Консультация на тему: «Особенности развития и воспитания ребенка третьего года жизни»
консультация

Кузнецова Юлия Андреевна

На третьем году жизни ребенок становится более подвижным, ловким и все более самостоятельным и в игре, и в самообслуживании.

Быстро развивается речь ребенка — обогащается ее смысловое содержание и, расширяется словарный запас, грамматически она становится все более правильной.

Своевременное развитие речи имеет очень большое значение для развития ребенка третьего года жизни. Понимание речи окружающих способствует обогащению и расширению представлений, знаний ребенка.

С этого времени он начинает знания об окружающем получать не только наглядно, но и путем словесных объяснений взрослых («Зимой холодно», «Летом жарко», «Птичка спит в гнездышке — это ее домик», «Зайка живет в лесу», «Самолет летит, и бабочка тоже летит»).

Разговаривайте с вашим ребенком, отвечайте на его вопросы, не отстраняйтесь от общения с ним, иначе это затормозит его развитие. Это возраст «почемучек», в этот период очень важен для его обучения и социализации.

При помощи речи взрослые уже могут больше, чем раньше, управлять поведением ребенка, так как ему становятся понятными многие их указания и просьбы.

На третьем году жизни слово в какой-то мере становится уже и саморегулятором поведения ребенка: «Не буду плакать, я уже большой», — заявляет малыш и, несмотря на боль, сдерживает слезы.

Действия ребенка все больше начинают подчиняться словесно выраженной цели. «Сейчас нарисую птичку»,— заявляет малыш иногда прежде, чем начнет рисовать, или просит: «Мама, дай книжку про смурфиков. Я хочу ее смотреть». Правда, он еще довольно легко, под влиянием внешних впечатлений отступает от намеченной цели.

У говорящего ребенка воспоминания возникают не только тогда, когда он что-либо видит или слышит, но и когда перед ним нет того, о чем говорят. Например, мама сказала: «Поедем к бабушке», — и ребенок вспоминает: «Поедем на машине, у бабушки большой кот. Я играть с ним буду».
Возможность говорить с ребенком не только о настоящем, но и о том, что было или еще будет, значительно расширяет его кругозор.

Таким образом, речь ребенка на третьем году жизни способствует его умственному развитию, расширению кругозора, общению с окружающими, осознанию правил поведения, т. е. развитию личности ребенка в целом..

На основе собственного опыта и объяснений взрослого у ребенка формируются представления и понятия (доктор лечит, шофер водит машины, грибы растут в лесу, вечером надо ложиться спать и т. п.). Характерной особенностью детского мышления является то, что он не может еще отвлеченно мыслить, но в жизни, в конкретных условиях, он уже способен решать простейшие умственные задачи.

Так, например он не может ответить на вопрос: «Сколько будет один да один?», но если ему предложить: «Положи два яблока в вазу, а одно возьми себе» — он легко с таким заданием справится. Если его спросить: «Как достать куклу с высокой полки?», он может не ответить. Когда же ему нужно достать предмет, который находится высоко, то он, не задумываясь, поставит стул, залезет на него и достанет нужное.

Эти примеры показывают, что мышление ребенка еще непосредственно связано с действием, с конкретными предметами. В течение третьего года жизни у ребенка очень сильно развивается способность к подражанию. Поэтому в его игре отражается уже не только то, что он получил в
непосредственном общении со взрослыми, но то, что видел, слышал. Отображая увиденное, он совершает такие действия, которым его взрослый непосредственно и не обучал, а которые он видел на улице, в гостях, в магазине, о которых услышал или узнал из разговора взрослых между собою, увидел на картине и по телевизору т. д.

Поэтому старайтесь не увлекаться совместными посиделками перед телевизором, если есть возможность приобретите специальные обучающие мультфильмы и сказки, но не переусердствуйте, ничто не заменит ребенку живое общение.

Он уже начинает отражать в игре отношения людей: сердится на куклу, потому что она не слушается, или, наоборот, ласкает ее, жалеет — она «заболела»; куколка становится «дочкой», а ребенок — «мамой».
Под влиянием примера и указаний взрослых ребенок начинает следовать правилам поведения. При правильном подходе к нему родителей он может научиться преодолевать небольшие, посильные для него препятствия, делиться своими игрушками с товарищами, спокойно подчиняться требованиям родителей и многое другое.

При благоприятных условиях воспитания ребенок может уже проявлять заботу о матери, сочувствие плачущему, уметь хорошо играть со сверстниками и т. п. Он уже значительно больше и по разнообразным поводам общается с детьми и взрослыми по своей инициативе.

В своих действиях и поступках малыш начинает руководствоваться такими понятиями, как: хорошо — нехорошо, можно — нельзя, правильно — неправильно, и может уже оценивать поступки других. Поощрение, похвала радуют его, вызывают желание сделать или поступить еще лучше; осуждение — огорчает. А если ему очень часто делают замечания, к тому же иногда еще и необоснованные или непонятные ему, то он может проявлять упрямство, как часто говорят взрослые, делать «на зло».

Все более, четко обрисовываются индивидуальные особенности психики ребенка, начинают формироваться основы характера.

Для воспитания трехлетнего ребенка особое значение приобретает поведение взрослых, их личный пример. Ребенок после двух лет хорошо понимает речь окружающих, может подражать тому, что видит и слышит, и очень легко внушаем, т. е. легко «заражается» чувствами других. Поэтому не только действия близких (матери, отца, бабушки), но и тон, каким они говорят, их привычки, интересы, взгляды, их отношение к труду и окружающим людям оказывают большое влияние на формирование личности ребенка и на приобретение им тех или иных привычек.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация на тему:  

«Особенности развития и воспитания ребенка третьего года жизни»


На третьем году жизни ребенок становится более подвижным, ловким и все более самостоятельным и в игре, и в самообслуживании.

Быстро развивается речь ребенка — обогащается ее смысловое содержание и, расширяется словарный запас, грамматически она становится все более правильной.

Своевременное развитие речи имеет очень большое значение для развития ребенка третьего года жизни. Понимание речи окружающих способствует обогащению и расширению представлений, знаний ребенка.

С этого времени он начинает знания об окружающем получать не только наглядно, но и путем словесных объяснений взрослых («Зимой холодно», «Летом жарко», «Птичка спит в гнездышке — это ее домик», «Зайка живет в лесу», «Самолет летит, и бабочка тоже летит»).

Разговаривайте с вашим ребенком, отвечайте на его вопросы, не отстраняйтесь от общения с ним, иначе это затормозит его развитие. Это возраст «почемучек», в этот период очень важен для его обучения и социализации.

При помощи речи взрослые уже могут больше, чем раньше, управлять поведением ребенка, так как ему становятся понятными многие их указания и просьбы.

На третьем году жизни слово в какой-то мере становится уже и саморегулятором поведения ребенка: «Не буду плакать, я уже большой», — заявляет малыш и, несмотря на боль, сдерживает слезы.

Действия ребенка все больше начинают подчиняться словесно выраженной цели. «Сейчас нарисую птичку»,— заявляет малыш иногда прежде, чем начнет рисовать, или просит: «Мама, дай книжку про смурфиков. Я хочу ее смотреть». Правда, он еще довольно легко, под влиянием внешних впечатлений отступает от намеченной цели.

У говорящего ребенка воспоминания возникают не только тогда, когда он что-либо видит или слышит, но и когда перед ним нет того, о чем говорят. Например, мама сказала: «Поедем к бабушке», — и ребенок вспоминает: «Поедем на машине, у бабушки большой кот. Я играть с ним буду».
Возможность говорить с ребенком не только о настоящем, но и о том, что было или еще будет, значительно расширяет его кругозор.

Таким образом, речь ребенка на третьем году жизни способствует его умственному развитию, расширению кругозора, общению с окружающими, осознанию правил поведения, т. е. развитию личности ребенка в целом..

На основе собственного опыта и объяснений взрослого у ребенка формируются представления и понятия (доктор лечит, шофер водит машины, грибы растут в лесу, вечером надо ложиться спать и т. п.). Характерной особенностью детского мышления является то, что он не может еще отвлеченно мыслить, но в жизни, в конкретных условиях, он уже способен решать простейшие умственные задачи.

