Консультации для родителей
консультация (подготовительная группа)

Озеркевич Татьяна Валериевна

Консультация для родителей

«Малочисленные народы проживающие в Красноярском  крае. Селькупы»

Говорят на селькупском языке самодийской группы уральской языковой семьи. К настоящему времени выделяют 3 диалекта: тымский, кетский и тазовский. Письменность с 1930-х гг. на основе латинской, затем - русской графики.

Верующие селькупы - православные, частично придерживаются традиционных культов.

Этногенез

Южные селькупы в свою очередь подверглись сильному влиянию пришлого русского населения, восприняв многие его культурные черты и особенности. Существенные различия между северными и южными селькупами дают основания считать их различными субэтносами. Красноярские селькупы представляют собой восточную часть северной группы.

Традиционные занятия и жилище

Основными направлениями хозяйственной деятельности селькупов являются охота и рыболовство. Главный объект пушной охоты в тайге - белка. Северные селькупы добывали песца. В тайге охотятся на лосей, в тундре и лесотундре - на дикого оленя. Также занимаются добычей водоплавающей птицы и боровой дичи. В Сибири своими качествами славился сложный клеенный селькупский лук.

В тазовско-туруханском регионе расселения северных селькупов встречается оленеводство транспортного таежного типа (стада небольшие, маршруты перекочевок невелики). В южной группе селькупов под влиянием русских распространились скотоводство (лошади, коровы) и огородничество. Рыболовство - второе по значению направление промыслов. Зимой промышляли щуку на озерах, летом чаще ловили рыбу на реках с помощью котцов, запоров, плетеных морд, острог и других орудий. Традиционные средства передвижения: собачьи, оленьи (у северных селькупов) и ручные нарты, а также лыжи и лодки (долбленки и крытые илимки).

Для южных селькупов традиционное жилище - это землянка или полуземлянка (карамо) с бревенчатым каркасом. Крыша покрывалась дерном и засыпалась землей. Северные селькупы-оленеводы использовали конический чум ненецкого типа, крытый оленьими шкурами. Летом покрытие было берестяным, к настоящему времени чаще используют брезент. Сегодня большинство селькупов, в т.ч. в Красноярском крае, проживает в современных типовых домах.

Национальный костюм и пища

Зимней одеждой мужчинам и женщинам у северных селькупов служила парка - распашная шуба из оленьих шкур мехом наружу. Под парку мужчины надевали рубахи, сшитые из покупной ткани, и штаны из ровдуги, а женщины - домотканые платья. Вплоть до нач. XX в. летняя одежда шилась из рыбьей кожи и крапивной ткани. Зимней обувью мужчинам и женщинам служили сапоги-пимы из камусов или сукна, с голяшками из камусов. Летом надевали кожаные туфли (чирки), сапоги (лунтаи). Головной убор шился в форме капора из пыжей (шкурок молодых телят), песцовых или беличьих лапок.

Северные селькупы-оленеводы сохраняют в качестве зимней одежды малицы, сокуи и бакари ненецкого образца.

В прошлом селькупы питались преимущественно рыбой. Ее сушили, варили, квасили в ямах с ягодами, заготавливали на зиму рыбий жир. Из сушеной рыбы изготавливали муку - порсу. Разнообразили пищевой ассортимент мясом боровой дичи, а у северной группы селькупов - изделиями из оленины. Из дикорастущих растений употреблялись дикий лук, сарана, различные лесные ягоды. В таежной зоне заготавливали кедровый орех. Для заварки чая использовали сушеную малину и листья смородины. Из ягод варили варенье без воды и сахара. С XIX в. в пищевой рацион вошли покупные продукты: мука, сахар, чай, крупы.

Фольклор и верования

Селькупский фольклор представлен героическими песнями, историческими преданиями, сказками, загадками, поговорками. У современных селькупов, особенно в Томской обл., многие фольклорные произведения исполняются на русском языке.

Из музыкальных инструментов бытовали варган - губная костяная (из оленьего рога) пластинка с вибрирующим язычком, семиструнная арфа - лебедь. Оба эти инструмента распространены в южной части ареала расселения селькупов. У северных был известен только шаманский бубен. Искусство селькупов представлено орнаментами на берестяной посуде, костяных деталях оленьей упряжи, деталях одежды.

Несмотря на христианизацию еще в XVII-XVIII вв. у селькупов (особенно северных) сохранялись анимистические представления об окружающем мире. Творцом и добрым началом являлся Ном, олицетворяющий небо. Властитель зла Кызы обитал под землей. Он насылал на людей болезни. Для борьбы с болезнями селькупы обращались к шаманам, духи которых вступали в борьбу со злыми духами.

Умерших хоронили в земле, в долбленых стволах деревьев, в лодках. Особые захоронения делали для шаманов. Сверху устанавливали деревянный сруб. Детей хоронили на ветках высоких деревьев. С покойным клали его имущество, предварительно подвергнув порче. Считалось, что в новом мире все это имущество восстановится в первозданном виде

Селькупы в Красноярском крае

Особенностью селькупов является очень слабое владение родным языком - 16,4 %. Хотя в пос. Фарково поступает литература на селькупском языке, в школе применяется этнокомпонент (язык как предмет, национальная история и традиции). В 2018 г. родной язык изучали 50 школьников. Этнокультурная ситуация у южных селькупов еще хуже - на сегодня они почти полностью утратили свою культуру, забыли родной язык.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл selkupy_-_kopiya.docx28.85 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Малочисленные народы проживающие в Красноярском  крае. Селькупы»

C:\Users\Админ\Desktop\Без названия (4).jpg

Говорят на селькупском языке самодийской группы уральской языковой семьи. К настоящему времени выделяют 3 диалекта: тымский, кетский и тазовский. Письменность с 1930-х гг. на основе латинской, затем - русской графики.

