Гиперактивность у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей гиперактивных детей.
статья

Митина Ирина Петровна

 "Гиперактивность у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей гиперактивных детей."

В этой статье собран материал, который может быть полезен, как родителям, имеющим детей с гиперактивностью, так и воспитателям , у которых в группе  есть такие ребятки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл giperaktivnost_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx21.32 КБ

Предварительный просмотр:

Гиперактивность у детей дошкольного возраста. Рекомендации родителям гиперактивных детей.

Практически каждый современный родитель слышал про такое понятие, как гиперактивный ребенок, а многие даже используют его по отношению к своим детям. Но далеко не все действительно понимают, что синдром гиперактивности является не красивым названием повышенной детской активности, а своего рода заболеванием, которое обусловлено нарушением функционирования головного мозга и способно серьезно повлиять, прежде всего, на жизнь ребенка и его отношения со сверстниками. При этом нельзя забывать, что рано или поздно дети вырастают,становятся взрослыми, и синдром гиперактивности может преследовать их и дальше.

                                     Характеристика гиперактивности.

Гиперактивность - одно из проявлений целого комплекса нарушений.

Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и

тормозящего контроля. Поэтому подобные нарушения более точно классифицируются как «синдромы дефицита внимания с гиперактивностью».

Данный синдром является самой распространенной формой хронических

нарушений поведения в детском возрасте.

К внешним проявлениям гиперактивности относят невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лети чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач невролог после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение.

Проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью:

Высокая двигательная активность.

1. Беспокоен в движениях (барабанит пальцами, забирается куда-либо)
2. Ерзает на месте.
3. Находится в постоянном движении.
4. Очень говорлив.
5. Спит намного меньше, даже в младенчестве.

Дефицит активного внимания.

1. Непоследователен в поведении.
2.Имеет трудности в организации.
3.Имеет много незаконченных проектов
4.Не слышит, когда к нему обращаются.
5.С большим энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его,
6.Теряет вещи.
7.Избегает задач, которые требуют умственных усилий и скучных заданий.
8.Часто бывает забывчив.

Импульсивность

1.Не может регулировать свои действия.
2.Не умеет подчиняться правилам.
3.Отвечает до того, как его спросят.
4.Не может дождаться своей очереди в игре, на занятиях.
5.Часто вмешивается в разговор, прерывает говорящего.
6.Плохо сосредотачивает внимание.
7.Не может отложить вознаграждение.
8.Вариативность поведения (на одних занятиях спокоен, на других - нет).

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных

критериев, можно предположить, что ребенок является гиперактивным.

Кроме основных, существуют и так называемые дополнительные признаки. К ним относятся:

1. Нарушения координации. Это могут быть нарушения тонких движений (мелкой моторики), нарушение равновесия и зрительно-пространственной

координации.

2. Эмоциональные нарушения. Может наблюдаться запаздывание эмоционального развития, неуравновешенность, вспыльчивость, нетерпимость к неудачам.

3.Нарушение межличностных отношений. Как с взрослыми, так и со

сверстниками. Они стремятся руководить другими, поэтому у них бывает мало

друзей. Дети с гиперактивностью все время ищут товарищей, напарников для игр и занятий, но быстро их теряют из-за своих особенностей: невнимательности-во время игр, отвлекаемости, импульсивности, частогожелания заняться чем-то другим и пр.

4. Поведенческие расстройства. Возможно сочетание чрезмерной

двигательной активности и деструктивного поведения. Например, они могут мешать педагогам, отвлекать других детей и провоцировать их неправильное

поведение во время занятий.

5. Другие особенности. Часто гиперкинетические расстройства сопровождаются неврозоподобными симптомами: тиками, энурезом, энкопрезом, заиканием, страхами, длительно сохраняющимися обычными детскими страхами одиночества, темноты, домашних животных, белых халатов, медицинских

манипуляций или быстро возникающими навязчивыми страхами, возникшими В

связи с реальной неблагоприятной ситуацией.

В целом возникновение симптомов заболевания относят к началу

посещения детского сада (3 года), а первое ухудшение - к началу обучения в

школе т.к. центральная нервная система ребенка не справляется с увеличением

психических и физических нагрузок.

Причины:

- органические поражения головного мозга (черепно-мозговая травма,

нейроинфекции и пр.)

- перинатальная патология (инфекционные заболевания матери, угроза

выкидыша, обострение хронических заболеваний)

- генетическая предрасположенность, особенно по линии отца (ок. 20%)

- психосоциальные факторы до рождения ребенка (стрессы, психические

травмы матери, нежелание иметь данного ребенка, возраст родителей)

- заболевания, нарушающие деятельность мозга (астмы, пневмонии,

сердечная недостаточность)

- особенности нейрофизиологии и нейроанатомии (особенности ЦНС)

- социальные факторы (неправильное воспитание — непоследовательность,

отсутствие системы воспитательных воздействий и пр.)

Р.Кэмпбелл считает, что родители гиперактивного ребенка часто допускают три основные ошибки в воспитании:

1. Недостаток эмоционального внимания, часто подменяемого медицинским

уходом.

2. Недостаток твердости в воспитании и отсутствие надлежащего контроля за

поведением ребенка.

3. Неумение воспитывать в детях навыки управления гневом.

Коррекция данного синдрома включает в себя 3 компонента, которые должны использоваться в комплексе:

1.Психолого-педагогическое воздействие

2.Медикаментозные средства (обязательно)

3.Немедикаментозные средства (массаж, остеопатия и пр.)

