Развитие речевого дыхания у детей раннего возраста
консультация (младшая группа)

Дарья Михайловна Пивень

Речевое дыхание является важным в постановке правильной речи у ребенка и начинать нужно работать над данной проблемой с раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_dyhanie.docx14.59 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речевого дыхания у детей раннего возраста

Важнейшим условием формирования правильной речи является сформированное дыхание. Все звуки нашей речи образуются на выдохе. Дети, имеющие нарушения дыхания, как правило, говорят тихо, недоговаривают слова, в силу нерационального расходования воздуха нарушается плавность речи. Чтобы закончить фразу дети вынуждены говорить на вдохе или добирать воздух. С укороченным выдохом также связано нарушение просодической стороны речи: ускоренный темп речи, дети говорят без соблюдения логических пауз.

Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальный тип дыхания, который является наиболее благоприятный для речи, правильное распределение выдоха. Сформированное речевое дыхание обеспечивает правильное звукопроизношение, создает условия для поддержания нормальной силы голоса, соблюдения пауз во время речи, сохранения ее плавности и интонационной выразительности. Это доказывает необходимость работы над речевым дыханием.

Для проведения дыхательной гимнастики необходимо соблюдать следующие рекомендации: упражнения проводятся в хорошо проветренном, теплом, чистом помещении; время выполнения упражнения постепенно увеличивается (от 1 мин до 3 мин.); упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, не стесняющей движения; стремиться к тому, чтобы выполнять упражнения ежедневно; вдох необходимо производить через нос, а выдох через рот; при выполнении упражнения ребенок не должен надувать щеки и поднимать плечи; необходимо стремиться к тому, чтобы выдох был длинным и плавным; при утомлении между выполнением упражнения давайте ребенку отдохнуть, не перегружайте его.

Материал для упражнения необходимо располагать на уровне губ ребенка Дыхательная гимнастика может включать следующие упражнения:

  1. «Осенние листочки»

Взрослый выкладывает на столе листочки (маленькие настоящие или вырезанные из цветной бумаги) и предлагает подуть на них. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, за тем, чтобы ребенок не поднимал плечи во время вдоха.

  1. «Снегопад»

Взрослый раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму и предлагает подуть на вату, представляя, что это снежинки. Взрослый показывает, как правильно дуть, ребёнок повторяет.

  1. «Подуй на одуванчик»

Игру лучше проводить на свежем воздухе — там, где растут одуванчики. Взрослый предлагает найти среди желтых одуванчиков уже отцветшие и сорвать их. Можно устроить соревнование: каждый из детей дует на свой одуванчик один раз. Побеждают те из детей, у которых на головке цветка не останется ни одной пушинки.

  1. «Подуй на вертушку»

Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Покажите ее ребенку. Продемонстрируйте, как она начинает вертеться, если на нее подуть. Затем предложите подуть самостоятельно.

  1. «День рождение»

Перед ребенком на столе стоит зажжённая свеча, взрослый предлагает дунуть на свечу, чтобы она погасла.

  1. «Волшебные пузыри»

Учите ребенка пускать мыльные пузыри: вдох – носом, а выдох через сложенные в трубочку губы, длинный и мягкий, тогда пузырь получится большой и красивый. Если ребенок затрудняется в том, чтобы самостоятельно дуть пузыри, взрослый может сделать это сам, направляя пузыри на ребенка, который в свою очередь должен будет дуть на пузыри, чтобы они в него не попали.

  1. «Сдуй перышко»

Ребенку предлагается положить перышко на ладонь, поднести ее к губам и сдуть перышко несколько раз.

  1. «Ароматный цветок»

Для этого упражнения можно представить, что перед вами цветок, а можно использовать настоящий. Учите ребенка носом делать длительный вдох, а затем медленный плавный выдох ртом. Данные упражнения развивают длительность, плавность, силу ротового выдоха, укрепляют губные мышцы. Это способствует формированию правильного речевого дыхание, которое в свою очередь является основой речи.