Консультация для родителей "Читаем и сочиняев вместек с ребенком.Словесные игры и упражнения"
консультация

Нина Чекмаева

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx19.64 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Читаем и сочиняем вместе с ребёнком.

Словесные игры и упражнения».

Словесные игры занимают особое место в жизни ребёнка. Такие игры требуют богатого воображения, творчества, мыслительной активности. Ведь не зря К. И. Чуковский называл детей гениальными лингвистами.

Словесное «озорство» известных поэтов (С. Я. Маршака, Я. Козловского, Б. Заходера, Г. Сапгира, М. Яснова, И. Токмаковой и др.) подарит детям ни с чем несравнимую радость интеллектуального торжества («Я знаю, как правильно!», «Я знаю, так нельзя, и поэтому смешно! », заразит примером словотворческих шуточных игр.

Польза от чтения смешных стихов со словесной и звуковой путаницей немалая: развивается фонематический слух, обостряется внимание к грамматической и лексической норме, воспитывается чувство юмора.

Смешные, неправильные слова не запутывают детей, а служат, по выражению К. И. Чуковского, самоэкзаменом собственных умственных сил.

Дети – великие имитаторы и великие творцы, поэтому начинайте словообразование с подражаний. Вспомните, какие вы были в детстве - выдумщики, фантазёры, как любили сочинять и выдумывать разные стишки, считалки и т. п. Чтобы вам было легче играть с детьми в словообразовательные игры и упражняться в придумывании и сочинительстве своих стихов и т. п. Я вам предлагаю использовать для начала стихи поэтов, которые об этом пишут. А уже потом вы будете придумывать и фантазировать сами.

Расскажите, например, про мальчика, который очень любил придумывать фамилии и имена зверятам, любил «играть словами».

Поэт Михаил Яснов написал об этом стихи.

***

Я придумываю фамилии

Утёнок – Уточкин!

Цыплёнок – Курочкин!

Щенок – Собачкин!

Жеребёнок – Клячкин!

Барашек – Овечкин!

А я? – Человечкин!

Я учу котёнка

Мой котёнок – черноушка.

Назову его – Чернушка.

Мой котёнок – рыжеспинка.

Назову его – Рыжинка.

Белый хвостик как кудряшка.

Назову его – Беляшка.

Мой котёнок отзывается,

Мой котёнок так старается,

Имя учит – и мяучит!

Предложите свою помощь ребёнку: «Давай вместе придумаем продолжение этих стихов или попробуем сочинить собственные стихи».

***

Игра

Ёрш – ершится,

Петух – петушится,

Лайка – лает,

Змея – змеится…

Что ж получается:

Лягушка – лягается?

Задайте вопрос: «А что ты лучше всего умеешь: петушиться, змеиться или делать что-то другое?»

***

Про мамонтов

Стихи о том, как иногда сочиняются стихи

Мамонт и папонт

Гуляли вдоль речки.

Бабонт и дедонт

Лежали на печке.

А внучонт

Сидел на крылечке

И свёртывал хобот

В колечки.

И, взяв на колени

Тетрадь и пенал,

Пыхтел

И стихи сочинял:

«Мамонт и папонт гуляли вдоль речки.

Бабонт и дедонт лежали на печке.

А внучонт сидел на крылечке

И свёртывал хобот в колечки.

И, взяв на колени тетрадь и пенал,

Пыхтел и стихи сочинял! »

Пригласите детей к сотворчеству: «Попробует сочинить похожее стихотворение? »

***

Мирная считалка

На дороге, у развилки,

Повстречались две дразнилки.

Повстречались, подразнились,

Не сдержались – и сцепились!

Прибежали разнималки –

Помешали перепалке.

И к развилке на кобылке

Прискакали две дразнилки.

Прекратилась перепалка,

И тогда пришла считалка:

Раз-два-три-четыре-пять –

Хорошо друзей считать!