Гиперкинетические расстройства, возникающие в детском возрасте, при отсутствии профилактических мер нередко приводят не только к школьной

дезадаптации - неуспеваемости, второгодничеству, нарушениям поведения, но и к тяжелым формам социальной дезадаптации, далеко выходящим за пределы

детского и даже подросткового возраста.

Рекомендации для родителей гиперактивного ребенка

Первая группа рекомендаций относится к внешней стороне поведения близких ребенку взрослых людей.

- Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно, если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.

- Избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт. Старайтесь реже говорить "нет", "нельзя", "прекрати" — лучше попробуйте переключить внимание малыша, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.

- Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его.

Вторая группа рекомендаций касается организации среды и окружающей обстановки в семье:

- Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную "территорию”). В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов.

Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.

- Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому, проявляйте одновременно гибкость и упорство.

- Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

Третья группа рекомендаций направлена на активное взаимодействие ребенка с близким взрослым, на развитие способности как взрослого, так и ребенка почувствовать друг друга, сблизиться эмоционально.

И здесь совершенно незаменима самая важная для детей деятельность — игра, поскольку она близка и понятна ребенку. Использование же эмоциональных воздействий, содержащихся в интонациях голоса, мимике, жестах, форме реагирования взрослого на свои действия и действия ребенка, доставит обоим участникам огромное удовольствие.

Попробуйте в начале игры создать положительное эмоциональное настроение и поддерживать его в течение всего времени взаимодействия с ребенком. Сядьте рядом, не забывайте смотреть друг другу в глаза, искренне удивляться, радоваться, использовать ласковые прикосновения.

В целом рекомендации для родителей детей с гиперактивностью можно свести к следующему:

1. В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь “позитивной” модели.

Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчёркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребёнка в собственных силах.

2. Поддерживайте чёткий распорядок дня (режим). Время приема пищи, выполнение домашних заданий, время игр и сна должно соответствовать этому распорядку. Дети чувствуют себя в большей безопасности, если они имеют дело с многократно повторяющимися действиями, они более восприимчивы и лучше реагируют, когда регулярно едят, спят и играют.

3. Избегайте повторений слов “нет” и “нельзя”.

4. Говорите сдержанно, спокойно и мягко. В критических ситуациях повторяйте свою просьбу многократно нейтральным тоном. Нет хладнокровия – нет преимущества!

5. Давайте ребёнку только одно задание на определённый отрезок времени, чтобы он мог его завершить. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

6. Поощряйте ребёнка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (работа с кубиками, раскрашивание, чтение). Контролируйте рабочую нагрузку ребенка.

7. Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т.п. оказывает на ребёнка чрезмерно стимулирующее воздействие.

8. Во время игр ограничивайте ребёнка лишь одним партнёром. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.

9. Оберегайте ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

10. Заранее договаривайтесь с ребенком о времени игры, о длительности — прогулки и т.д. Об истечении времени игры ребенку сообщает не взрослый, а заведенный заранее будильник, кухонный таймер - что будет способствовать снижению агрессии ребенка.

11. Давайте ребёнку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе. длительные прогулки, бег, спортивные занятия.

12. Ограничьте просмотр телепередач до 20 минут в день. Постарайтесь исключить игры за компьютером.

13. Необходимо избегать двух крайностей: проявлений чрезмерной жалости и вседозволенности с одной стороны, а с другой - постановки пред ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и наказаниями. Частое изменение указаний и колебание настроения родителей и взрослых оказывают на ребёнка глубокое негативное воздействие.

14. Ни в коем случае недопустимо при сильном возбуждении ребёнка применять. наказание, так как во время резких эмоциональных эксцессов ребёнок находится в полубессознательном, а потому безответственном состоянии -— человек в аффекте невменяем. В этом случае следует оградить ребёнка и окружающих от него, можно сделать вид, что вы смотрите на него как на больного — достаньте градусник и т.д. После того, как ребёнок успокоился, с ним можно доброжелательно побеседовать.

15. Для профилактики эмоциональной возбудимости ребёнка необходимо использовать непредумышленные разговоры с ребёнком около постели в минуту прощания на ночь, на прогулках, вечером за чайным столом, при этом взгляд должен быть доброжелательным, тон голоса мягким, успокаивающим.

16. Старайтесь всегда выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас).

17. Перед укладыванием ребёнка спать, обязательными процедурами являются приём душа (или ванны) и определённые действия на расслабление мышц, нервных окончаний (массаж пальцев рук и ног).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей"Синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей".

Синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей....

Гиперактивность у детей дошкольного возраста

Дети – активные любознательные существа. Они всегда в движении, бесконечно задают вопросы, постоянно осваивают что-то новое. Малыши могут поспорить из-за игрушки, отобрать её у соседа по песочнице и д...

Статья "Гиперактивность у детей дошкольного возраста"

Статья рассказывает о проявлениях гиперактивности у детей дошкольного возраста. Она поможет распознать гиперактивного ребенка и подскажет, как взрослым организовать работу  с ним в группе детског...

Консультация для родителей «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей дошкольного возраста»

В статье описаны причины, симптомы СДВГ и даны рекомендации для родителей....

Гиперактивность у детей дошкольного возраста: причины и признаки синдрома дефицита внимания (СДВГ), рекомендации и коррекционные игры для педагогов и родителей.

В последнее время в детских садах часто встречаешь очень подвижных, импульсивных, рассеянных дошкольников. Даже один гиперактивный ребенок держит педагога в постоянном напряжении. А если в группе боле...

Консультация для родителей: «Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей»

Консультация для родителей: «Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей»Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) –это расстройство, ...

Консультация для родителей "Синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей".

Синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей....