Буклет "Веселый язычок"
учебно-методический материал (старшая группа)

Игина Ольга Владимировна

   Данный материал необходим родителям для выполнения полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet.doc927.5 КБ
Microsoft Office document icon buklet.doc927.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коммуникативные упражнения

«Тоннель». Дети встают на четвереньки, образуют тоннель. Дети по очереди проползают по тоннелю, в конце становясь «тоннелем».

«Я – дрозд, ты – дрозд».  Выполнение движений по тексту.

Дети встают парами.

Я - дрозд, ты - дрозд,

У меня - нос, у тебя – нос.

У меня  - щечки гладеньки,

У тебя – щечки гладеньки,

У меня – губки аленьки,

У тебя – губки аленьки.

Мы два друга, мы любим друг друга.

«Паровозик» в парах. Первый вагончик закрывает глаза, второй вагончик становится ведущим. Везет «паровозик», преодолевая расставленные препятствия. Затем дети меняются местами, и путь повторяется. В конце обсуждаются результаты «Кем быть сложнее?».

«Путаница» .   Дети встают в круг и берутся за руки. Водящий отворачивается, а дети запутываются, перелезая друг под другом, поворачиваясь. Водящий после сигнала поворачивается и распутывает детей.

«Снеговик».    Дети разбиваются на пары. Один из детей снеговик, а другой – ребенок. Ребенок «лепит» снеговика, похлопывая «снеговика» по разным частям тела. Затем снеговик и ребенок меняются ролями.

Задачи психомоторной

коррекции:

  • Развитие внимания и наблюдательности;
  • Развитие мелкой моторики;
  • Снятие психоэмоционального напряжения;
  • Развитие эмоционально выразительных движений;
  • Развитие произвольности и самоконтроля;
  • Развитие координации движений;
  • Обучение навыкам релаксации и дыхательных упражнений.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ

  1. Разминка
  2. Телесные упражнения
  3. Упражнения для развития мелкой моторики
  4. Когнитивные и коммуникативные упражнения
  5. Глазодвигательные упражнения
  6. Дыхательные упражнения
  7. Растяжка
  8. Релаксация

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №17 «Сказка»

г. Камень-на-Оби

ПСИХОМОТОРНАЯ КОРРЕКЦИЯ

Учитель-логопед: Игина О.В.

Камень-на-Оби

 2020 г.

Дыхательные упражнения

«Ветер». На медленном выдохе пальцем или всей ладонью прерывать воздушную струю так, чтобы получился звук ветра, клич индейца, свист птицы.

«Дворники». И.п. – встать на колени и сесть на пятки, ноги вместе. Прямые руки расставлены в стороны параллельно полу. Кисти сжаты в кулаки, кроме больших пальцев, вытянутых вовне. С вдохом поворачивать руки большими пальцами вверх; с выдохом – вниз.

«День - ночь». И.п. – встать, ноги вместе, руки опущены. На вдохе медленно поднять расслабленные руки вверх, постепенно «растягивая» все тело (не отрывать пятки от пола); задержать дыхание. На выдохе постепенно расслабляя тело, опустить руки и согнуться в пояснице; задержать дыхание. Вернуться в исходное положение.

   

РАСТЯЖКА

«Струночка». И.п. – лежа на спине. Ребенку предлагается представить себя сильно натянутой струночкой и растягивать тело, потягиваясь одновременно сначала двумя руками, затем двумя ногами, затем правой (рука, бок, нога) и левой стороной тела (линейные растяжки). Спина при этом не должна напрягаться и выгибаться.

«Звезда». И.п. – лежа на спине, а затем на животе. Ребенку предлагается изобразить своим телом «звезду», слегка разведя руки и ноги, а затем выполнить растяжки. Усложнение заключается в том, что ребенок выполняет сначала линейные, а затем диагональные (реципрокные )растяжки. При этом одновременно растягиваются сначала правая рука и левая нога, а потом левая рука и правая нога.

«Травинка на ветру». И.п. – сидя на полу. Детям предлагается изобразить всем телом травинку (сесть на пятки, руки вытянуть вверх, сделать вдох). Логопед поясняет: «Начинает дуть ветер, и травинка наклоняется до земли (выдыхая, наклонить туловище вперед, пока грудь не коснется бедер; руки при этом вытягиваются вперед, ладони на полу; не меняя положения туловища, потянуть руки по полу еще дальше вперед). Ветер стихает, травинка выпрямляется и тянется к солнышку (на вдохе вернуться в исходное положение, потянуться вверх)».

