Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в развитии одаренного ребенка дошкольного возраста»
консультация

Вершинина Светлана Евгеньевна

     Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов и родителей на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено общественными потребностями.

     В развитии креативности большую роль играют социальные условия и социальное окружение ребенка, это семья, сверстники, детский сад. Все это влияет на развитие личности одаренного ребенка. Велика роль родителей в развитии творческого потенциала такого ребенка, так как именно в детстве закладывается фундамент творческой личности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_semi_v_razv._odar._detey.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему:

«Роль семьи в развитии одаренного ребенка

дошкольного возраста»

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено общественными потребностями.

Выражение «одаренные дети» употребляется весьма широко. Если ребенок обнаруживает необычные успехи в учении или творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут называть одаренным. Многочисленные труды (Венгер Л.А, Гильбух Ю.З, Лейтес Н.С, Бурменская Г.В) посвящены рассмотрению понятия - одаренный ребенок, выявлению таких детей, особенностям работы с ними, их психологическим проблемам. В последние годы проблема различий между детьми по одаренности «вышла из тени» и вызывает теперь большой интерес. Несомненны реальность и значимость этой проблемы.

Главная цель педагогики, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, воспитание людей, владеющих основами наук, сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении. Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации.

Период дошкольного детства - это период первоначального становления личности, поэтому опыт первых лет жизни ребенка влияет на все его дальнейшее развитие.

К старшему дошкольному возрасту у детей формируются обобщенные, частично осознанные представления о себе. Ребенок может дифференцированно оценить качества своей личности. Самооценка к этому возрасту становится адекватной и приобретает устойчивый характер. Результаты исследований позволяют заключить, что понимание ребенком себя как личности происходит не путем сложения оценок взрослых и приписывания оценочных суждений, взрослых о нем, а является избирательным. Дети старшего дошкольного возраста достаточно верно осознают свои достоинства и учитывают отношение к себе со стороны взрослых.

Хочется подробнее остановиться на условиях развития творческого потенциала у одаренных детей дошкольного возраста.

В развитии креативности большую роль играют социальные условия и социальное окружение ребенка, это семья, сверстники, детский сад. Все это влияет на развитие личности одаренного ребенка. Велика роль родителей в развитии творческого потенциала такого ребенка, так как именно в детстве закладывается фундамент творческой личности.

Родители порой забывают, что у ребенка есть свои интересы, свой мир, что ему необходим собственный уголок и что от того, будет ли ребенок развиваться в своей собственной среде или в рамках канонизированного интерьера взрослых, зависит становление его как личности. Поэтому оформить детский уголок и детскую комнату надо с фантазией, учитывая психологию и вкус ребенка. Дети любят играть, ухаживать за птицами, рыбами, растениями. Поместите в их комнате клетку с певчими птицами, аквариум, подберите такую мебель, чтобы она обеспечивала максимально свободную площадь для игры. Эти (на первый взгляд) мелочи станут постоянным источником радости ребенка. Известно, что все дети любят рисовать: это один из способов, с помощью которого ребенок реагирует на чудесные  и не знакомые ему явления и предметы в окружающем его мире. Поэтому так важно для домашних занятий рисованием и лепкой правильно подобрать необходимый изобразительный материал и создать специально оборудованный уголок творчества.

Детская мебель должна легко и быстро трансформироваться. В интерьере комнаты важную роль играет цвет. Свойство цвета создавать иллюзию тепла или холода, покоя или движения существенно влияет на настроение, работоспособность, ритм жизни. Цветовое решение интерьеров детской комнаты активно воздействует на ребенка: или положительно влияет на его развитие, самочувствие, в том числе психологическое; или становится преградой, мешающей ребенку проявить творческую индивидуальность.

Развитие ребенка и формирование его самооценки - важная задача родителей. Если они правильно подходят к воспитанию своего ребенка, уважают его как уникальную личность, доверяют ему, то у ребенка - дошкольника формируется реалистичный образ своего «Я». Большое значение в этом процессе играет правильно выбранная тактика семейного воспитания.

Цель педагога – помочь родителям определить свою позицию в вопросе развития одаренности детей, оценить свой вклад в раскрытие творческого потенциала своего ребенка.

Как важно не упустить момент и не оттолкнуть ребенка от творческой деятельности, а наоборот, приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовывать свои возможности.

Роль семьи особенно значима в воспитании одаренного ребенка дошкольного возраста. Такие дети часто требуют несколько иного подхода в общении, чем обычные дети. Одаренный ребенок  остро реагирует не только на содержание высказывания, но и на его форму: для него важны интонация речи, выражение лица собеседника, его жесты. Критические замечания родителей могут больно ранить ребенка. Родителям надо набраться терпения и не пытаться сразу же переубедить ребенка, когда тот отстаивает свою точку зрения. При разговоре с ребенком взрослому важно следить за своей речью, ее интонацией. Резко высказанные замечания в адрес ребенка не принесут желаемого результата. Уважайте мнение ребенка, несмотря на то, что он еще мал!

