Родительское собрание «Воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста»
консультация (старшая группа)

Кувикова Анна Владимировна

Цель родительского собрания: способствовать повышению педагогической культуры родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx28.32 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Воспитание самостоятельности

у детей старшего дошкольного возраста»

Цель: способствовать повышению педагогической культуры родителей.

Задачи:

1). Повышение знаний в вопросах формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста.

2). Активизация взаимодействия с родителями по формированию самостоятельности у детей.

Предварительная работа

  • Индивидуальные консультации для родителей: «Какие дела можно поручать детям», «Возрастные особенности развития детей 5-6 лет».
  • Оформление стенда «Я сам».
  • Выставка литературы для родителей по теме «Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста», литературные произведения для детей.
  • Оформление папки-раскладушки «Значение самообслуживания в воспитании детей».
  • Разработка памятки для родителей.
  • Анкетирование родителей.

Приветствуем вас, уважаемые родители!

«Мечта любого родителя - видеть своего ребёнка самостоятельным». Согласны ли вы с этим высказыванием? (Ответы родителей).

Сегодня хотелось бы поговорить о воспитании самостоятельности детей. Самостоятельность – значит «Сам», «Стоять на своих ногах», это значит уметь делать всё самому, без чьей-то помощи. Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку. Мы постоянно слышим от своих детей: «Я сама! Я сам!»

Давай будем одеваться

- Я сама! Я сама!

Пойдём, будем умываться

- Я сама! Я сама!

Ну, пойдём, хоть причешу я

- Я сама! Я сама!

Ну, давай, хоть покормлю я

Я сама! Я сама!

Часто мы стремимся сделать за ребёнка всё сами. Но оказываем ли мы этим самым ребёнку помощь? Как вы считаете? (Ответы родителей).

Данная проблема была и остается впедагогике одной из самых актуальных. Так, в ФГОС ДО отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности». Но приучать детей делать что-то самому надо не потому, что так требует программа, а потому, что так диктует жизнь.

Важным условием развития инициативного поведения является наше с вами общение с ребенком. Старайтесь использовать общение, основанное на принципах понимания, терпимости и упорядоченности деятельности. Будьте для ребенка не начальником и командиром, а партнером. Главное условие – дружелюбный тон общения. Не давайте советов, если и так понятно, что делать.

Вашему вниманию предлагаются приемы общения, которые вы можете взять на вооружение.

Замечательный прием «Ритуал планирования самостоятельной деятельности»: утром вы ведете ребёнка в детский сад, и спрашиваете его о том, чем сегодня он будет заниматься в саду. Сами тоже расскажите о своих планах на сегодня. Вечером, забирая ребёнка с детского сада, спросите, что ему удалось сделать, а что нет.

Еще один интересный прием «Три варианта». Ребенку нужно самостоятельно найти пути решения различных проблемных ситуаций. Например, если ребенок приходит к вам с каким-то вопросом, проблемой и просит о помощи. Скажите ему: «Я тебе обязательно помогу, но сначала предложи три своих варианта решения данной проблемы». Тем самым вы даете информацию к размышлению.

Прием «На прогулку»: прежде чем отправиться на прогулку, обсудите с ребенком маршрут: куда пойдете сначала, куда потом и т.д. Пусть он сам попробует выбрать и определить маршрут. Если его вариант вами полностью неприемлем, то объясните, что маршрут должен проходить по следующим пунктам: площадка, парк, магазин, а их последовательность определит ребенок. Даже если вам не совсем удобно, то согласитесь с ним, а после того как вернетесь домой, обсудите, что было неудобно вам.

«Смена ролей»: предложите ребенку поменяться с ним ролями хотя бы на полчаса. Он будет взрослым, а вы — ребенком. Вы можете захотеть рисовать или играть, а может быть, попросите его прочитать вам книжку. Но «взрослому» помимо занятий с вами обязательно надо будет выполнить какую-либо несложную работу по дому (например, вытереть пыль или сложить книги). Проигрывая роль ребенка, просите «взрослого» попить или обращайтесь к нему с другими подобными просьбами. Задавайте вопросы: «А что мы будем делать?» и т. д. Пусть он почувствует ответственность за вас и ощутит себя действительно самостоятельным человеком.

Психологами было замечено, что дети быстрее и с большим удовольствием организуют себя сами, если помочь им внешними средствами. Это могут быть напоминания в виде картинок, схем, инструкций. Таким образом, слова родителя переносятся на бумагу и инициатива передается ребенку. Ребёнок учится сам выполнять какие-то дела. К таким делам можно отнести: утренние сборы, умывание, заправление кровати, одевание, обсуждение, что положить с собой в рюкзак. Если у вас 2 и более детей, можно устроить соревнования.

Уважаемые родители, дети должны научиться управлять своим временем, грамотно им распоряжаться. В этом может помочь технология организации времени - «Тайм-менеджмент». Навыки тайм-менеджмента пригодятся каждому, и ребёнку, и взрослому. В основе лежат самодисциплина и умение прогнозировать и расставлять приоритеты. Чем раньше ребенок научится грамотно организовывать свое время, тем более спокойно, бесстрессово и эффективно пройдут его школьные годы, и тем более радостную, насыщенную и наполненную событиями жизнь он проживет.

Итак, с чего же начать?

