Роль и значение народных хороводных игр для физического развития и эмоционального благополучия ребенка
презентация

Костюкевич Ольга Владимировна

Хороводные игры и песни – часть педагогической практики, которая зарождалась и развивалась вместе с нашей цивилизацией и культурой. Кроме того, хороводные игры могут использоваться уже с двухлетнего возраста, что говорит об их важности и значимости для развития детей. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль и значение народных хороводных игр для физического развития и эмоционального благополучия ребенка Подготовила воспитатель группы «Гуси-лебеди» Костюкевич О.В .

Слайд 2

Хороводные игры и песни – часть педагогической практики, которая зарождалась и развивалась вместе с нашей цивилизацией и культурой. Кроме того, хороводные игры могут использоваться уже с двухлетнего возраста, что говорит об их важности и значимости для развития детей.

Слайд 3

Детские хороводные игры играют важную роль не только в социальном развитии, но и в других областях развития детей. Сочетание слов и движения способствует развитию способности воспринимать информацию, помогает понять содержание игры, что, в свою очередь, облегчает выполнение действий. Хороводные игры способствуют развитию внимания, способности концентрироваться и быстро реагировать, развивает речь, способствует развитию творческих и физических навыков и даёт опыт взаимодействия в коллективе.

Слайд 4

Хороводные игры способствуют развитию мышления и познания. В дошкольном возрасте большое влияние на развитие детей оказывают хороводные игры с обучающими, познавательными текстами, игры, которые имеют педагогически ценное содержание, например, учат этикету, счёту и т.д.

Слайд 5

Неоднократно повторяющаяся, знакомая детям мелодия, привычный ритм, хорошо знакомый, многократно повторяющийся текст, всё это успокаивает, снимает тревожность, помогает установить контакт , способствует коммуникации и тем самым способствует лёгкой социализации.

Слайд 6

Играя в хороводные игры, дети учатся быть внимательными, целенаправленными и сосредоточенными в течении определенного времени. Хороводные игры способствуют развитию речи и памяти. Они знакомят детей с народным творчеством.

Слайд 7

Хороводные игры способствуют эмоциональному развитию детей, они воспитывают в детях сочувствие и развивают высокий уровень эмоциональной компетенции. Если включить хороводные игры в программу развития детей дошкольного возраста в первой половине дня, то это даст большой заряд бодрости на целый день.

Слайд 8

Хороводные игры просты для восприятия. С одной стороны, простые и понятные тексты, с другой стороны интересные, смешные и разнообразные движения. В этих играх необходимо постоянно поддерживать контакт, что способствует постоянному взаимодействию со сверстниками.

Слайд 9

Большое значение имеет фактор отсутствия лидера в хороводных играх. Это позволяет исключить конкуренцию и укрепляет самооценку детей.

Слайд 10

В целом, можно сделать вывод о том, что хороводные игры оказывают значительное влияние на социальное, эмоциональное, познавательное и физическое развитие детей. Нельзя недооценивать их воспитательное значение. Хороводные игры, построенные на сочетании простых повторяющихся движений, облегчают процесс адаптации и способствуют развитию взаимодействия детей дошкольного возраста.

Слайд 11

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА Мы по лесу идем Возьмитесь за руки и ходите по кругу: Мы по лесу идем, Зверей найдем. Зайца громко позовем: «Ау-ау-ау!» Никто не откликается, Лишь эхо отзывается, Тихо: «Ау-ау-ау!» Вместо зайца, можно подставлять другие слова: «Волка громко позовем», «Мы медведя позовем», «Мы лису позовем». Большие и маленькие ножки Возьмитесь за руки и идите по кругу, то медленно, громко топая ногами, то ускоряя ход и часто перебирая ногами. Большие ноги Шли по дороге Топ-топ, топ-топ Маленькие ножки Бежали по дорожке Топ-топ, топ-топ, Топ-топ, топ-топ.

Слайд 12

По ровненькой дорожке Вместе с ребенком поводите хоровод со словами: По ровненькой дорожке, По ровненькой дорожке Шагают наши ножки, Шагают наши ножки. По пням, по кочкам, по камушкам, По камушкам, в яму –бух! На последней строчке присядьте. Ровным кругом Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря: Ровным кругом Друг за другом Мы идем за шагом шаг, Стой на месте! Дружно вместе Сделаем вот так! С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например, повернуться, наклониться, присесть

Слайд 13

Зайка «У зайчика зимой теплая беленькая шубка. У него ушки стоят на макушке, значит , зайка прислушивается, а шевелит он ими, чтобы еще лучше слышать. Когда зайчику холодно, и он хочет согреть свои лапки, он делает вот так (хлопает в ладоши). А если зайка совсем замерзнет, он начинает прыгать – вот так». Выбирают зайку, остальные образуют круг. Зайка выходит на середину и, изобразив руками ушки, приседает на корточки. Зайка беленький сидит И ушами шевелит, Вот так, вот так, И ушами шевелит! Дети присаживаются на корточки и руками изображают, как зайка шевелит ушками. Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть, Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп, Надо лапочки погреть! Поглаживают то одну, то другую руку, слегка прихлопывают в ладошки . Затем встают. Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать! Скок-скок-скок-скок, Надо зайке поскакать! Подпрыгивают на двух ногах к зайке. Стараются согреть его, ласково гладят . Затем возвращаются на место, а зайка выбирает себе замену.

