Консультация для родителей «Жестокое обращение с детьми: что же это такое?»
консультация (средняя группа)

Чулкова Ирина Валерьевна

«Проблемные» родители – не вина ребёнка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребёнка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.

Жестокое обращение в детстве воспитывает людей, социально неадаптированных, не умеющих создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.

Задача педагогического коллектива детского сада состоит в том, чтобы из года в год совершенствовать свои подходы, искать более эффективные формы правового образования родителей. Но прежде всего самим воспитателям необходимо ориентироваться в проблеме.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Жестокое обращение с детьми: что же это такое?»

«Проблемные» родители – не вина ребёнка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребёнка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.

Жестокое обращение в детстве воспитывает людей, социально неадаптированных, не умеющих создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.

Задача педагогического коллектива детского сада состоит в том, чтобы из года в год совершенствовать свои подходы, искать более эффективные формы правового образования родителей. Но прежде всего самим воспитателям необходимо ориентироваться в проблеме.

Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи, опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.

Четыре основные формы жестокого обращения с детьми:

1. Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.

2. Сексуальное насилие (или развращение) – вовлечение ребёнка с его согласия и без такового в сексуальные действия со стороны взрослых с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребёнка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребёнок не может предвидеть все негативные для себя последствия.

3. Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психической форме насилия относятся:

1. - открытое неприятие и постоянная критика ребёнка;

2. - угрозы в адрес ребёнка в словесной форме;

3. - замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка;

4. - преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка;

5. - ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;

6. - однократное, грубое психическое воздействие, вызывающее у ребёнка психическую травму.

4. Пренебрежение нуждами ребёнка – это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами ребёнка относятся:

1. отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

2. отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая.

По данным исследований многих стран, в последние годы количество проявлений жестокого обращения с детьми и пренебрежения к их нуждам неуклонно растёт.

Даже в обычной семье нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства – распространённое явление. Часто с родителями этих детей аналогично поступали в их собственном детстве; родители не знают альтернативных методов воздействия на детей; не воспринимают собственное поведение как травмирующее психику ребёнка.

Педагоги должны знать факторы риска, которые могут спровоцировать жестокое обращение с детьми в семье.

Вот основные из них:

1. Неполные или многодетные семьи, семьи с приёмными детьми, наличие отчимов или мачех;

2. Наличие в семье больного алкоголизмом, наркоманией или лица, вернувшегося из мест лишения свободы;

3. Безработица, постоянные финансовые трудности;

4. Супружеские конфликты, невнимание мужа к жене, властность матери, исполнение только роли хозяйки дома, не работающие матери;

5. Теснота жилплощади и скученность членов семьи;

6. Статус беженцев, вынужденных переселенцев;

7. Низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции;

8. Нежеланный ребёнок;

9. Умственные и физические недостатки ребёнка

10. Трудный ребёнок.

В случае выявления жестокого отношения к ребёнку со стороны родителей 

педагогу следует принять меры по его защите. Что может предпринять педагог, подозревая родителей в жестоком обращении с ребёнком? Прежде всего, постараться завоевать доверие ребёнка, наблюдать за его поведением, замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник. Побывать у ребёнка дома, посмотреть в каких условиях он живёт, постараться установить контакты с семьёй, предложить родителям анкету, которая отразит социальные параметры жизни данной семьи. Побеседовать с родителями (опекунами, близкими родственниками, выразить свою озабоченность поведением ребёнка в детском саду.

Особого внимания требуют семьи, в которых существует установка на агрессию. Агрессивные родители (т. е. использующие наказания, в том числе и физические) не видят ничего плохого в том, что ребёнок столь же агрессивен, как и они сами. Фактически это качество в нем поощряется. Отсюда следует, что коррекционные усилия педагогов нужно направлять на изменение отношения родителей к агрессивному поведению в целом.

Признаки жестокого обращения и насилия.

1.Ребенок плохо развивается: его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту.

2. Ребёнок неухожен, неопрятен, плохо пахнет. Он апатичен, часто плачет или напротив, агрессивен, вызывающе ведёт себя.

3.Ребёнок демонстрирует изменчивое поведение: то спокоен, то внезапно возбуждается, и наоборот. Такое поведение часто является причиной плохих контактов ребёнка с другими детьми, приводит к его изоляции, отверженностью в группе.

4. У ребёнка могут быть проблемы с обучением из-за слабой концентрации внимания, несобранности, усталости, недосыпания.

5. Ребёнок отказывается раздеваться, стремиться скрыть синяки и раны.

6.Для ребёнка характерны повторяющиеся жалобы на недомогание: головную боль, боли в животе, внешние воспаления моче- оловых органов.

Ребёнок явно испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому взрослому.

1. У ребёнка реакция испуга или отвращения на физический контакт с определённым взрослым.

2. Судорожно реагирует на поднятую руку, как бы сжимается, боясь удара.

3. Ребёнок чрезмерно стремиться к одобрению, ласке любых взрослых; уходит от конфликтов, споров с другими детьми; гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех.

4. Он демонстрирует не соответствующее возрасту взрослое поведение, рационален, интересуется вопросами секса.

5. Рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательствах, которые якобы произошли с другими детьми.

6. У ребёнка проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.

Ещё раз подчеркнём: каждый из данных признаков и особенностей поведения ребёнка не обязательно свидетельствует о том, что он подвергается жестокому обращению или насилию, в том числе и сексуальному. Но если они проявляются в том или ином сочетании, воспитателю следует обратить на это внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ»

Консультация для родителей  «ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ»Жестокое обращение с детьми и пренебрежение включают в себя любое действие, которое наносит вред ребенку. Дети, с которыми плохо...

Консультация для родителей "Жестокое обращение с детьми, что это такое?"

Родители познакомятся с определением "Жестокого" обращения с детьми". Узнают, какие существуют формы жестокого обращения с детьми. Какие законодательные акты являются защитой прав и достоинств ребенка...

Консультация для родителей "Жестокое обращение с детьми"

Консультация раскрывает основные формы жестокого обращения с детьми. Помогает найти способы открыть ребенку свою любовь, а также защитить его права и достоинства в законодательных актах....

Консультация для родителей: "Жестокое обращение с детьми: что это такое"

В консультации описаны основные формы жестокого обращения сс детьми, указаны законодательные акты о защите прав и достоинств ребенка....

Консультация для родителей "Жестокое обращение с детьми"

Жестокое обращение с детьми включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи), опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями правопор...

Консультация для родителей "Жестокое обращение с детьми"

Данная консультация направлена на предотвращение насилия в семье....

Консультация для родителей "Жестокое обращение с детьми".

Воспитание ребёнка – главная задача родителей. Все хотят, чтобы их дети выросли умными, добрыми и хорошими людьми, но не все готовы дать соответствующее воспитание своему ребёнку. Воспитание очень тру...