Родительское собрание в подготовительной группе Тема: «Готовность ребёнка к школе»
консультация (подготовительная группа)

Кирякова Ольга Александровна

Безусловно, подготовка к школе просто необходима, но её недостаточно для успешного обучения в школе - правильнее всего развивать познавательную активность будущего ученика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание в подготовительной группе

Тема: «Готовность ребёнка к школе».

   

       Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Сегодня мы постараемся ответить на вопрос, который волнует всех родителей будущих первоклашек, а как мы с вами все знаем с 1 июня, наша группа называется подготовительная к школе, и данная тема родительского собрания очень актуальна: «Готовность ребёнка к школе». К сожалению, некоторые родители считают, что основное при подготовке к школе - научить читать, считать, писать. Безусловно, подготовка к школе просто необходима, но её недостаточно для успешного обучения в школе - правильнее всего развивать познавательную активность будущего ученика.

Что означает понятие «готовность ребёнка к школе»?

   Готовность к школе степень сформированности физических, физиологических и психических качеств ребенка, обеспечивающих безболезненный переход из дошкольного возраста в школьный и успешность выполнения им учебных заданий. 

Проявляется готовность к школе как желание учиться, умение слушать учителя и понимать задания, как умение быть внимательнымусидчивым,исполнительным, как соответствующие возрасту речь, мышление, восприятие и память. 

Готовность к школе нередко называют школьной зрелостью, что выступает личностным качеством.

 Готовность к школе ребенка - дошкольника обеспечивают детские дошкольные учреждения и подготовительные 

классы при школах. Школьная готовность (зрелость) облегчает ребенку учебную деятельность,

 обеспечивает успех, быстрое привыкание к новым условиям.

        Выделяют  несколько критериев готовности ребёнка к школе.

     Физическая готовностьОбучение в школе связано с большими физическими и психологическими нагрузками. Заполняя медицинскую карту ребёнка перед поступлением в школу, вы легко сможете сориентироваться в данном вопросе и получить консультацию у врачей-специалистов.

Также физическая готовность подразумевает:

- Хорошее состояние здоровья,

- уровень развития двигательных и физических качеств (ловкость, увертливость, быстрота, сила, выносливость и др.) в соответствии с возраста.

- уровень развития культурно – гигиенических навыков и привычек

-закаливание организма, выносливость, хорошая сопротивляемость к заболеваниям

Хорошо развитая мелкая моторика руки (для письма).

     Интеллектуальная готовность. Она включает в себя багаж знаний ребёнка, наличие у него специальных умений и навыков (умение сравнивать, обобщать, воспроизводить данный образец; концентрация внимания и др.). Интеллектуальная готовность — это не только умение читать и писать, но и развитие речи (умение ответить на вопрос, задать вопрос, пересказать текст), умение рассуждать и мыслить логически.

Ведущей деятельностью становится - учебная. Для этого необходимо сформировать навыки учебной деятельности:

-Умение слушать и слышать и воспринимать информацию.

(Какие требования предъявит учитель к вашему ребёнку?

Детям надо научиться внимательно слушать учителя на уроке.

  • Нельзя кричать с места,
  • вставать без разрешения учителя,
  • выходить из класса.
  • Если ребёнок хочет что-то сказать, то нужно поднять руку.
  • Дети должны помнить, что учитель даёт задание всему классу и не может повторять его только ему. Ваш ребёнок будет постоянно испытывать дискомфорт от того, что в классе для учителя все дети равны и он один из них. Научите ребёнка слушать и слышать вас! Выполнять ваши просьбы и поручения!

И тогда он будет слышать учителя, и выполнять его требования. Так вы научите своего малыша работать в коллективе, слушать, когда говорят всему классу и выполнять задание вместе со всеми. И не в коем случае не привлекать к себе внимание плохим поведением).

Интеллектуальная готовность включает в себя также:

- Умение планировать свою деятельность, готовить и убирать свое рабочее место.

- Знания, широкий кругозор, эрудиция, умение ориентироваться в окружающем мире

- Высокий уровень развития познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия).

- Уровень мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнения, обобщения, смекалка).

- Уровень специальных навыков (грамота, математика, развитие речи и тд.)

    Социальная готовность. Это потребность ребёнка в общении со сверстниками и умение подчинять своё поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

Он должен уметь устанавливать взаимоотношения как с другими детьми, так и с взрослыми. Стоит отметить, что взаимоотношения ребенка с окружающими являются зеркалом тех отношений, которые царят дома в семье. Именно со своих родителей малыш берет пример.