РЕЛАКСАЦИЯ

«Раскачивающееся дерево» (стоя).

Предложите ребенку представить себя каким-нибудь деревом. Корни – это ноги, ствол – туловище, крона – руки и голова. Начинает дуть ветер, и дерево плавно раскачивается: наклоняется вправо и влево (3-5 раз), вперед и назад. Во время движений необходимо стремиться соблюдать ритмичность дыхания.

Цель артикуляционной гимнастики

   Выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

   Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

«Футбол»
Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

 

D:\13263874983043860076.jpg

«Гармошка»

Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

D:\b1113725.jpg

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

  • Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
  • Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
  • Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №17 «Сказка»

г. Камень-на-Оби

«Веселый язычок»

Артикуляционная гимнастика


D:\i (1).jpg

Учитель-логопед: Игина О.В.

Камень-на-Оби

2020 г.

«Улыбка»D:\kro.png

Удерживают губы в улыбке, не показывая зубов. Упражнение вырабатывает умение удерживать губы в улыбке.


D:\cu6R9SpPOCQ.jpg

«Дудочка»

Дети вытягивают губы вперед трубочкой. Упражнение вырабатывает умение вытягивать губы вперед, укрепляет мышцы языка.

«Иголочка»D:\youloveit_ru_smeshariki_nusha_kartinki08.jpg

Дети улыбаются, приоткрывают рот, узкий, прямой язык просовывать между зубами. Удерживать на счет до 5.

«Горка»

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

D:\i (8).jpg

D:\kk06wDOqbv0.jpg

«Качели»

Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

«Лошадка»

Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.


D:\maxresdefault.jpg

12. "Подбери слово". Птица - перья. Рыба - вода, огурец - овощ, ромашка – цветок.

13. "Расскажи стихотворение".

Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.

14. "Расскажи сказку". Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.

15. Игра «Расскажи сказку по-другому»

Цель: научить рассказывать сказку от начала и до конца от лица героя сказки или предмета.          

Образец:

сказка «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик … и т. п. Таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №17 «Сказка»

г. Камень-на-Оби

«Словесные игры и упражнения,  способствующие активизации речевого развития детей»


Учитель-логопед: Игина О.В.

Камень-на-Оби

2020 г.

1. "Слово на ладошке". Назвать слова, которые находятся у Вас в кармане, на потолке, на лице и т.д.

2."Что бывает?". Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное.

Зеленый - ... дом, помидор. Зимняя - ... одежда, рыбалка.

Домашнее - ... печенье, задание.

3.Скороговорки - языколомки необходимы для развития четкой артикуляции и дикции.

Проворонила ворона вороненка.

Ткет ткач ткани на платье Тане.

4."Общие слова".

1) Ребенок должен назвать фрукты..., мебель..., птиц..., овощи..., одежду...

2) Ребенку предлагается назвать одним словом: н-р, сосна, береза, клен - это...

5."Четвертый лишний".

Ребенок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.

Н-р: ваза - роза - нарцисс - гвоздика

6."Посчитай". Считаем все, что можно посчитать. Н-р: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.

Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока... пять красных яблок и т.д.

7. "Скажи наоборот".

Взрослый называет какое-либо слово, а ребенок подбирает "слово наоборот".

Существительные: лето - зима, день - ночь, холод - ...тепло, север - юг и т.п.

Глаголы: пришел - ушел, нырнул - вынырнул

Прилагательные: широкий - узкий, маленький – большой, богатый - бедный и т.п.

Наречия: далеко - близко, высоко – низко.

8. "Подбери слово".

Ребенку предлагается подобрать слово на какой-либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме, н-р: "назови фрукт, название которого начинается со звука «А» (апельсин, абрикос, ананас...)

9."Большой - маленький".

Ребенку предлагается назвать ласково, н-р, ложка - ложечка, стул – стульчик, звезда-звездочка, цветок-цветочек, стол-столик.

10."Отгадай загадку".

Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.

Н-р: "Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?" (репка)

Загадывайте детям описательные загадки, н-р: Это овощ, растет на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат (помидор).