Верующие селькупы - православные, частично придерживаются традиционных культов.

Этногенез

Южные селькупы в свою очередь подверглись сильному влиянию пришлого русского населения, восприняв многие его культурные черты и особенности. Существенные различия между северными и южными селькупами дают основания считать их различными субэтносами. Красноярские селькупы представляют собой восточную часть северной группы.

Традиционные занятия и жилище

Основными направлениями хозяйственной деятельности селькупов являются охота и рыболовство. Главный объект пушной охоты в тайге - белка. Северные селькупы добывали песца. В тайге охотятся на лосей, в тундре и лесотундре - на дикого оленя. Также занимаются добычей водоплавающей птицы и боровой дичи. В Сибири своими качествами славился сложный клеенный селькупский лук.

В тазовско-туруханском регионе расселения северных селькупов встречается оленеводство транспортного таежного типа (стада небольшие, маршруты перекочевок невелики). В южной группе селькупов под влиянием русских распространились скотоводство (лошади, коровы) и огородничество. Рыболовство - второе по значению направление промыслов. Зимой промышляли щуку на озерах, летом чаще ловили рыбу на реках с помощью котцов, запоров, плетеных морд, острог и других орудий. Традиционные средства передвижения: собачьи, оленьи (у северных селькупов) и ручные нарты, а также лыжи и лодки (долбленки и крытые илимки).

Для южных селькупов традиционное жилище - это землянка или полуземлянка (карамо) с бревенчатым каркасом. Крыша покрывалась дерном и засыпалась землей. Северные селькупы-оленеводы использовали конический чум ненецкого типа, крытый оленьими шкурами. Летом покрытие было берестяным, к настоящему времени чаще используют брезент. Сегодня большинство селькупов, в т.ч. в Красноярском крае, проживает в современных типовых домах.

Национальный костюм и пища

Зимней одеждой мужчинам и женщинам у северных селькупов служила парка - распашная шуба из оленьих шкур мехом наружу. Под парку мужчины надевали рубахи, сшитые из покупной ткани, и штаны из ровдуги, а женщины - домотканые платья. Вплоть до нач. XX в. летняя одежда шилась из рыбьей кожи и крапивной ткани. Зимней обувью мужчинам и женщинам служили сапоги-пимы из камусов или сукна, с голяшками из камусов. Летом надевали кожаные туфли (чирки), сапоги (лунтаи). Головной убор шился в форме капора из пыжей (шкурок молодых телят), песцовых или беличьих лапок.

Северные селькупы-оленеводы сохраняют в качестве зимней одежды малицы, сокуи и бакари ненецкого образца.

В прошлом селькупы питались преимущественно рыбой. Ее сушили, варили, квасили в ямах с ягодами, заготавливали на зиму рыбий жир. Из сушеной рыбы изготавливали муку - порсу. Разнообразили пищевой ассортимент мясом боровой дичи, а у северной группы селькупов - изделиями из оленины. Из дикорастущих растений употреблялись дикий лук, сарана, различные лесные ягоды. В таежной зоне заготавливали кедровый орех. Для заварки чая использовали сушеную малину и листья смородины. Из ягод варили варенье без воды и сахара. С XIX в. в пищевой рацион вошли покупные продукты: мука, сахар, чай, крупы.

Фольклор и верования

Селькупский фольклор представлен героическими песнями, историческими преданиями, сказками, загадками, поговорками. У современных селькупов, особенно в Томской обл., многие фольклорные произведения исполняются на русском языке.

Из музыкальных инструментов бытовали варган - губная костяная (из оленьего рога) пластинка с вибрирующим язычком, семиструнная арфа - лебедь. Оба эти инструмента распространены в южной части ареала расселения селькупов. У северных был известен только шаманский бубен. Искусство селькупов представлено орнаментами на берестяной посуде, костяных деталях оленьей упряжи, деталях одежды.

Несмотря на христианизацию еще в XVII-XVIII вв. у селькупов (особенно северных) сохранялись анимистические представления об окружающем мире. Творцом и добрым началом являлся Ном, олицетворяющий небо. Властитель зла Кызы обитал под землей. Он насылал на людей болезни. Для борьбы с болезнями селькупы обращались к шаманам, духи которых вступали в борьбу со злыми духами.

Умерших хоронили в земле, в долбленых стволах деревьев, в лодках. Особые захоронения делали для шаманов. Сверху устанавливали деревянный сруб. Детей хоронили на ветках высоких деревьев. С покойным клали его имущество, предварительно подвергнув порче. Считалось, что в новом мире все это имущество восстановится в первозданном виде

Селькупы в Красноярском крае

Особенностью селькупов является очень слабое владение родным языком - 16,4 %. Хотя в пос. Фарково поступает литература на селькупском языке, в школе применяется этнокомпонент (язык как предмет, национальная история и традиции). В 2018 г. родной язык изучали 50 школьников. Этнокультурная ситуация у южных селькупов еще хуже - на сегодня они почти полностью утратили свою культуру, забыли родной язык.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...