Статья "Активизация мышления"
статья

Ксения Сергеевна Мельникова

Активизация мышления

«…Одной из наиболее актуальных психологических проблем явля­ется разработка способов активизации мышления. Можно реко­мендовать несколько таких способов:

1      На стадии постановки задачи рекомендуется попробовать ее переформулировать или выразить в графической форме, что позволит активизировать резервные возможности мозга, а также представить проблему в окружении другой группы факторов.

2      В процессе решения задачи следует использовать как мож­но большее количество непроизвольных ассоциаций, так как не­известно, в чем заключается правильный ответ. Для порождения ассоциаций используются наводящие вопросы.

3      Создание оптимальной мотивации — еще одно из условий оптимизации мышления. Содержание мотива может быть раз­личным: от жизненной необходимости до интеллектуального удо­вольствия от самого процесса. Если в основе мотивации лежит собственный интерес, то стремление к преодолению трудностей будет сильнее и длительнее. Одной из особенностей лаборатории Резерфорда было то, что ученики работали над своими собствен­ными задачами. Даже если Резерфорд видел, что задача безнадеж­на, он не вмешивался, так как собственное решение учит человека мыслить.

                  Мотивация должна быть устойчивой (это позволяет переклю­чаться на другие проблемы и вновь возвращаться к первой) и достаточно сильной, но не слишком, так как слишком сильная мотивация отнимает у человека право на ошибку и лишает его свободы.

Снижение критичности по отношению к собственному ре­шению также может повысить продуктивность мышления: Один из наиболее действенных способов выработки новых идей — это метод «мозговой атаки». Суть его заключается в запрете на критику выдвигаемых идей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_aktivizatsiya_myshleniya.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация мышления

«…Одной из наиболее актуальных психологических проблем является разработка способов активизации мышления. Можно рекомендовать несколько таких способов:

  1. На стадии постановки задачи рекомендуется попробовать ее переформулировать или выразить в графической форме, что позволит активизировать резервные возможности мозга, а также представить проблему в окружении другой группы факторов.

  1. В процессе решения задачи следует использовать как можно большее количество непроизвольных ассоциаций, так как неизвестно, в чем заключается правильный ответ. Для порождения ассоциаций используются наводящие вопросы.

  1. Создание оптимальной мотивации — еще одно из условий оптимизации мышления. Содержание мотива может быть различным: от жизненной необходимости до интеллектуального удовольствия от самого процесса. Если в основе мотивации лежит собственный интерес, то стремление к преодолению трудностей будет сильнее и длительнее. Одной из особенностей лаборатории Резерфорда было то, что ученики работали над своими собственными задачами. Даже если Резерфорд видел, что задача безнадежна, он не вмешивался, так как собственное решение учит человека мыслить.

                Мотивация должна быть устойчивой (это позволяет переключаться на другие проблемы и вновь возвращаться к первой) и достаточно сильной, но не слишком, так как слишком сильная мотивация отнимает у человека право на ошибку и лишает его свободы.

  1. Снижение критичности по отношению к собственному решению также может повысить продуктивность мышления: Один из наиболее действенных способов выработки новых идей — это метод «мозговой атаки». Суть его заключается в запрете на критику выдвигаемых идей.

Направленность, мотивация, самоактуализация

Когда миром движут великие мотивы,

 мы вдруг начинаем понимать,

что мы люди, а не звери, что у нас есть душа.

У. Черчилль

Многие психологи считают направленность одной из важнейших сторон личности человека. Это название объединяет ценности, мировоззрение, идеалы, убеждения, склонности, интересы, желания, влечения, потребности.         

Сущность направленности связана не столько с тем, чего хочет человек, сколько с тем, почему он этого хочет, т.е. с мотивами его поведения. Смысл, который человек вкладывает в свою деятельность, определяется его внутренними ценностями — осознанными и неосознанными мотивами. Другими словами, мотив — это побуждение к деятельности конкретного человека, выполняющего ее.