11. "Назови, какой...".

Образование прилагательных. Н-р, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок – яблочное



Предварительный просмотр:

Коммуникативные упражнения

«Тоннель». Дети встают на четвереньки, образуют тоннель. Дети по очереди проползают по тоннелю, в конце становясь «тоннелем».

«Я – дрозд, ты – дрозд».  Выполнение движений по тексту.

Дети встают парами.

Я - дрозд, ты - дрозд,

У меня - нос, у тебя – нос.

У меня  - щечки гладеньки,

У тебя – щечки гладеньки,

У меня – губки аленьки,

У тебя – губки аленьки.

Мы два друга, мы любим друг друга.

«Паровозик» в парах. Первый вагончик закрывает глаза, второй вагончик становится ведущим. Везет «паровозик», преодолевая расставленные препятствия. Затем дети меняются местами, и путь повторяется. В конце обсуждаются результаты «Кем быть сложнее?».

«Путаница» .   Дети встают в круг и берутся за руки. Водящий отворачивается, а дети запутываются, перелезая друг под другом, поворачиваясь. Водящий после сигнала поворачивается и распутывает детей.

«Снеговик».    Дети разбиваются на пары. Один из детей снеговик, а другой – ребенок. Ребенок «лепит» снеговика, похлопывая «снеговика» по разным частям тела. Затем снеговик и ребенок меняются ролями.

Задачи психомоторной

коррекции:

  • Развитие внимания и наблюдательности;
  • Развитие мелкой моторики;
  • Снятие психоэмоционального напряжения;
  • Развитие эмоционально выразительных движений;
  • Развитие произвольности и самоконтроля;
  • Развитие координации движений;
  • Обучение навыкам релаксации и дыхательных упражнений.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ

  1. Разминка
  2. Телесные упражнения
  3. Упражнения для развития мелкой моторики
  4. Когнитивные и коммуникативные упражнения
  5. Глазодвигательные упражнения
  6. Дыхательные упражнения
  7. Растяжка
  8. Релаксация

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №17 «Сказка»

г. Камень-на-Оби

ПСИХОМОТОРНАЯ КОРРЕКЦИЯ

Учитель-логопед: Игина О.В.

Камень-на-Оби

 2020 г.

Дыхательные упражнения

«Ветер». На медленном выдохе пальцем или всей ладонью прерывать воздушную струю так, чтобы получился звук ветра, клич индейца, свист птицы.

«Дворники». И.п. – встать на колени и сесть на пятки, ноги вместе. Прямые руки расставлены в стороны параллельно полу. Кисти сжаты в кулаки, кроме больших пальцев, вытянутых вовне. С вдохом поворачивать руки большими пальцами вверх; с выдохом – вниз.

«День - ночь». И.п. – встать, ноги вместе, руки опущены. На вдохе медленно поднять расслабленные руки вверх, постепенно «растягивая» все тело (не отрывать пятки от пола); задержать дыхание. На выдохе постепенно расслабляя тело, опустить руки и согнуться в пояснице; задержать дыхание. Вернуться в исходное положение.

   

РАСТЯЖКА

«Струночка». И.п. – лежа на спине. Ребенку предлагается представить себя сильно натянутой струночкой и растягивать тело, потягиваясь одновременно сначала двумя руками, затем двумя ногами, затем правой (рука, бок, нога) и левой стороной тела (линейные растяжки). Спина при этом не должна напрягаться и выгибаться.

«Звезда». И.п. – лежа на спине, а затем на животе. Ребенку предлагается изобразить своим телом «звезду», слегка разведя руки и ноги, а затем выполнить растяжки. Усложнение заключается в том, что ребенок выполняет сначала линейные, а затем диагональные (реципрокные )растяжки. При этом одновременно растягиваются сначала правая рука и левая нога, а потом левая рука и правая нога.

«Травинка на ветру». И.п. – сидя на полу. Детям предлагается изобразить всем телом травинку (сесть на пятки, руки вытянуть вверх, сделать вдох). Логопед поясняет: «Начинает дуть ветер, и травинка наклоняется до земли (выдыхая, наклонить туловище вперед, пока грудь не коснется бедер; руки при этом вытягиваются вперед, ладони на полу; не меняя положения туловища, потянуть руки по полу еще дальше вперед). Ветер стихает, травинка выпрямляется и тянется к солнышку (на вдохе вернуться в исходное положение, потянуться вверх)».