Для оценки социальной готовности к школе рекомендуется проверить:

  • легко ли ребенок включается в компанию играющих деток;
  • умеет ли он выслушивать чужое мнение, не перебивая;
  • соблюдает ли он очередь в ситуациях, когда это необходимо;
  • умет ли он участвовать в разговоре с несколькими людьми, может ли поддержать беседу.

     Психологическая готовностьС этой точки зрения готовым к школьному обучению является ребёнок, которого школа привлекает не только внешней стороной (замечательный ранец, красивая ученическая форма), но и возможностью получать новые знания и умения. Ребёнок, готовый к школе, желает учиться и потому, что ему хочется занять определённую позицию в обществе, открывающую доступ в мир взрослых, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома.

   В учебном заведении к ребенку будут предъявляться жесткие требования, отличающиеся от требований, с которыми его познакомили дома и в детском саду, и все их придется выполнять. Психологическая готовность к школе определяется следующими аспектами:

  • наличием таких качеств, как самостоятельность и организованность;
  • умением управлять собственным поведением;
  • готовностью к новым формам сотрудничества со взрослыми людьми.

Цель  подготовки к школе - формирование личностных качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью: любознательности, инициативности, творческого воображения, произвольности.

Следующий вопрос который мы обсудим:

Как правильно подготовить ребёнка к школе?

       Раньше готовым к школе считался ребёнок, обладающий определённым запасом знаний. Сейчас психологи и педагоги утверждают, что знания — это не цель, а средство развития ребёнка.

       Главное — это не само знание, а умение им пользоваться, самостоятельно его добывать, анализировать.

     Поэтому самым важным элементом подготовки ребёнка к школе является формирование умения учиться. Учите ребёнка сознательно подчинять свои действия общему правилу (например, читать книгу сидя, соблюдая расстояние от глаз до книги 25—30 см), внимательно слушать говорящего и точно выполнять данное задание, проявлять самостоятельность, инициативу, творчество в любом виде деятельности.

   

 Расширяйте и углубляйте представления ребёнка об окружающем мире. Если вы не будете отмахиваться от возникающих у ребёнка вопросов, не будете отгораживать его от окружающей взрослой жизни — подготовка к школе будет идти естественно и без напряжения.

   

Развивайте устную речь будущего школьника. 

  • Как можно чаще читайте своему ребёнку детскую литературу;
  • Беседуйте  с ним о прочитанных произведениях;
  • Чаще  просите ребёнка пересказать только что услышанную им сказку или рассказать о том, что интересного он увидел во время прогулки.

Чаще превращайте повседневные просьбы в развивающие задания. Например, для лучшего ориентирования ребёнка в пространстве эффективны следующие задания:

—  Подай, пожалуйста, чашку, которая стоит справа от тарелки.

—  Найди на верхней полке третью книгу, считая справа налево.

—  Скажи, что находится в комнате за комодом, между стулом и диваном, за телевизором.

   

  Развивайте мелкую моторику с помощью лепки, рисования, штриховки, конструирования из различных деталей. Чем лучше развита рука, тем легче ребёнку научиться писать, тем быстрее развивается его интеллект.

     Приучайте будущего первоклассника к школьному режиму — рано ложиться спать и рано вставать. Прививайте ему привычку соблюдать элементарные санитарно-гигиенические навыки: пользоваться общественным туалетом; мыть руки перед едой и др. Учите его самостоятельно одеваться, аккуратно складывать свои вещи, соблюдать порядок.

Воспитывайте у ребёнка позитивное отношение к школе. Попробуйте создать «романтическую обстановку» вокруг школьной жизни, где будут новые друзья, мудрая учительница и целый набор новых впечатлений и эмоций.

    

   Никогда не запугивайте ребёнка школой: «Вот пойдёшь в школу, там быстро тебя воспитают!»

Чтобы у ребёнка возникло ощущение, что он вступает в новую полосу жизни, кардинально измените его жизнь: сделайте перестановку в комнате ребёнка, придумайте ему новые обязанности по дому и т.д.

Надо ли обучать ребёнка чтению до поступления в школу?

     

    НАДО! Чем раньше ребёнок начинает читать, тем больше ему нравится это делать и тем лучше он справляется с чтением.

     Учёные приводят ряд причин, по которым следует учить ребёнка читать, начиная даже не с дошкольного возраста, а с самого раннего детства:

1. Дети гиперактивны, любознательны. Если ребёнку 3—7 лет предоставить возможность утолить жажду знаний, гиперактивность снизится, что предохранит его от травм и позволит изучать окружающий мир более успешно.