        Так, например, несколько человек могут одинаково добросовестно выполнять сходную работу, но субъективно оценивать ее цели по-разному. Для одного мотивом будет хороший коллектив, потому что для него ценностью являются взаимоотношения между людьми, для другого - содержание его труда, т. е. он ценит в себе и в людях в первую очередь высокий профессионализм,  для третьего мотив — оплата его труда.

Существует чрезвычайно много классификаций потребностей, лежащих в основе мотивов человеческого поведения. Одна из наиболее известных принадлежит А. Маслоу. Этот ученый выделил 2 основные группы потребностей человека: высшие и низшие.

Высшие потребности (потребности «роста»)

5. Потребность в самоактуализации: в реализации собственных возможностей и способностей, в понимании и осмыслении.

4. Потребность в самооценке: самоуважении, достижении, признании, одобрении.

3. Потребность в социальных контактах: любви, нежности, чувстве идентификации (отождествлении с кем-либо), чувстве социальной присоединенности.

Низшие потребности («нужды»)

2. Потребность в  безопасности:   защите от боли, страха, гнева, неустроенности и т. д.

1. Физиологические  потребности:    голод,   жажда, сексуальные  потребности  и  др.   —  в  той   мере, в какой они необходимы для поддержания нормальной жизнедеятельности.

Главный закон иерархии потребностей заключается в том, что высшие потребности возникают только в том случае, если достаточно насыщены низшие, причем это «насыщение» должно носить достаточно длительный и интенсивный характер. Это означает, что формирование потребностей как отдельного человека, так и социальных групп и даже целого общества, происходит последовательно и закономерно: стойкая потребность более высшего порядка возникает только на основе устойчиво насыщенной потребности предыдущей ступени.

Если общество, социальная группа и отдельный конкретный человек не ощущают себя в достаточной, например, безопасности, то вряд  ли у них сформируются потребности в осмыслении себя, своих ценностных ориентации, смысла жизни. А что же такое потребность в самоактуализации как не потребность в «смысле жизни»?

Другая сторона этого процесса — интерес человека к самому себе, стремление к лучшему пониманию себя. Одним из проявлений этого интереса является «открытие» психологии, выход ее к людям, ощутившим в себе эту высшую потребность человека — в самопознании и самоактуализации.

Мотивация роста связана с побуждением обогащать жизнь, расширять жизненный опыт, так как это увеличивает удовольствие человека от его собственного существования.   Эта мотивация, в отличие от мотивации первой группы, не является следствием комфорта, ее цель — не редукция напряжения, а реализация ценностей, идеалов и т. д.  Человек становится потенциально богаче, хотя напряжение при этом увеличивается!

Высшие потребности позднее возникают у человека, они менее важны для выживания, их удовлетворение легче отодвинуть на некоторое время, субъективно они воспринимаются как менее насущные.   Несмотря на это, удовлетворение высших потребностей влияет на повышение продолжительности жизни, снижение заболеваемости. Жизнь на более высоком уровне потребностей чаще приносит счастье, ведет к развитию личности. Временное удовлетворение низших потребностей, хотя они очень важны, обязательно прерывает самоактуализацию, реализацию себя.  

Маслоу, проанализировав биографии ряда выдающихся людей, достигших, по его мнению, уровня самоактуализации (Эйнштейна, Линкольна и др.), выделил ряд их характерных черт:  ориентацию на реальность, терпимость к недостаткам других, спонтанность (самопроизвольность, непосредственность в выражении чувств, в поступках), деловую направленность, ограничение частных интересов, независимость, оптимизм, одухотворенность, ощущениe себя частью человечества, наличие узкого круга близких друзей, демократические принципы, разведение понятий цели и средств (цель не оправдывает средства), чувство юмора, склонность к творчеству, нонконформизм (не склонность следовать за мнением большинства).

