Статья на тему: «Воспитательно-образовательный потенциал семьи как основа благоприятной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада»
статья (младшая группа)

Сафронова Вероника Родионовна

Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей.    Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определенных усилий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_publikatsii_vospitatelno-obrazovatelnyy.docx30.98 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 

 «Воспитательно-образовательный потенциал семьи

 как основа благоприятной адаптации младших дошкольников

к условиям детского сада»

        

                                                

        

        Аннотация. Главными воспитателями своих детей являются родители.    

Цель работы ДОУ с семьей: создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями, вовлечение семьи в единое образовательное пространство, установление доверительных, партнерских взаимоотношений с родителями, работать в тесном контакте с семьями воспитанников, активизировать и обогатить воспитательные умения родителей.

        Актуальность проблемы работы с родителями в том, что, взаимодействуя с семьей, необходимо стараться дополнить или компенсировать домашние условия воспитания. Особо важно взаимодействие семьи и дошкольного учреждения для детей из неполных и неблагополучных семей, для детей с недостатками в развитии, так как они наиболее             подвержены негативным переменам в обществе. Только активная двусторонняя связь может компенсировать «неполноценность» их существования, улучшить адаптацию детей к новым условиям, наладить связь «неблагополучных» детей с окружением. Что касается детей из так называемых «благополучных» семей, то только во взаимосвязи детского сада и семьи возможно овладение различными видами деятельности, нормализовать контакты с детьми из разных социальных слоев, повысить педагогическую культуру родителей. Как уже было отмечено, главный момент в контексте «семья — дошкольное учреждение» — личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребенка.

        Важным условием для достижения хороших результатов в образовательном процессе, развитии и воспитании детей является сотрудничество  и взаимодействие  с семьями воспитанников. Взаимоотношения педагогов и родителей возможно лишь в том случае, если педагоги являются советчиками, размышляют вместе с родителями, договариваются о совместных действиях. Для активизации воспитательных возможностей родителей педагогу целесообразно использовать разнообразные активные формы общения с ними.        Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей.    Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определенных усилий. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.

        Основные задачи взаимодействия воспитателя с родителями являются:

•        установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

•        объединить усилия для развития и воспитания детей;

•        создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

•        активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

•        поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

        Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали годовым задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов. Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в нашем ДОУ решается с применением всевозможных методов и форм  работы , позволяющих установить доверительные отношения между воспитателями и родителями:

  • консультативно-рекомендательная;
  • информационно-просветительская;
  • мастер-классы;
  • организация круглых столов, семинаров, детских праздников;
  • индивидуальные деятельность с родителями и их ребенком,
  • родительские собрания.

        Основными принципами взаимодействия с родителями является:

  1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

        Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.

  1. Дифференцированный подход.

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь пригодится и человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

  1. Сотрудничество, а не наставничество.

Современные папы и мамы в большинстве своем люди грамотные, и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний, сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.

  1. Готовимся серьезно.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар- практикум могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

  1. Динамичность.

Детский сад сегодня должен находится в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.

        Для того,  чтобы спланировать взаимодействие с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в д/саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему помогает нам  правильно выстроить работу с родителями, сделать её эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. В сентябре мы проводим анкетирование среди родителей воспитанников на тему: «Социальный портрет семьи».

        По результатам изучения анкет выяснилось следующее: если раньше родители подразделялись на группу служащих и рабочих, то с изменением общественных условий появились предприниматели, неработающие, много неполных семей, есть многодетные семьи.

        Родители детей, посещающих сегодня дошкольное образовательное учреждение, можно условно разделить на три группы:

        Первая группа- это родители, очень занятые на работе, которым д/сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от д/сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях.

        Вторая группа- это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать д/сад, но родители не хотят лишить ребенка полноценного детского общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов - не допустить, чтобы эта родительская группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, их необходимо вовлечь в работу д/сада.

        Третья группа-это семьи  с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от д/сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдение правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя выделить из этой  родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведений праздников, конкурсов, выставок и т.д.

        Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Мы реализуем как традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями дошкольников. Традиционные формы подразделяются на коллективные (родительские собрания, конференции, круглые столы) и индивидуальные (беседы, консультации, посещение на дому), а также наглядно- информационные (выставки, стенды, ширмы, папки- передвижки).

        Нетрадиционные формы  организации общения педагогов и родителей:

  1. Информационно – аналитическая: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Проводим с помощью социалистических срезов, опросов.
  2. Познавательная: ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей младшего возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. Проводим семинары- практикумы, педагогическую гостиную, проведение собраний в нетрадиционной форме, педагогическая библиотека для родителей.
  3. Наглядно- информационная: ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей. Это информационные проекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет.
  4. Досуговая: установление эмоционального контакта между педагогами, детьми. Это совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках и т.п.

        Работая в этом направлении,  была проведена большая работа с родителями. Родителей знакомлю с жизнью д/сада и их ребенка через родительские собрания, уголки, информационные стенды и газеты, провожу консультации, беседы с показом видеозаписей, развлечения с родителями, и наконец, занятия с участием родителей. Убеждаю их в необходимости систематичности этих мероприятий. Ничто так не сближает родителей, педагогов и детей, как совместные мероприятия, которые проходят интересно и разнообразно. Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации.  Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, апробировать разные подходы, посмотреть, как это делают другие, т.е. приобрести опыт  взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

        Очень теплой традицией стало проведение значимого мероприятия, посвященного «Дню матери». В теплой обстановке, за чашкой чая, проходят чаепития с мамами, бабушками, где проходит чествование женщин- матерей, которые, воспитывая своих детей, дарят тепло своих сердец и другим детям. Родители очень благодарны всеобщему союзу, пишут положительные отзывы.

        Целью этих встреч было: развитие взаимоотношений детей и родителей посредством включения в совместную деятельность, обогатить отношения через эмоциональное общение. Ведь не зря гласит пословица «Ребенок растет не от хлеба, а от радости».

        Праздник в д/саду- это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Родители самые дорогие и близкие люди! Они видят, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания. В.А. Сухомлинский сказал: «Дети - это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».

        В результате их проведения формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные        Сближению детей и родителей, а также воспитателя способствует и использование такой формы работы как создание роли для родителя на открытом занятии. Было проведено открытое занятие по теме недели: «Вкусная профессия». Один из родителей был вовлечен в образовательный процесс группы, с обязательным объявлением благодарности от воспитателей и детей.         Постоянное проведение разнообразных конкурсов и выставок «Чудо- овощ», «Елочка- зеленая иголочка», «Щедрая- осень», «Транспорт- нашего города» и другие, позволяют укрепить взаимодействие д/сада с семьями воспитанников. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединяться родителям одной группы.           И, наконец, активное участие родителей в субботниках. Основная цель различных мероприятий - укрепления детско-родительских отношений.

        Хотелось бы сказать об одном важном моменте системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждается и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях»- писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Я всегда делаю это при любом удобном случае, и родители платят мне тем же.

        В современных условиях д/сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей (мебель- кровать и диван, сшита одежда для кукол, для театрального уголка, постельное белье, нестандартная лесенка и многое другое, композиция для огорода на окне, кукла «Масленица» для занятия).

        Доверительные отношения устанавливаются постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел»- ремонт группы, игрушек, мебели, помощь в создании предметно-развивающей среды в группе, налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между педагогами и родителями. Мы вместе стремились, чтобы детям в группе было хорошо, уютно.

         Для обеспечения благоприятной адаптации ребенка младшего возраста к условиям детского сада, а затем обеспечения его обучения, воспитания и развития в адекватных возрасту формах и детских видах деятельности, с учетом возрастных особенностей детей и в соответствии с требованиями ФГОС ДО в группе созданы такие центры детской активности, как:

  • Центр  художественно -эстетического развития.
  • Центр  театральной деятельности детей.
  • Центр детской литературы.
  • Центр  двигательной активности детей.
  • Центр познавательной активности (исследование и экспериментирование).
  • Центр игры «Дом. Семья» наполнен атрибутами и предметами для развития предпосылок сюжетных игр.
  • «Веселые нотки» - центр музыкального развития детей.
  • Центр безопасности.
  • Центр речевого развития.
  • Центр нравственно-патриотического воспитания.
  • Центр дидактических и сенсорных игр.
  • Уголок уединения.

        Развивающая предметно-игровая среда в группе организована так, чтобы каждый ребенок мог найти себе занятие по интересам: мобильные атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Больница», «Парикмахерская», «Магазин», «Мини-город» (с дорожными знаками и автотранспортом), «Дом куклы-малышки», «Одень Машеньку», «Библиотека», «Зоопарк» и др. Все игрушки и дидактические игры в группе расположены на уровне детских глаз, чтобы каждый  ребёнок мог достать её самостоятельно и занять себя. Развивающая предметно-игровая среда в группе постоянно обновляется и меняется, в зависимости от потребностей и интереса детей, сезонности, а так же поставленных задач

        На сегодняшний день у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало положительные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками, создана атмосфера взаимоуважения.

        Опыт моей педагогической деятельности по приоритетному направлению показал:

  • позиция родителей стала более гибкой,
  • родители ощущают себя более компетентными в воспитании детей,
  • стали проявлять искренний интерес к жизни группы,
  • научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности,
  • эмоционально поддерживают своего ребенка,
  • постепенно уходят  непонимание, недоверие родителей.

        Для наиболее глубокого изучения темы приоритетного направления «Воспитательно-образовательный потенциал семьи как основа благоприятной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада»,  я поставила перед собой следующие задачи для самообразования:

  1. Выработать единый стиль воспитания и общения ребенка в семье и детском саду.
  2. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
  3. Создать оптимальные условия для адаптации каждого ребенка к посещению группы детского сада и обеспечить лёгкую адаптацию к новым условиям.
  4. Правильно определить пути  и способы сохранения и укрепления здоровья малыша в семье (режим, питание, закаливание, массаж и развитие движений).
  5. Повышение уровня родительской компетенции, поиск внутренних ресурсов семьи, мотивация на приобретение нового опыта общения с детьми.
  6. Вовлечение родителей в процесс воспитания и развития собственного ребёнка в стенах детского сада и дома, исключение позиции иждивенчества.

        Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями.

        

На сегодняшний день сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало положительные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками, создана атмосфера взаимоуважения.

Cписок литературы:

  1. Антипина Г.А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ//Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. - С. 88-94

  1. Байбородова Л.В. Взаимодействие школы и семьи. - М.: "Академия развития", 2009. - 224 с.

  1. Воспитатели и родители: Из опыта работы. - М.: "Просвещение", 2009. - 96 с.

  1. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду. - М.: "Сфера", 2010. - 144 с.

  1. Доронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей. - М..: "Просвещение", 2011. - 190 с.
  2. Лобанок Т.С. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. - М.: "Белый Ветер", 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему. Игры с песком как средство успешной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада

Игры с песком являются мощным средством успешной адаптации дошкольников к условиям детского сада, так как любую психотравмирующую или конфликтную ситуацию можно проиграть в песочнице. Не сразу, но пос...

Песочная терапия как средство успешной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада.

Игра в песок, особенно для малышей младших групп, является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии. Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста актуальна всегда. ...

Формирование культурно – гигиенических навыков у младших дошкольников в условиях детского сада

Цель: Обогащение и систематизация знаний родителей о работе воспитателя в формировании КГН у детей младшего дошкольного возраста через информационное просвещение (папка - передвижка)Наряду с организац...

Консультация для родителей: "Песочная терапия как средство успешной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада"

Проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению относится к числу наиболее серьезных, так как становление личности дошкольника во многом определяется  именно тем, насколько благоприятно проте...

«Актуальность воспитательно-образовательного потенциала семьи как основа благоприятной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада»

. Главными воспитателями своих детей являются родители.   Цель работы ДОУ с семьей: создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями, вовлечение семьи в единое образов...