2.Почти все дети в возрасте «от двух до пяти» обладают уникальными способностями, в том числе умением впитывать знания. Всем известна та лёгкость, с какой маленькие дети запоминают новую и порой даже непонятную им информацию.

3. Научившись читать в раннем возрасте, ребёнок сумеет освоить гораздо больше информации, чем те из его сверстников, кто был лишён такой возможности. Если он рано научился читать, то в 1-м классе ему по силам будет тот материал, который обычно дают детям в возрасте 8—12 лет.

4.У детей, научившихся рано читать, способность к пониманию развита гораздо лучше. Они к моменту поступления в школу читают уже не по слогам, не понимая смысла прочитанного, а выразительно, целыми словами.

5. Тот ребёнок, который научился рано читать, любит чтение. Многие родители считают, что детям, которые уже умеют читать, в 1-м классе будет скучно. Утверждать, что чем больше дети знают, тем больше они будут скучать, — то же самое, что утверждать, будто дети, которые ничего не знают, будут всем интересоваться и забудут о скуке. Если в классе неинтересно, то скучать будут все. Если же интересно, то заскучают лишь те, кто не способен ничего понять.

И ещё один любопытный факт: когда ребёнка учат читать в домашних условиях, успех — стопроцентный, вне зависимости от использованной методики.

А сейчас я предлагаю пройти  тест

Тест «Готов ли ребёнок идти в школу?»

       Школьными психологами разработаны специальные методики, позволяющие определить уровень готовности ребёнка к школе.  

       Попробуйте ответить («да» или «нет») на вопросы данного теста. Он поможет вам понять, готов ли ваш ребёнок к школе.

1. Может ли ваш ребёнок заниматься самостоятельно каким-нибудь делом, требующим сосредоточенности в течение 25—30 минут (например, собирать  пазлы)?

2.Говорит ли ваш ребёнок, что он хочет идти в школу, потому что там он узнает много нового и интересного, найдёт новых друзей?

3.Может ли ваш ребёнок самостоятельно составить рассказ по картинке, включающий в себя не менее 5 предложений?

4.Знает ли ваш ребёнок наизусть несколько стихотворений?

5.Верно ли, что ваш ребёнок в присутствии незнакомых людей ведёт себя непринуждённо, не стесняется?

6.Умеет ли ваш ребёнок изменять имя существительное по числам (например: рама — рамы, ухо уши, человек — люди, ребёнок — дети)!

7.Умеет ли ваш ребёнок читать без ошибок по слогам или, что ещё лучше, целиком слова, состоящие из 2—3 слогов?

8.Умеет ли ваш ребёнок считать до двадцати и обратно?

9.Может ли ваш ребёнок решать примеры на сложение и вычитание в пределах десяти?

10.Может ли ваш ребёнок решать задачи на нахождение суммы или разности (например: «В вазе 3 яблока и 2 груши. Сколько всего фруктов в вазе?»; «В вазе было 10 конфет. 3 конфеты съели. Сколько осталось?»)?

11.Сможет ли ваш ребёнок точно повторить предложение (например: «Зайчик, вспрыгни на пенёк!»)?

12.Любит ли ваш ребёнок раскрашивать картинки, рисовать, лепить из пластилина?

13.Умеет ли ваш ребёнок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликацию)?

14.Может ли ваш ребёнок обобщать понятия (например, назвать одним словом (а именно: мебель)стол, диван, стул, кресло)?

15.Может ли ваш ребёнок сравнить два предмета, то есть назвать сходство и различия между ними (например, ручка и карандаш, дерево и кустарник)?

16.Знает ли ваш ребёнок названия времён года, месяцев, дней недели, их последовательность?

17.Может ли ваш ребёнок понять и точно выполнить словесные инструкции?

Оценка результата. 

 Если вы утвердительно ответили на 1517 вопросов, можете считать, что ваги ребёнок вполне готов к школе. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если они возникнут, будут легко преодолимы.

Если вы утвердительно ответили на 1014 вопросов, значит ваш ребёнок многому научился. Содержание же вопросов, на которые вы ответили отрицательно, подскажет вам темы дальнейших занятий.

Если вы утвердительно ответили на 9 (и менее) вопросов, значит вам следует, во-первых, почитать специальную литературу, во-вторых, постараться уделять больше времени занятиям с ребёнком, в-третьих, обратиться за помощью к специалистам.

Итог

   Родители окажут большую помощь учителям, воспитателям, школе в целом и прежде всего своим детям, если постараются формировать у начинающего школьника только положительное отношение к учебе и школе, будут поощрять в ребенке  желание учиться.

       Вы - родители должны помнить одну простую истину: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное общение с близкими и любимыми людьми - семьей.

Свое выступление я хочу закончить таким стихотворением:

Не жалейте время для детей,
Разглядите взрослых в них людей,
перестаньте ссориться и злиться,
Попытайтесь с ними подружиться.

Постарайтесь их не упрекать,
Научитесь слушать, понимать.
Обогрейте их своим теплом,
Крепостью для них пусть станет дом.

Вместе с ними пробуйте, ищите,
Обо всем на свете говорите,
Их всегда незримо направляйте
И во всех делах им помогайте.

Научитесь детям доверять – 
Каждый шаг не нужно проверять,
Мненье и совет их уважайте,
Дети – мудрецы, не забывайте.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительское собрание в подготовительной к школе группе « Готовность ребёнка к школе » Учитель-дефектолог : О.А. Кирякова

Слайд 2

Готовность к школе - это степень сформированности физических, физиологических и психических качеств ребенка, обеспечивающих безболезненный переход из дошкольного возраста в школьный и успешность выполнения им учебных заданий

Слайд 3

Физическая готовность: х орошее состояние здоровья; уровень развития двигательных и физических качеств (ловкость, увертливость, быстрота, сила, выносливость и др.) в соответствии с возрастом; уровень развития культурно – гигиенических навыков и привычек; закаливание организма, выносливость, хорошая сопротивляемость к заболеваниям х орошо развитая мелкая моторика руки (для письма).

Слайд 4

Интеллектуальная готовность : у мение слушать и слышать и воспринимать информацию ; у мение планировать свою деятельность, готовить и убирать свое рабочее место; знания , широкий кругозор, эрудиция, умение ориентироваться в окружающем мире в ысокий уровень развития познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия). у ровень мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнения, обобщения, смекалка). у ровень специальных навыков (грамота, математика, развитие речи и тд .)

Слайд 5

Социальная готовность: Для оценки социальной готовности к школе рекомендуется проверить: легко ли ребенок включается в компанию играющих деток; умеет ли он выслушивать чужое мнение, не перебивая; соблюдает ли он очередь в ситуациях, когда это необходимо; умет ли он участвовать в разговоре с несколькими людьми, может ли поддержать беседу.

Слайд 6

определяется следующими аспектами : наличием таких качеств, как самостоятельность и организованность; умением управлять собственным поведением; готовностью к новым формам сотрудничества со взрослыми людьми. Психологическая готовность :

Слайд 7

Цель подготовки к школе - формирование личностных качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью. Главное — это не само знание, а умение им пользоваться, самостоятельно его добывать, анализировать .

Слайд 8

Как правильно подготовить ребёнка к школе ? самым важным элементом подготовки ребёнка к школе является формирование умения учиться ; р асширяйте и углубляйте представления ребёнка об окружающем мире ; р азвивайте устную речь будущего школьника; р азвивайте мелкую моторику; п риучайте будущего первоклассника к школьному режиму ; н икогда не запугивайте ребёнка школой.

Слайд 9

Надо ли обучать ребёнка чтению до поступления в школу? НАДО ! Чем раньше ребёнок начинает читать, тем больше ему нравится это делать и тем лучше он справляется с чтением. Когда ребёнка учат читать в домашних условиях, успех — стопроцентный, вне зависимости от использованной методики.

Слайд 10

Тест «Готов ли ребёнок идти в школу?» Оценка результата. Если вы утвердительно ответили на 15—17 вопросов, можете считать, что ваш ребёнок вполне готов к школе. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если они возникнут, будут легко преодолимы . Если вы утвердительно ответили на 10—14 вопросов, значит ваш ребёнок многому научился . Содержание же вопросов, на которые вы ответили отрицательно, подскажет вам темы дальнейших занятий . Если вы утвердительно ответили на 9 (и менее) вопросов, значит вам следует, во-первых, почитать специальную литературу, во-вторых, постараться уделять больше времени занятиям с ребёнком, в-третьих, обратиться за помощью к специалистам.

Слайд 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей, будущих школьников

В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:

- уметь четко произносить все звуки речи;

- уметь интонационно выделять звуки в словах;

- уметь выделять заданный звук в потоке речи;

- уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце);

- уметь произносить слова по слогам;

- уметь составлять предложения из 3-5 слов;

- уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т.д.;    

- уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк - это животные);

- уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На детской площадке», «Отдых на море», «За грибами» и т.д.);

- уметь составлять несколько предложения: о предмете;

- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);

- уметь наизусть читать любимые стихотворения;

- знать автора прочитанного стихотворения;

- уметь последовательно передавать содержание сказки.

К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления:

- знать цифры от 0 до 10;

- уметь сосчитать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т.д.;

- уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка;

- знать знаки  +,  -,  =,  <,   >;

- уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7 меньше 8, 5 >4 , 6 =6);

- уметь соотносить цифру и число предметов;

- уметь измерять с помощью линейки;

- уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

- знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг, трапеция, овал, прямоугольник;

- уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме;

- уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «верх», «вниз», «раньше», «позже», «за», «между»,  ориентироваться на листе.

В области представления об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:

- уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в нашей местности (например, ель, береза, дуб, подсолнух, ромашка) и называть их отличительные признаки;

- уметь различать диких и домашних животных и их детёнышей (белка, заяц, коза, корова)

- уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, ворона, воробей);

- иметь представления о сезонных признаках природы (например, осень -желтые и красные листья, на деревьях, увядающая трава, сбор урожая);  

- знать названия 1-3 комнатных растений;

- 5-6 насекомых, съедобные и несъедобные грибы.

- знать названия всех дней недели, времена года, месяца.

Кроме того, ребенок, поступающий в 1-й класс, должен знать:

- в какой стране он живет, в каком городе,  свой домашний адрес;

- своё имя, отчество, фамилию;

- свой возраст (желательно дату рождения);

- фамилию, имя, отчество родителей, их профессию;

- звать правила поведения в общественных местах и на улице.



Предварительный просмотр:

Что должен знать и уметь ребёнок, поступающий в школу?

        Предлагаем примерный перечень знаний и умений будущего первоклассника.

Ребёнок должен знать:

-своё имя, отчество, фамилию;

-свой возраст и дату рождения;

-свой домашний адрес и номер телефона;

-название своего города, его главные достопримечательности;

-название страны, в которой он живёт;

-фамилии, имена, отчества родителей, их профессии;

-названия времён года и месяцев (их последовательность, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года);

-названия домашних животных и их детёнышей;

-названия некоторых диких животных и их детёнышей;

-названия зимующих и перелётных птиц;

-названия овощей, фруктов и ягод;

-названия средств транспорта: наземного, водного, воздушного.

Ребёнок должен уметь:

-различать предметы одежды, обувь и головные уборы;

-пересказывать русские народные сказки;

-различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;

-свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая-левая сторона, верх-низ и т. д.);

-полно и последовательно пересказывать прослушанный или прочитанный рассказ, составлять (придумывать) рассказ по картинке;

-запомнить и назвать 6—10 предметов, слов;

-различать гласные и согласные звуки;

-разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков;

-определять количество и последовательность звуков в словах типа мак, дом, кит;

-хорошо владеть ножницами (вырезать из бумаги полоски, квадраты, круги, прямоугольники, вырезать по контуру фигуры);

-владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии; --рисовать геометрические фигуры; аккуратно закрашивать, штриховать, не выходя за контуры предметов;

-свободно считать от 1 до 20 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 10;

внимательно, не отвлекаясь, слушать (30—35 минут);

-сохранять прямую, хорошую осанку, особенно в положении сидя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родительского собрания в подготовительной группе. Психологическая готовность ребенка к школе.

Презентация и текст выступления педагога-психолога на родельском собрании по теме: "Психологическая готовность ребенка к школе"....

Консультация на родительском собрании в подготовительной группе "Речевая готовность ребенка к школе".

Цель:1.     Ознакомить родителей с  критериями развития речи детей семи лет.2.     Рекомендовать игры на развитие фонематического слуха, которые можн...

Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Особенности готовности ребенка к школе»

Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Особенности готовности ребенка к школе»...

Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Особенности готовности ребенка к школе»

Дети растут быстро. Казалось бы, только вчера вы переживали за своего малыша, впервые отводя его в ясли,  но на пороге уже новые испытания – школа. Как сделать, чтобы ребенок быстро и безбо...

Презентация – сопровождение к родительскому собранию в подготовительной группе ДОУ «Готовность ребёнка к школе»

ГБДОУ детский сад №26 Калининского района Санкт-ПетербургаПрезентация – сопровождение к родительскому собранию в подготовительной группе ДОУ«Готовность ребёнка к школе»...

Родительское собрание в подготовительной группе «Психологическая готовность ребенка к школе».

Родительское собрание в подготовительной группе «Психологическая готовность ребенка к школе»....

Родительское собрание в подготовительной группе «Психологическая готовность ребенка к школе».

Актуализировать знания родителей по проблеме психологической готовности к школе...