Так, например он не может ответить на вопрос: «Сколько будет один да один?», но если ему предложить: «Положи два яблока в вазу, а одно возьми себе» — он легко с таким заданием справится. Если его спросить: «Как достать куклу с высокой полки?», он может не ответить. Когда же ему нужно достать предмет, который находится высоко, то он, не задумываясь, поставит стул, залезет на него и достанет нужное.

Эти примеры показывают, что мышление ребенка еще непосредственно связано с действием, с конкретными предметами. В течение третьего года жизни у ребенка очень сильно развивается способность к подражанию. Поэтому в его игре отражается уже не только то, что он получил в
непосредственном общении со взрослыми, но то, что видел, слышал. Отображая увиденное, он совершает такие действия, которым его взрослый непосредственно и не обучал, а которые он видел на улице, в гостях, в магазине, о которых услышал или узнал из разговора взрослых между собою, увидел на картине и по телевизору т. д.

Поэтому старайтесь не увлекаться совместными посиделками перед телевизором, если есть возможность приобретите специальные обучающие мультфильмы и сказки, но не переусердствуйте, ничто не заменит ребенку живое общение.

Он уже начинает отражать в игре отношения людей: сердится на куклу, потому что она не слушается, или, наоборот, ласкает ее, жалеет — она «заболела»; куколка становится «дочкой», а ребенок — «мамой».
Под влиянием примера и указаний взрослых ребенок начинает следовать правилам поведения. При правильном подходе к нему родителей он может научиться преодолевать небольшие, посильные для него препятствия, делиться своими игрушками с товарищами, спокойно подчиняться требованиям родителей и многое другое.

При благоприятных условиях воспитания ребенок может уже проявлять заботу о матери, сочувствие плачущему, уметь хорошо играть со сверстниками и т. п. Он уже значительно больше и по разнообразным поводам общается с детьми и взрослыми по своей инициативе.

В своих действиях и поступках малыш начинает руководствоваться такими понятиями, как: хорошо — нехорошо, можно — нельзя, правильно — неправильно, и может уже оценивать поступки других. Поощрение, похвала радуют его, вызывают желание сделать или поступить еще лучше; осуждение — огорчает. А если ему очень часто делают замечания, к тому же иногда еще и необоснованные или непонятные ему, то он может проявлять упрямство, как часто говорят взрослые, делать «на зло».

Все более, четко обрисовываются индивидуальные особенности психики ребенка, начинают формироваться основы характера.

Для воспитания трехлетнего ребенка особое значение приобретает поведение взрослых, их личный пример. Ребенок после двух лет хорошо понимает речь окружающих, может подражать тому, что видит и слышит, и очень легко внушаем, т. е. легко «заражается» чувствами других. Поэтому не только действия близких (матери, отца, бабушки), но и тон, каким они говорят, их привычки, интересы, взгляды, их отношение к труду и окружающим людям оказывают большое влияние на формирование личности ребенка и на приобретение им тех или иных привычек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

особенности развития речи у детей третьего года жизни

статья об особенностях развития речи у детей третьего года жизни...

Консультация для родителей «Особенности развития и воспитания ребенка третьего года жизни»

«Особенности развития и воспитания ребенка третьего года жизни»На третьем году жизни ребенок становится более подвижным, ловким и все более самостоятельным и в игре, и в самообслуживании.Быстро развив...

Тематическая встреча с родителями . Развитие и воспитание детей третьего года жизни .

Наиболее характерной особенностью ребенка 3-го года жизни является развитиеречи и повышение ее во всем поведении ребенка , развитие познавательной потребности и в соответствии с этим развитие наглядно...

Консультация для родителей "Развитие и воспитание детей третьего года жизни"

Развитие детей и их поведение на третьем году жизни определяются тем, что они приобрели в первые два года, а также условиями воспитания и задачами воспитания....

Особенности развития детей второго и третьего года жизни

Целью данной консультации является знакомство родителей и педагогов с возрастными особенностями детей 2-3 лет. В статье мы изучим причины того или иного поведения у детей данного возраста; а так же ра...

Особенности развития детей второго и третьего года жизни

Мы всегда рядом со своим ребенком, и немудрено, что иногда мы не успеваем за временем и воспринимаем его так, как буд - то он все еще тот малыш, каким был полгода назад. Мы продолжаем общаться с ...