Виктор Франкл в своей книге «Человек в поисках смысла» рассматривает стремление к поиску и реализации человеком смысла  жизни как врожденную мотивационную тенденцию, присущую людям и являющуюся основным двигателем поведения и различности. Смысл жизни доступен любому человеку, однако нахождение смысла — это вопрос не познания, а призвания. Не человек ставит вопрос о смысле жизни, а жизнь ставит перед ним этот вопрос, и человеку приходится отвечать на него — не словами, а действиями.   Человек не изобретает его, а находит.

        Смысл жизни — это всякий раз также и конкретный смысл жизненной ситуации. И как неповторима каждая отдельная ситуация, так же уникален и каждый отдельный человек. Интересно рассуждение американского студента, которое приводит В. Франкл в своей книге: «Мне 22 года, у меня есть ученая степень, у меня шикарный автомобиль, я полностью независим, и в отношении секса и личного престижа, я располагаю большими возможностями, чем я в состоянии реализовать. Единственный вопрос, который я себе задаю — это, какой во всем этом смысл?». В. Франкл намечает возможные пути, посредством которых человек может сделать свою жизнь осмысленной:

1. С помощью того, что мы даем жизни сами (творческая работа).

2. С помощью того, что мы берем от мира (переживание ценностей).

3. Посредством позиции, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую мы не в состоянии изменить.

Соответственно выделяются 3 группы ценностей: творчества, переживания и отношения.

  1. Ценности творчества реализуются в продуктивных творческих действиях и являются созидательными.
  2. Ценности переживания проявляются в нашей чувствительности к явлениям окружающего мира, например, в восхищении перед красотой природы или произведениями искусства.
  3. Ценность отношения заключается в отношении человека к факторам, ограничивающим его жизнь. То, как он принимает тяготы жизни, как несет свой крест; то мужество, что он проявляет в страданиях; достоинство, которое показывает будучи приговорен и обречен — все это является мерой того, насколько он состоялся как человек. Человеческое существование по сути своей никогда не может быть бессмысленным. Жизнь человека полна смысла до самого его последнего вздоха. Быть человеком — это значит быть сознательным и ответственным, стараться не терять смысла жизни и опираться на ценности творчества, переживания и отношения.

У человека, как предполагает Хейкхаузен, существует два основных типа поведения: избегание неудач и стремление к достижениям. Многие люди живут по первому типу: «как бы чего не вышло», боятся наказаний, поэтому не могут по-настоящему реализовать свой потенциал. Лучше жить по принципу стремления к достижениям, преодолевая трудности — это приносит больше радости и счастья человеку, дает возможность самореализации и раскрытия творческих возможностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с использованием методов активизации мышления дошкольников

Предлагаю игры, которые можно широко использовать в активизации мышления дошкольников. Игры позволяют развивать детей не навязчиво, проводить занятия с интересом....

Познавательная деятельность с использованием различных методов активизации мышления.

Познавательная деятельность с использованием различных методов активизации мышления.Цель:развивать творческое познавательные способности в процессе разрешения специально моделируемых проблем. Зад...

«Синквейн, как один из приемов активизации мышления, активности дошкольников в работе по развитию речи».

Что такое синквейн, как его правильно составлять вы узнаете из этой статьи. С помощью синквейнов можно решить много задач: познавательных, речевых, воспитательных, творческих, а главное – помогае...

Консультация для родителей и воспитателей «Приемы активизации мышления дошкольников»

Успешное обучение детей в школе зависит от уровня развития познавательных процессов, в том числе и мышлению. Ребёнок должен находить отличия между предметами, выполнять самостоятельно задания по ...

Игры с использованием методов активизации мышления дошкольников

Игры с использованием методов активизации мышления дошкольников...

Приемы активизации мышления дошкольников (консультация для воспитателей)

Успешное обучение детей в школе зависит от уровня развития познавательных процессов, в том числе мышления. Активизация мышления детей достигается путем отбора соответствующего содержания, методов и пр...

Мастер-класс для педагогов и родителей «Активизация мышления детей с использованием технологии ТРИЗ метода фокальных объектов».

laquo;Активизация мышления детей с использованием технологии ТРИЗ метода фокальных объектов»....