1. Прежде всего, и себя, и ребёнка стоит убедить, что планирование это увлекательно и порой очень даже весело. Можно, например, смастерить семейный календарь. Ребёнок сделает его ярким и красивым, а вы займётесь технической составляющей. Используйте разноцветные стикеры, вырезки из журналов, цветные карандаши и блёстки. Дайте волю фантазии!

2. Что вносить в календарь? Нужно отдельно выписать все дела в две колонки – старое и новое. К старому отнести всё, что ребёнок привык делать каждый день (умываться, чистить зубы, рисовать, играть и т.д.). Новое же – всё, чем вы давно хотели заняться дома с семьёй, но для чего не могли найти время и возможность.

3. Распределите все домашние дела и праздники (дни рождения, генеральные уборки, совместные киносеансы или другие события) по дням вашего календаря.

4. Научите ребенка составлять план на неделю. Важно, чтобы ребенок ориентировался, в какой день у него секция или музыкальная школа, а когда можно погулять или сходить в гости к друзьям. Лучше всего составлять план в воскресенье, перед началом недели. Не просто обговорите, но и пропишите его. Это может быть красивый ежедневник, а еще лучше — повесьте на стену в детской магнитную, маркерную или пробковую доску, чтобы дела на каждый день всегда были перед глазами.

5. Составляйте план на день. Он будет состоять в том числе и из более мелких дел (прочитать 10 страниц книги, вынести мусор, позвонить бабушке и т.п.). Составлять такой план лучше с вечера, чтобы ребенок мог с утра его перечитать и понимать, какие дела его ждут. Для начала составляйте планы вместе, а уж когда ребенок привыкнет к этому, то ваша задача будет просто напоминать. Причем делать это не в приказном порядке, а в дружественном: «Давай посмотрим, что ждет тебя завтра! Покажешь свой план?». Кстати, с теми, кто помладше, можно дела рисовать, а не писать: например, карточка с игрушками может обозначать, что ребенку нужно прибрать машинки или кукол, а карточка с книгами — что пришла пора почитать вместе с мамой.

6. Мотивируйте ребенка. Покажите, что и для вас составление списка дел — важная задача. Невзначай покажите ребенку свой ежедневник с задачами. За каждое выполненное задание ставьте галочку.

7. Научите ребенка определять приоритеты. Важно, чтобы он понимал: есть задачи, которые требуют большего внимания или времени, а есть те, которые и выполнятся легче, и времени займут всего ничего. Поэтому в списке дел лучше всего помечать другим цветом самые важные дела, которые нужно сделать первыми и возвращаться к тому делу, которое ненароком пропустил.

8. «Ешьте лягушек» вместе. В тайм-менеджменте есть такое понятие, как «лягушка». Так говорят о неприятных делах, выполнение которых откладывается до последнего момента. Помогите ребенку самому «съесть лягушку»: узнайте, почему ему не нравится конкретное дело, спросите, чем можете ему помочь (и помогите!). И кстати, «лягушек» лучше есть по утрам. Сделал сложное и неприятное дело — и оно не висит над тобой целый день дамокловым мечом.

9. Кто хорошо работает, тот хорошо отдыхает. Разные виды деятельности должны неизменно и ритмично сменять друг друга. Ребенок полчаса занимался — значит пришло время побегать на улице. Перерывы на отдых нужно устраивать каждые 25 минут, даже если ребенок не чувствует себя уставшим. При этом эффективность выполнения любых задач будет гораздо выше.

Календарь, планы на день должны обязательно висеть на видном месте. Например, на кухне.

Самое важное – не забывайте, что вы, скорее, тренер, чем менеджер. А значит, должны поддерживать и хвалить ребёнка. Не навязывайте ребенку новые привычки, не ругайте. Гораздо полезнее быть мягче, идти путем договоренностей. И тогда тайм-менеджмент станет тем инструментом, который не только помогает эффективно использовать свое время и достигать любых целей, но и сплачивает семью, делая ее одной командой.

Прививайте проактивный подход к жизни — это когда мы не просто реагируем на события, а сами планируем свою жизнь. При правильном и аккуратном использовании тайм-менеджмент научит ребенка «копить» победы, а не поражения, ставить свои собственные цели, достигать их и получать удовольствие от жизни.

Подводя итог нашей беседе, можно сказать, что такую черту личности ребёнка как самостоятельность, инициативность необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание :"Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста"

Родительское собраниеТема: Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста.Цель: • вооружить родителей знаниями по вопросам воспитания у детей младшего дошкольного возраста сам...

Родительское собрание «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»

Родительское собрание "Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста"...

Конспект родительского собрания: «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста».

Беседа о самостоятельности детей младшего дошкольного возраста. Возрастные особенности. Диссскусия "Может ли маленький ребенок быть самостоятельным?". Осложнение в отношения ребенка и взросл...

Конспект родительского собрания: «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста».

Беседа о самостоятельности детей младшего дошкольного возраста. Возрастные особенности. Диссскусия "Может ли маленький ребенок быть самостоятельным?". Осложнение в отношения ребенка и взросл...

Родительское собрание «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»

Цель:• Дать родителям знания о значении воспитания у детей самостоятельности и культурно- гигиенических навыков;• Заинтересовать проблемой;• Приобщить ребенка к самообслуживанию в услов...

Конспект родительского собрания «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»

В конспекте представлена информация о том  как воспитать самостоятельность у детей младшего дошкольного возраста...