консультация для родителей «Знакомство детей с художественной литературой в семье»
консультация (младшая группа)

Цветкова Наталия Борисовна

Рекомендуемые методы и приёмы  для развития и формирования у детей  литературного вкуса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx17.91 КБ

Предварительный просмотр:

консультация для родителей

«Знакомство детей с художественной литературой в семье»

(младший дошкольный возраст)

   Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать. Не имея тяги к чтению, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Книга же, напротив, дает возможность домыслить, "дофантазировать". Она учит размышлять над новой информацией, развивает творческие способности, умение думать самостоятельно. Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь. Кто же вводит ребенка в мир книги? Этим занимаются взрослые. Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них взрослый, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед родителями, стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев. Таким образом, важно признать процесс чтения определяющим в образовании, развитии и нравственном становлении ребенка. Известны определенные методы, способствующие формированию и развитию литературного вкуса в дошкольном возрасте.

1.         Выразительное чтение вслух способствует созданию у ребенка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребенка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Более того, чтение вслух приучает к внимательному слушанию текста. Выбирая эту форму работы с книгой, важно соблюдать определенные правила: четко выговаривать слова, читать не очень громко, но и не очень тихо, соблюдать паузы. Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребенка. Не секрет, что монотонное, однообразное чтение или чтение с запинками вряд ли будут слушать даже взрослые, какими бы интересными ни были читаемые произведения. Целесообразно выбирать небольшие по объему произведения, с динамичным сюжетом, повторами, что способствует более внимательному слушанию и более быстрому запоминанию текста. Для выразительного чтения вслух рекомендуем русские народные сказки: "Репка", "Колобок", "Теремок", «Рукавичка».

2.         Использование иллюстративного комментария при чтении вслух младшим дошкольникам небольших по объему произведений, например стихотворений А. Барто, Б. Заходера, К. Чуковского. Методика работы следующая: взрослый читает вслух художественный текст, дети показывают предметы и героев, изображенных на иллюстрации к книге. При выборе книг предпочтение надо отдавать тем иллюстрированным изданиям, где изображение животных, людей, предметного мира максимально реалистично.

3. Литературные викторины. Их организацию необходимо досконально продумать, иначе неизбежны шум, обиды и даже необъективность оценки детских достижений. Особое значение придается подготовительному этапу, который включает чтение книг, организацию книжной выставки, предварительное ознакомление с вопросами.

 Примерные вопросы для литературной викторины:

* Из какой русской народной сказки эти отрывки?

Курочка кудахчет: '

"Не плачь, дед, не плачь, баба,

Я снесу вам яичко другое,

Не золотое - простое". ("Курочка Ряба".)

-  Я мышка-норушка! А ты кто?

-  А я лягушка-квакушка.

-  Иди ко мне жить!

И стали они жить вдвоем. ("Теремок".)

Кликнула кошка Машка мышку. Мышка за Машку, Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку... ("Репка".)

* К каким художественным произведениям относятся эти иллюстрации?
Волк, опустивший хвост в прорубь (русская народная сказка "Лисичка-
сестричка и волк").

Слон, оживленно разговаривающий по телефону (К. Чуковский "Телефон").

Бычок, качающийся на доске (А. Барто "Бычок").

Большой ящик, в котором лежат апельсины и Чебурашка (Э. Успенский "Крокодил Гена и Чебурашка").

* Вставьте недостающие слова в стихотворения А. Барто. Идет... качается, Вздыхает на ходу:

- Ох, доска кончается, Сейчас я упаду! (Бычок.)

Я люблю свою... (лошадку), Причешу ей шерстку гладко, Гребешком приглажу хвостик  И верхом поеду в гости.

Нет, напрасно мы решили, Прокатить кота в машине: Кот кататься не привык, Опрокинул... (грузовик).

(Самолет)... построим сами, Понесемся над лесами, Понесемся над лесами, А потом вернемся к маме.

4. Создание уголка книги дома и при этом нужно весьма внимательно и разборчиво отнестись к организации и подбору книг. Взрослые должны помнить, что книга привлекает  ребенка прежде всего оформлением. Ее внешний вид должен быть привлекательным: разные формы обложек, красивые, яркие иллюстрации. В домашней библиотеке должны быть разные типы книг. Первый тип–книжка-игрушка, книжка-картинка, которая дается в руки ребенку с самого раннего возраста (до года). Это еще не литература. Здесь зрительный образ преобладает над словесным, рисунки имеют главное значение. К.И. Чуковским было замечено, что этот период является важным в овладении речью, и книга, дающая богатые зрительные впечатления, будет хорошим помощником в этом деле. К.Д. Ушинский писал: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их все на лету...» Кроме того, есть надежда, что ребенок в раннем возрасте, взявший книгу в руки и получивший наслаждение от общения с ней, и в дальнейшем будет тянуться к книге, и станет страстным читателем. Также надо помнить о том, чтобы в библиотеке малыша должны быть книги разного типа отражения действительности: не только сказки, но и реалистическая литература, не только проза, но и поэзия. Хорошо бы через 2–3 недели обновлять книжный репертуар, вводя по одной новой книжке, причем с сюрпризом или поощрением. Не следует забывать, что книги время от времени требуют нашей заботы. Поэтому неподалеку от библиотеки можно разместить уголок «Книжкина больница», где будут храниться материалы и инструменты для ремонта книг. Рекомендуем проводить такую работу совместно с детьми. Это будет способствовать воспитанию бережного отношения и любви к книгам. Помимо указанных методов работы по формированию у детей литературного вкуса, взрослый должен владеть приемами, позволяющими включать художественное слово в повседневную жизнь ребенка. Например, надевая варежки ребенку на прогулку зимой, можно обыграть стихотворение Н. Саконской "Где мой пальчик?". После дневного пробуждения прочитать стихотворение Е. Благининой "Наша Маша рано встала...". Важное условие успешной педагогической работы - сопровождение чтения игровыми действиями. Малыши способны слушать понравившееся им произведение многократно, сохраняя непосредственность эмоционального переживания. Этому способствует эмоциональная включенность в процесс чтения самого родителя, который занимает позицию зрителя или участника событий. Начинать знакомство с новой книгой можно с показа ярких цветных иллюстраций. Уже в раннем возрасте малыши учатся прогнозировать будущее чтение, отвечают на вопросы по иллюстрациям: "О ком эта сказка? Кто это? Кто к кому пришел в гости?" Задача папы и мамы - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. И самое важное для родителей - вы должны сами любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать всю её сложность и уметь передавать свои чувства и переживания своим детям. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Приобщение детей к художественной литературе"

Материал познакомит Вас с созданием условий для приобщения детей к художественной литературе; о содержании работы в процессе совместной деятельности детей и воспитателя; о самостоятельной деятельности...

Консультация для родителей «Приобщение детей к художественной литературе»

Художественные образы литературы глубоко затрагивают чувства детей. Дети дошкольного возраста еще не читатели, а слушатели. Умение слушать литературное произведение формируется у дошкольников в процес...

Консультация для родителей: "Приобщение детей к художественной литературе через семейное чтение"

Консультация для родителей: "Приобщение детей к художественной литературе через семейное чтение"...

Консультации для родителей «Приобщение детей к художественной литературе »

Чтение для детей должно стать ежедневной привычкой,  стать  необходимостью...

Консультации для родителей " Приобщение детей к художественной литературе"

Консультации для родителей по приобщению детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе....

Консультация для родителей «Приобщение детей к художественной литературе»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧЕРЕЖДЕНИЕ « ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №21 «НАДЕЖДА»Городского округа Ступино Московской облас...