сада действительно нужно семье. Например, когда маме просто необходимо работать, чтобы вносить свой вклад (порой единственный) в доход семьи. Иногда мамы отдают ребенка в сад раньше, чем выходят на работу, чтобы помочь ему адаптироваться, забирая пораньше, если это будет нужно. Чем меньше у мамы сомнений в целесообразности посещения сада, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно справится. И малыш, реагируя именно на эту уверенную позицию мамы, адаптируется гораздо быстрее.
    • поверить, что малыш на самом деле вовсе не «слабое» создание. Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что кроха плачет! Поверьте, у него настоящее горе, ведь он расстается с самым дорогим человеком – с вами! Он пока не знает, что вы обязательно придете, еще не установился режим. Но вы-то знаете, что происходит, и уверены, что заберете малыша из сада. Хуже, когда ребенок настолько зажат тисками стресса, что не может плакать. Плач – это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за «нытье». Конечно, детские слезы заставляют вас переживать, но вы тоже обязательно справитесь.
    • заручиться поддержкой. Вокруг вас мамы, переживающие те же чувства в этот период. Поддерживайте друг друга, узнайте, какие «ноу-хау» есть у каждой из вас в деле помощи малышу. Вместе отмечайте и радуйтесь успехам детей и самих себя.

    Теперь, когда вы знаете, что многие негативные проявления в поведении ребенка являются нормальным проявлением процесса адаптации, вам нужно понять: очень скоро они начнут уменьшаться, а потом и вовсе сойдут на «нет». Через некоторое время вы с удивлением, а потом и гордостью начнете отмечать, что малыш стал самостоятельным и с радостью ходит в детский сад. 

     

    4. Выбор родительского комитета.

    5. Анкета обратной связи

    Уважаемый родитель!

    С целью совершенствования нашей работы, ответьте, пожалуйста, на предложенные вопросы, поделитесь с нами своими мнениями и замечаниями:

     

    Как бы вы оценили содержание родительского собрания:

     

    оценка: высокая низкая    

    1. Важность темы 5 4 3 2 1    

    2. Полезность и необходимость информации 5 4 3 2 1    

    3. Информацию можно применить в жизни (практичность) 5 4 3 2 1

     

    4. Что на родительском собрании было для Вас:

    4.1) Самым полезным ______

    4.2) Самым бесполезным

    4.3) Самым запоминающимся ______

    5. Какую информацию по теме «Адаптация» Вы хотели бы получить еще? 

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл roditelskoe_sobranie_1.docx27.05 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Рябинушка» филиал МКДОУ«Детский сад № 3 «Рябинушка» Детский сад «Ласточка»

    Поспелихинский район

    Алтайский край  

    Родительское собрание в группе раннего возраста

    «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»

            

    «Только родители, которые считают детей высшим смыслом жизни, могут называться родителями в полном смысле этого слова. Для них интересы детей всегда стоят на первом месте, особенно тогда, когда их дети пребывают в самом драгоценном возрасте – от рождения и до шести лет»

    (Глен Доман)

                                                                                            Воспитатели: Тестова И.В.

    Нордгеймер В.В.

    СЕНТЯБРЬ, 2020 г.

    Цель: содействовать проявлению искренней заинтересованности родителей в обеспечении успешной адаптации ребенка к условиям детского сада и их готовности к эмоциональной поддержки малыша в этот период.

    Задачи:

    1. Познакомиться с родителями, создать доверительные отношения между педагогами и родителями, установление партнерских отношений.

    2. Рассказать о проблеме и вариантах адаптации к условиям детского сада(Тестова И.В.).

    3.Раскрыть роль семьи, и в частности мамы, в решении данной проблемы (Нордгеймер В.В.).

    4. Выбор родительского комитета.

    5. Анкета обратной связи.

    Ход собрания

    1. Знакомство с родителями.

    Воспитатель предлагает всем познакомиться «Цветок знакомства»

    (родители представляют себя, рассказывают о своих интересах передавая цветок друг другу).

    Родителям, предлагается представиться и коротко рассказать о своем ребенке – каковы характерные черты его поведения, интересы, склонности, как ласково называют ребенка дома.