Слайд 14

Кошки –мышки Становитесь в хоровод! Оля –мышка, Саша–кот! Будем дружно играть, Коту мышку не поймать! Е.Серова Дети сидят (стоят) по кругу, взявшись за руки. Мышка входит в круг, а кот выходит, из круга. По сигналу воспитателя малыши поднимают сцепленные руки вверх, образуя «воротца», через которые они стараются пропустить только мышку. Если коту не удалось поймать мышку, дети опускают руки вниз («воротца» закрываются) и вместе с воспитателем произносят слова: Ты не бойся, мышка, кот Не пройдет в наш хоровод! Игра повторяется с другим котом и мышкой.

Слайд 15

Медведь Как под горкой снег, снег, И на горке снег, снег, И под елкой снег, снег, И на елке снег, снег, А под снегом спит медведь. Тише, тише, Не шуметь! И.Токмакова Дети стоят по кругу. Выбирается медведь. Он садится на стульчик в середине круга и «засыпает». На 1-ю и 3-ю строки дети идут к середине круга (4 шага), на 2-ю 4-ю строки идут назад, от центра (4 шага), на 5-ю строку осторожно приближаются к спящему медведю. Две последние строки произносит кто-либо из детей, назначенных педагогом. Медведь должен по голосу узнать этого ребенка. Игра повторяется с новым ребенком.

Слайд 16

Карусели Образуется круг. «Сейчас мы будем кататься на карусели», -говорит воспитатель. Повторяйте слова за мной и двигайтесь дружно по кругу, чтобы карусель не сломалась ». Держась за руки, дети вместе с воспитателем движутся по кругу и произносят следующие слова: Еле-еле-еле-еле Завертелись карусели карусель медленно движется в правую сторону. А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом! Темп речи и движений постепенно ускоряется. Побежали, побежали, Побежали, побежали! Карусель меняет направление движения. Тише, тише, не спешите, Карусель ос-та-но- ви -те. Раз-два, раз-два (пауза), Вот и кончена игра. Темп движений постепенно замедляется, и на слова «раз-два» все останавливаются и кланяются друг другу. В конце дети хлопают друг с другом в ладоши и разбегаются.

Слайд 17

На реке камыши Возьмитесь за руки и идите по кругу: На реке –Камыши. Расплескались там ерши. Круг –постарше, остановитесь и повернитесь лицом в центр круга Круг –помладше, сделайте шаг к центру Круг –совсем Малыши! сомкните круг. Тишина Играющие идут по кругу и говорят: Тишина у пруда, Не колышется вода, Не шумят камыши. Засыпайте, малыши! По окончании слов дети останавливаются, приседают и опускают голову. В таком положении они находятся до 10 с. Те, кто пошевелится, не удержит равновесия, считаются проигравшими. Игра повторяется 2 –3 раза.

Слайд 18

Солнышко и дождик Дети идут по кругу и проговаривают: Смотрит солнышко в окошко, Светит в нашу комнатку. Мы захлопаем в ладоши, Очень рады солнышку. Топ-топ-топ-топ! Топ-топ-топ-топ ! Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп! Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп ! На сигнал дождь идет, скорей домой дети бегут к воспитателю под зонтик. Воспитатель говорит: Дождь прошел. Солнышко светит. Игра повторяется.

Слайд 19

Аленький цветочек Аленький цветочек, словно огонечек дети идут хороводным шагом Раз, два, три – повернись, Алена, ты названный ребенок поворачивается спиной в круг. Игра продолжается до тех пор, пока не повернется последний ребенок. Дальше дети идут спиной в круг и говорят так: Аленький цветочек, словно огонечек Раз, два, три, четыре. пять - повернулись все опять! все дети поворачиваются лицом в круг. Подарки Взявшись за руки, дети образуют кругу, один ребенок в центре. Играющие идут по кругу и говорят: Принесли мы всем подарки. Кто захочет, тот возьмет – Вот вам кукла с лентой яркой, Конь, волчок и самолет С окончание слов останавливаются, стоящий в кругу называет, какой из перечисленных подарков он хочет получить. Если назовет коня, дети скачут, если куклу –пляшут, если волчок –кружатся. Стоящий в кругу выбирает нового ведущего. Игра повторяется.