Предложите своему ребёнку: «Расскажи свои считалки. А теперь давай вместе присочиним к ним что-нибудь забавное, смешное».

Однажды поэтесса Ирина Токмакова услышала чужие разговоры и написала стихотворение.

***

Кто о чём говорит

Ходит солнышко по кругу,

Спит в лесу лосиха.

Мы идём с тобой по лугу

Тихо, тихо, тихо.

Мы походим по опушке,

Мы найдём тропинку.

Вон сорока на верхушке

Клювом чистит спинку.

Вон на камне придорожном,

Словно вросшем в землю, -

Осторожно, осторожно! –

Ящерица дремлет.

Слышишь, звякнул колокольчик

На лесной лужайке.

Есть у нас магнитофончик,

Маленький всезнайка.

Он на тоненькую плёнку

Пишет разговоры:

Что сказал комар зайчонку,

Лягушачьи споры…

Целый день он с нами ходит,

А настанет вечер,

Разговоры переводит

В звуки нашей речи.

Тихо, тихо. Ни словечка.

Мы нажали кнопку.

Так о чём спросила речка

Узенькую тропку?

И о чём поведал ветер

Листьям дикой груши?

Мы узнаем всё на свете.

Посиди. Послушай.

Спросите у малыша: «Сумеешь ли ты ответить на эти вопросы? А сам ты о чём чаще всего говоришь »

У поэта С. Погорельского есть стихи:

***

Воронята – у ворон.

У слонов – слонята.

А у наших макарон

Есть макаронята.

И побольше, и поменьше,

И потолще, и потоньше,

И мальчишки - макаронцы,

И девчонки – макаронши.

Макаронников папаша

Их в дорогу снаряжает.

Макарониха – мамаша

Их в тревоге провожает:

- Вы пройдитесь белым светом

По извилистой дорожке,

Только помните при этом,

Ребятишки – макарошки:

И гориллы, и гагары,

И барбосы, и вороны,

И Марины, и Макары

Обожают макароны!

Предложите ребёнку: «Сочинить свои стихи про свою любимую еду, например про картошку и др.».

После словесных игр и упражнений пригласите детей к творчеству! Придумайте конкурс на лучшее стихотворение и на самое необычное название. Сами записывайте детские высказывания и придумки, а детей попросите нарисовать к ним картинки. Творите, дерзайте, придумывайте, сочиняйте, занимайтесь с детьми! И вы увидите, какие ваши дети талантливые и неповторимые!

Дорогие родители, ранее изложенные стихотворения можно найти в библиотеке. Где есть большой выбор различных сборников, книг разных писателей и поэтов. Читайте и фантазируйте вместе со своими детьми! Удачи вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей: «Поиграй со мной». Из опыта работы: «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха»

Всем родителям известно, как скучно бывает ребенку выполнять длинные утомительные упражнения. Да и результат далеко не всегда утешителен. В игре же мы не подавляем детскую любознательность, а напротив...

Консультация для родителей старшей группы для детей с тнр: "Игры и упражнения на песке"

Рекомендации для родителей  игр и упражнений с детьми для развития мелкой моторики и активизации речевого центра....

Консультация для родителей: «Развитие мышления у детей дошкольного возраста» (игры и упражнения)

        Дошкольный возраст – это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя, своего «Я» в системе социал...

Консультация для педагогов Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агресс...

Картотека "Логоритмические песенки для запуска речи"_"Дыхательные упражнения_"Скороговорки-чистоговорки"_Музыльно-ритмические игры упражнения_Пальчиковые игры_Артикуляционые упражнения

Картотека содержит в себе пособия по здововьесберегающему направению и материалы по эмоциональному развитию и воспириятию музыки, логоритмические  песенки для запуска речи,  пальчиковую гимн...

Консультация для педагогов и родителей "Развитие речи дошкольников в играх и упражнениях"

Хорошая речь – важное условие развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности познания окружающего мира, те...