    Перед родителями на столе лежат много различных игрушек, предметов. Предложить им подумать и взять в руки предмет, символизирующий их ребенка. Рассказать по очереди, почему именно эту игрушку выбрали.

    2.Сообщение воспитателя Тестовой И.В. «Проблема и варианты адаптации детей к условиям детского сада»

    Поступление ребенка в дошкольное учреждение – процесс сложный и для самого малыша, и для родителей. Для ребенка это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Малышу предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, контакт со сверстниками, новое помещение – все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Все это может вызвать у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими.

    Адаптация – этот приспособление организма к новым для него условиям, создание новых привычек и стереотипов. При поступлении в детский сад привычные условия жизни меняются. Малыш оказывается в новой обстановке с незнакомыми детьми и взрослыми, испытывает волнение, тревогу, страх, гнев. Привыкание к детскому саду – процесс непростой. Адаптивные возможности ребенка ограничены и, если привыкание протекает тяжело, малыш может заболеть. Чтобы снизить эмоциональное напряжение, необходимо переключить внимание ребенка на деятельность, которая приносит ему удовольствие – на игру, а так же создать условия для возникновения доверия между воспитателем и ребенком.

    Основная задача в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.

    В первую очередь на адаптацию влияет физическое состояние ребенка. Здоровый, физически развитый малыш обладает лучшими возможностями системы адаптивных механизмов, он лучше справляется с трудностями. Нервно и соматически ослабленные, быстро утомляющиеся, имеющие плохой аппетит и сон дети испытывают, как правило, значительно большие трудности в детском саду.

    Другим фактором, оказывающим воздействие на характер адаптации ребенка к новым условиям, является возраст, в котором он поступает в детское учреждение. Этот фактор имеет глубинную связь с привязанностью ребенка к матери и возникающими на этой основе формами поведения.

    К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:

    • Самостоятельно есть разнообразную пищу;
    • Своевременно сообщать о своих физиологических потребностях;
    • Мыть руки при помощи взрослых;
    • Пользоваться полотенцем, носовым платком;
    • Самостоятельно садиться на стул;
    • Самостоятельно пить из чашки;
    • Пользоваться ложкой;
    • Участвовать в одевании.

    В зависимости от длительности адаптационного периода  различают три степени адаптации ребенка к детскому саду: 

    1 – 16  дней  - легкая адаптация

    16 - 32 дней – адаптация средней тяжести

    от 32 до 64 дней – тяжелая адаптация 

     1. Лёгкая адаптация

     Поведение ребенка нормализуется в течение двух недель, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе,  болеет не чаще обычного.

     Физиологические критерии:

     Здоровье

     В период адаптации – заболевание не более одного раза сроком на 10 дней.

     Аппетит

     В первые дни может быть снижен, затем нормализуется. Отказа от еды не наблюдается.

     Сон

     В первую неделю возможны проблемы с засыпанием, сон может быть  непродолжительным. К 20 дню сон  нормализуется.

     2. Адаптация средней тяжести 

     Сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить  

     Заболевание длительностью 5—7 дней, есть признаки психического стресса. (Признаки психического стресса: ребенок возвращается к соске, вновь начинает мочиться в штанишки или кровать, избыточные страхи, агрессивное поведение или неконтролирующие вспышки плохого настроения, заикание, гиперактивность, нервные движения).

     Физиологические критерии:

     Здоровье

     Заболевают не более 2 раз за этот период сроком до 10 дней. Возможны  изменения вегетативной нервной системы.  

     Может снизиться вес, могут появиться тени под глазами, бледность, потливость. Восстановление происходит через  20-40 дней.

     Аппетит

     Аппетит снижается.  В первые дни возникает отказ от еды. Аппетит восстанавливается через 20-40 дней.

     Сон

     Ребенок плохо засыпает. Сон короткий. Вскрикивает во сне. Просыпается со слезами. Сон восстанавливается через 20-40 дней.

     3. Тяжелая адаптация  

     Длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое,  

     так и психическое истощение организма.

     Физиологические критерии:

     Здоровье

     Часто болеют, более 3 раз за период. Изменение вегетативной нервной системы. Появляются признаки  невротических реакций. Шелушение кожи, диатез, бледность, потливость, тени под глазами, вес может снижаться.  

     Возможны нарушение стула, бесконтрольный стул, невротическая рвота.

     Аппетит

     Аппетит снижен. Стойкий отказ от еды. С трудом привыкает к новой пище. Может отказываться от самостоятельного приема пищи. Аппетит восстанавливается к 60 дню.

     Сон

     Плохо засыпает, сон короткий, прерывистый. Во время сна наблюдаются всхлипывания, могут вскрикивать во сне.  

     Восстанавливается примерно к 60 дню.

    Объективные показатели окончания периода адаптации у детей являются:

    • Глубокий сон;
    • Охотное общение с другими детьми;
    • Хороший аппетит;
    • Бодрое эмоциональное состояние;
    • Полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение;
    • Соответствующая возрасту прибавка в весе.
    • Желание идти в сад.

    Признаки дезадаптации:

    • Нарушение сна, плохо засыпает, часто просыпается по ночам, много ворочается.
    • Нарушение аппетита, отказывается от еды, ест мало, жалуется на боли в животе.
    • Появление вялости, капризности.
    • Появление агрессивности, часто меняется настроение.
    • Ребенок чаще стал болеть.

     

    3. Сообщение Нордгеймер В.В. «Чем же может помочь мама?»

    Даже в том случае, когда ребенок не испытывает особых затруднений при поступлении в дошкольное учреждение, родителям не следует сразу же разлучаться с ним на целый день. Иногда ребенок не сразу понимает, что мама надолго оставляет его одного в незнакомой или малознакомой обстановке. Его переживание одиночества может быть отсроченным и возникнуть через несколько дней после первого посещения сада.

    Для того чтобы ребенок привык к новым условиям жизни, следует постепенно формировать у него привычку и желание ходить в детский сад. Лучше всего адаптация проходит с участием мамы. Однако не каждая мама понимает необходимость такого участия и представляет, как нужно себя вести в период, когда ребенок не хочет отпускать ее от себя, плачет, отказывается играть и общаться с воспитателем и сверстниками.

    Чем же может помочь мама?

    Каждая мама, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. И это замечательно. Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность.

      В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей. Разговаривайте об этом не только с крохой. Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад теперь ходит малыш, и какие замечательные воспитатели там работают.

      В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять «отсыпаться» слишком долго, что существенно может сдвинуть распорядок дня. Если ребенку требуется «отсыпаться», значит, режим сна у вас организован неверно, и, возможно, малыш слишком поздно ложится вечером.

      Не отучайте ребенка от «дурных» привычек (например, от соски) в период адаптации, чтобы не перегружать нервную систему малыша. У него в жизни сейчас слишком много изменений, и лишнее напряжение ни к чему.

      Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!

      Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите кроху, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).

      Дайте в сад небольшую игрушку (лучше мягкую). Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке – заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее.

      Призовите на помощь сказку или игру. Вы можете придумать свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. Эту сказку вы можете «проиграть» с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Собственно все это и затевается, чтобы малыш понял: мама обязательно за ним вернется.

    Спокойное утро

    Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно? Главное правило таково: спокойна мама – спокоен малыш. Он «считывает» вашу неуверенность и еще больше расстраивается.

      И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду – раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка, которую кроха берет с собой в садик. Видя, что зайчик «так хочет в сад», малыш заразится его уверенностью и хорошим настроением.

      Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться. Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого никак не может отпустить от себя, продолжая переживать после его ухода.

      Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!

      У вас должен быть свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока»). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.

    Не делайте ошибок

    К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка. Чего нельзя делать ни в коем случае:

      Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», – тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.

      Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.

      Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.

      Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

    Помощь нужна еще и маме!

    Когда речь идет об адаптации ребенка к саду, очень много говорят о том, как трудно малышу и какая ему нужна помощь. Но «за кадром» остается один очень важный человек – мама, которая находится в не меньшем стрессе и переживаниях! Она тоже остро нуждается в помощи и почти никогда ее не получает. Часто мамы не понимают, что с ними происходит, и пытаются игнорировать свои эмоции. Но не стоит этого делать. Вы имеете право на все свои чувства, и в данном случае они являются естественными. Поступление в сад – это момент отделения мамы от ребенка, и это испытание для обоих. У мамы тоже «рвется» сердце, когда она видит, как переживает малыш, а ведь в первое время он может заплакать только при одном упоминании, что завтра придется идти в сад. Чтобы помочь себе, нужно:

    • быть уверенной, что посещение сада действительно нужно семье. Например, когда маме просто необходимо работать, чтобы вносить свой вклад (порой единственный) в доход семьи. Иногда мамы отдают ребенка в сад раньше, чем выходят на работу, чтобы помочь ему адаптироваться, забирая пораньше, если это будет нужно. Чем меньше у мамы сомнений в целесообразности посещения сада, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно справится. И малыш, реагируя именно на эту уверенную позицию мамы, адаптируется гораздо быстрее.
    • поверить, что малыш на самом деле вовсе не «слабое» создание. Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что кроха плачет! Поверьте, у него настоящее горе, ведь он расстается с самым дорогим человеком – с вами! Он пока не знает, что вы обязательно придете, еще не установился режим. Но вы-то знаете, что происходит, и уверены, что заберете малыша из сада. Хуже, когда ребенок настолько зажат тисками стресса, что не может плакать. Плач – это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за «нытье». Конечно, детские слезы заставляют вас переживать, но вы тоже обязательно справитесь.
    • заручиться поддержкой. Вокруг вас мамы, переживающие те же чувства в этот период. Поддерживайте друг друга, узнайте, какие «ноу-хау» есть у каждой из вас в деле помощи малышу. Вместе отмечайте и радуйтесь успехам детей и самих себя.

    Теперь, когда вы знаете, что многие негативные проявления в поведении ребенка являются нормальным проявлением процесса адаптации, вам нужно понять: очень скоро они начнут уменьшаться, а потом и вовсе сойдут на «нет». Через некоторое время вы с удивлением, а потом и гордостью начнете отмечать, что малыш стал самостоятельным и с радостью ходит в детский сад. 

     

    4. Выбор родительского комитета.

    5. Анкета обратной связи

    Уважаемый родитель!

    С целью совершенствования нашей работы, ответьте, пожалуйста, на предложенные вопросы, поделитесь с нами своими мнениями и замечаниями:

     

    Как бы вы оценили содержание родительского собрания:

     

    оценка: высокая низкая    

    1. Важность темы 5 4 3 2 1    

    2. Полезность и необходимость информации 5 4 3 2 1    

    3. Информацию можно применить в жизни (практичность) 5 4 3 2 1

     

    4. Что на родительском собрании было для Вас:

    4.1) Самым полезным ______

    4.2) Самым бесполезным

    4.3) Самым запоминающимся ______

    5. Какую информацию по теме «Адаптация» Вы хотели бы получить еще? 

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

    Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.   Особенности поведения детей в период адаптации.   Формы работы по организации процесса адапта...

    Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

    Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраст, является ...

    Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

    Свой педагогический опыт автор собирала на практике в течение 20 лет работы с детьми 2-3 лет. Также в работе собран теоритический материал по указанной проблеме....

    Доклад на областном семинаре: «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»

    «Организация пространственно-предметной среды дошкольного учреждения как условия воспитания детей раннего возраста»...

    Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

    Семья – социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. При жизни в определенных, устойчивых условиях ребенок постепенно приспосабливается к влияниям окружающей среды: к оп...

    Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

    В статье говорится об адаптации детей к условиям детского сада, которая напрямую связанна от успешного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения....

    Выступление в рамках работы бесплатного консультативного пункта для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому «Теоритические   аспекты адаптации детей  раннего  возраста  к условиям  дошкольного  образовательного учреждения  в зависимос

    Выступление в рамках работы бесплатного консультативного пункта для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому «Теоритические   аспекты адаптации детей  раннего ...