Многие родители стремятся сделать все возможное для поддержки развития своего одаренного малыша и хотели бы получить соответствующие рекомендации. Как же родители могут внести вклад в развитие творческого потенциала своего ребенка?

1. Создайте условия для творческого развития ребенка в доме и вне его:

  • приобретайте книги, игрушки, игры, которые полезны для развития ребенка;
  • обеспечивайте материалами для творчества (бумага, клей, пластилин, краски, мелки, фломастеры и пр.);
  • организуйте место для творчества ребенка (стол, место для игрушек, игр на полу, книжная полка, место для выставки рисунков и других работ ребенка);
  • позволяйте ребенку использовать старые, ненужные вещи для создания различных конструкций, поделок;
  • позволяйте изменять привычный порядок вещей в доме (по-своему убирать кровать, комнату, украшать окно и т.п.);
  • контролируйте умственные занятия и физическую нагрузку ребенка, режим дня;
  • давайте ребенку время для работы, размышлений в одиночестве;
  • организуйте посещение ребенком кружков, студий.

2. Активно участвуйте сами в творческом развитии ребенка:

а) занятия с ребенком дома:

  • отвечайте на вопросы ребенка, обсуждайте вместе разные проблемы;
  • читайте ребенку книги и обсуждайте их содержание;
  • вместе разгадывайте загадки, решайте кроссворды, ребусы;
  • рисуйте, лепите, вырезайте ножницами и пр.;
  • играйте, конструируйте;
  • совместно с ребенком выполняйте работы по дому;
  • вместе смотрите детские телепередачи и обсуждайте увиденное;
  • слушайте музыку;
  • устраивайте вместе с ребенком выставки его работ;
  • помогайте составлять различные коллекции;

б) совместный досуг вне дома:

  • отдыхайте на воздухе в выходные дни: гуляйте во дворе, ходите в парк, выезжайте за город;
  • занимайтесь вместе с ребенком различными видами спорта;
  • устраивайте совместные посещения театров, музеев, выставок, кинотеатров, цирка.

3. Стимуляция творческой активности ребенка:

  • поощряйте его творческую деятельность и создание творческих работ;
  • поощряйте стремление ребенка исследовать окружающий мир;
  • показывайте ребенку, что вы цените его достижения;
  • цените в нем личность, уважайте его интересы, даже если вы не всегда их разделяете.

Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени и занятости на работе, недостатка методических материалов и соответствующей литературы. В этих условиях очень непросто воспитывать одаренного ребенка. Но родительская любовь вопреки всему может многое. Уважаемые родители, подумайте, все ли ваши возможности реализованы? Используйте каждую минуту общения с ребенком для поддержки, стимулирования, раскрытия его творческого потенциала.

Родителям надо помнить, что одаренный и талантливый ребенок это, прежде всего ребенок. Как бы ни был одарен малыш, он нуждается  в любви и ласке, в бережных и заботливых родителях. Как и другим детям, им нужна заинтересованность, помощь и поддержка близких, которые помогут ему развить творческий потенциал.

Создайте среду, которая обеспечит успешное развитие ребенка. Уважайте его точку зрения так, как если бы он был взрослым. Уважайте его любопытство как великую ценность! Поощряйте его интересы, даже если вы не можете понять их. Находите время радоваться ему, вашему ребенку. Не забывайте, что ему необходим тот же опыт, что и всем детям. Ему нужны дисциплина, возможность делать ошибки и брать на себя ответственность.

Полное раскрытие способностей и таланта одаренного ребенка является существенной задачей, важной не только для него самого, его родителей и близких людей, но и для общества в целом, поскольку именно талантливые дети обеспечивают потенциал страны, ее успешное экономическое и социальное развитие.                                  

                               

Литература:

1. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. – М.: Педагогическое общество России, 1999.

2. Психология социальной одаренности. Под редакцией Я.Л. Коломинского, Е.А Панько. ЛИНКА-ПРЕСС - М., 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА»

Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детск...

Роль семьи в развитии одаренного ребенка дошкольного возраста

В Российской педагогической энциклопедии говорится, что одаренность – это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (не...

Роль семьи в развитии одаренного ребенка дошкольного возраста

в статье рассказывается о разнообразных способов развития одаренности...

Консультация для родителей на тему :"Роль семьи в развитии речи ребенка ".

В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс владения речью. К 7 года язык является средство общения.Поэтому ,чтобы это получилось нужна помощь не только  учителя-логопеда...

Консультация для родителей на тему: «РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА»

Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев....

Консультация для родителей на тему: «РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА»

Консультация для родителей на тему:  «РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА»...