Слайд 20

Жаворонок В небе жаворонок пел, Колокольчиком звенел. Порезвился в вышине, Спрятал песенку в траве: Тот, кто песенку найдет, Будет весел целый год! А.Береснев По считалке выбирается «жаворонок». Он выходит в середину круга, который образуют дети. В руках у него колокольчик. С началом стихотворения жаворонок бегает по кругу. С концом стихотворения дети закрывают глаза. Жаворонок бежит за кругом, позванивая колокольчиком, затем дает его в руки кого-либо из детей. По сигналу ведущего дети открывают глаза. Жаворонок называет имя того, кто будет искать колокольчик. Названный ребенок по звону узнает, у кого спрятан колокольчик. Флажок Дети встали в кружок увидали флажок, Кому дать, кому дать Кому флаг передать Выйди , Саша в кружок, Возьми Саша флажок Движения: дети стоят в кругу, в середине круга лежит флажок. Воспитатель с детьми идет по кругу и произносит текс. Выходит, ребенок по тексту, поднимает флажок, затем, машет им и кладет на место. Затем игра продолжается

Слайд 21

Каравай Сделать круг. На середину круга выходит Петя. После этого все идут справа налево и поют песенку: -Как Пете на рожденье Испекли мы каравай! -Вот такой вышины! Все должны поднять руки: показать какой высокий каравай. -Вот такой нижины ! Все должны присесть на корточки. После этих слов надо быстро встать, раздвинуть круг шире, но рук не разнимать. -Вот такой ширины! И сейчас же надо быстро сузить круг, со всех сторон обступить Петю и петь: -Вот такой ужины! Как споют, пусть снова раздвинут круг и запоют: -Каравай, каравай, Кого любишь, выбирай! Петя станет думать: кого ему выбрать? Пока он раздумывает, хоровод ходит, не останавливаясь, и повторяет свою песенку: -Каравай, каравай, Кого хочешь, выбирай! Кого Петя выберет, тот выходит на середину круга, и можно игру начать сначала.

Слайд 22

Список литературы Андреева А. Д. Особенности психологического развития дошкольников в современных цивилизационных условиях / А. Д. Андреева // Вестник Мининского университета. – 2013. – №. 2. – С. 13-20. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду: программа и метод. рекомендации: для занятий с детьми 2-7 лет / Н. Ф. Губанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. Максимова Л. А. Педагогические условия создания эмоционально развивающей среды в группах детей раннего возраста / Л. А. Максимова. – Litres , 2007. Панкеев И. Русские народные игры / И. Панкеев. – Яуза, 2008. Бойко Е. Е. Музыкально-дидактические игры в музыкальном развитии дошкольников / Е. Е. Бойко // Известия Саратовского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. – 2015. – С. 124-130. Бондаренко М. А. Роль народных подвижных игр как средства развития межличностных взаимоотношений дошкольников / М. А. Бондаренко // Проблемы современного педагогического образования. – 2015. – №. 46-1. – С. 199-205. Ахтян А. Г. Народная культура как средство социально-личностного развития детей дошкольного возраста / А. Г. Ахтян // Ярославский педагогический вестник. – 2012. – Т. 2. – №. 4. Белопольская Н. Л., Рубан О. В. Хороводные игры как метод коммуникативного развития дошкольников с нормативным и нарушенным психическим развитием / Н. Л. Белопольская, О. В. Рубан // Социальная психология и общество. – 2012. – №. 4. – С. 130-140.

Слайд 23

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Значение режима дня в сохранении эмоционального благополучия ребенка»

Одной из важных задач, стоящих перед ДОУ и семьёй, является охрана нервно - психического здоровья детей, а основное условие охраны психологического здоровья детей – укрепление их нервной системы через...

Консультация для родителей: "РОЛЬ МАТЕРИ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ БЛАГОПОЛУЧИИ РЕБЕНКА. ТРАДИЦИИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ"

Создавая в себе физическое тело малыша до рождения, после рождения мама формирует его духовный мир. Она как будто на ладонях привносит то светлое, что может дать ребенку. «Привносит на ладонях&r...

"Значение народных хороводных игр в физическом развитии детей дошкольного возраста"

В статье рассматривается актуальность использования народных хороводных игр как средства гармоничного развития ребенка через приобщение к народной культуре и традициям....

"Эмоциональное благополучие ребенка как необходимое условие для гармоничного физического развития"

quot;Эмоциональное благополучие ребенка как необходимое условие для гармоничного физического развития"...

Консультация для родителей " Значение режима дня в сохранении эмоционального благополучия ребенка"

Одной из важных задач, стоящих перед ДОУ и семьёй, является охрана нервно-психического здоровья детей, а основное условие охраны психологического здоровья детей – укрепление их нервной системы ч...

Роль и значение народных хороводных игр для физического развития и эмоционального благополучия ребенка.

Хороводные игры и песни – часть педагогической практики, которая зарождалась и развивалась вместе с нашей цивилизацией и культурой. Кроме того, хороводные игры могут использоваться уже с двухлет...

«Значение режима дня в сохранении эмоционального благополучия ребенка»

консультация для родителей первой младшей группы...