РЕЛАКСАЦИЯ

«Раскачивающееся дерево» (стоя).

Предложите ребенку представить себя каким-нибудь деревом. Корни – это ноги, ствол – туловище, крона – руки и голова. Начинает дуть ветер, и дерево плавно раскачивается: наклоняется вправо и влево (3-5 раз), вперед и назад. Во время движений необходимо стремиться соблюдать ритмичность дыхания.

Цель артикуляционной гимнастики

   Выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

   Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

«Футбол»
Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

 

D:\13263874983043860076.jpg

«Гармошка»

Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

D:\b1113725.jpg

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

  • Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
  • Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
  • Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №17 «Сказка»

г. Камень-на-Оби

«Веселый язычок»

Артикуляционная гимнастика


D:\i (1).jpg

Учитель-логопед: Игина О.В.

Камень-на-Оби

2020 г.

«Улыбка»D:\kro.png

Удерживают губы в улыбке, не показывая зубов. Упражнение вырабатывает умение удерживать губы в улыбке.


D:\cu6R9SpPOCQ.jpg

«Дудочка»

Дети вытягивают губы вперед трубочкой. Упражнение вырабатывает умение вытягивать губы вперед, укрепляет мышцы языка.

«Иголочка»D:\youloveit_ru_smeshariki_nusha_kartinki08.jpg

Дети улыбаются, приоткрывают рот, узкий, прямой язык просовывать между зубами. Удерживать на счет до 5.

«Горка»

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

D:\i (8).jpg

D:\kk06wDOqbv0.jpg

«Качели»

Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

«Лошадка»

Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.


D:\maxresdefault.jpg

12. "Подбери слово". Птица - перья. Рыба - вода, огурец - овощ, ромашка – цветок.

13. "Расскажи стихотворение".

Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.

14. "Расскажи сказку". Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.

15. Игра «Расскажи сказку по-другому»

Цель: научить рассказывать сказку от начала и до конца от лица героя сказки или предмета.          

Образец:

сказка «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик … и т. п. Таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №17 «Сказка»

г. Камень-на-Оби

«Словесные игры и упражнения,  способствующие активизации речевого развития детей»


Учитель-логопед: Игина О.В.

Камень-на-Оби

2020 г.

1. "Слово на ладошке". Назвать слова, которые находятся у Вас в кармане, на потолке, на лице и т.д.

2."Что бывает?". Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное.

Зеленый - ... дом, помидор. Зимняя - ... одежда, рыбалка.

Домашнее - ... печенье, задание.

3.Скороговорки - языколомки необходимы для развития четкой артикуляции и дикции.

Проворонила ворона вороненка.

Ткет ткач ткани на платье Тане.

4."Общие слова".

1) Ребенок должен назвать фрукты..., мебель..., птиц..., овощи..., одежду...

2) Ребенку предлагается назвать одним словом: н-р, сосна, береза, клен - это...

5."Четвертый лишний".

Ребенок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.

Н-р: ваза - роза - нарцисс - гвоздика

6."Посчитай". Считаем все, что можно посчитать. Н-р: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.

Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока... пять красных яблок и т.д.

7. "Скажи наоборот".

Взрослый называет какое-либо слово, а ребенок подбирает "слово наоборот".

Существительные: лето - зима, день - ночь, холод - ...тепло, север - юг и т.п.

Глаголы: пришел - ушел, нырнул - вынырнул

Прилагательные: широкий - узкий, маленький – большой, богатый - бедный и т.п.

Наречия: далеко - близко, высоко – низко.

8. "Подбери слово".

Ребенку предлагается подобрать слово на какой-либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме, н-р: "назови фрукт, название которого начинается со звука «А» (апельсин, абрикос, ананас...)

9."Большой - маленький".

Ребенку предлагается назвать ласково, н-р, ложка - ложечка, стул – стульчик, звезда-звездочка, цветок-цветочек, стол-столик.

10."Отгадай загадку".

Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.

Н-р: "Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?" (репка)

Загадывайте детям описательные загадки, н-р: Это овощ, растет на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат (помидор).

11. "Назови, какой...".

Образование прилагательных. Н-р, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок – яблочное