Материал для родителей, воспитателей, учителей.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Петрова Наталья Геннадьевна

 Представлены различные игры  и задания на развитие фонематического слуха у дошкольников. Их можно использовать и для детей начальных классов коррекционных школ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_v_fonematicheskiy_sluh.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей в логопедической группе

«Игры на формирование фонематического слуха и

 навыков звукового анализа у детей»

Цели:

• Учить родителей правильно организовывать работу по развитию фонематического восприятия в ходе игр, игровых упражнений в домашних условиях .

 • Дать практические советы и рекомендации для создания условий формирования фонематического слуха.

Материал: буклеты, игры на развитие фонематического слуха.

1.Вступительная часть.

 Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без неё нельзя учиться слушать и понимать речь. Фонематический слух имеет важное значение для овладения звуковой стороной языка. Фонематический слух позволяет улавливать те особенности звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого (коЗа – коСа и т.п.). Нарушение фонематического слуха у детей приводит к специфическим недостаткам произношения. Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения. Особые трудности возникают у детей с нарушенным фонематическим слухом на этапе обучения грамоте, а именно, при овладении чтением и письмом, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия, а это влечет за собой новый клубок проблем: наблюдается снижение успеваемости, появляется тревожность, неуверенность в своих силах, резко снижается самооценка ребенка. Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове. Так, ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове, так как необходимое условие обучения чтению — это умение соотносить звуковой и зрительный ряды, т. е. представлять себе, как звук и слово могут выглядеть на бумаге и, наоборот, привыкнуть к тому, что произносятся они несколько иначе, чем пишутся. Это предполагает наличие сформированного фонематического слуха как способности к различению как звуков, так и зрительных изображений, особенно тех, которые являются составными частями букв. Таким образом, проблема развития у детей фонематического слуха является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты. Ребенок в 4-6 лет должен уметь: Выделять звук в звуковом ряду (4-5 лет). Выделять слог и слово в ряду слогов и слов (4-5 лет). Выделять начальный гласный звук в слове (4-5 лет). Подбирать и называть слова, начинающиеся с заданного звука (4-5 лет). Различать фонетически сходные слова по их лексическому значению (4-5 лет). Дифференцировать согласные звуки по твердости-мягкости, звонкости-глухости (к 5 годам). Выделять согласный звук в конце слова (5-6 лет). Дифференцировать свистящие и шипящие звуки (5-6 лет). Делить слово на слоги, определять количество слогов в слове (5-6 лет). Определять наличие заданного звука в слове (5-6 лет). Определять место звука в слове (к 6 годам). Определять количество слов в предложении, учитывая наличие «коротких» слов-предлогов (5-6 лет) и др.

 2. Демонстрация речевых  игр.

 «СТОП – ИГРА». Назовите любые слова. Ребенок говорит «стоп», если услышит слово с закрепляемым звуком. Уточните, какое слово услышал ребенок. Начинайте игру в медленном темпе, постепенно ускоряя его.

 «РАЗВЕДЧИКИ». Предложите всем членам семьи отправиться на кухню (в ванную, прихожую) или заглянуть в шкаф (холодильник) и найти как можно больше предметов с закрепляемым звуком. Кто найдет больше предметов, тот и победил.

«УГАДАЙ-КА». Предложите детям угадать разные предметы по их описанию, напомнив при этом, что во всех словах «живет» закрепляемый звук. Подумайте о поощрении в случае угадывания и правильного произнесения слова.

 «ИСПРАВЛЯЙ-КА». Произнесите слова в «дефектном» произношении и попросите ребенка исправить ошибку.

«БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН». При чтении сказок, рассказов или стихов попросите ребенка запомнить как можно больше слов с закрепляемым звуком из этого произведения. Аналогичное задание можно предложить при рассматривании иллюстраций в книге.  

«КТО БОЛЬШЕ?». Посоревнуйтесь со своим ребенком в придумывании слов с закрепляемым звуком.      

«МЫ – АРТИСТЫ». Проговорите с ребенком скороговорку, чистоговорку или короткое стихотворение с закрепляемым звуком несколько раз разными интонациями (удивленно, весело, грустно).

Большинство фонематических игр - это игры со словами, точнее, со способностью различать в словах отдельные звуки. Цель этих игр и упражнений – развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие.

«Смотри, не ошибись!» 

Вначале предложите ребенку придумать вместе с вами слова, которые начинаются на «за». Ребенок предлагает: «Занавеска, замок, залезать...»Теперь измените задания: слова должны заканчиваться на «за»: «глаза, береза, стрекоза». Варьируйте упражнение с другими слогами.

«Исправь Незнайкины ошибки».

Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки. Коса прыгнула через забор. Колова даёт вкусное молоко. Рошадь жуёт сочную траву. Коска ловит мышку. Собаха сторожит дом. Мама валит касу.

«Подбери правильно рифму»

 Отругала мама зайку, Он надел под свитер гайку. (майку).

Много снега во дворе, Едут танки по горе.(санки)

Пес Барбос совсем не глуп, Он не хочет рыбный дуб (суп).

Не случайно у сестрички фантики в косичках (бантики).

Проплывает под мостом серый, скользкий, длинный  дом (сом)

Здесь в лесу есть злые звери, запирайте на ночь... (двери)

Как-то вечером две мышки унесли у Пети... (книжки)

 «Грузы я возить привык!» —Говорит нам ... (грузовик)

Тише, Танечка, не плачь, не утонет в речке... (мяч)

Портфель я выронил из рук,такой большой на ветке... (жук)

 Шел по лесу шустрый мишка,на него свалилась... (шишка)

Ветер, ветер, ты могуч,ты гоняешь стаи... (туч)

3.Заключительная часть (раздача буклетов).

 Развитие фонематического слуха у дошкольников отражает не только способность ребенка правильно произносить слова и не путать слоги, но и свидетельствует о готовности ребенка к письму. Уверена, что данные логопедические упражнения помогут развитию у ребёнка не только речевых, но и других необходимых для школьного обучения процессов: внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления, познавательной активности.

 

Игры для развития фонематического слуха дошкольников

При несформированности данного умения дети задерживаются в речевом развитии, потому что не слышат собственных артикуляционных ошибок: путает парные по глухости-звонкости, глухости-звонкости согласные; совершает многочисленные грамматические ошибки в речи; пропускает слоги в словах;  не употребляет предлоги или путает схожие пары (над-на, в-во); не может правильно выразить мысль, неверно употребляя созвучные слова (лук-люк, том-дом). Развивать фонематический слух нужно начинать с самых простых и доступных ребенку -дошкольнику игр.

  1. «Тишина»

Эта дидактическая игра тренирует умение различать неречевые звуки. Дети закрывают глаза и слушают тишину 1-2 минуты. Разговаривать в момент игры нельзя. Когда педагог разрешит, дошкольники открывают глаза и  подробно рассказывают, что они смогли услышать в тишине.

2. «Лови звук»

Игра направлена на развитие фонематического слуха, внимание. Можно проводить с детьми от 6 -7 лет. Дошкольник получает задание хлопать ладошками и ловить только определенный перед началом игры звук.

Взрослый  должен медленно произносить разные звуки, а между ними правильный. Если малыш хлопнул ладошками не вовремя, то есть поймал неверный звук, нужно указать ему на ошибку. В процессе игры желательно просить детей произносить все услышанные фонемы громко вслух.

  1. «Хлопай-топай»

Упражнение направлено на переключаемость. Ребенок топает и хлопает на заданный взрослым звук. Обговаривать условия игры нужно заранее. Например, на звук [ш] дошкольник топает, а на звук [ж] хлопает в ладоши.

Логопед произносит ряд схожих звуков: [ш], [щ], [ч], [ж], [с], [ж], [х], [ш] и т.д. На необозначенные звуки дошкольник не должен реагировать.

  1. «Поймай слог»

Игра на развитие фонематического слуха, переключаемости внимания у детей 5-6 лет. Проводится идентично предыдущей, но ребенок ловит не звуки, а слоги. Условия обговариваются так: поймай слог ЧУ. Взрослый произносит ряд слогов, стараясь запутать воспитанника: ЧА, ШУ, ЧУ, ЩУ и так далее. Ребенок должен ловить только слог ЧУ.

  1. «Лови слово»

Упражнение формирует высокий уровень внимания, развивает умение различать слоги и звуки изолированно, в окружении других фонем.

Педагог сообщает ребенку, какое слово нужно ловить, например, щука. Произносит ряд схожих по звучанию слов и обозначенное: шутка, щука, шуба, зубы, щука и так далее. Когда дошкольник слышат нужное слово, хлопает в ладоши.

  1. «Поймай песенку»

Игра подходит для детей с проблемами внимания, со слабым навыком слышать звуки в составе слога, слова. Взрослый задает проблемный для воспитанника звук, чаще всего это свистящие, шипящие, сонорные.

Возьмем для примера, фонему Б. Педагог должен называть ряд слов с заданным звуком и без него: банка, шубка, соска, папка, барабан, пулька, булька и так далее. Задача ребенка: хлопнуть в ладоши, если услышал нужный звук.

  1.  «Разложи правильно»

Приготовьте карточки с парными и непарными звуками: З-С, Ж-Ш, Ч-Ц, Щ, В -Ф, Х, Р, Б-П. И в дополнении к этой картотеке распечатайте изображение предметов, в названиях которых есть эти фонемы. Ребенок должен их соотнести. Например, приложить к изображения зонта карточку с буквой З, к слону — С. В результате получится несколько кучек карточек.

  1. «Звуковое лото»

В игре участвуют не менее 2 человек и ведущий. Подходит для детей уже знакомых с буквами, или может сочетаться с занятиями по изучению азбуки. Для игры нужно подготовить: лото с картинками (звери, птицы, предметы) и  пустые карточки. Называйте любой звук, растягивая и пропевая его: з-з-з. Спросите, у кого  в названия нарисованных предметов есть такой звук. Дети поднимают руки и повторяют: “У меня з-з-зебра!”. И закрывают правильную картинку пустой карточкой. Победит тот, кто быстрее заполнить поле.

  1. «Слоговой поезд»

Задание на развитие умения делить слова на слоги. Приготовьте карточки с нарисованными вагонами, на каждом написан 1 слог. Задача детей — рассадить слоги по вагонам. Для дошкольников 5-6 лет берите слова из 2-3 слогов, для школьников 6-7 лет — из 3-4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Материал для родителей, воспитателей и специалистов по теме "Игрушки"

Материал для формирования и актуализации знаний...

Материал для родителей, воспитателей и специалистов по теме "Мебель"

Материал для формирования и актуализации знаний...

Материал для родителей, воспитателей и специалистов по теме "Посуда"

Материалы для формирования и актуализации знаний...

Материал для родителей, воспитателей и специалистов по теме "Осень"

Материал для актуализации  и формирования знаний...

Материал для родителей, воспитателей и специалистов по теме "Посуда"

Учебно-методический материал по теме: Посуда...