Ребенок у экрана
консультация (старшая группа)

Гончаренко Людмила Ивановна

Экран становится главным «воспитателем ребёнка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebyonok_u_ekrana.docx14.53 КБ

Предварительный просмотр:

«Ребёнок у экрана»

В наши дни телевизор, видеомагнитофон, компьютер прочно вошли в жизнь малышей. Во многих семьях, как только ребёнок научится сидеть, его устраивают перед экраном, который все больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные, разговоры с отцом…Экран становится главным «воспитателем ребёнка». По данным ЮНЕСКО, 93% современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т.е. около 4 часов в день, что намного превосходит общение со взрослыми. Такое времяпровождение вполне устраивает не только детей, но и родителей. В самом деле, ребёнок не пристает, ничего не просит, не подвергается риску, и в то же время получает впечатления, узнаёт что-то новое, приобщается к современной цивилизации. Однако это, казалось бы, безопасное занятие может повлечь за собой весьма печальные последствия не только для здоровья ребёнка, но и для его психического развития. В настоящее время, когда подрастает первое поколение «экранных детей», эти последствия становятся всё более очевидными.
Одно из них- отставание в развитии речи. Дети поздно начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна.
Однако, причём здесь телевидение? Ведь ребёнок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь. Разве это не способствует речевому развитию? Какая разница, кто говорит с ребёнком- взрослый или герой мультфильма? Разница огромная. Речь-это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, когда он включён в диалог. Ответные высказывания ребёнка возникают исключительно на живую речь, адресованную именно ему.
Речевые звуки, не обращённые к малышу лично и не предполагающие ответа, не затрагивают его волю, не побуждают к действию и не вызывают каких-либо образов. Они остаются «пустым звуком». Поэтому дети предпочитают молчать, а изъясняются криками или жестами.
Речь- это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, овладения своим поведением, средство осознания своих переживаний, себя в целом.
В последнее время педагоги и психологи всё чаще отмечают у детей неспособность к самоуглублению, к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом. Слышимая речь не вызывает у них каких-либо образов и устойчивых впечатлений. По этой же причине им трудно читать. Они не способны удерживать предложения в памяти, в результате не понимают текста в целом.
Ещё один факт- резкое снижение фантазии и творчества.
Они теряют способность и желание чем-то занять себя. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их ничего не интересует и не увлекает. Отсутствие внутреннего мира отражается на отношениях между детьми. Им не о чем разговаривать, спорить, нечего обсуждать. Они предпочитают возиться, толкаться или нажать на кнопку телевизора и ждать новых- готовых развлечений.
Но самое явное свидетельство нарастания внутренней пустоты- детская жестокость и агрессивность. Число преступлений, совершённых детьми и подростками, в последнее время резко возросло.
Но неужели всеми виной телевизор? Да, если речь идёт о маленьком ребёнке, не готовом адекватно воспринимать информацию с экрана. Когда домашний экран поглощает все силы и внимание малыша, подменяет собой общение с близкими взрослыми, он, безусловно, оказывает мощное формирующее влияние на становление психики и личности растущего человека.
Детский возраст- период наиболее интенсивного становления внутреннего мира, формирования личности. Изменить или наверстать упущенное в этот период в дальнейшем практически невозможно. Раннее дошкольное детство (до 6-7лет) - период зарождения наиболее общих, фундаментальных способностей человека.
Главное право ребёнка- право на детство, на полноценное проживание всех возрастных периодов. Сажая дошкольника перед экраном и освобождая себя от утомительных занятий с ним, взрослые лишают его этого права и нарушают основной закон развития психики ребёнка.
Полноценное человеческое развитие ребёнка возможно только в интенсивном и непрерывном общении с близкими взрослыми. Никакие технические средства, никакие, даже самые совершенные и приспособленные для семей СМИ не могут заменить живого человека, не могут открыть культурный смысл окружающих вещей. Если же ребёнок в раннем возрасте лишен полноценного общения со взрослыми, этот смысл, а вместе с ним и вся человеческая культура остаются закрытыми, чужими, невостребованными, а внутренний мир ребёнка- пустым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ребенок у экрана

В данной рекомендации для родителей предлагаются советы о том, как относиться к пристрастным отношениям детей-дошкольни ков  к телевизору, компьютеру, сотовому телефону....

Консультация для родителей «Ребенок у экрана».

Консультация для родителей «Ребенок у экрана».В наши дни телевизор, компьютер прочно вошли в жизнь малышей. Во многих семьях как только ребенок начинает сидеть его усаживают перед экраном телевизора, ...

Консультация для родителей " Ребенок у экрана"

Консультация для родителей «Ребенок у экрана»В наши дни телевизор, компьютер прочно вошли в жизнь малышей. Во многих семьях как только ребенок начинает сидеть его усаживают перед экраном телевизора, к...

Консультация для родителей «Ребенок у экрана»

Консультация для родителей «Ребенок у экрана»...

Ребенок у экрана

Как влияют просмотр телевизора и компьютерные игры на развитие ребенка...

Ребенок у экрана.

В наши дни телевизор, компьютер прочно вошли в жизнь малышей. Во многих семьях как только ребенок начинает сидеть его усаживают перед экраном телевизора, который все больше заменяет бабушкины сказки, ...

Консультация для родителей. "Ребенок у экрана".

В наши дни телевизор, компьютер прочно вошли в жизнь малышей. Во многих семьях как только ребенок начинает сидеть его усаживают перед экран...