Консультация для родителей "Создание экологической среды в ДОУ".
консультация (средняя группа)

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx19.89 КБ

Предварительный просмотр:

          Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                                          «Детский сад № 189»

                              Октябрьского района г.Саратова

410017, г.Саратов, Весенний проезд,4. Телефон: 20-22-43.

                     

                               

               Консультация для родителей

                                    на тему:

  «Создание экологической развивающей среды в ДОУ»

   

                       

                                                                                                           Воспитатель:

                                                                                                    Сафонова Н.В.

                             

  Обычно под экологическим воспитанием понимают воспитание любви к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приёмы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Например, с этой целью дома содержат диких животных или без должного ухода домашних животных, которые болеют и даже умирают на глазах у детей. И дети привыкают не замечать их мучений. Часто во время летних прогулок родители предлагают собирать цветы, ловить бабочек, стрекоз или других насекомых. Такие занятия становятся постоянной летней забавой ребят. Они отрывают насекомым крылья, лапки или же вовсе растаптывают свою жертву ногой. Таким образом, такие воспитательные мероприятия учат детей не любить, а уничтожать живое, причём довольно жестоко.

  Очень часто с детьми разучивают стихи о природе, содержание которых противоречит экологически правильному поведению. Учитывая это, необходимо ещё раз подчеркнуть, что одна из задач экологического воспитания – формирование у ребёнка представления о человеке не как о хозяине, покорителе природы, а как о части природы, зависящей от неё.

  Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым надо оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать себя и всё, что происходит вокруг. Нужно учить ребят правильно вести себя в природе и среди людей.

  Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация экологической развивающей среды.

 Экологически развивающая среда в детском саду должна способствовать:

познавательному развитию ребенка;

эколого-эстетическому развитию;

- оздоровлению ребенка;

- формированию нравственных качеств;

- формированию экологически грамотного поведения;

экологизации различных видов детской деятельности.

 Создавая эколого-развивающую среду, необходимо учитывать период обучения,

 сезонность, возраст детей.

 Необходим вариативный подход в организации экологически развивающей среды в детском саду:

- соответствие целям и задачам реализуемой программы;

- гармоничное композиционное решение наглядного оформления общему виду детского сада;

- приоритетное направление работы детского сада;

- уровень готовности педагогов детского сада к экологическому образованию дошкольников;

- ближайшее природное окружение;

- ресурсное обеспечение воспитательно-образовательного процесса в детском саду

- связь с социумом.

В детском саду экологически развивающая среда может быть организована как традиционный «Уголок природы» или «Лаборатория природы» и включать в себя следующие компоненты: экологический уголок; лаборатория; художественная научно – популярная литература и наглядный материал для детей; экологическая тропа на территории детского сада.

1.Экологический уголок является местом систематического труда и наблюдений, где дети имеют возможность максимально проявить активность и самостоятельность.

Коллекции предназначены для знакомства детей с различными

природными объектами, для развития у них навыков классификации

объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекционный

материал служит в качестве наглядного материала, должен быть доступным

для детей.

2.Лаборатория -это новый элемент развивающей предметной среды. Под лабораторией природы мы понимаем специально оборудованное помещение детского сада для самостоятельной деятельности детей, направленной на выявление свойств и качеств объектов природы, связей и зависимостей в природной среде через опытно-экспериментальную и поисковую деятельность.

3.Художественная научно – популярная литература и наглядный материал для детей

представляет собой собрание разнообразных красочных книг о природе, альбомов с фотографиями и иллюстрациями, энциклопедий для детей, периодических изданий, паспортов растений; аудиокассет с записями голосов животных, звуков природы, видеокассет с фильмами о природе, карт, глобуса, сказочных персонажей, кукол. Здесь же находится библиотека произведений о родном крае. Экологическая библиотека выполняет познавательную функцию и воспитывает интерес к родной природе, прививает любовь к книге, чтению.

4. Для создания экологической тропы особое внимание нужно уделить организации экологического пространства на территории детского сада. Растения на территории ДОУ являются своеобразным «зеленым щитом», они создают благоприятную среду, защищают от пыли, уменьшают попадание на территорию выхлопных газов. Помимо того, что разнообразные растения полезны в оздоровительном и эстетическом плане, они ещё интересны и в познавательном плане.

 Экологическое воспитание детей дошкольного возраста необходимо строить на усвоении детьми системы знаний о природе, о связях, существующих в ней, зависимостях. Детям следует дать знания о природе, формировать трудовые умения и навыки, воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе, желание защитить и умножить ее богатства. Знания о природе должны быть построены на конкретном материале, которой доступен наблюдению детей. Правильно организованная развивающая среда стимулирует развитие ребенка, его познавательную активность, обеспечивает становление у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с предметами природы, ценностного отношения ко всему живому.

 Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности, пробуждает интерес и желание познавать природное окружение (сфера интеллекта), вызывает у ребенка сочувствие к “тяжелой” самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показывает уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходится (сфера нравственности).
Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое. При этом взрослый должен помнить, что в
 природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных (неиспорченных, не отравленных, неограниченных) условиях – это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребенка. 

Итак, воспитание у детей любви к природе, способности воспринимать ее красоту - одна из важных задач детского сада.

Мы должны с малых лет воспитывать в детях четкое понимание: человек - часть природы. Не будет зелени, животных - и ему не жить на Земле. И наоборот: чем богаче мир вокруг, тем лучше человеку будет жить в этом мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающая экологическая среда, как метод восприятия детьми природы

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11705220","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"height: 15px; width: 124px;"}}]]Специфической чертой методики экологического воспитан...

«Экологическая среда ДОУ в рамках ФГТ как условие художественно – эстетического развития»

Методические рекомендации по созданию экологической среды ДОУ по программе «Детство». Создание новых экологических уголков и экологизации старых. Условия создания эколого- развивающей среды в детском ...

консультация для родителей. Тема. Экологическая среда, как средство формирования познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи.

В работе рассматриваются аспекты формирования познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи посредством экологической развивающей среды....

Консультация "Организация предметно-развивающей среды группы как компонент экологического воспитания дошкольников"

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному...

Консультация для воспитателей МБДОУ «Развивающая экологическая среда в ДОУ»

Направления и условия для создания развивающей зкологической среды в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО...

Консультация для педагогов Экологическая тропа как элемент развивающей среды в дошкольном учреждении

Муниципальное образовательное  бюджетное дошкольное учреждение« Детский сад №1»            Консультация для педагоговЭколог...